Говоря о душе

 Говоря о душе, человек всегда желает внутреннего единения, спокойствия, понимания своих чувств и целостного восприятия  мира.  Жизнь в ладу с самим собой, где уживаются человеческие взаимоотношения и собственные интересы в поисках гармонии, направляет волю к достижению поставленных целей так, чтобы светлая сторона души поглотила  свою изнанку , соприкоснулась со своей тенью и на пути ее преодоления обрела собранность и умиротворение в согласии ее с волей Божьей. Разумная душа, находясь в вещественном теле, воспринимает его через чувственные ощущения, которые посредством органов чувств передаются по чувственным каналам. Тело как растущая, текучая, гармонично организованная материя, является покрывалом души, домом, который получает от нее живительную энергию. Душа движется в действиях мысли, чувств и желаний.  Помимо чувств , сообщающихся с телом,  имеются  собственно душевные чувства,  через созерцание умом внутреннего состояния и внешнего положения тела они составляют разумное  отображение , видимое через эмоции. Кроме мировосприятия,  образованного словесным началом души, психического, человек имеет благодатную силу, духовную, высшей способностью которой является сознание, где в идеальной форме  находят отражение объекты материального мира.  Человек стремится быть цельным, совершенным, вмещая в своей душе  внешний и внутренний мир. Полностью  проницаемый для божественного света, человек движется по направлению к его теплу, к ясности и чистоте, получаемой от его сияния. Мир кажется разрозненным в своем множестве, но разум  при осиянии его светом способен выстроить связанные параллельности к звеньям, которые объединят противоположность и несвязанность  в творении.
У евангелиста Марка под образами внутренних и внеших сил, которые вносят противоречие в мышление и чувства, подавляют подлинное я человека, его единство, описываются демоны. Защитить от этого изматывания имеет силу и власть Христос. Исцеляя человека , Он приказывает выйти нечистому духу , изгоняет болезнь, удаляя неправильную форму единства, не раня при этом освободившегося человека.  В случае неверно построенных взаимоотношений отца с сыном, когда один проецирует свои проблемы на другого , привязывая его  зависимым положением, Иисус также изгоняет болезнь, указывая отцу на его неверие в силы сына, отчего тот и подвергается заболеванию. Для налаживания отношений ребенку необходимо открыть закрытые от переживаний чувства, оживить осмысленное восприятие, не провоцируя  вытеснение чувств, дать возможность ощущать и проявлять эмоции.  Здесь Иисус прежде исцеляет отца,  о чем свидетельствует признание им своего неверия, а затем освобождает и сына, вырывая его из  созданной колеи зависимости.
Истощенный после борьбы сын лежит как мертвый, он  теряет прежнюю личность , с которой сросся, и для обретения  своей подлинной личности ему  необходима поднимающая десница Христа, чтобы встать на собственные ноги и приобрести собственный образ в здоровых сплетениях с окружающими людьми. Человек, живущий в пещерных гробах, амбивалентный в своей самоизоляции и желании внимания, направляет свою агрессивность на самого себя под бременем собственной тени.  Он желает исцеления, но болезнь предоставляет ему преимущества в жизненном укладе, и  в этом вторичная победа болезни. Человек ,отгородившийся от людей в пещере самосожаления, теряет с ними связь и оказывается  в зависимости от своего ограждения, подчиняется  его разрушительному влиянию , будучи снедаем эмоциями. Но Иисус видит человека, верит в идентичность, и этим отделяет  личность от поглощающей ее болезни, и дает освобождение.  Укореняющиеся в  человеке силы недостаточно распознать, их не обессилить внушением,  их необходимо выплеснуть, чтобы они потеряли власть, порабощение должно найти выход во вне, и при изгнании водвориться в указанном им месте. В эпизоде нечистые духи входят в свиней и бросаются в море, в чем образно описывается эмоциональная разрозненность, перешедшая в похоть и потонувшая в море  бессознательного, потеряв свою власть.  Иисус отделяет болезнь от человеческого естества и приводит от внутренней раздробленности к единству , освобождая от внутренних уз, поднимает на ноги и придает силы жить самостоятельно.
