Мама-2

Каждое утро пробираясь по узкому проходу между коробками и мешками,  занимающими весь пол смежной с моей комнаты, в туалет, я смотрю с надеждой на кровать в углу: может, умерла? Но с нарастающим раздражением вижу: нет, спит как ни в чем не бывало, дышит и даже посапывает. Или уже проснулась и, встретившись взглядом со мной, отводит глаза в сторону. Какая живучая! Ей уже за 80. Она что до 100 собирается жить?! И дальше отравлять мне жизнь и мучить меня?!.
 
Для чего я всё это покупаю?!. Посреди комнаты стоит дорогая стиральная машина. На ней большущая упаковка специальных порошков для стирки, рассчитанная на три года. Это я уже лет пять назад купил… Сначала она просила, чтобы я машину установил: у нее-де руки очень болят белье в ванной стирать. Суставы распухли.  Спина не разгибается… Потом перестала. Поняла, что не для нее куплено… Рядом в упаковке швейная машина и суперсовременный кухонный комбайн. Правда, он суперсовременным года три назад был…

Еще стоят коробки с факсом, компьютером, принтером. Из разорванных упаковок выглядывают блестящие кастрюли и сковородки.Сверху брошены мои старые майки и кальсоны. Штанина свисает как расплавленный сыр с горячего бутерброда. Новая морозильная камера тоже тут. Микроволновка и хлебопечка. А два кондиционера в пленке прямо рядом с ее кроватью. Они почти закрывают телевизор, который она смотрит целыми днями. Но одна треть экрана доступна. Постарается - разглядит. А что ей еще делать особенно? Уборка подъездов в нашем доме  всего часа четыре в день занимает…

Возле телевизора аквариум. Огромный красивый аквариум. Я его купил, чтобы уют создать. В моей комнате  оконный проем загорожен коробками с покупками, да и вообще места маловато. Пришлось рыбий дом возле балкона поставить. На балкон уже выйти нельзя: дверь до половины заставлена, но свет с улицы  еще проходит...  Сначала в аквариуме жили 9 прекрасных золотых рыб с переливающимися боками и нежными плавниками, похожими на тончайшую колышущуюся ткань. Потом они стали по одной умирать. Разве могу я в ее присутствии ухаживать за рыбами? Я буду менять воду и чистить аквариум, а она будет наблюдать... Как начальник. Мне начальники дома не нужны...

Теперь он стоит заросший зеленой тиной. Но в прошлом месяце еще можно было рассмотреть одинокий силуэт за стеклом… Я увидел осуждение в ее глазах,  когда только принес аквариум домой. Ей ведь ничего живое не нравится! Настоящий душегуб!.. Хотя  раньше была в доме кошка Маруся. Я покупал ей самый дорогой корм и всякие средства для ухода. Заботился. До сих пор стоят они в большой коробке в углу.  Поверх нее уже много других вещей навалено. Вон, кстати, мой свитер торчит. Я его уже полгода ищу… Маруся тоже умерла. Как я плакал! Рыдал, захлебывался в слезах, рубашка промокла… Повезли мы ее на кладбище хоронить. В ту же могилу, где отец покоится, закопали.

Вместе ездили. Она на кладбище всплакнула. Не уверен, что по кошке. Не замечал я особой чувствительности в ней... Пролепетала: «Ты  на могилу отца впервые за 30 лет после похорон приехал…» А что мне там делать? Не надо было отцу меня маленьким бросать. Умер, когда мне всего 11 было. Это порядочно разве?.. Недополучил я любви и заботы в отрочестве. Обделили меня. Другие получили, а я нет…

