Говоря о душе
У евангелиста Марка под образами внутренних и внеших сил, которые вносят противоречие в мышление и чувства, подавляют подлинное я человека, его единство, описываются демоны. Защитить от этого изматывания имеет силу и власть Христос. Исцеляя человека , Он приказывает выйти нечистому духу , изгоняет болезнь, удаляя неправильную форму единства, не раня при этом освободившегося человека. В случае неверно построенных взаимоотношений отца с сыном, когда один проецирует свои проблемы на другого , привязывая его зависимым положением, Иисус также изгоняет болезнь, указывая отцу на его неверие в силы сына, отчего тот и подвергается заболеванию. Для налаживания отношений ребенку необходимо открыть закрытые от переживаний чувства, оживить осмысленное восприятие, не провоцируя вытеснение чувств, дать возможность ощущать и проявлять эмоции. Здесь Иисус прежде исцеляет отца, о чем свидетельствует признание им своего неверия, а затем освобождает и сына, вырывая его из созданной колеи зависимости.
Истощенный после борьбы сын лежит как мертвый, он теряет прежнюю личность , с которой сросся, и для обретения своей подлинной личности ему необходима поднимающая десница Христа, чтобы встать на собственные ноги и приобрести собственный образ в здоровых сплетениях с окружающими людьми. Человек, живущий в пещерных гробах, амбивалентный в своей самоизоляции и желании внимания, направляет свою агрессивность на самого себя под бременем собственной тени. Он желает исцеления, но болезнь предоставляет ему преимущества в жизненном укладе, и в этом вторичная победа болезни. Человек ,отгородившийся от людей в пещере самосожаления, теряет с ними связь и оказывается в зависимости от своего ограждения, подчиняется его разрушительному влиянию , будучи снедаем эмоциями. Но Иисус видит человека, верит в идентичность, и этим отделяет личность от поглощающей ее болезни, и дает освобождение. Укореняющиеся в человеке силы недостаточно распознать, их не обессилить внушением, их необходимо выплеснуть, чтобы они потеряли власть, порабощение должно найти выход во вне, и при изгнании водвориться в указанном им месте. В эпизоде нечистые духи входят в свиней и бросаются в море, в чем образно описывается эмоциональная разрозненность, перешедшая в похоть и потонувшая в море бессознательного, потеряв свою власть. Иисус отделяет болезнь от человеческого естества и приводит от внутренней раздробленности к единству , освобождая от внутренних уз, поднимает на ноги и придает силы жить самостоятельно.
Апостол Павел в послании к Римлянам говорит об антагонизме между признанием закона и действием, противоречащем закону. Страсти и добродетели, закон греха и закон праведный , человек может промахнуться из-за нехватки знаний, из-за пробуждающейся тяги совершить промах или по инерции, заставляющей промахнуться. От слабости, желания жить не по естеству, спасают не собственные усилия, а милость Бога, чей свет вытесняет темное . Обитающий грех разделяет мысли и действие, внутренние идеалы и реальность, может действовать как естественный закон природы, которому не в состоянии сопротивляться.
Апостол Павел указывает на путь диалога во внутреннем разделении с обращенностью ко Христу и увидев подлинное лицо, отличное от теневых сторон , познать единство и внутреннюю гармонию. Не уходя от собственной реальности, признать тень и преодолеть ее действенность, отсекая темные помыслы и прилоги, не уничижая личность, подобно тому как физическая болезнь поражает организм и изгоняется ее распознаванием и соответсвующим лечением, исходя из нормального состояния.
В раннем монашестве Евагрий Понтийский описывает акедию, внутреннее состояние недовольства местом, образом жизни, инертность и потерю гармонии, то изможденное недовольство настоящим положением , когда преувеличенные желания сочетаются с нежеланием сблизиться с реальностью. Для преодоления состояния необходимо его узнать и , оставаясь в покоях келии наедине с собой, привести в порядок чувства и мысли, разобрать возникшие проблемы, привести их к единому решению, и вернуть спокойствие внутренней свободы и свет душе.
Цель психологии – вернуть цельность душе, объединить сознательное и бессознательное. Целостность можно принимать как становление человека в творческом сопоставлении его внутренних элементов души, их синтеза, реализация в себе образа и подобия Бога.
