Из учения великого Араби

 
               
ИБН АЛ-АРАБИ


                Ключ "расшифровки" бытия — в любви.

 



 С середины нашего столетия европейские философы-материалисты, поняв, что зашли в духовный тупик, начали обращать свои взоры на Восток. Там, в Исламе, они находили и находят такие ориентиры, в результате чего многие принимают мусульманскую веру и объявляют себя мюридами исламских учителей - суфиев.
Имя одного из величайших исламских мыслителей средневековья, чьими мюридами объявляют себя западные ( не только восточные) философы и богословы — Мухйи ад-Дин Мухаммад Ибн ал-Араби (1165-1240 гг. — по христианскому календарю).
Среди  мюридов  величайшего   суфия-мыслителя  средневековья — известные  западные  философы:   Р. Генон,   Ф. Шуон, Т. Беркхардт, М. Лингз и многие другие.
У величайшего учителя находили и находят ответы на вечные вопросы многие светлые головы, не переставая поражаться свойственным этому гению "сверхразумным прозрениям".
Разочарованные в ценностях собственной цивилизации, европейцы потянулись к исламской духовности. Наиболее дальновидными молодыми учёными в Англии были созданы высшие философские школы и имени Ибн ал-Араби. В конце 1970-х годов в Оксфорде создано "Общество Ибн ал-Араби", филиалы которого находятся в США, Австралии, Турции, других странах мира.
Кто же он, Ибн ал-Араби, одно из самых ярчайших и загадочных явлений в исламском мире?



Родился Ибн ал-Араби в семье знатного араба в городе Мурсия близ Андалусии.
В городе Ишбилийа (Севилья) юноша получил блестящее образование. В мусульманской Испании, славившейся в те времена наибольшим расцветом культуры и науки, Ибн ал-Араби изучил Коран и все науки, связанные с Кораном. С большим вниманием будущий величайший мыслитель изучил и продолжал изучать в течение всей своей жизни хадисы (сун-ны) пророка Мухаммада, да благословит Его Аллах и приветствует.

Молодой суфий с ранних лет избрал судьбу отшельника, мыслителя, оставив возможность карьеры государственного чиновника или удачливого торговца. Он начинает внимательно изучать наследие предшествующих исламских богословов, мыслителей, суфиев. Среди таковых были ал-Газали, Ибн Ма-сарра, ал-Мухасиби, ал-Кушайри, ас-Сулами, Ибн ал-Ариф, Ибн Барраджан и другие.
Очень скоро исламские шейхи признали особый дар, святость Ибн ал-Араби, а также его право на воспитание собственных учеников — мюридов.
Ибн ал-Араби знал о том, что он отмечен печатью святости пророка Мухаммада, да благословит Его Аллах и приветствует, и не скрывал того от людей. Он не скрывал также о своём "ночном восхождении" к Божественной сущности, минуя семь небес, как когда-то этот путь проделывал сам пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветствует.
Видение было у Ибн ал-Араби и позже, в зрелом возрасте, когда пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветствует, повелел ему написать книгу, что и было исполнено. Книга "Геммы мудростей", раскрывающая саму сущность исламской веры, остаётся одним из самых популярных и глубоких изданий, созданных людьми после пророка Мухаммада, да благословит Его Аллах и приветствует.




Ибн ал-Араби создал более 300 произведений в стихах и в прозе (Отдельные авторы приписывают ему 800 произведений). Наиболее выдающимися из них, названными ещё при жизни автора шедеврами, являются, безусловно, "Геммы муд-ростей" и "Мекканские откровения".
В этих произведениях заложена основа значительной части всей последующей диалектической философии Востока и Запада.
Великий мыслитель своими интеллектуальными познаниями намного опережал своё время. Однако, в силу своей природной мудрости он не вступал в открытый конфликт со своим временем, со своими современниками, остерегался вызвать тупую ненависть консервативной, малообразованной толпы.
Сам Ибн ал-Араби писал об этом так:

"Разумен будет тот, кто... будет поступать с временем, [в котором он живёт], так, как оно требует, остерегаясь областей, могущих вызвать обвинения со стороны его современников, ибо они могут полагать, что изучение этих областей ведёт к отходу от веры, хотя на самом деле всё может обстоять не так. Однако они [современники] не ведают этого, и ты не в состоянии отвратить их от их убеждения.

У истины много ликов, бери же из них тот, который соответствует настоящему моменту, ведёт к безопасности этого мира и незыблемости веры. Если же настоящий момент не требует осуществления принципа безопасности веры любой ценой, то выбирай сам: либо ты провозглашаешь [свою] истину и веру, покуда не падёшь жертвой в борьбе, либо же, если пожелаешь, скрываешься сам и скрываешь свою веру, внешне являя людям то, с чем они согласны.

