девочка в зелёном берете

Я долго не могла понять, о чем же так настойчиво напоминает мне эта осень?..
Что привлекает меня в прогулках по осеннему городу?..
Я долго не могла понять, пока память однажды не бросила меня на много лет назад, в точно такой же тихий, безветренный осенний день.
Как сейчас вижу я широкую деревенскую улицу с деревьями и домами.
И двух девочек, одна из которых – я.
_____________________________

(детские диалоги. Расплывчатость, размытость…многоголосие)

Я и моя подружка Настя сидели на куче песка, обмениваясь изредка фразами.
Я с ней мало общалась вообще. То, что мы сейчас вместе вышли поиграть – редкость.
Улица была пуста, люди были погружены в домашнее хозяйство. Вдали показалась девочка на велосипеде, в ярко зеленом берете, и остановилась, подъехав к нам.
- Привет, Оля, – произнесла моя спутница.
- Здравствуй, Настя, - ответила незнакомка.
Было что-то официальное в этом приветствии, сразу резанувшее слух. Я с интересом покосилась на неё.
Расстроилась, что нарушили нашу с Настей беседу. Они были знакомы, разговаривали, а я осталась не у дел. Но это был новый человек и мне, конечно, было любопытно… пока они говорили, я стала осторожно её рассматривать… ярко-зеленый берет, так привлекавший внимание, не вязался с её образом. Было не так уж холодно, меня удивил этот берет.
- Сейчас съезжу в магазин и вернусь, - произнесла она.
Когда она отъехала, я спросила у Насти:
- Это кто?
- Оля. Она там живет, - махнула рукой в неопределенность.
Мы вернулись к нашему занятию. Но теперь я не просто копалась в песке, а копалась с мыслью – сейчас она вернется.

Что-то привлекло мен к ней за эти пять минут. Я ждала ее возвращения.

Вернулась. Сели на лавочку. Стали рассматривать сережки у березы. Она что-то рассказывала.
Сели. Говорили ни о чем. Они. Я – слушала.

Она была старше на три года, но точно пропасть была между нами – она казалась очень умной, знала многое, рассуждала со знанием обо всем. Вызвала уважение – серьезностью поведения, простыми словами, умными мыслями, неторопливыми жестами…
Она была так не похожа на девчонок с моего двора, постоянно запыхавшихся и чумазых… Она была другая.
Она притягивала спокойной уверенностью в себе, бодрым духом.
У нее на все был ответ.

- Ты на следующий год в школу пойдешь? – спросила она у меня.
Я не совсем поняла, что значит «на следующий год», но мне не хотелось выглядеть глупой, и я твердо ответила:
- Да.
Она пустилась в вычисления относительно моего возраста.
Так мы и сидели, о чем-то неторопливо беседуя…
Нас поглотило спокойствие этого осеннего дня (взгляд из будущего – какие же мы еще были дети!). Жизнь не бежала, не торопилась. Она стояла в своей первозданности. И мы точно застыли в ней – без вчера, без завтра, во дне сегодняшнем. Дети, пытающиеся вести себя по-взрослому… Светлые головы, впитывающие все то, что дает им жизнь.

- Мне пора, - произнесла она.
И тут же стало как-то неуютно, и не хотелось больше сидеть на этой лавочке…
- Ты приедешь ещё? – спросила я.
- Не знаю… Как получится…
Я почувствовала, это – понт, а она – приедет обязательно.

Так пришла ко мне моя первая любовь. Любовь детская, простодушная и невинная. Любовь, которую я долго не узнавала, принимая за дружбу, интерес, уважение. Я ещё не знала о существовании такой любви.
Радостно замирало мое сердце, предвкушая с ней встречу. И пусто становилось, когда она уходила. Моя душа была открыта ей навстречу. Я любовалась ею – чисто, непосредственно…

Мы встретились на следующий день, уже одни. И она катала меня на своем велосипеде. Мы разговаривали, веселились. Я украдкой, за разговором, заглядывала ей в глаза. Как тогда я могла знать о жертвенности, я, ребенок?.. но я готова была идти за ней и в огонь и в воду.
Мне нравилось, когда мы были одни, и никто нам не мешал.
Я не любила с кем-то о ней разговаривать. Я делала равнодушный вид, боясь себя выдать голосом. И не понимала этого, ведь скрывать было нечего.
Мгновенно возникла между нами эта необъяснимая связь, близость. Понимание без слов. Мне было так интересно – а чувствует ли это она? И верилось, что чувствует, потому – рядом со мной проводит время, хоть я младше её…
Она у меня в гостях. Мама спросила про глаза. Она:
- Х-ха, а у меня глаза разного цвета!
Я заглянула ей в глаза, бесстыдно, как не могла в повседневности.

С тех пор вся моя любовь проходит под знаком осени. Самая долгая, самая болезненная любовь.
Моя любовь – это осень, застывшая в неподвижности своей, отдающая частички себя на вечное поругание.

Это была боль, не знающая, что она – боль. Боль первой любви, пронзившей меня так внезапно и странно. И я до сих пор ищу ее – эту святую боль… И все не могу ухватить. Она больше не дается мне в руки.

Я хочу запомнить мою первую любовь такой – чистой, простодушной, детской…
Она явилась в мою жизнь видением, светлым ангелом.
Просто – Оля. Девочка в зеленом берете.

Внешность описать в начале


«Ольга» - не «Оля».


То, чего нам так не хватает во взрослой, «настоящей» любви – непосредственности, когда о мысли о будущем и прошлом не мешают постигать момент…


Рецензии