Социальные роли, возникающие при вступлении в общественные отношения между людьми, вносят в душу некоторые сознательные переживания, и в дальнейшем , вращаясь вокруг человека, оказывают влияние сами по себе, но могут привести и к разладу , нарушению единства психических элементов своими отпечатлениями на поведение человека. Крадущееся чувство вынужденного действия общепринятым образом приводит к ощущению видимости жизни, что рождает либо вдохновение при знании правил и уверенность, либо обессиливает человека при нежелании принимать сложившиеся связи. Это происходит , когда уже не человек руководит своим поведением, а существующие впечатления проезжают по душе в виде различных сложившихся взаимоотношений и вынуждают действовать в рамках непроанализированной колеи случившегося поведения, которое можно было бы повернуть и в другие плоскости, где воздействие окружающего и проекция на него своих намерений более рациональны. Осторожность к собственной мотивации, милосердие с окружающими помогает не проецировать теневую сторону на другого. Сознательное ясное распознавание страстей дает душе силы исключать их из своей индивидуальности, власть страстей при этом ослабляется и исчезает , теряя соприкосновение с пренебрегающей ими душой. Выражение своей сокровенной жизни, раскрытие ее борьбы в творчестве выявляет проявляемую энергию душевных сил как источник вдохновения . Внутренние образы выражаются через язык, музыку, живопись и другие формы искусства. Психика, инстинкты представляются в образах животных, их не надо подавлять, а необходимо правильно использовать как дополнительный источник энергии. В словах пророка Исайи открывается реальность: « Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11,6). Евангелие говорит о воплощении Христа, пришествии на землю, крестной смерти, воскресении и вознесении. Человек совершает спуск в собственное подполье души, в реальность подсознания, являет ее Богу и познает свою цельность , обретая силы вознестись от бездн души по лестнице сознательных действий к умному единству. Исследуя собственную реальность, человек помнит, что связующее звено , соединяющее элементы души - это Христос.
В поисках целостности и защищенности, достоинства , чистоты и совершенства человек приходит к тому, что о нем видит Христос - его цель в посвящении в божественную Любовь. Совершенная любовь приводит к цельности и единству с самим собой и Богом. Бог спустился в тленность бытия, и теперь духовно омывает тело и душу человека. Он спускается в ад и побеждает смерть, берет умерших за руку и выводит к свету. В психологии это раскрывается как мужество веры, с которой человек во тьме своего подсознания способен взять протянутую руку , не вытесняя и не запирая от самого себя энергию подсознания, а принимая очищающий и исцеляющий свет освобождения.
Внутренний простор души, согласованность ее элементов в своих потребностях и желаниях позволяет и внешний мир увидеть в его согласии и светлом единстве. Почувствовав ценность и осмысленность жизни, возможность ее равновесия в конкретной реальности, через самопознание и открытую конфронтацию с болезненными поражениями, под сводами идеальных доктрин, человек направляет свои стремления к различным сторонам своего бытия. Человеческая разносторонность растет в своем развитии и становится способна объять , впустить в себя существующее настоящее.
Бог разделил человеческие языки, чтобы каждый народ шел по собственному пути, а затем соединил их в духовном слиянии, по дару Святого Духа, для воплощения их дел в духовном единстве. Их соединяет воедино любовь, человеческая общность сообща своей жизнью обращается к Богу и этот общий фундамент позволяет им понимать друг друга.
Путь самопознания в свободном сосуществовании позволяет не проецировать неосознанные стороны своего подсознания на окружающих людей, но прийти к пониманию и использовать их энергию так, чтобы это не привело ни к внутрипсихическому , ни к конфликту с внешней средой. Собственная самобытность и широта души, вмещающая возможность инакомыслия другого, принятие человека без желания изменить его индивидуальность – это признание достоинства каждой личности в ее жизненном пути , в гармонии близости и дистанции этичного обхождения. Тогда человек будет способен и наслаждаться обществом , приобретая опыт общности и отчуждения, и вынести собственное одиночество, открывая в себе непознанные стороны, приобретая новые знания и расставаясь с обнаруженными неродственными силами, воздействующими изнутри.
Человеческой натуре свойственна жизнерадостность мышления с изначальной тоской по возвращению к внутренней целостности, познание натяжения жизни проникает в душу, претворяясь в чувства бодрости и бдительности , в здоровое стремление быть внимательным ко всему существующему и к преодолению разобщенности.
С психологической точки зрения представляют интерес различные явления человеческого сознания. Отдавая себе сознательный отчет в побуждениях и идеях, проговаривая их словесно или излагая в виде литературного материала, человек получает доступ к метаанализу переживаний и возможность устранить возникающие затруднения души, раскрывая эрудицию своего разума. Констатируя само существование предмета, логическим путем исследуя его природу, возникновение, а также смысл и ценность непосредственного образования , человек выносит свои суждения о нем, сопоставляя их с предшествующими переживаниями.
Изображения внутреннего опыта, человеческое творчество и духовные откровения свободно определяют внутренние значения. Разграничивая понятия и факты индивидуальной истории личности , обнаруживая намерения и стремления , человек способен правильно изложить свое понимание действительности , исключить внушенные чувства и подражательные действия, которые поглощают его жизнь , коснея в привычках и установленных коллективных традициях . Но душевному состоянию необходимо и воспитание , привитие житейских норм , формирование образа мыслей и характера действий - психическая устойчивость и сдержанность эмоциональных проявлений, верно выбранный тон, соответствующий внешней обстановке, точно выверенное поведение способно не подавлять свободные осуществления личности, а духовно утверждать выраженную индивидуальность.
