Эпоха перемен Глава 3

 Раз про "свадебное путешествие" при журналюге ляпнули, то пошли в прессе гадания смогЁм или не смогЁм, порой с намёками на фуфло. За базар отвечать потребовалось, Телеграфировал барону, у которого поохотиться довелось, просьбу встречать у Замка, и полетели мы с женой. Правда она до того по магазинам да портным со скорняками и сапожниками пробежалась, и вылетели мы по зимнему экипированными. То есть в унтах, свитерах и меховых куртках. На высоте да при скорости - значительно холодней. А по сделанному (и разошедшемуся)  корреспондентом уже митавской газетки фотоснимку, вначале у местных баронов, а потом и у прочей публики, вошли в моду тонкие белые свитерки "с горлом". Которые в моей ТОЙ молодости звались битловками(а теперь - аэропланками).

  Хорошо, что тесть, памятуя о кабанятине, сунуть в кабину своего "Тигра"  не забыл. Теперь мы уже не голодали, но слава обо мне, как метком стрелке, в узких кругах широко разошлась. На этот раз владелец других угодий предложил мне оленя стрельнуть. Правда, жил он далековато, но мы ведь при транспорте. Показал я барону, как ручку подержать, пока сам я пулять буду, и хоть струхнул мужик, но согласился. Так я и стал первым в истории авиабраконьером (хотя моя "лицензия" сама на дичь и навела). Барон же записался на открывающийся через неделю курс подготовки авиаторов - похоже из него толк выйдет.

 Сели на лёд ближайшего озерка, у берега которого хуторок примостился. Хозяин земель курляндских велел своему арендатору запрячь немедля лошадь, да свезти подстреленного мной рогача в Митаву, а мы туда улетели. Вся процедура заняла пару часов и уложилась даже в короткий зимний день. "Зелёными" в ту пору и не пахло, так что на следующий день вновь газетчикам представили пищу для сенсации (а прочим -для размышлений) - с  аэроплана можно стрелять(пока по зверю)! Фоткнула в этот раз "убийцу с жертвой" Таня из своей "Практики", кодачник лимит редакции на плёнку перерасходовал. Хотя ценный кадр больше газетам требовался - нам "золотые" рога в натуре достались. А мясо быка тут же на банкете местного Дворянского собрания скопом и умяли. Слегка конфузясь  - угощал "неблагородный".

 Но в процессе во вкус вошли, и очень звали ещё прилетать (как Карлсона). По местным лесам очень много вкусного мяса разгуливает. Но вот для тестя, мне пришлось у крестьянина окорок купить. А трофейные рога поверх крыла привязывать - в кабине не помещались. Выглядела эта "композиция" интересненько И СО СМЫСЛОМ! (возвращались то из "свадебного путешествия").

  А потом вновь потекли серые производственные будни. С той только разницей, что строгали-пилили уже не мы, а мастеровые. Но у нас они не баловали - помнили как я с "сицилистом" общался, да и впредь подбирая лодырей да шваль избегать старались - производство стало секретным и почти оборонным. Грех был работягам на житьё роптать, хоть месячная зарплата у них в среднем в четвертной билет (25 руб.) выходила, но на рубль ведь можно было купить 3 кило приличного мяса, да кило хлеба с ведром помидор или огурцов. Или поторговавшись, с зарплаты откормленную свинью целиком у фермера приобрести. При большой кровью завоёванном социализме, такой лафы пролетариям уже не представляли (про крестьян - вообще молчу).

  Построенный "на свои" первый экспериментальный аэроплан оставался собственностью семьи, но права на его массовое производство переуступались "Мотору" за четверть от чистой прибыли, полученной за каждый проданный аппарат. Вначале я загнул треть, но поторговавшись, акционерам сумму удалось сбить за предоставление тестю ОЧЕНЬ высокооплачиваемой должности начальника авиапроизводства. Где он на своём месте оказался, ибо и хваткой обладал, и тех. процесс освоил параллельно с приобретением мозолей.

