человеческое сознание и здоровье

Человеческое сознание имеет дело с религиозными чувствами и настроениями. Внутренний опыт личности, получаемый в горниле событий жизни,  индивидуальная история  разграничивает понятия и явления  религиозного самосознания.  Религиозные традиции и формы,  внешние обряды  держатся косностью привычки, если подражательные действия передаются без понимания сущности и смысла деятельности.
Человек направляет свои усилия на организацию здорового образа жизни,  физического уюта, душевного спокойствия и духовного развития, на создание условий, способствующих продлению жизни и ее полноценности.  Цветущий здоровьем наслаждается жизнью также, как и получивший исцеление от болезни. Работу над телом и душой, окружающим пространством необходимо вести постоянно, не подрывая  перегрузками.  Человек не безгласен, имеет возможность и право выбора и действий. Проявляя разумную заботу , выявляя и устраняя причины, сокращающие  , надрывающие жизнь, нужно помнить и о живительной, исцеляющей силе жизни, исходящей от Бога.  Теоцентрическое сознание видит  действующую, побеждающую силу божию,  где болезнь имеет значение как возможность непосредственного проявления силы исцеления. Действие благодати содействует иммунным силам организма и психологическому комфорту. Мирное устроение  человека и спокойствие духа, светлые мысли повышают склонность к сохранению невредимым от болезней. Стремление укрепить здоровье, сохранить чистой нравственную и духовную жизнь и поневоле требует ровности, внутреннего мира, сосредоточенности, внимательности  и умеренности, чтобы не разорить уже созданное. При пошатнувшемся здоровье необходимо добиваться исцеления и естественными и духовными способами.  Проявление евангельской заповеди о любви к ближнему содержит  здравое отношение к состоянию цельного человека, доброе здоровье  тела всегда примиряет с ним душу, приводя к состоянию целостности и мира.  Правильные ориентиры заключают  в себе разумное попечение о плоти, своевременное получение необходимых знаний и просвещение светом Евангелия, не выпадая из реальности.  Здоровье – дар божий,  понимание его ценности вытекает из правильного  взгляда на мир.  Необходимость беречь здоровье, развиваться душевно и телесно, спасение души предоставлены сознанию и свободе каждого человека.  Прилагая усилия к достижению мира и равновесия, человек приводит в порядок душевное и духовное состояние, которые находятся в зависимости с  соматическим состоянием.  При лечении любой болезни необходимо исходить из трехчастного строения человека -  духа, души и тела, когда на течение болезни оказывает влияние состояние психики, словесное и материальное воздействие и сама надежда на исцеление.  Физиологическое воздействие мозга протекает во времени , действия духа происходят почти вне времени , дух творит формы.  Духовное воздействие на материю тела происходит через нервную систему, орган психики.  В духе же отпечатлеваются  действия души и тела, мысли, чувства, стремления воли, которые формируют его скоординированную направленность. 
Бог дает людям врачебные средства  к уврачеванию тела и для нужд души, т.к. они не в состоянии еще всецело вверить себя  Богу.  Верующий врач ведет дела, освещая всю область своего ведения богооткровенной истиной , по силе благодетельствуя , в пределах добра, и не скрывая возможности оказать помощь.  Врачебное мастерство должно передаваться врачом опытным вне соблазна ограничить конкурентность врачей молодых, так, чтобы не страдал требующий лечения человек.  Платежеспособность не должна быть диагнозом, и врач может по любви к ближнему совершить неправду, стать евангельским неправедным заимодавцем. Преодоление недостаточной компетентности врача , постоянная работа над профессиональным уровнем, изучение новых препаратов, оборудования,  преодоление  усталости и невнимательности , исключая лечение во имя материального вознаграждения-  рациональное знание и уверенность должны быть правильным внутренним устроением врача. Врач должен осознавать свой путь служения, врачуя душу и тело человека , должен содействовать  исцелению целостного состава личности.
Нормой человеческого существования  принято считать здоровье, болезни в земной жизни , с православной точки зрения, явились следствием грехопадения прародителей, когда человек стал немощен и склонен к болезням.  Болезнью как немощью тела, скорбью и страданием души, называли  и беременность, и труд .  старость как физическое ослабление телесных функций  также является особой болезнью.  Человек призван сохранять телесное здоровье , заботиться о здоровье духовном, заблаговременно,  « прежде болезни заботься о себе..» (Сир. 18,19). 
Тургенев в «Записках охотника»  описывает  внутреннее обновление крестьянки Лукерьи , прикованной к постели неизлечимой болезнью.  Терпеливо перенося страдания физические,  она смогла сохранить внутренний мир ,  принять свое убогое положение как крест, посланный Богом, и благодарить за то, что слышит, видит,  чувствует ароматы цветов.