Если они будут принуждать тебя [обнародовать свои убеждения], и ты будешь вынужден к этому, стремись уединиться от них в своём доме, пока это возможно, сохраняя свою веру так, чтобы они не знали. Ведь ислам начинался именно таким образом, в сокрытии, и в Коране записано: "Кроме тех, которые вынуждены, а сердце их спокойно в вере" (Коран. Сура 16, аят 108).

 Ещё Аллах сказал о воинах за веру: "И избивают пророков без права, и избивают тех людей, которым приказана справедливость" (Коран. Сура 3, аят 20). Смотри же сам, как велит тебе поступать твоя вера, ибо она есть твоё последнее прибежище — то, что остаётся с тобой, тогда как этот мир — исчезающая акциденция, а акциденция преходяща: она не остаётся с тобой, а ты — с ней. Отвергни же её, прежде чем она отвергнет тебя, и будь из числа приверженцев Аллаха, не отчаиваясь в Духе Божьем!"

Мысли Ибн ал-Араби, высказанные в средневековье, удивительно современны. Они могут быть применены и в области политики. С какой лёгкостью, скажем, в сегодняшней Ичкерии кое-кто может обвинить человека, призывающего к прагматическим, благоразумным действиям. Призывающего к разуму, а не к эмоциям. Призывающего не прятать за лозунги и за святую веру свои честолюбивые материальные амбиции.

Ибн ал-Араби похоронен в ас-Салихийе, в Сирии, в пригороде Дамаска. Над его могилой с Османской эпохи возвышается прекрасный мавзолей.




Из учения Ибн ал-Араби

1. Пророк Мухаммад — да благословит, да возвысит, да приветствует и почтит Аллах Его самого, Его род и Его сподвижников — соединил в себе первопринципы, лицезрел в безначальной вечности ослепительный свет, не имеющий тени, скрытый за завесой "нет ничего подобного Ему". Это Истина истин, первое создание, явленное одновременно по образу творений и Творца. В нём есть как от формы, сущности, имени и свойства Творца, так и от того, что свойственно творениям.

2. Вселенная всегда была реальной, ибо извечно присутствовала в Божественном знании.

3. Человек — причина и конечная цель бытия.

4. Ангелы и гении различного уровня составляют "жизненные силы" небесных сфер и "управляются" ими.

5. Коран являет собой застывшую в словах Истину, мостик, перекинутый от Божественного знания к человеческому пониманию.

6. Божественное откровение приоткрывается лишь тем эвлия (святым), которым Аллах покровительствует.

7. Воображение человеческое столь же реально, как и чувственное восприятие. Лишь воображение открывает избранным Божественную сущность.

8. Всевышний создаёт вселенную и её обитателей как стремление к самопознанию и самолицезрению в чём-то ином, нежели Он сам.

9. Все сотворённые Всевышним твари любят своего Творца, но лишь человек способен любить Всевышнего осознанной любо-вью, в то время как все неразумные животные и живые существа любят Его слепой, "природной" любовью.

10. Ключ "расшифровки" бытия — в любви.

11. Инструментом познания служит не разум, а сердце мистика.

12. Искренняя, всепоглощающая любовь отрицает личность человека, растворяет его бытие в бытии Всевышнего.

13. Любовь есть причина и движущая сила бытия вселенной.

14. Человек обязан постичь своё бытие; определить своё положение по отношению к тому, кому поклоняется.

15. В бытии нет возможного. Есть лишь необходимо сущее и невозможное.

16. Знание может прилагаться только к существующей вещи, но никак не к несуществующей.

17. Все вещи имеют три уровня. Всё, что остаётся за этими тремя уровнями — чистое небытие, которое нельзя знать, нельзя не знать.
Первый уровень — это Абсолютное Бытие, это Аллах Живой, Вечный, Желающий, Могущий. "Нет ничего подобного Ему. Он — Слышащий, Видящий" (Коран. Сура 42, аят 9).
Второй уровень — это ограниченное бытие, именуемое вселенной, весь материальный мир, который изначально не существовал.

Третий уровень — это образная вещь, которая может существовать только при наличии двух первых уровней.

Никто не в состоянии правильно определить Третью вещь. Иначе мы были бы способны охватить нашим знанием Аллаха, что совершенно невозможно, ибо сказано в Коране: "Они не обнимут Его знанием" (Коран. Сура 20, аят 109).

18. Мир — творение совершенное!
Ибо придержи его — это означало бы неспособность Все-вышнего создать его совершенным, что отрицает Божественное всемогущество, а также Его скупость, что противоречит Божественной щедрости. Поэтому всякие домыслы о несовершенстве мира кощунственны. Несовершенен человек, который со-творён в этот мир для того, чтобы он мог совершенствовать себя.