   Дополнительно, уже мы с женой взвалили на родственника чтение курса по Теории Воздухоплаванья в открываемой школе. Ведь из нас он единственный кто реально когда- то ГВФ закончил, и даже по специальности поработать успел, пока его на партработу не выдвинули. Специальных зданий строить для группки  не требовалось - класс арендовали почасово. Занятно смотрелся знающий себе цену тесть, испрашивая "льготное" место для запавшей ему в душу журналистки. Разумеется, никто не возражал, да и после замужества дочери желательным оказывалось ему личную жизнь устроить. Настораживало то, что "акула пера" с Таней ровесницей оказывалась. Только особенность эпохи учитывать требовалось, да и дело это уже не наше - седина в бороду, бес в ребро. Может и "рассосётся беременность", а нет - так случай ближе узнать потенциальную родню так же упустить нельзя.

  Ещё одной неожиданностью прозвучало предложение Андрея Владимировича "изобрести" парашют. Оказывается, он срочную честно в ВДВ оттрубил и даже до замка дорос. С медалькой, в звании старший сержант и восемнадцатью прыжками за спиной поступил потом в ВУЗ. Вот почему его не пугала ТОГДА моя нищета - сам начинал так же.

   Конструкция самого простого "средства спасения" в его памяти восстанавливалась, а схема укладки и не забывалась никогда. Так что эту "доп. нагрузку" он так же взвалил. Правда, твёрдо настоял на шёлковом варианте - ОЧЕНЬ СТОЯЩЕМ! Пошить взялся тот самый еврей, что недавно за 19 целковых с полтиной пальто ему построил. А ещё этот разносторонний умелец и женское бельё производил (ясно куда пойдёт "сэкономленная" дорогая ткань - "следить будем строго", может и самому испытать собственное изделие пригрозим).

 Я же, пока аппарат был на лыжах, и каждый водоёмчик превратился в ВПП, по выходным повадился браконьерничать, вторым пилотом поочерёдно сажая своих курсантов. Жаль только, что пули к трёхлинейке в ту пору со сферической головкой производились, а взятый из ТОГО времени десяток сгорел моментально. Пришлось специально полу-оболочную заказывать, да покупные патроны переснаряжать. Но после Рождества копытный зверь паспорт получил, и дальние экспедиции отпали. Зато рискнул в полёте по галкам да воронам (над городской свалкой)  из малокалиберной "Монтекристо" популять, и что удивительно, мазал редко - пристрелялся.

  Но забава на основной деятельности не сказывалась - от работы лётчика-инструктора не отлынивал. Но, совершив с каждым курсантом ежедневные "взлёт-посадка", мотал во взятый в аренду столярный цех с хорошим машинным парком и опытными станочниками и столярами. Таня же там пребывала и до меня - без хозяйского глаза ни один болтик не прикручивался. Причем от Фердинандыча не очень и тихорились. Всё равно на "Моторе" свободных площадей не осталось - всё поглотила "серия". За которую и так безмерно босс  благодарен был - не делай я "Чибису" постоянно косвенной рекламы, и заказы бы на аппарат не шли.

   Но сам я  славу приобрёл сомнительную. Авиация только зарождалась, и газеты пестрели известиями о разбившихся пилотах. А  я ради того, чтобы ворон пострелять, жизнью своей рискую. Не понимал народ, что это был всего лишь трезвый расчёт - в движке я был уверен. А чтобы в бак гадость не попала, заполнял его всегда самолично и через ситечко - как чай в лучших домах. Кстати и курсантам за особую плату ещё механический курс добавил. Пока пилот обязан был быть универсалом. И обучавшаяся у меня в основном белая дворянская кость ничего не имела против. Хоть и хотелось им такими же лихими летунами прослыть, но жить желалось больше. И "Гнома" они чуть не языком вылизывали. Кстати, дела по его копированию на "Моторе" успешно завершались. Более того, заменив в шатуне чугун на алюминий, Калеп движку двадцать сил нарастил. А 70 лошадок уже кое-что!