Некоторые люди,  больше из монашествующих,  ограничивают стремление поправить здоровье  , полагаясь на волю божию. В этом есть недоверие к системе врачевания, и к месту врача, которое создал Бог , т.к.оно было необходимо в помощь людям. 
Анализ состояния пациента входит в обязанности врача, как и   выявление патологий и вероятностный прогноз болезни.  Народная медицина использует   накопленный опыт по применению лекарственных трав, рациональному питанию, физическому воздействию, что с успехом применяется ,  если  лечение не связывается с философскими представлениями.
Нередко целители получают возможность оказать влияние на человека через его личное подчинение . поставить три свечи в трех храмах -  через акт подчинения вступают в действие силы, помогающие человеку в болезни, но способные поглотить его самосознание , пленить волю через согласие  совершить требуемые действия
Известно, что на течение болезни оказывает влияние психика, состояние духа, окружающая среда и нравственное состояние самих врачей,  их осторожность в разговорах, словесное , духовное воздействие влияет на результаты лечения.  Служение больному образно приравнивается к служению Богу – «Я был болен и вы посетили Меня..» (Мф. 25).
О  выздоровлении  молятся в храме, « если двое согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф.18,19) . Молятся и втайне, в клети души своей, как пишет святитель Феофан Затворник , «Бог внимает молитве, когда молятся  болящею о чем-либо душой.».
Во время болезни мысли о смерти должны приводить к размышлениям о бессмертии души, о воскресении мертвых, что сохраняет душевный мир человека и обращает от суеверий и потерянности к благочестию.  Можно читать притчи из Евангелия , об исцелениях, осознанное желание говорить на эту тему устраняет беспокойство души, вскрывает переживания, не травмируя теорией по  фильмам ужасов.
В библейские времена  упоминаются болезни внешние, видимые – кожные, травмы, лихорадка, инфекции, и рассматривают очевидные  причины – ранение ,  притупление зрения по старости, слабость.  Болезнь через посредство нечистой силы с божия произволения можно увидеть у  Иова.  Человеческие чувства , такие как зависть , раздражительность , гневливость, наносят вред душе, подобно  нарушению ритма физического сердца, аллергии или растяжению мышц  телу.  Книга  премудрости Иисуса , сына Сирахова, указывает на пресыщение как на причину многих болезней, а разумное воздержание прибавит жизни. 
Библия указывает на происхождение человека в планетарном , узком земном смысле, не занимаясь анатомией и физиологией.  Библейская антропология говорит о трехчастном строении человека , о сотворении тела и души, « ..и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2,7) .  химические элементы человеческого тела и земли пропорциональны.  Сотворив человека по предвечному совету Троицы, Бог  сотворил  их природу по образу и подобию , и поставил владычествовать и обладать землей. Материальное тело  человека есть совокупность слаженно  действующих  органов , состоящих из ткани, плоти.  Сотканный во чреве матери человек, с устроенными внутренностями, достоин восхищения и человеческая плоть была воспринята Сыном Божиим – «Слово стало плотью» (Ин.1,14).  Ткань человеческого тела способна преображаться Духом Божиим, одухотворяться.  Полноценное состояние личности выражает состояние  души , стремящейся к духу , и обладающей телом, состояние выражается отчасти  телом, соединенным с душой неслитно и нераздельно во время земной жизни.  Тело не достигает в земной жизни высшей степени,  Бог преобразит  человеческое тело «сообразно славному телу Его»  (Флп. 3, 21) и оно станет «телом духовным»  по образу небесного Адама ( 1Кор. 15).  Человек содержит в себе материальный и духовный мир, между духом и психической деятельностью , между душой и деятельностью тела существует органичная связь.
Тело как совокупность плоти и костей, плоти и крови, объединяет все члены и и выражает личность, поэтому для полноценного состояния личности после смерти существующая душа должна соединится с воскресшим телом . Плоть возвращается в землю, тело принадлежит Господу, «тело духовное». Душа не совершенна без тела, как и тело без души.  Если душа во время земной жизни использует замутненное болезнью состояние организма, это парализует ее в свободном выборе действий.
У библейских народов медицина была в ведении жрецов, в годы исхода медицинские обязаности нередко исполнялись священниками, но в целом знания были поверхностны. В книге Левит 13 глава посвящена дифференциальной диагностике кожных заболеваний, 14 – лечению проказы, 15  посвящена предписаниям о чистоте тела мужчины и женщины.  Книга премудрости Иисуса,  сына Сирахова в главе 38 содержит настоящий гимн медицине: «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими... Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и через него бывает благо на лице земли». В Новом Завете апостол Павел называет Луку "врачом возлюбленным" (Кол. 4; 14).