Она говорит: «Да я душу для тебя наизнанку вывернула! Всё время, все силы, все чувства отдала!» Ложь! Мало отдала! И с другими делилась. Не помнит разве: когда я из армии вернулся, она себе мужика нашла. Какого-то полковника в отставке. Пришел он ко мне и говорит: «Витя! Мы решили с твоей матерью вместе жить. Ты не против?» А что я против? Мне лишь бы холодильник был всегда полон да еда стояла горячая на столе к моему возвращению с работы… Она меня боялась! Это хорошо. Я  дал ей разрешение  на сожительство. И она носилась как юла из одной квартиры в другую, чтобы меня не прогневить. Она тогда еще не вышла на пенсию  и по сменам  работала. В ателье, огромным утюгом готовую одежду разглаживала…

Умер тот полковник,  она вернулась домой. Опять надоедать начала. «Чего тебе хочется, сынок, к ужину? Вот тебе, сынок, денежек немножко: я зарплату (или после уже пенсию) получила... Помойся, сынок! Соседка ехала с тобой вчера в лифте, сказала, что чуть сознание не потеряла от запаха». Нудная прилипала! Еще мне соседки не хватало! Это она, наверное, никогда французского парфюма не нюхала. Вот и опешила. Я в этой ванне мыться не собираюсь. Новая стоит в моей комнате. Почти всё место занимает. Шикарная! С разными массажными прибамбасами… Пока я храню в ванне свою одежду. Придет время, установлю ее, и буду мыться каждый день. Даже два раза в день… А пока в старушечью ванну сами лезьте. Милости просим! А парфюм я покупаю самый лучший. Что уж тут сказать? Если только придраться невтерпеж…

А над ванной в моей комнате висит клетка. Давно висит. Большая такая. В ней даже еще зерна какие-то остались и засохшие птичьи экскременты. Клетку мне брат подарил. Когда еще жив был. 10 лет назад. Конечно, не пустую. Птица в ней была. Попугайчик волнистый. Зеленый с яркими глазками. Всё перышки чистил. Но недолго. На полгода его хватило. Умер. Издох… Все в этой квартире дохнут. Все, кроме нее.

Не помню я, в какой стране, в Китае, кажется, или в Индии, когда родители состарятся, ведет их сын на высокую гору. Без еды и питья оставляет там умирать… Мудрость Востока! Отжили свое, дайте жить молодым! Перестаньте переводить кислород в квартире!..

Или вот я прислушиваюсь к разговором об эвтаназии. Тоже полезная штука… Как еще от нее избавиться?..Если в дом престарелых сдать, то ведь эти негодяи и пенсию заберут. Так хоть, пока она жива, и за квартиру платит и еду всю в дом покупает...Куда ей деньги девать? Пенсия да и подработка уборщицей. Прилично получается. А у меня в планах, знаете, сколько еще всего? Ого-го! Многое еще надо купить... Покупаю я что-нибудь каждый месяц. Постепенно из списка вычеркиваю вещи, что мне необходимы будут, сами знаете когда.   Излишки денег и у нее, конечно, изымаю. На похороны она уже отложила. Зачем ей деньги?.. Вот и стеклопакеты новые установил. Ей запретил к окнам приближаться. Сломает еще… Она молчит и с тоской на форточки смотрит. Воздуха ей хочется! Обойдется.
 
Уехал я как-то в отпуск. В Таиланд отправился. Так она на работу ко мне побежала. Сын пропал! Помогите найти!.. Я ей что обязан сообщать, куда поехал?.. Опозорила в коллективе. Ну, я ей, понятно, потом устроил… Ругался так, не церемонясь в выражениях, что она после этого два дня из постели не вылазила. Даже на работу не ходила. Совести у нее нет! В подъезде пыль и следы грязи после дождя. А она лежит, отвернувшись к стене, плачет тихонько…
 
Да еще повадилась она к соседке ходить. Новенькая у нас на площадке поселилась. Дружат они. Мне это как серпом по …, ну, сами понимаете. Я для нее полную изоляцию создаю. Вакуум. А тут эта соседка. В гости каждый день зовет, подарки дарит на праздники и в дни рожденья. Я-то и не помню, когда у нее день рождения. Очень надо! Она и повеселела. Чуть что, бежит в соседскую квартиру. Жаловаться на меня, наверное… Но я не глуп. Просверлил я отверстие прямо на кухню к соседке этой в незаметном месте. И когда дома, не на работе, слушаю, о чем эти две стервы разговаривают.