 Так в суете и постоянной гонке (хорошо хоть, что уже не натощак, но и не роскошествуя - всё зарабатываемое в дело) зима незаметно и пролетела. А я подальше от чужих глаз (в поместье у одного из "охотничьих" своих друзей)  Г-25 облетал.  Биплан Грибовского получился удачным и в его честь ТУТ этот аппарат стал носить имя "Грибок" (лишь бы никто "Гроб" не приклеил). А тесть, за это же время, на "Моторе" для входивших в моду Аэроклубов уже дюжину "Чижей" произвёл, взаимообразно обеспечивая меня курсантами из них.

   Приезжали почти со всей России, да и иностранцы попадались. "Тупиковую ветвь" мы не скрывали, тем более, что и она вышла надёжней, чем у конкурентов. Немцам на их родном растолковывал (наблатыкался уже с работягами да баронами), а прочие иноземцы либо наш язык учили, либо переводчика нанимали. Но для тройки франков я постарался в положение войти - и мы взаимообразно обучали друг друга ещё и родным своим языкам. А если не хватало нам словарного запаса, то на помощь приходила мадмуазель Зверева.

 Генеральской дочери, окончившей курс одной из лучших, предложено было трудиться в нашей школе, и она с удовольствием приняла предложение. С двумя пилотами-инструкторами школа уже и дополнительный аэроплан в состоянии себе позволить уже могла. Либо филиал создать. Макс фон Траутман - тот самый барон, с которым я рогача стрельнул, давно предлагал своё имение. Это там, в амбаре спрятали мы "Грибок", а также складировали заготовки для его аналогов, что продолжала производить нанятая столярная мастерская. Наркотик полёта и помещика захватил, а аура тайны придала остроты.

  Теперь его урожаи ржи или свеклы не интересовали. Собственный бизнес целиком на своего управляющего перевалил, и, сняв квартирку недалеко от завода, стал как на работу на него ходить. То меня или генеральскую дочь подменяя, то с тестем решая производственные вопросы. Помимо дара пилотирования, он очевидно и руководящими талантами обладал, так что ценный кадр находился пока в оперативном резерве, как бы за штатом находясь. Предлагали ему жалование, но гордый тевтон в наёмные не шёл, продолжая служить небу бескорыстно.

  Создав столь надёжный тыл, появилась возможность активизироваться в рекламе. Ведь возможность создавать самолёты была только при условии их продажи, а конкурентов становилось всё больше, причём совсем с другими капиталами, Но и для честной борьбы возможности имелись. Менее года назад Луи Блерио на своей 11-й модели первым перелетев через Ла Манш не только взял приз в штуку, но и несколько сот заказов получил сходу. А его фонарная мастерская и трети того освоить не могла. И этот искалеченный авиацией человек тут же забросил полёты и занялся бизнесом, правда, не с тем размахом, который ему открывался.

  В детстве я смотрел хорошую комедию о международных соревнованиях по перелёту из Кале в Дувр. К сожалению, в действительности такого не было, печально! Да и призов больше никто не учреждал, тоже жаль - победить в честном соревновании было совсем не лишне. Но и самому выдумывать приз своего имени глупо получалось. Требовалось нечто дерзкое, затмевающее и подавляющее масштабом. Например, перелёт не через пролив, а через море. Причём межгосударственный.

 Из Либавы на Готланд, например, или из Моозунда в Стокгольм. Две-три сотни километров полёта только по приборам и над водой. Но приз тут должен быть такого размера, чтобы жадность в человеке страх гибели пересилила. Если с погодой повезёт, то мой ещё не убитый движок нагрузку выдержит, а вот у конкурентов - вряд ли. Но чем больше крови - тем больше шума.

