Сергей Довлатов. Зона

"Зона" имеет подзаголовок "записки надзирателя" – и это весьма точная характеристика этого произведения. Надзиратель Довлатов вспоминает о своей службе во внутренних войсках, охранявших один из исправительных лагерей в Коми. Вспоминает в своей обычной  документально-художественной манере. С одной стороны, эти записки почти мемуары, но с другой - писатель добавляет в них что-то от себя, пишет о себе как в первом, так и в третьем лице (причем, использует вымышленную фамилию), поэтому, где у него кончается чистая правда и начинается вымысел – совершенно непонятно.

Лагерная проза Довлатова мало напоминает Солженицына и Шаламова. Он не обличает ни зэков, ни лагерную администрацию. В "Зоне" Довлатов пишет о той правде жизни, которая ему открылась: я обнаружил поразительное сходство между лагерем и волей. Между заключенными и надзирателями…. Мы были очень похожи и даже – взаимозаменяемы. Почти любой заключенный годился на роль охранника. Почти любой надзиратель заслуживал тюрьмы".
 
Я на зоне не был, да и надзирателем не работал, но Довлатову я вполне верю на слово. Думаю, что его наблюдения и через 50 лет после описываемых событий не утратили своей актуальности – вряд ли в нашей стране и ГУЛАГе многое изменилось. Недостаток произведения в том, что сам Довлатов не дает нам ответа: почему же такое сходство между зоной и волей? Довлатов – это Чехов конца 20 века – никаких ответов для читателя у него нет. Он рассказчик, а не писатель – как он сам про себя говорил. Многие пишущие люди пытаются в своих художественных произведениях дать читателю готовые ответы на все загадки бытия (как это делал "поздний Толстой") – у Довлатова таких попыток мы не найдем. - Вот у меня есть для вас история, а вы уж сами пошевелите мозгами: может быть, чего-нибудь умного из нее и вынесете….   

Самая простая интерпретация довлатовского наблюдения: между зоной и волей отсутствовала разница по той простой причине, что вся Советская страна была сплошной зоной, вдоль государственных границ которой тянулась колючая проволока. Зэки, надзиратели и те, кто никак не соприкасались с исправительными учреждениями, – все они были жителями одной большой зоны. Если вы придете к такому мнению, то ошибетесь. Дело здесь не в советском строе и не в выведении некой новой породы "советских людей": не было ее – этой породы. Посмотрите на вопрос шире, загляните в глубь веков – тогда, возможно, и найдете правильный ответ.   

Некоторые читатели отмечают, что "Зона" не похожа на другие произведения Довлатова. Действительно, это "ранний Довлатов", хотя данная книга была опубликована только в 1982 году – четвертой по счету в его библиографии. Данное произведение прочесть, безусловно, полезно, но если вы ранее Довлатова не читали, то лучше начать с "Заповедника", "Чемодана" или "Иностранки". Там вы найдете уже классического Довлатова – в полном расцвете его творческих способностей.


Рецензии
Юрий,

Вот какая зарисовка в тему есть у меня о Довлатове.

Хорошо ранней весной перечитать молодого Довлатова!
И пусть довлатовская метафора, скорее экономная, чем скупая, не обременена орнаментальностью юго-западной школы, все равно, читая его, слышу Бабеля. В "Зоне" грохочет оркестр. "Разгоряченные девушки ищут в толпе офицеров. Рядовые в душных мундирах топчутся у стены. Они распространяют запах лосьона и конюшни. Их прохаря сверкают, как фальшивые драгоценности". Так или примерно так описывал Бабель одесских налетчиков. И было застолье, "когда мы жили в горах". Были армяне, сватовство, пожар и милиция: так это же Беня Крик выдает замуж свою сестру! А до этого была “Конармия” и “жестокость, бессмысленная, как поэзия", и люди "с кошмарным прошлым, отталкивающим настоящим и трагическим будущим". И это уже опять “Зона”: так жизнь превращается в сюжет...

Удачи Вам!

Семен Сухолуцкий   16.08.2014 06:27     Заявить о нарушении