Апостол Павел в послании к Римлянам говорит об антагонизме между  признанием закона и действием, противоречащем закону. Страсти и добродетели, закон греха и закон праведный , человек может промахнуться из-за нехватки знаний, из-за пробуждающейся тяги совершить промах или по инерции, заставляющей промахнуться.  От слабости, желания жить не по естеству, спасают не собственные усилия, а милость Бога, чей свет вытесняет  темное . Обитающий грех разделяет мысли и действие, внутренние идеалы и реальность, может действовать как естественный закон природы, которому не в  состоянии сопротивляться. 
 Апостол Павел указывает на путь диалога во внутреннем разделении с обращенностью ко Христу и увидев подлинное лицо, отличное от теневых сторон  , познать единство и внутреннюю гармонию.  Не уходя от  собственной реальности, признать тень  и преодолеть ее действенность, отсекая темные помыслы и прилоги, не уничижая личность, подобно тому как физическая болезнь поражает организм  и изгоняется ее распознаванием  и соответсвующим лечением,  исходя из нормального состояния.
 В раннем монашестве Евагрий Понтийский описывает акедию, внутреннее состояние недовольства местом, образом жизни, инертность и потерю гармонии, то  изможденное недовольство настоящим положением , когда преувеличенные желания сочетаются с  нежеланием  сблизиться с реальностью.  Для преодоления состояния необходимо его  узнать и , оставаясь в покоях келии наедине с собой, привести в порядок чувства и мысли, разобрать возникшие  проблемы, привести их к единому решению, и вернуть спокойствие внутренней свободы и свет душе.
  Цель психологии – вернуть цельность душе, объединить сознательное и бессознательное. Целостность можно принимать как становление человека в творческом сопоставлении его внутренних элементов души, их синтеза, реализация в себе образа и подобия Бога.
Социальные роли, возникающие при вступлении в общественные отношения между людьми,  вносят в душу  некоторые сознательные переживания, и в дальнейшем  , вращаясь вокруг человека, оказывают влияние сами по себе, но могут  привести и к разладу  , нарушению единства психических элементов своими отпечатлениями  на поведение человека.  Крадущееся чувство вынужденного  действия общепринятым образом приводит к ощущению видимости жизни, что рождает либо вдохновение при знании правил и уверенность, либо обессиливает человека при нежелании принимать  сложившиеся связи.  Это происходит , когда уже не человек руководит своим поведением, а существующие впечатления проезжают по душе в виде различных сложившихся взаимоотношений и вынуждают действовать  в рамках непроанализированной колеи  случившегося поведения,  которое можно было бы повернуть и в другие плоскости,  где воздействие окружающего   и проекция на него своих намерений более рациональны. Осторожность к собственной мотивации,  милосердие с окружающими помогает не проецировать теневую сторону  на другого. Сознательное ясное распознавание страстей    дает душе силы  исключать их из своей индивидуальности, власть страстей при этом ослабляется и исчезает , теряя соприкосновение с пренебрегающей ими душой. Выражение своей сокровенной жизни, раскрытие ее борьбы в творчестве  выявляет  проявляемую энергию душевных сил как источник вдохновения . Внутренние образы  выражаются через язык, музыку, живопись и другие формы искусства. Психика, инстинкты представляются в образах животных,  их не надо подавлять, а необходимо правильно использовать как дополнительный источник энергии. В словах пророка Исайи  открывается реальность: « Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11,6).  Евангелие говорит о воплощении Христа, пришествии на землю, крестной смерти, воскресении и вознесении.  Человек совершает спуск в собственное подполье души, в реальность подсознания,  являет  ее Богу и познает свою    цельность , обретая силы вознестись от бездн души по лестнице  сознательных действий к умному единству. Исследуя собственную реальность, человек  помнит, что связующее звено  , соединяющее элементы души  - это Христос.
В поисках  целостности и защищенности,  достоинства , чистоты и совершенства человек приходит к тому, что о нем видит Христос -  его цель в посвящении в божественную Любовь.  Совершенная любовь приводит к цельности и единству с самим собой и Богом.  Бог спустился в тленность бытия, и теперь духовно омывает тело и душу человека. Он спускается в ад и побеждает смерть, берет умерших за руку и выводит к свету.  В психологии это раскрывается как мужество веры, с которой человек во тьме своего подсознания способен взять протянутую руку , не вытесняя и не запирая от  самого себя энергию подсознания, а принимая очищающий и исцеляющий свет  освобождения. 
