Символ мужества- крепость Масада

                Семь чудес света плюс…

СИМВОЛ МУЖЕСТВА- КРЕПОСТЬ МАСАДА


                Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.
                Долорес Ибаррури

Что значит для человека свобода? Что дороже: жизнь или свобода?
Вопрос скорее для любителей философии.
Но случаются в истории такие ситуации, когда человеку, а иногда целому народу приходится сделать выбор: умереть или жить на коленях, став рабами, без имени, своей судьбы и своего будущего. В мировой истории таких примеров немало.
Сегодня мы заглянем в глубь веков, в древний Иерусалим и познакомимся с крепостью Масада, героизм защитников которой сделал эту крепость символом мужества и отваги, любви к свободе и независимости.
Произошло это во время великой Иудейской войны, в 66 году н.э.

Мысленно переносимся к берегам Мертвого моря, вглядываясь в туманную дымку, окутавшую горы и вот видим скалу с тремя уступами.
Прошлое оживает перед нами…

Крепость Масада (на иврите: Мецада- крепость) была построена в период династии Хасмонеев-Маккавеев (правление: 166-37 гг. до н.э.) на плоской вершине скалы на высоте 450 метров над уровнем Мертвого моря.  Со всех сторон крепость окружают отвесные скалы, лишь со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая «змеиная» тропа, проходящая по отвесным обрывам.   
Эту мощную крепость еще больше укрепил Ирод I- ставленник Рима, прозванный Иродом I Великим (ок.73- 4 гг. до н.э.). Да, это тот самый жестокий и властолюбивый Ирод, который упоминается в Библии.               
На вершине скалы, представляющей почти плоское плато ромбовидной формы, построили мощные крепостные стены из белого камня высотой 5 метров. Стены толщиной 3.5 метра, протянувшиеся по периметру крепости на 1400 метров, укрепили 37 башнями.   
Внутри крепостных стен возвели дворцы, синагогу, различные вспомогательные строения. 110 помещений (внушительная цифра, согласитесь) находилось в крепости!
Дворцы по роскоши напоминали римские виллы. На  верхнем плато был оставлен участок земли, который засевали различными культурными растениями, чтобы обеспечить обороняющихся пропитанием. Ирод I выстроил себе роскошный дворец, обнесенный высокой стеной, по четырем углам которой стояли двадцатисемиметровые башни. Дворец украшали колонны из цельного камня, стены и полы во дворце были отделаны цветной мозаикой. В Масаде Ирод I хранил боевые припасы, рассчитанные на десять тысяч вооруженных солдат, большие запасы сырья (железо, медь, свинец) и продовольствия. После его смерти крепость долгое время  не использовалась как укрепление.      
В 66 году нашей эры началась Иудейская война. Евреи восстали против диктатуры Рима.
Восстание было жестоко подавлено. Иерусалим пал, и римляне готовились торжествовать победу.
Последним оплотом сопротивляющихся стала крепость Масада, в которой засели повстанцы, поклявшиеся никогда не сдаваться римлянам и сражаться до последней капли крови. Римский император Веспасиан поручил своему полководцу и прокуратору Иудеи Флавиусу Сильве разгромить оставшихся повстанцев. Сильва со всех сторон окружил Масаду своей пятнадцатитысячной армией.                Взятие крепости оказалось трудной задачей, ведь обычная тактика штурма здесь оказалась неприменимой. У осажденных было достаточно и продовольствия, и воды, а к вершине крепости вела единственная узенькая крутая тропа, по которой невозможно было доставить штурмовые орудия. Каждый, кто пытался по крутым склонам приблизиться к крепости, превращался в живую мишень. В течение 1000 дней (около 3 лет!) мужественные защитники крепости (их было всего лишь 1000 человек) сопротивлялись многократно превосходившей их по численности и вооружению армии Рима.  В обороне участвовали все, находившиеся в крепости, от мала до велика, а ведь из 1000 человек ее защитников было всего около 200 человек,  способных вести активные боевые действия, а остальные- это женщины, старики и дети. Во время длительной осады римляне с помощью 9000 рабов и пленных евреев соорудили осадный вал и насыпь. По построенной гигантской насыпи были подняты большой таран, осадные башни и баллисты, забрасывавшие осажденных ядрами. Оборонявшиеся отвечали стрелами, камнями и кипящей смолой. Большой таран начал сотрясать крепостную стену. Чтобы ослабить силу его ударов, защитники крепости построили снаружи крепостных стен дополнительную стену. Она представляла собой два  параллельных ряда соединенных между собою деревянных балок, пространство между которыми было заполнено землей. Те участки стен, которые римлянам удавалось повредить таранами, защитники ночью заделывали. Видя, что тарану не удается разрушить стены, римляне подожгли деревянную часть стены, бросая в нее горящие головни. Сначала ветер дул в сторону римлян, и они боялись, что огонь уничтожит их осадные машины. Но вдруг ветер изменил свое направление и стал дуть в сторону стен. Огонь быстро охватил их снизу доверху и стал быстро разрушать. Обрадованные римляне на ночь вернулись в свой лагерь, решив на следующий день начать завершающий штурм. Они усилили ночную стражу, чтобы никто не мог бежать из крепости. Но никто из повстанцев и не собирался