Рига. Часть 1

      РИГА - Сарай для сушки снопов и молотьбы – такое определение дано в Интернете. Изготавляют  такой сарай из бревен, в которых нет смолы, обычно, это осина или реже: вяз, ясень, орех, дуб.
 Дело было в середине 50-х годов прошлого века. Жизнь у людей была бедная, послевоенные шрамы еще не зажили, но люди строили мирную жизнь, рассчитывая на лучшее. Бомочка в эти годы работал на оборонном заводе п/я 934 регулировщиком аппаратуры уже 8 лет, всего регулировщиков было около тридцати человек. Их завод, благодаря толковому руководству, быстро поднимался по технике, изготовляя оборудование для самолетов, да и в общественном плане, построил санаторий, дом отдыха, начал строить свой клуб. Работники завода, в своем большинстве, жили в коммуналках и просвета получения отдельной квартиры не было: ну нет у страны денег на строительство жилья! Все это понимали и искали свои способы улучшения жилищных условий. Этим занимались и на заводе, где работал Бомочка, который к этому времени сумел поставить семью на городскую очередь, так как в их 15 –ти метровой комнате на каждого приходилось менее трех метров: он, жена, его отец – Хаим и двое малолетних детишек Анечка и Сашенька. Ну, повезло, так как в их комнате на наб. Фонтанки, было ну чуть меньше, чем три метра на человека и их поставили на очередь. На заводе нашли достойный выход из жилищного кризиса, предложив Исполкому Ленсовета выделить землю в пригороде для нужд работников и строительства ими самими собственного жилья. По тем временам это была неслыханная дерзость и уход от коллективизма, но идею поддержали и заводу выделили участок примерно в 70 Га в поселке Горелово, в получасе ходьбы от аэродрома, где трудились рабочие завода по обслуживанию самолетной техники, в числе которых был и Бомочка. Земля была выделена бесплатно, бессрочно и, что весьма важно, не под садоводство, а под жилищное строительство. Завод взял на себя все организационные работы: разметка, межевание, прокладка электрообеспечения,  рытье  канав – траншей для осушения, строительство дорог, моста, и учреждений общественного пользования: детский сад, школа, поликлиника. Скажу сразу, что у завода не хватило сил, да и, наверное, средств,  для пробивания бюрократической стены по строительству общественных учреждений, но остальное все было сделано. Руководила всем строительством – заместитель директора завода – Анна Леонтьевна, дама лет 52-х, которая была профессионалом, но ей требовался помощник и она выбрала Бомочку. Ему в те годы было 35 лет, он считался специалистом и, главное, был не пьющим, ну почти, на общем фоне. Бомочке было поручено распределение работникам завода участков по семь соток, контроль за укладкой щебенки на дороги и строительством  моста. Ничего из перечисленного Бомочка глубоко не понимал, но природная смекалка, да и помощь строителей – все помогло и дороги были проложены, и мост через речку «Лиговку» построен, участки распределены.  Бомочка долго выбирал себе участок и выбрал угловой, так ему казалось, будет лучше. Конечно, были интриги с участками, Бомочку пытались подкупить и напоить, но он держался, находил компромисс, недовольных практически не было. Но было другое: денег у него на строительство своего дома было мало и взять их негде. К 1958 году на выделенном участке был построен сарайчик и семья из пяти человек ютилась летом в нем. В следующий год, зимой, работая в Громово (это 100 км. по Приозерскому шоссе) на аэродроме, в разговоре, Бомочка посетовал, что денег на покупку сосновых бревен для дома у него нет и кто-то из бригады сказал, что, мол, забери «ригу», что стоит недалеко от аэродрома, все равно она пустая, а бревна – хорошо просушенная осина. Он так и сделал, «ригу» ему продал поселковый Совет  по остаточной стоимости за символические деньги, работники разобрали ее по бревнышку и, накануне нового, 1960 года, он нашел машину – шаланду с прицепом и поехал отвозить бревна в Горелово. Сегодня Приозерское шоссе – одно из самых лучших в пригороде, но тогда это была засыпанная гравием одноколейная дорога, без разметки и освещения, разбитая  тяжелыми машинами.  