Внутренний простор души, согласованность ее элементов  в своих потребностях и желаниях  позволяет и внешний мир увидеть  в его согласии и светлом единстве. Почувствовав ценность и осмысленность жизни, возможность ее равновесия в конкретной реальности, через самопознание и открытую конфронтацию с болезненными поражениями, под сводами идеальных доктрин, человек направляет свои стремления  к различным сторонам своего бытия. Человеческая разносторонность растет в своем развитии и становится способна объять , впустить в себя  существующее настоящее.
Бог разделил человеческие языки, чтобы каждый народ шел по собственному пути, а затем соединил  их  в духовном слиянии, по дару Святого Духа, для воплощения  их дел в духовном единстве.  Их соединяет воедино любовь,  человеческая общность сообща своей жизнью обращается к Богу и этот общий фундамент позволяет им понимать друг друга.
Путь самопознания в свободном сосуществовании позволяет не проецировать неосознанные стороны своего подсознания на окружающих людей, но прийти к пониманию и использовать их энергию так, чтобы это не привело ни к внутрипсихическому , ни к конфликту с внешней средой. Собственная самобытность и широта души, вмещающая возможность инакомыслия другого, принятие человека без желания изменить его индивидуальность – это признание достоинства каждой личности в ее жизненном пути , в гармонии близости и дистанции этичного обхождения. Тогда человек будет способен и наслаждаться  обществом , приобретая опыт общности и отчуждения, и вынести собственное одиночество, открывая в себе непознанные стороны, приобретая новые знания и расставаясь с обнаруженными неродственными силами, воздействующими изнутри.
 Человеческой натуре свойственна жизнерадостность мышления с изначальной тоской по возвращению к внутренней целостности, познание натяжения жизни проникает в душу, претворяясь в чувства бодрости и бдительности , в здоровое стремление  быть внимательным ко всему существующему и  к преодолению разобщенности.
С психологической точки зрения  представляют интерес различные  явления человеческого сознания.  Отдавая себе сознательный отчет  в побуждениях и идеях, проговаривая их словесно или излагая в виде литературного материала, человек получает доступ  к метаанализу  переживаний и  возможность устранить возникающие затруднения души, раскрывая эрудицию своего разума.  Констатируя само существование предмета, логическим путем исследуя  его природу, возникновение, а также смысл и ценность непосредственного образования , человек выносит свои суждения о нем, сопоставляя их с предшествующими переживаниями.
Изображения внутреннего опыта, человеческое творчество и духовные откровения  свободно определяют  внутренние значения.  Разграничивая понятия  и факты индивидуальной  истории  личности , обнаруживая намерения и стремления , человек способен правильно изложить свое понимание действительности , исключить  внушенные чувства и подражательные действия, которые поглощают  его жизнь , коснея в привычках  и установленных коллективных традициях . Но  душевному состоянию  необходимо и воспитание  , привитие  житейских норм , формирование образа мыслей и характера действий - психическая  устойчивость и сдержанность эмоциональных проявлений, верно выбранный тон, соответствующий внешней обстановке, точно выверенное поведение способно не подавлять  свободные осуществления личности, а духовно утверждать выраженную индивидуальность.
 Человек стареет  не от прошествия времени, а от неправильной эксплуатации тела и при вредоносном давлении на душу, когда сущность подвергается  влиянию  поражающих ее факторов , от поколебавшего ее основы потрясения или  от мысленного принятого  наложения общества.  Старость как накопленный опыт, знания, если при возрастающей памяти душу не поражает усталость, настроение воспоминаний и в теле не истощаются составляющие его системы, можно признать мудростью существования на земле.
 Сокровенные источники внутренней жизни стремятся к возобновлению своих сил, сообщая свои энергии душе и телу, они выбирают направления познания , из которых можно черпать духовные стимулы, возвращающие бдительность и сосредоточенность исходящим силам.   
