Нам пора стелиться

В последний день пребывания на море. Все складывают вещи в ожидании в 1 час дня автобуса. Он привезет новых отдыхающих, заберет тех, которые в течение 10 дней нежились на берегу моря под ласковыми лучами солнца.
В одиннадцать часов утра на территорию базы отдыха заезжает новенькая «Волга». Эти лица добрались до места отдыха личной автомашиной. Пожилая, грузная женщина - начальник отдела госдоходов налоговой администрации и двое ее сыновей. Один только что пришел из армии, а другого она только отмыла от армии.
Популярность армии пропала. Теперь не считает каждый парень за свой долг служить в ней, повзрослеть там и набраться мужества. Рассказы о грубой дедовщине, о том, что солдат плохо кормят и одевают, принимаются за действительность. Для того, чтобы освободить меньшего здорового сына от призыва в армию, ей пришлось давать деньги и различные подарки, и он в течение месяца пребывал в психиатрической больнице. Она, мать двоих сыновей, готова за них бороться всей материнской заботой. Они были у чужих людей, ни армии, ни психиатрической больнице она не доверяет, считает, что там они находились в ущемленном состоянии и ей предоставляется счастливая возможность в течение 10 дней поддержать их и отдать всю материнскую любовь и заботу.
Она находит свой домик, но считает, что вселиться в него может только по прибытию автобуса. Л сейчас автомашину' оставляют под небольшой тенью одиночного малорослого дерева - акации. Палящее солнце движется по небосклону, уводя из-под машины тень. Мать уже дважды заставляла сына переставлять автомашину в тень. Она беспокоится: автомашина набита различными продуктами питания - они могут испортиться. Особенно полно тортов, коробок конфет, колбасных изделий. За путевку они тоже не платят, главный бухгалтер завода договорилась с директором о выделении ей из директорского фонда путевки. Ведь впереди проверка налоговой и это все-таки какая-то заначка, маленькое основание для человеческого подхода, а не безразличного формального подхода.
О своем уходе в отпуск и о счастливой минуте быть вместе со взрослыми сыновьями она давно поделилась на работе и с бухгалтерами учреждений, которые сдают ей отчеты. Кое-кого она пригласила на глоток шампанского по случаю ухода в отпуск. Но не могли же они идти с пустыми руками, обычаи и порядки уже наработаны. Поэтому и ломится машина от всевозможных угощений и маленьких презентов.
Начальник цеха завода вчера вечером отправил свою семью заводской автомашиной, в домике остался один. Он и сам бы мог уехать, но он должен встретиться с приезжающим отдыхать энергетиком, чтобы решить вопрос о раздельном учете электроэнергии, т. е. узнать, какие работы ему как начальнику цеха придется выполнять. У него давно собрана сумка, освобожден холодильник, газовая плита помыта. Видя муки и сомнения женщины о сохранности продуктов, он предлагает - занимайте домик, помещайте продукты в холодильник, в домике из его вещей остается только сумка, оставленная на кровати. Непонятно упорство женщины. Не хочет утруждать его. Он удивлен - да занимайте домик.
Здравый рассудок побеждает. Заполняется холодильник, он не вмещает всех скоропортящихся продуктов. Начальник цеха говорит, что заберет потом свою оставшуюся сумку.
Приходит автобус. Через полтора часа автобус должен возвращаться. Противоречивые интересы большого количества людей приведены к обязательному указанию. Прибывшие на автобусе быстро разбирают с грузовой автомашины свои вещи, а уезжающие после погружают. Водитель грузовой автомашины торопит их. Он приехал с женой и ребенком, чтобы в этот короткий промежуток времени попытаться впитать в себя море. Начальник цеха, не прочувствовав установленного порядка, прозевал момент, когда начали складывать вещи, водитель закрыл будку на замок. Теперь надо ждать, когда перед отъездом откроет.
До отъезда оставалось 45 минут. К нему подошла хозяйка его бывшего дома и с обидой в голосе, резкой наступающей интонацией:
- Нам стелиться пора, забирайте свою сумку.
- Да поставьте ее на пол в веранде, перед уходом автобуса заберу.
- Она нам мешает, забирайте, чтобы я была свободна от мысли, что потом скажете, что что-то пропало.
