Футбол

Мне памятен тот жаркий летний день, когда я пришел на тренировочную базу футбольного клуба «Зенит» в Удельном парке.

В проходной я объяснил, что иду подарить свою только что выпущенную книгу тренеру команды А.Бышевцу. – Этот харизматичный футболист делал очередную попытку стать успешным тренером.

Я уже подошел к деревянному зеленому строению, и здесь на моем пути оказался здоровенный черный пес с доброй мордой. – Он лаял на меня не то чтобы злобно, но давая понять: кто здесь хозяин. Несколько человек уговаривали пса помолчать. В это время появился улыбающийся, аки ясно солнышко, главный тренер «Зенита».

Моя книга была заранее подписана на его имя. – Я протянул ему свой труд и сказал, что изложенное может оказать помощь и ему лично и команде в целом.

Продолжая радушно улыбаться, он ответил, что в последнее время многие пишут различные книжки и дарят ему. Его улыбка, как мне показалось, перешла в насмешливую фазу, и он продолжил: отдаю книгу завхозу – он мне доложит.

А.Бышовец передал книгу пожилому сухощавому человеку.

Затем он повернулся к полудюжине своих футболистов, которые подошли во время презентации моей книги, и скомандовал им: продолжаем тренировку.

Его красноречивая спина в синей олимпийке показывала: аудиенция окончена.

Я вышел за пределы спортивной базы «Зенита» на грунтовую пыльную дорогу, и пес вновь залаял в мою сторону.

Так завершилась моя первая попытка оказать психологическую помощь футбольному клубу.

Осенью в перерыве съемки программы «Пенальти», которую вел комментатор Г.Орлов, и которую достаточно долго показывало телевидение Санкт-Петербурга, я делал попытки пробудить интерес к психологии у футбольных бонзов. Я задавал вопрос: есть ли в команде психолог?

Лишь один тренер, тренер кавказской команды ответил утвердительно. – Конечно, есть! Как же мы можем играть в футбол без психолога!

При всей серьезности ответа, в нем сквозило лукавство. И скорее всего их данный вопрос вообще не интересовал.

Совершенно откровенно с искренней широкой улыбкой, как родному, ответил бывший капитан сборной СССР Е.Ловчев. – Лучший психолог – это кошелек с деньгами.

Присутствовавший при сем, уже поседевший, Н.Симонян промолчал. - Однако его губы расплылись в легкую саркастическую улыбку, и, поддерживая спартаковца, он несколько раз кивнул головой в знак согласия.

Я делал и еще попытки заинтересовать руководителей от футбола, но безуспешно.

В то время у меня было более 10 психологов, готовых за символическую плату провести серьезные психологические исследования и дать соответствующие рекомендации по улучшению ряда показателей, способных положительно повлиять на результат в матчах.



С той поры утекло много воды, и многие психологи переквалифицировались и оставили насовсем оное поприще.

Поэтому, когда ко мне поступило предложение возглавить психологическую службу футбольного клуба, первое чувство, что меня посетило, оказалось досада.

Деньги посулили хорошие, но условия поставили жесткие:
1.Возраст психолога должен быть не менее 40 лет.
2. Желательно, чтобы психолог имел семью.
3.Стаж работы по специальности не менее 5 лет.
4. Во избежание утечки информации работать предложили на базе без выезда на дом. При утечке информации проект мог быть закрыт.
5. В течении 15 лет никому никогда ничего не говорить на тему данной работы.
6. Срок работы с 1-го сентября до 31 декабря.
7  Ежемесячно представлять подробный отчет о проделанной работе и о результатах. (Отчеты доставлять исключительно руководству клуба – куратору назначенному компанией, финансирующей клубную деятельность).
8. На 31 декабря представить окончательный отчет, в коем отразить: какие виды психологических мероприятий следует проводить постоянно и какие – периодически для улучшения показателей футболистов и команды в целом.
9. В январе примется решение о продолжении работы или о расформировании бригады психологов.
10. В случае продолжения работы новый контракт заключается до 31 декабря.

Мне посчастливилось найти одну психологиню Катю, с помощью которой отыскались еще 4 моих прежних коллег.

Кате я объяснил, что ей придется стать моим секретарем, моим помощником и делопроизводителем. – При этом психологическую работу она будет вести наравне с остальными, но будет освобождаться от первичной и последующей обработки общих материалов.

Коллектив был уверен в успехе!

Я радовался, что нашел единомышленников.

