Редкие статьи

  Достаточно много написано рецензий на такие произведения, как "Руслан и Людмила", "война и мир" или "Анна Каренина". Объемные книги вызывают большой интерес у разных литературных критиков. Но очень редко удается встретить характеристику для тех книг, которые знают уже в начальной школе. Но однажды мне довелось прочитать рецензию на сказку о Карлсоне. Как могу вспомнить, рассказывалось в ней о том, что сам Карлсон-это совокупность всех детских недостатков. Автор (Астрид Линдгрен) использует литературный прием-гиперболу, что бы дети видели, насколько комично желание, к примеру, объесться блинами и плюшками (ведь, так и изображается Карлсон). Автор умышленно часто повторяет словами Карлсона:"Я самый лучший в мире (проказник, выдумщик и даже математик)". Это нужно для того, что бы читающие школьники поняли, как странно выглядит со стороны самохвальство.
  Однако в рецензии давался самый маленький намек на поведение дяди Льюиса и Фрекен Бок. Всего лишь сказано, что есть некоторое непонимание между взрослыми людьми и детскими проделками. А ведь можно было очень подробно рассказать о привидениях. Почему автор посчитала очень важным, что бы Карлсон и Малыш поиграли в привидений. А дядя Льюис вместе с ворами Филле и Рулле должны в них поверить. Примерно в то же время, когда Астрид Линдгрен была жива, очень популярными в Англии были сеансы по обращению к призракам. И огромное количество англичан охотно верили. Карлсон (а, точнее автор данной сказки) как раз пытается их разоблачить.
   Мы даже можем вспомнить, что говорит Фрекен Бок при первой встрече. О том, что детям стали дарить разные игрушки вроде пропеллеров. Иронически она предполагает, что скоро дети полетят на Луну. Одним словом, даже объяснить явление полета человека довольно просто. Хотя по сюжету, моторчик Карлсона, все же игрушкой не является.
  Так же обыкновенно объясняются любые "привидения". Вероятно, Астрид Линдгрен знала, какие уловки используют люди на спиритических сеансах. И точно такие же фокусы использует Карлсон в своей игре. Во-первых, он утверждает, что играть в привидения лучше всего ночью при полной темноте. Во-вторых, он использует глушитель у моторчика (обыкновенная техническая новинка). Кроме того, привиденческий костюм можно изготовить самостоятельно, если приложить старание. Мы помним, что Малыш очень долго, около 2 часов сшивал новый костюм для игры, а сам Карлсон из простыней длительное время изготавливал мумию. В заключение хочется сказать, что дядя Льюис до последнего верит в гномов и фей. Из этого можно судить, как закрепилась вера в потусторонний мир у настоящих англичан, которые ходили на спиритические сеансы.
   Другая сказка-пушкинская, "О попе и работнике его Балде". Она явно была создана, как сатира на поведение церковнослужителей тех времен. Работник показан здесь мастером на все руки, может и печь затопить и дрова нарубить, и даже справляется с такими заданиями, которые попу кажутся невыплнимыми-звать бесов из водяного омута. В сказке оговаривается и о том, что попова дочка влюбилась в работника. А ведь по тем временам это был очень смелый сарказм. Дело в том, что в царское время крайне запрещалось крестьянам жениться на дочерях более высокого сословия. Если же такое случалось, то могли начаться публичные насмешки. Считалось даже, что таким образом позорится фамильный род.
   Естественно сказка заканчивается тем, что Балда смело потребовал своей платы (три щелчка по лбу) и поп от них умирает (вышибло ум у старика). Но если подумать; насколько сильными должны быть те удары, что бы от ни прямо умереть!? Видимо, "у старика вышибает ум" просто от страха. Этот страх преследует его в течение всей сказки. А ведь на самом деле получается, что поп боится проиграть другому человеку некоторый спор. А вот в прошлом веке С. Михалков написал подобную сказку "О купце, о мужике и о мужицком пятаке". В ней сначала мужик спасает купца из воды, и купец обещает расплатиться-он говорит, что закатит пир горою на целых три дня. В первый день мужика и вправду угощают, но вскоре сам превращается в слугу. Гости ему кричат: "Поди сюды! Набери-ка в ковш воды! Эй, мужик, смени посуду! Убери-ка, братец, блюдо! Принеси-ка холодец!" На третий день его уже стали пинать, ему не дали ни поесть ни поспать, и все гости забыли, в честь кого устраивался пир, и спал он после этого в сарае, на соломе. Купец до этого обещал озолотить мужика, но и это желание не исполнилось,  хотя крестьянин исправно мыл посуду и подносил кушанья во время гулянья. Мало того, купец требует с него теперь долг в 200 рублей. Но мужик отдает только 5 копеек, потому что (как он сам утверждает) больше не обеднеет.
  И хотелось бы вспомнить две книги Носова: "Витя Малеев в школе и дома" и "Приключения Незнайки". В первой повести, ученика Шишкина мы не можем назвать ленивым или безграмотным. Сам Шишкин по характеру похож на образ Печерина из известного романа Лермонтова. Печерин попадает в такую среду, где людям все безразлично, кроме, наверное, балов. Друзей Шишкина то же особо не интересуют двойки последнего и его прогулы. Вообще, сама ложь в повести представлена в виде цепной реакции. Витя Малеев думал, что ничего страшного не случится, если он тоже соврет (о том, что у товарища грипп). Но с каждым днем ему все труднее сочинять что-то новое о "болезни" друга. С другой стороны, у Шишкина есть серьезные интересы. Первый-по отношению к биологии и зоологии. У него дома очень много зверей. Его бдительность, что бы принести воду ежу, или сделать для этих же ежей клетку, просто удивляет. А когда он садится за русский язык, то бдительность полностью исчезает. Он становится крайне рассеянным.
   Второй интерес-это книги. Шишкин знает очень многое, что нужно для долгой сохранности той или иной книги. Однако, он как-то не задумывается, что в любой работе нужна последовательность. "В цирк без семилетнего образования не берут"-объясняет ему учительница. А иначе, действительно, быть не может. Как же он поймет, что написано в некотором учебнике, представленном будущему цирковому артисту, если пишет с ошибками.
   Другая, достаточно большая книга Носова про Незнайку. Настоящий смысл такого названия персонажа раскрывается только в третьей главе. Коротышки на Луне-это абсолютный портрет капиталистического сообщества (вероятно, автор предполагал сделать сатиру на американцев). Когда Незнайка прилетает на Луну, то он   интересуется, обращаясь к лунным астрономам: как они вычисляют движения планет; как проводят наблюдения независимо от "лунной оболочки" и другое. А лунные капиталисты (Жадингс, Скрягинс, Скуперфильд и т. д.) ничем совершенно кроме денег не интересуются. В итоге получается, что даже Незнайка, который по словам автора "ничего не знал" как-ни-как, умнее этих капиталистов.


Рецензии