 Меценатов на Руси было вроде и много, да не очень-то мне со спонсорами везло. Савва Морозов уже застрелился, а Савва Мамонтов банкротнулся и вроде как в остроге за долги сидел. Но я на Москву всё ж отправился - город купеческий, может и надыбаю кого, ведь и моё имя в газетах мелькает часто.  Пройдясь по Третьяковым и иже с ними, понял, что жертвуют тут либо на церковь, либо на "художества". Отчаявшись, решил, последняя попытка и ищу другой путь. Направился к известному самодурством купцу Алексею Бахрухину. Но молодости он "восточное" коллекционировал, потом на "наполеонское" переключился, теперь вот "театральным" увлёкся, и даже говаривали большие деньги за пуговицу от брюк Мочалова отвалил.

 Но с моих бриджей пуговицы ещё в цене не поднялись, так что сам я залез в шкуру купца, начав разговор на равных. Как предприниматель с предпринимателем. Я за гусарством  прятал свой расчёт, а он за показным мотовством. Предложил ему объявить приз собственного имени к юбилею присоединения Прибалтики к России. В июле аккурат исполнялось 200 лет, как Меньшиков Ригу у шведов на штык взял. Вот и посоветовал "выставить" те же 200 тысяч (по аналогии) для авиатора, соединившего эти страны в небе.

 Так как победитель известен заранее (очень узкому кругу), то от денег отказываюсь, а вот от славы и рекламы нет. Причем меценат, не тратясь и не рискуя жизнью, всё тоже получает в равной степени. Толстосумов любым способом требовалось растрясти на нужное стране дело, а не на "шампанское лошадям". И "на слабо" этот народец вёлся. Вот и в Риге нынче по подписке на конный памятник Петру "к дате", средства во всю собирались.

 Проще оказывалось от Парижа до Лондона долететь - там "всего" 459 км, и над землёй в основном. А от Стокгольма даже до Эзеля на стольник больше, да и от острова до Риги ещё над заливом пилить прилично. Но и в движке, и в аппарате уверенность наличествовала, а вот свои навыки проверить как раз повод получался. Не даром же мне прапор авиакомпас КИ-12 в своё время презентовал, и всю зиму я не столько рогоносцев стрелять мотался, сколько учился летать по азимуту.

  Хоть объявление вышло во всех ведущих газетах мира, но в Стокгольм приплыли, кроме меня, только один француз и один американец. Самоубийц мне по-своему жалко было, ибо по их аппаратам судя, становился ясен исход. Но коль авиация пока спорт - то спорт жёсткий, а вскоре станет жестоким. Да и спортом перестанет являться.

  Условия были простыми - вылетаем вместе, а дальше каждый идёт маршрутом, что сам проложил. Кстати, у меня он получался не самым простым - если брать южнее, то суша оказывалась много раньше. Потому очень я надеялся, что никто на хвост не сядет. Но видно не я один в свидетелях не нуждался. Ибо в Ригу "прилетел" и янки. И даже раньше меня! Француз же видно на дне морском упокоился.

   Но только вот не предоставил "победитель" в обмен на чек Алексею Александровичу Бахрушину им лично подписанный вымпел. Что в Арланде под Стокгольмом его сын Юрий всем пилотам вручал. "Липовый" пилот (или пилоты) применил старый трюк иллюзионистов. Два брата близнеца купили два аппарата подешевле и один, взлетев в Швеции, приземлился в паре километров от места старта.  А второй за пару километров до финиша, на тихом хуторке (за мзду малую) поджидал.

 Да и со временем промашка вышла - аэроплан у него реактивным обязан был быть, чтобы в им заявленный "срок полёта" уложиться. Ну не знал близнец, что нам из-за погоды старт дважды переносили - не имелось на хуторе телеграфа. А мою промежуточную посадку в Аренсбурге могла подтвердить всё Эзельское рыцарство (и прочий проживающий там "подлый" народ).  Кстати, туда заранее Макса послали, и он, как барон, своим растолковал про "международное значение автопробега (пардон - перелёта)".

 Вызвав волну жертвенности и намекнув, что переданные недавно рыцарству в дар руины епископского замка не очень-то богатым помещикам всё равно не восстановить. А вот для авиации они могут и сгодиться. "На тебе, боже, что мне негоже" решили бароны и передарили развалины дальше "рыцарям неба".


Рецензии