Наставляя подопечных, я рекомендовал им создать такую атмосферу, чтобы каждый сотрудник от уборщицы и охранника до главного тренера уверовали, что мы работаем исключительно ради того, чтобы каждый конкретный человек и вся организация в целом получили бы ощутимый положительный эффект. – Более того: о положительном эффекте они должны объявить сами.

Просил я обратить внимание и на споры. Ведь многие даже ведущие мировые психологи спорили промеж собой. – Но у нас мало времени, поэтому при возникновении неразрешимых споров, мы не станем искать правду – мы отложим данный вопрос на будущее, а пока найдем иной подход, пойдем иным путем. И только вперед.

Все единодушно приняли постулаты, и само собой возникло предложение поближе познакомиться. Катя объявила, что уже познакомилась поближе. И подмигнув остальным, посоветовала: теперь ваша очередь.

Нам выделили 6 вполне просторных комнат, оснащенных, как приличный гостиничный номер.

Раз в неделю можно было встречаться с родственниками, но при этом разговоры о футболе и даже о спорте запрещались. – Коллектив же решил в целях конфиденциальности лишь раз в неделю отвечать на вопросы аудиозаписями, если не возникнут остро ординарные ситуации.

Нас обеспечили трехразовым питанием за шведским столом.

Имелся и общий кабинет со всей необходимой литературой и оргтехникой, чтобы мы нигде ничего не заказывали. Компьютеры в 6 комнатах и в кабинете соединялись меж собой и образовывали общую сеть, которая никуда не выходила. При этом у персональных компьютеров не было почтовых программ и выхода в интернет. – Секретничать – так секретничать!

Куратор футбольного клуба от финансирующей клуб компании познакомил меня с главным тренером команды, у которого я не находился в подчинении и которому, тем не менее, честно обещал улучшить показатели его команды. – Здесь у нас общие интересы – сошлись мы во мнении.

Главный тренер представил команде меня, как руководителя группы, призванной пробудить внутренние резервы организма каждого футболиста. Таким образом наша бригада была приравнена к допингу.

Сославшись на какие-то безотлагательные дела, тренер улизнул, оставив меня один на один с командой.

Я сказал футболистам: чтобы лучше познакомиться, предлагаю обсудить пару вопросов, на которых они собаку съели.

Раздав чистые листы бумаги, я попросил ответить на вопрос: по какой схеме расстановки игроков должна играть команда и почему. – То есть, сколько в команде должно быть защитников, полузащитников и нападающих. Вратаря пока в расчет не берем.

- А второй вопрос? – прозвучал заинтересованный голос.

- Давайте разберемся с одним, а останется время, и за второй возьмемся.

Еще прозвучал вопрос, показывающий серьезность рассуждений:

- Хочу предоставить схему, а в команде нет исполнителей такого амплуа – что делать?

- Представьте, что все необходимые игроки для осуществления вашей схемы имеются, и подробнее обоснуйте саму схему.

Далее футболисты напряженно описывали видимые им идеальные схемы.
Когда работы были сданы, я спросил:

- Так сколько в команде должно быть защитников?

Молчанием ответили собравшиеся, и я продолжил:

- Про двух никто не говорит. Про 3-х в ваших листах указано – с 3-мя номинальными защитниками любят играть голландцы. В ваших ответах фигурирует такое число защитников 4 и 5. И все же? Сколько в команде должно быть защитников?

Тишина аудитории показывала, что собравшиеся не желают ошибаться и хотят услышать мое мнение.

- Ответьте, пожалуйста, если нападающий стоит в стенке при штрафном на наши ворота, выполняет ли он функции защитника?

- Да, - ответили сразу несколько голосов.

- Так сколько должно быть на поле защитников у команды?

- 10, - ответил один футболист.

- Правильно! Зачет! Действительно во время игры на поле должно быть фактически 10 защитников. То есть каждый игрок должен обладать навыками защитника. А пока во многих матчах видно, как неумело обороняют свои ворота номинальные полузащитники и особенно нападающие. Просто неправильно поставив, расположив стопы ног, они позволяют себя обыгрывать. Это понятно?

- Да, - уже более уверенно ответила аудитория.

- Значит, функциями защитника наделены все полевые игроки и, если они именно так будут вести всю игру, то более бережно будут относиться к сохранению контроля над мячом, станут дорожить мячом и не лупить в белый свет, как в копеечку.

- Это точно, - поддакнул внушительного вида парень, амплуа которого, по всей видимости, и было – защитник.