Человек стареет не от прошествия времени, а от неправильной эксплуатации тела и при вредоносном давлении на душу, когда сущность подвергается влиянию поражающих ее факторов , от поколебавшего ее основы потрясения или от мысленного принятого наложения общества. Старость как накопленный опыт, знания, если при возрастающей памяти душу не поражает усталость, настроение воспоминаний и в теле не истощаются составляющие его системы, можно признать мудростью существования на земле.
Сокровенные источники внутренней жизни стремятся к возобновлению своих сил, сообщая свои энергии душе и телу, они выбирают направления познания , из которых можно черпать духовные стимулы, возвращающие бдительность и сосредоточенность исходящим силам.
Очищая духовное зрение, человек оказывается способен узреть на пороге своего сердца Христа . Открывая Евангелие, необходимо понимать рассказ о служении Христа как икону, а не биографию и рассказ о жизни. То, что сделано «нас ради человек и нашего ради спасения», все чудеса центрированы вокруг главного – оживления человеческой природы. Нельзя не заметить первостепенного, главного чуда – Жертвы и Воскресения. Апостолы молчат о годах, предшествующих Голгофе. И Христос до начала открытого служения не открывает своей тайны («Великая благочестия тайна – Бог явился во плоти» 1Тим. 3,16). Апостолы поглощены мистерией Креста.
Русская церковная речь усвоила греческую богословскую терминологию, насыщена соответствующими кальками. Богородица, целомудрие, алтарь, литургия. Филология умеет распознавать , на каком языке создан текст, с какого языка переведен. При изучении Библии можно заметить в греческой речи апостолов гебраизмы – выражения , свойственные еврейскому языку. В Евангелиях Иисус называет Себя Сыном Человеческим. Знакомые с книгой пророка Даниила иудеи знают, что это мессианский титул, эсхатологическая надежда Израиля, Спаситель. Апостолы , бережно сохранявшие язык Учителя, вне синагоги стали именовать Христа Сыном Божиим. В богословии апостола Иоанна Богослова видно влияние греческой философии Логоса, апостол Павел цитирует греческих авторов. В проповеди Христа не находит места ни один греческий философский термин, речь не несет следов влияния греческой культуры. Определенные константы жизни человека обретаются независимо от культур. Путь очищения души ведет к контролю над чувствами , не впуская в сердце страсти и заботы, которые препятствуют духовному развитию. Цель пришествия Христа в мир – искоренить внутреннее зло, нравственное и физическое, в душе человека, изменить социальные , внешние условия жизни, спасти человека с добровольным участием самого человека. Вмешательство в судьбы человечества начинает возрождение к жизни, где должна господствовать радость, мир , бессмертие и духовные блага.
Пророки в своих писаниях показывают события в одной картине в многовековой перспективе , где сопоставляются различные периоды духовного процесса. Говоря о мессианском царстве, пророки изображают общество духовно обновленных людей, бессмертие и обилие благодатных дарований. Написанный на скрижалях сердца Божий закон - неотъемлемая часть существа членов нового Израиля, написание которого совершает Святой Дух. Благодать Святого Духа, подобно воде, освежает и очищает душу человека. Как излитие воды на жаждующее , излияния благодатных даров оживотворяет , давая познания закона и победу над силами зла. Внутренняя свобода и светлое сияние божества уже на земле начинают путь к себе настоящему, для видения собственного света, как отображения Света нетварного, для обретения сокровенного ядра человека, подлинного , как его сотворил Бог.
Человек обретает цельность при связи сознательного с бессознательным, через осознание своего бессознательного. Опыт смирения, смелость спуститься в подполье человеческих нужд, признание влечений - продвигаясь по духовному пути, человек приходит к своему я и позволяет подсознательному участвовать в реальной жизни. Осмысливание своих чувств и настроений , познание их и реализация в осознанном выборе рождает живые отношения между желаниями в их сожительстве в единой душе. Внимательное определение потребностей, освобождение чувств от нечистых сил, внутренняя подлинность должна восторжествовать над отверженным, поступиться им ради обретения в себе человеческого образа. Тогда божья любовь освящает спустившегося в подполье, и человек, принимая воздействие света, теряет темное и способен более четко видеть окружающее, ничего не роняя и не опрокидывая. Обозначение умом, наименование вытесненных чувств притупляет их и признание их неприемлемыми, нецелесообразными фиксируется исцеленным сознанием. Осторожное отношение к собственной мотивации помогает снять затмение души , расширить горизонт индивидуальности, взять власть в распознании чувств . Энергия языка может как помочь соприкосновению энергии словесных образов с психикой, так и словесно отделить энергию негативную. Выраженное языком или другими формами искусства творчество – источник вдохновения и выражение свободы, духовности человека. Творческое обхождение, работа с вытесненным тоже может быть плодотворной.
Свидетельство о публикации №214081500241