От такого разговора его передернуло. Быстро забрал сумку. Над происшедшим задумался. Ему стало ясно, что встретился с нечестным, нахально-наглым человеком. Стало ясно, почему она не сразу согласилась занять домик. Люди ее категории не желают равенства и равноправия. Они не считают нужным с кем-то и чем-то делиться. Они считают, что в одиночку добудут больше остальных, а зачем потом с кем-то делиться и отказываются от услуг других. Прими услугу от другого - он будет рассчитывать, что за его услугу гоже потом надо оказывать услугу. Но они не привыкли кому-то оказывать добрую услугу, поэтому не желают их принимать.
В ней он увидел значительно больше нечестности, чем тот уровень качеств, которые позволили ей столь красиво экипироваться к поездке. Ведь честный человек всегда считает, что он имеет дело с честным человеком, пока не убедится в обратном. Он оставил ей сумку с малоценными вещами и у него не возникало никаких подозрений, что женщина или ее сыновья что-то возьмут. Она же настолько не доверяет людям, что опасается, что ее обвинят в нечестности, в причастности к пропаже вещей. Как можно требовать благополучия и добра в мире - если так много бывает зла.
Он занялся анализом и своих поступков. Да, я тоже хорош гусь, делал ли я ей добро вообще, а если делал, то бескорыстно.
Нет, у меня не было никакой мысли и никаких личных интересов, когда ей предложил заранее вселиться в домик. Видел переживание человека, что могут испортиться продукты и просто оказал помощь, но потом, оказав помощь, стал и сам рассчитывать на встречную помощь.
Ведь по приезду автобуса не забрал сумку. Но ты даже не договаривался о том, что оставишь сумку, ты рассчитывал на добро от нее. Почему ты рассчитываешь на чужое добро? С момента приезда автобуса домик стал ее. При этом ты рассуждал, что оказал ей большую услугу, предупредил порчу продуктов. Большое дело для нее сделано, а для тебя требуется совсем маленькое, чтобы постояла сумка, которая никому не мешает.
Но здесь можно и по-другому расценить. Почему за этот час должны испортиться продукты, кто это сказал. И какое же ты добро сделал, если ты в этом домике уже не нуждался. Никаких с твоей стороны самопожертвований, никаких ущемлений себе. Ты отдавал то, что тебе не нужно. Можно ли это назвать добром и стоило ли это для тебя труда. Оказывается, что добро нужно делать бескорыстно, не требуя ответного поступка. Добро нужно делать молчком, не возвышая себя самолюбием, иначе это юридическая сделка, в которой нахальная сторона, получив для себя все, кидает другую сторону.
Составил ей образ отрицательной личности. Что делают с отрицательной личностью, высказывают ей свою оценку о ее поступках. А она имеет собственные доводы - ничего отрицательного не делала. Тогда идет применение к ней зла, а зло рождает дополнительное зло, состояние личностей - когда каждый допускает физическое уничтожение другого. Постоянное повторение подобий в человеческих судьбах. И выхода нет?
А велик ли ее потенциал отрицательного, на какой почве основывается отрицательное. Она брала взятки, она дала взятку за освобождение сына от призыва в армию. Когда она созрела или дошла до понимания о необходимости брать взятки? Вероятнее всего это она познала в системе бытующей в ее отрасли работы. Вероятно ее первоначально попросили - сделай. Может она и сделала это сначала со своей зарплаты. А дальше необходимый исход взять у других, у них есть какая-то возможность и передать третьему. Взять у своих подотчетных лиц с производства, передать своему начальству. А когда эта схема срабатывает, то почему нельзя для себя, начальству можно, а что - себе нельзя?
Вот поэтому все торты и не могли вместиться в холодильник. И здесь можно найти ей оправдание, то смягчение обстоятельств. А потом, если она была злой и не хорошей в момент их встречи, то это не исключает, что она может быть доброй в отношении кого-то. У нее была чрезмерная повышенная любовь к сыновьям. Жизнь полна фактов, когда и к детям относятся плохо. Значит можно формировать чувство доброты и в отношении других.
Павлов - физиолог - утверждал о возможности формирования социальных рефлексов. Значит общество и установленные им порядки существенно формируют человека.
Стают друг против друга в физической, органической неприязни президент США Буш и президент Ирака Хусейн. Была бы их каждого воля, съели бы они друг друга, им не выйти из этого положения. Их сдерживают неизвестные обстоятельства и выиграют ли они. Их пока сдерживает страх, а не паду ли я, если наброшусь. Разве человеческий ум не заходит в тупик? Для удовлетворения своих амбициозных притязаний пущена кровь. Кого и в какой степени нужно образумливать и чем. А уж потом - Буш скушал Хусейна, и общество не сказало, что он убийца.

14.06.2003 г.


Рецензии