- Попробуем проголосовать: кто за то, чтобы в команде функции защитника выполняли все полевые игроки? – То есть, кто за то, чтобы в команде было 10 защитников? – Поднимите руки!

Большинство сразу вскинули руки, за ними подняли руки и скептики.

- Давайте предварительно посчитаем, что в этом вопросе мы все вместе пришли к единому мнению. И теперь попробуем определиться с нападающими. – Когда защитник при выполнении углового на ворота противника забивает гол, он же ведь стоит на позиции нападающего и выполняет функции нападающего и, соответственно, является нападающим. – Так сколько в команде должно быть нападающих?

- 10, - произнесли с улыбкой сразу несколько человек.

- Соглашусь с вами, - ответил я, - и тогда полузащитников должно быть …

Я сделал паузу.

- 10, - послышались подсказки.

- Да, - согласился я, - поэтому у нас с вами получилась схема 10 - 10 – 10. То есть, 10 полевых игроков выполняют функции 30 игроков. А для этого надо иметь желания, умения и кондиции. Чтобы осуществить указанную схему надо работать, работать и еще раз работать. И если присмотреться, по этой схеме играют ведущие сборные и ведущие клубы. И в них наяву действует принцип «Один за всех, а все за одного!». – Как у настоящих…

- Мушкетеров, - послышалась подсказка.

- Как у настоящих гладиаторов, - поправил я, и продолжил, - здесь мне всегда вспоминается великий нападающий, великий бомбардир Г.Мюллер. - Он после общекомандных тренировок шел играть в футбол во двор с пацанами, в том числе в одни ворота, без тени тщеславия. И в этой сутолоки у него до автоматизма вырабатывались действия по поражению ворот. – Он не гнушался дополнительной работы, и, в том числе поэтому, его имя золотом вписано в историю мирового футбола. Чтобы стать великим надо работать и лучше всего в свое удовольствие. – Именно в этом и намеревается помочь вам наша психологическая группа.

После некоторого молчания я добавил:

- И можно вспомнить одну прекрасную кинокартину, где в финале командир сказал своему подчиненному, главному герою фильма: «Ударчик-то надо отрабатывать!» - Действительно каждому футболисту следует отрабатывать удары до автоматизма с различных позиций и при различных уровнях загруженности. – Можно вспомнить и «точку Желудкова», с которой он бил словно с 11-метровой отметки. – И надо стремиться всем игрокам, достигать именно такого класса.

В публике явно боролись два пути: остаться серой лошадкой или безоглядно ринуться в омут работы.

- Давайте быть взаимно вежливыми, взаимно уважительными, и мы в состоянии помочь каждому поднять ваши кондиции, вашу работоспособность, вашу усидчивость. Поможем выйти сухим из воды в конфликтах, в том числе в семейных.

После паузы я резюмировал:

- Наша психологическая бригада предлагает вам взаимовыгодное сотрудничество, при котором общими усилиями мы все вместе имеем колоссальные шансы достигнуть грандиозных успехов! Давайте трудиться вместе! Кто «за» прошу проголосовать.

- Без труда не выловишь рыбку из пруда, - сказал долговязый парень и высоко вскинул длинную руку.

За ним последовали все остальные, в том числе те, кто всегда мечтал добиваться успехов при минимальных затратах усилий.

- Предлагаю считать результат данного голосования основой для нашей дальнейшей совестной работы.

В аудитории прошелся ропот одобрения.

- Извините, но на второй вопрос у нас времени не осталось. Мы сможем договориться с вами о встрече в другой раз.

- А что это за вопрос, спросил плотный парень, расположившийся у ближнего сияющего белизной окна и дотоле не произнесший ни звука.

- Вопрос о том: как реагировать на ошибочные, в том числе преднамеренно ошибочные, судейские решения?

После некоторой тишины аудитория взорвалась репликами и восклицаниями. Я поднял руку, остановил волну и сказал:

- Это действительно актуальный, животрепещущий вопрос.

- Да, понятно, - подтвердил ряд голосов.

Плотный парень встал:

- Я, как капитан, предлагаю собраться сегодня после ужина. Есть возражения? – Возражений нет. – Решено.

Он сел.

Я поблагодарил его и всех присутствующих и произнес:

- Дабы наше обсуждение данного вопроса имело более конструктивное русло, предлагаю начать с высказываний футболистов - с представителей команды. Считаю, интересным было бы выслушать первоначально мнения, например, капитана и вратаря. Пусть они станут закоперщиками, застрельщиками и поделятся своим мнением.

Так и решили.


Рецензии