19. Сущность человека заключается в двух аспектах: явном и скрытом.
Первый  соответствует материальному миру во всей пол-ноте и в соответствующих человеческой природе частях.
Второй, скрытый аспект, подобен Божественному Присутствию.

20. Человек — существо универсальное, ибо имеет и мирскую (материальную) природу и Божественную. Все прочие живые и неживые существа и вещества такими свойствами не наделены.

21. Миру принадлежит абсолютное совершенство в преходящем, у него нет связи с вечным, он для этого слишком ничто-жен. Лишь человек соединяет его с Божественным.

22. У Всевышнего Аллаха много имён, отражающих Божественную Сущность, Божественную Атрибутику, Божественные Действия.
Божественная Сущность:
Аллах, Господь, Повелитель, Пресвятой, Мир, Верный, Охраняющий, Могучий, Превосходящий, Гордый, Высокий, Великий, Явный, Скрытый, Большой, Славный, Благородный, Истинный, Непоколебимый, Единственный, Прославленный, Непреходящий, Первый, Последний, Возвышающий, Богатый, Свет, Наследующий, Обладатель величия, Наблюдающий.
Божественная Атрибутика:

Живой, Благородный, Господствующий, Покоряющий, Сильный, Способный, Всемогущий, Милостивый, Милосердный, Щедрый, Прощающий, Извиняющий, Любящий, Мягкий, Кроткий, Благостный, Терпеливый, Знающий, Осведомлённый, Учитывающий, Мудрый, Свидетель, Слышащий, Видящий.
Божественные Действия:

Начинающий, Покровитель, Воскрешающий, Отзывчивый, Объемлющий, Приемлющий отчёт, Питающий, Хранитель, Творец, Создатель, Образователь, Дающий блага, Даритель, Победитель, Сжимающий, Отпускающий, Опускающий, Поднимающий, Возвеличивающий, Унижающий, Судья, Справедливый, Добрый, Возвращающий,Воскрешающий, Умерщвляющий, Близкий (друг), Приемлющий покаяние, Мститель, Правосудный, Собирающий, Обогащающий, Препятствующий, Вредящий, Благоволящий, Ведущий верным путём, Изобретающий, Правильный.
О Всевышнем нельзя ничего знать, кроме того, что Он существует  и обладает  всеми перечисленными  качествами. По-этому о Нём — слава Ему! — нельзя спросить "Что (Кто) есть Он?" У Него отсутствует самость. Нельзя спросить "Каков Он?" — ибо у Него отсутствует качество.

Поэтому размышление о Всевышнем Аллахе недопустимо, ибо Его сущность не может быть познана разумом, и Его не-возможно с чем-либо или кем-либо сравнить. Можно только размышлять о действиях Всевышнего и созданных Им тварях.
Перечисление имён Всевышнего не отражает ни в коей мере всю полноту Его имён, но означает, что других имён у Милостивого Творца не существует.
Если человек совершает действие, соответствующее одному из перечисленных имён Всевышнего, это означает, что человек пребывает в этот момент в присутствии Божественных действий.

"В разумной душе неизбежно должна находиться точка (опора), на которую она могла бы опереться. Так пусть же этой опорой будут имена, которые никак нельзя не упомянуть."
Он — Тот, у Кого ищут помощи!

Есть имя собирательное, включающее в себя другие имена, имена, обозначающие саму Божественную Сущность, это имя "Аллах"!
Человек обладает "представительством", "заместительством" Всевышнего на земле. Но не каждый человек. Человек-животное, не живущее духовной жизнью, совершающее грехи, не стремящееся любовью к Всевышнему — нечто, совершенно другое, чем духовный человек. Причём, духовный человек не разделяется половой принадлежностью. Он может быть и мужчиной, и женщиной. Однако, преимущество мужчин имеет исконный характер, ибо Хава произведена из Адама. Ведь Все-общий Разум имеет преимущество над Всеобщей Душой, Перо — над Хранимой Скрижалью.

23. У Аллаха семьдесят тысяч завес из света и тьмы. Если бы не было завес, прямое соприкосновение с Его взглядом всё сжигало бы своей яркостью.
На вопрос же одного из своих пророков, для чего он создал тварей, Всевышний ответил: "Я был скрытым сокровищем и не был знаем. Тогда Я возжелал быть познанным и создал тварей. Я явился им, и они познали Меня!" (Хадис)
Всевышний создал жизнь и смерть, чтобы испытать людей.

24. Длина  тела  происходит от Разума; ширина — от Души; высота — от  пространства  вплоть  до Центра мироздания. От-сюда — три измерения, присущие телу.

25. Если Всевышний пожелает достичь нас, чтобы дать нам знать о Себе, тогда Он снизойдёт к нам посредством нас самих.

26. Во вселенной пребывают ангелы, "разделяющие повеления". (Коран. Сура 51, аят 4)

     1999 г.
     г. Москва


   ***


Рецензии