Очищая духовное зрение, человек оказывается способен узреть на пороге своего сердца Христа . Открывая Евангелие, необходимо понимать рассказ о служении Христа как икону, а не биографию и рассказ о жизни. То, что сделано «нас ради человек и нашего ради спасения», все чудеса центрированы вокруг главного – оживления человеческой природы. Нельзя не заметить первостепенного, главного чуда – Жертвы и Воскресения.  Апостолы молчат о годах, предшествующих Голгофе. И Христос до начала открытого служения не открывает своей тайны («Великая благочестия тайна – Бог явился во плоти» 1Тим. 3,16).  Апостолы поглощены мистерией Креста.
Русская церковная речь усвоила  греческую богословскую терминологию, насыщена соответствующими кальками. Богородица, целомудрие, алтарь, литургия. Филология умеет распознавать , на каком языке создан текст, с какого языка переведен.  При изучении Библии можно заметить в греческой речи апостолов гебраизмы – выражения , свойственные еврейскому языку.  В Евангелиях Иисус называет Себя Сыном Человеческим. Знакомые с  книгой пророка Даниила иудеи знают, что это мессианский титул, эсхатологическая надежда Израиля,  Спаситель.  Апостолы , бережно сохранявшие язык Учителя, вне синагоги стали именовать Христа Сыном Божиим. В богословии апостола Иоанна Богослова видно влияние греческой философии Логоса, апостол Павел цитирует греческих авторов.  В проповеди Христа не находит места ни один греческий философский термин, речь не несет следов влияния греческой культуры. Определенные константы жизни человека обретаются независимо от культур. Путь очищения души ведет к контролю над чувствами , не впуская в сердце страсти и заботы, которые препятствуют духовному развитию.  Цель пришествия Христа в мир – искоренить внутреннее зло, нравственное и физическое, в душе человека, изменить социальные , внешние условия жизни, спасти человека с добровольным участием самого человека.  Вмешательство в судьбы человечества  начинает возрождение к жизни, где должна господствовать радость, мир , бессмертие и духовные блага.
 Пророки в своих писаниях показывают события в одной картине в многовековой перспективе , где сопоставляются различные периоды духовного процесса. Говоря о мессианском царстве, пророки изображают общество духовно обновленных людей, бессмертие и обилие благодатных дарований.  Написанный на скрижалях сердца  Божий закон  - неотъемлемая часть существа членов нового Израиля, написание которого совершает Святой Дух. Благодать Святого Духа, подобно воде, освежает и очищает душу человека. Как излитие воды на жаждующее , излияния благодатных даров оживотворяет , давая познания закона и победу над силами зла.  Внутренняя свобода и светлое сияние божества уже на земле  начинают путь к себе настоящему, для  видения собственного света, как отображения Света нетварного, для обретения сокровенного ядра человека, подлинного , как его сотворил Бог.
Человек обретает цельность при связи сознательного с бессознательным, через осознание своего бессознательного. Опыт смирения, смелость спуститься в подполье человеческих нужд,  признание влечений -  продвигаясь по духовному пути, человек  приходит к своему я и позволяет подсознательному участвовать в реальной жизни. Осмысливание своих чувств и настроений , познание их  и реализация в осознанном выборе  рождает живые отношения  между желаниями в их сожительстве в единой душе.  Внимательное определение потребностей,  освобождение чувств от нечистых сил,  внутренняя подлинность должна восторжествовать над отверженным, поступиться им ради обретения в себе человеческого образа. Тогда божья любовь освящает спустившегося в подполье, и человек, принимая воздействие света, теряет темное и способен более четко видеть окружающее, ничего не роняя и не опрокидывая.  Обозначение  умом, наименование вытесненных чувств притупляет их и признание их неприемлемыми, нецелесообразными фиксируется исцеленным сознанием.  Осторожное отношение к собственной мотивации помогает снять затмение души   , расширить горизонт индивидуальности,  взять власть в распознании чувств . Энергия языка может как помочь соприкосновению энергии словесных образов с психикой, так и словесно отделить энергию негативную. Выраженное языком или другими формами искусства творчество – источник вдохновения и выражение свободы,  духовности человека. Творческое обхождение, работа с вытесненным  тоже может быть плодотворной.


Рецензии