бежать. Как пишет Иосиф Флавий, вождь защитников крепости- Элазар Бен Яир, «видя, что стена разрушена огнем, а никакого средства спасения или защиты придумать невозможно, воспроизводя живо перед глазами, как римляне станут обращаться с ними, их женами и детьми, когда попадут к ним в руки, он решил, что все должны умереть… Для того, чтобы ободрить их на этот шаг, он собрал наиболее решительных из своих товарищей и обратился к ним с речью…»  Он напомнил о ранее принятом всеми решении не подчиняться римлянам и умереть, если потребуется, чтобы не стать рабами. «Пусть наши жены умрут неопозоренными, а наши дети- не изведавшими рабства, вслед за тем мы и друг другу сослужим благородную службу, тогда нашим почетным саваном будет наша сохраненная свобода. Но прежде мы истребим огнем все наши сокровища и всю крепость. Я знаю хорошо: римляне будут огорчены, когда они не овладеют нами и увидят себя обманутыми в надеждах на добычу. Только съестные припасы мы оставим в целости, ибо это будет свидетельствовать после нашей смерти, что не голод нас принудил, а что мы, как и решились от самого начала, предпочли смерть рабству»,- сказал Элазар. Он произнес такую пламенную и убедительную речь, что все защитники крепости согласились с ним. Завершая речь, он сказал: «Пока эти руки еще свободны и умеют держать меч, пусть они сослужат нам прекрасную службу. Умрем не испытав рабства врагов, как люди свободные, вместе с женами и детьми расстанемся с жизнью… Римляне желают другого: они только опасаются, как бы кто-нибудь из нас не умер до падения крепости. Поспешим же к делу. Они лелеют сладкую надежду захватить нас в плен, но мы заставим их ужаснуться картине нашей смерти и изумиться нашей храбрости». Речь так подействовала на слушателей, что они прервали ее и потребовали немедленного исполнения предложенного Элазаром. В последний раз защитники крепости обняли своих жен и детей, обменялись с ними поцелуями… Повстанцы избрали по жребию десять человек, которые должны были помочь уйти из жизни  всем остальным, ведь в иудаизме самоубийство считается тягчайшим грехом.  Десять человек исполнили свою страшную обязанность, а затем, метнув между собой жребий, определили последнего, который должен был лишить жизни девятерых оставшихся, а  затем- самого себя…
Утром 15 апреля 73 года н.э. римляне, не встретив никакого сопротивления, ворвались в нее. Не передать их удивления: «вместо ожидаемых врагов на них повсюду повеяло неприветливой пустотой, и кроме клокотавшего внутри огня, над всей крепостью царило глубокое молчание». Нападавшие, думая, что люди спрятались внутри крепости, подняли боевой клик для вызова их наверх. На этот клик из подземелья вылезли старуха и женщина с пятью детьми, не пожелавшие разделить участь со всеми остальными повстанцами. Они же и поведали римлянам страшную повесть о последней ночи защитников крепости. Римляне сначала отказывались верить пленникам, но проникнув во внутренние помещения дворца, они увидели лежащими перед ними лицом вверх 960 мертвых тел! Римляне были потрясены мужеством, решимостью и несокрушимым презрением к смерти этих людей.
От величественных сооружений крепости к нашему времени остались в основном руины. Сохранилось: дворец царя Ирода, синагога, фрагменты мозаик, вырубленные в скалах резервуары для воды, помещения холодных и горячих бань и многое другое.
Археологические раскопки в крепости подтвердили достоверность многих сведений, имеющихся в книгах по истории этой войны. Сохранились останки нескольких десятков защитников Масады, которые были перезахоронены с воинскими почестями. Найдены около 4000 монет, 14 фрагментов свитков, более 700 черепков с надписями на еврейском, арамейском, греческом и латинском языках (среди надписей есть и имя предводителя повстанцев Элазара).                Сегодня в Масаде проводятся экскурсии. Посетители могут осмотреть крепость и дворец, спуститься в вырубленные в скалах громадные цистерны,  в которых помещалось сорок тысяч тонн воды! Они наполнялись водой в  период дождей. Во время обороны защитники крепости не испытывали недостатка в воде, тогда как римские солдаты умирали от жажды.
С апреля по октябрь на территории крепости на специально сделанной под открытым небом сцене с заходом солнца устраивают светомузыкальные представления, во время которых с помощью новейших звуковых, световых и пиротехнических технологий рассказывают о драматической и героической истории Масады, ставшей символом мужества.  Здесь принимают воинскую присягу.               
А лозунг «Масада больше не падет!» стал в Израиле общенациональным.
Сегодня Масада является одним из самых популярных туристических объектов в мире.
Этот памятник истории и культуры в 2002 году внесен ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия.
                Юрий Жданов      07.02.2008

Рассказ Юрия Жданова «Символ мужества- крепость Масада» опубликован:
1. Юрий Жданов. Символ мужества- крепость Масада. Газета «Брависсимо» (г. Евпатория)  № 9, 2008. Стр. 13- 15
2. Юрий Жданов. Символ мужества- крепость Масада. Газета «Радость» № 9, 2011. Стр. 15- 17

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)


Рецензии