Дело было уже вечером, пока грузили бревна, закрепили – день кончался. Водитель, пожилой (ха!) мужичонка, лет 55-ти предложил переночевать у него и утром поехать, мол, успеем, дорога плохая, но Бомочке не терпелось и он уговорил водителя поехать после 19 часов. По-хорошему, даже если потихоньку ехать, дороги было 4-5 часов, но замела пурга, видимость – никакая, они в середине пути, глубокая ночь, тяжеленная машина с трудом пробивается по свежевыпавшему снегу, буксует. Водитель все понимал и все порывался вернуться, но Бомочка, который годился ему в сыновья,  кричал на него, мол, ты мастер, справишься, увеличивал гонорар. А дорога  эта  с поворотами, подъемами и спусками, не разгонишься, особенно с тяжеленным прицепом. В общем, съехали они в кювет, хорошо, не опрокинулись, и застряли.  Водила заплакал, что погибнем здесь на 27-ми градусном морозе, помочь тут некому! Бомочка, в унтах и овчинном полушубке, завязал зимнюю шапку под подбородком, водиле поручил мотор не выключать и пошел искать подмогу. Бомочка рассказывал эту историю сыну лет через 20 после этого, немногословно, без эмоций, все было пережито внутри. Как он ночью, в пургу, в незнакомом месте нашел деревню, в которой есть трактор, уговорил тракториста – он почти не помнит, но помнит, что его долг, как отца семьи, все сделать, а что трудно – так это все временно!  С трактористом завелись, Бомочка сел с ним и нашел оставленную машину, прошло 3-4 часа. Водитель плакал, как ребенок, он решил, что и Бомочка погиб, и он погибнет тоже! Машину вытащили, еще через  3-4 часа, уже под утро, они добрались до Горелово и уснули в сарайчике… К весне Бомочка привез тестя посмотреть на уникальное дерево, что привез зимой. Тесть, спокойный, не многословный и много повидавший в жизни человек, отвоевавший в двух войнах, осмотрел бревна и … заплакал!  «Ну что же ты привез, чуть не погиб!» - восклицал он, зная историю доставки, трогая подгнившие бревна, показывая неразумному зятю, что это не бревна, а рухлядь гнилая, битая жучком. Конечно, Бомочка расстроился, но упертость и желание создать свое жилье – пересилило и он начал действовать. Уговорил Анну Леонтьевну посмотреть бревна, она приехала из уважения к своему помощнику, все посмотрела и вынесла вердикт: «Да, гнилых и с жучком бревен много, но так как площадь бывшей Риги была около 200 кв.м, то на домик 7х7 метров – отобрать хватит, она даст людей». Она нашла двух братьев и еще одного мужичка, которые взялись рассортировать эту огромную кучу бревен, выбрать подходящие и собрать из них сруб 7х7. За лето сруб собрали, Бомочка помогал по мере возможностей, ну, например, он обработал первый нижний венец. Ему посоветовали и он исправно сделал смесь из битума и солярки, нагрел до растворения битум и промазал нижние бревна кипящим раствором. Забегая вперед, скажем, что по прошествии более  чем 45 лет, нижние, да и остальные бревна, были в идеальном состоянии, при ударе топором – звенели, как новые! Но до этого надо было из  отобранных бревен поставить сруб, стропила, крышу. После сборки сруба выяснился нюанс: внутри дома бревна такие кривые, что некоторые выступают на 10-15 см, площадь дома внутри резко уменьшается и что с этим делать – не понятно. Бомочка предложил работникам топором стесать выступающие части бревен, но они ему сказали, что это… невозможно! Сухая осина такая твердая, что топор только скользит по бревнам и отскакивает – такие они крепкие, да и пальцы на руках в кровь!  Долго мучились, что придумать  и решили поставить на топоры кривые – S- образные топорища, что и было сделано. Стены обтесали, выровняли и все получилось. Остатки от «риги» пошли на дрова, которыми еще лет 10 топили печку. До продажи фамильного гнезда было еще более 50-ти лет и много приключений!


2013-2014 г.


Рецензии