Раз меня прямо заколотило. Моя-то рассказала своей подруге, что на улице одна жиличка из дома сказала, что я ненормальный. Моя возмутилась и говорит, что за оскорбление на нее в суд подаст. Одобряю. Я сам подам. Какой я ненормальный? На работе меня уважают. Работа серьезная: поезда в метро я вожу. Комиссию регулярно проходить приходится. Никто у меня отклонений не нашел… Так соседка ей: «Успокойтесь! Не обращайте внимания! Не стоит нервы по судам трепать!» Вот гадина! А моя ей: «Я сама знаю, что он ненормальный!» Представляете?! Это я-то?! «Но мой ведь сын. И никто посторонний не имеет права его оскорбить». Вот это да! ..

Я дверь на запор закрыл, и обратно в квартиру зайти она не смогла. Звонит: «Витя, открой!» Я приоткрыл и говорю: «Где шлялась, туда и иди! Живи там». И снова захлопнул. Она обратно пошла. И часа четыре я ее помариновал. Потом пустил. Она как зашла, сразу в туалет бросилась. Видать, еле терпела. Надо, надо воспитывать! К соседке ходить строжайше запретил. Но догадываюсь, что ходит тайно, когда меня нет дома. Вот я ее поймаю!..

 На холодильник я магнит прикрепил. На нем написано: «Виктор – благожелателен, обаятелен, справедлив». Это расшифровка имени с древнеримского. Или какой там язык был в Древнем Риме… Точно про меня. Древние римляне знали истину…  На самом деле, друзья меня любят, во дворе с каждым поговорю, в магазине все продавцы мне улыбаются: у меня для любого найдется доброе словечко. Соседку, правда, игнорирую…

Слышу в эту дырку раз, жалуется она моей на меня: «Идет  ваш Виктор мне навстречу. Я ему «Здравствуй!», а он ни слова в ответ, не смотрит даже». А что она хотела? Заслужила! А моя: «Не обращай внимания! Он когда меня на улице встречает, тоже делает вид, что не знает». Еще бы! Она и дома мне надоела!

Раз подслушал такой их разговор. «Витя с Кубы привез много  рома и кофе. Кофе в больших ярких пакетах. Так мне хочется попробовать кофейку из далекой страны!» Та ей и советует: «Так скажите ему об этом. Что ж он вам не даст?» «Я бы купила у него. Да спросить боюсь». Как будто я бы продал! У меня уже все пачки расписаны, и бутылки все. Для друзей постарался. Каждому угодил. Она мне что, друг что ли?..

Как-то слышал  я  одну историю. На Селигере я был, в палаточном лагере. Вечером у костра кто-то рассказывал. Поучительная такая история… Жил с матерью один человек. Сын, то есть, прямо, как я. И влюбился он в девушку. А она в его любовь не верила. Всё проверяла. И в конце концов, говорит ему: «Если правда любишь, принеси мне сердце твоей матери». А он и правда любил. Убил свою мать, она и не сопротивлялась, и принес её сердце любимой девушке. Та поверила и пришла жить в его пустой дом. А когда в дверь входила, выронила сердце материнское, и упало оно под крыльцо. Идет как-то сын с работы, задумался и запнулся на ступеньке, ведущей в дом. А  сердце матери и спрашивает: «Не ушибся, сынок?»

Глубочайший смысл у истории этой: должна мать собой жертвовать ради сына. Создать ему условия для счастливой жизни. Сама-то пожила уже. Превыше всего для нее должно быть сыновье счастье… Надо историю эту на листочке напечатать и на кровать ей подбросить. Может, дойдет?..

(из сборника "100 рассказов про тебя")


Рецензии