В Библии мало ссылок на анатомические факты, знания о анатомии животных священникам давал обряд жертвоприношения, но ветхозаветный обряд запрещал прикасаться к человеку мертвецу, тем более вскрывать труп. ...
          Усталость человека эмоциональная , душевная также принимается как болезнь.  Внешне это проявляется в осанке, потухшем взгляде, раздражительности . Это может быть от недостатка сна, неправильного, неполноценного питания, физических нагрузок, но также от напряжения при работе  умственной, требующей сосредоточенности, внимательности, в стрессовых ситуациях,  при решении конфликтов . Состояние души человека, то, что отличает его от животного мира, зависит от социальных, общественных факторов , как и от соматических.
 В истории медицины  становление психиатрии именуется монастырским, в обители привозили больных и бесноватых, где облегчали их страдания.  Становление врачевания на Руси как особой социальной системы  попечения связано с проникновением  в быт людей христианства.  По постановлению стоглавого собора 1551 года монастыри взяли на себя попечение о больных, в том числе психически.  При великом князе Владимире  строили церкви и больницы, была устроена десятина на содержание, как свидетельствуют летописи,  по городу разыскивали больных и доставляли на дом питание.
 Духовным врачевателям находящихся в смятении душ человеческих , молитвенникам церкви были  открыты микробы духовной заразы, находящиеся вне души и проникающие в нее извне, вызывая болезни. 
Октябрь 1917 года и коммунистическое учение – жизнь человека сведена к  биологической реальности , личность рассматривалась с точки зрения физиологической , душа и внутренний мир заменялись пониманием рефлексов и поведенческих реакций, внутренних органов и биологией нервных окончаний.  Но и в это время среди ученых были медики, сумевшие пронести веру в Бога и христианское благочестие  через всю жизнь.  Прославленный в лике святых архиепископ Лука (Войно- Ясенецкий),  офтальмолог Филатов В.П., психиатр Мелихов Д.Е.
В последнее время духовное окормление проходит на территории восстановленного храма ММА имени И.М.Сеченова, в институте имени В.П. Сербского,  в больничной церкви клиники имени П.П. Кащенко, имени О.В.Кербикова, в научном центре психического здоровья ММА, в больничном храме во имя св.мч. Вонифатия в областной психиатрической больнице.
Первый семинар по монастырской медицине  с приглашением психиаторов состоялся в декабре 1995г, а в 1997 г. этой теме был посвящен пастырский семинар в Свято-Даниловом монастыре. 
В 1996 г начал деятельность Душепопечительский центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В 1999г  вышла в свет  психотерапевтическая энциклопедия , где помещена статья под названием  «Православная психотерапия».
В христианской антропологии здоровое единство духовных , душевных и телесных проявлений личности достигается при преобладающем влиянии сферы духа.  По норме человеского бытия духовную сферу составляют  благоговение и совесть, способность различать высшие ценности, добро, истину, красоту, искание  Бога. 
Заболевания личности , имеющей как психофизиологическую, так и духовную природу, классифицируются по уровням патологических изменений.  Психотические состояния относятся к не психологическим  заболеваниям и связаны с генетическими , обменными и иными нарушениями  (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилептические и старческие психозы ). Среди симптомов бред, галлюцинации, поведенческие нарушения, расстройства эмоциональной сферы.  Невротические состояния связаны со стрессами, психотравмирующими состояниями, дефектами воспитания и социальными условиями.  Непсихотические расстройства составляют так называемую малую психиатрию, а больные и сами пытаются бороться с недугом. Особенностью психических болезней  является отсутствие видимого повреждающего фактора, со стороны нервной системы и в  головном мозге.
 В расстройствах мышления выделяют разорванность логической связи в речи, бессвязность слов логическая и грамматическая, обстоятельность и излишняя детализация мышления , неумение обозначить главное, резонерство и многословность не по существу, замедленное мышление ( однообразие представлений и бедность ассоциаций), ускоренное мышление ( множество идей), ментизм ( поток разнообразных ассоциаций),  шперрунг ( внезапная остановка мысли) . Также бредовые идеи ( ложные умозаключения, не поддающиеся логическому разубеждению), навязчивые идеи (  труднопреодолимые чуждые представления с   сохранением к ним критичекого отношения , страхи и сомнения), сверхценные идеи (  болезненно гипертрофированные ).
В расстройствах восприятия выделяют иллюзии ( ошибочное восприятие предметов на фоне эмоционального напряжения), галлюцинации ( восприятие без реального раздражителя), сенестопатии ( болезненные ощущения в частях тела без соматоневрологических дефектов), деперсонализация  ( чувство измененности свойств самосознания) ,    дереализация  ( неадекватное восприятие действительности ).   
В расстройствах эмоций выделяют  депрессию  (  сниженный фон настроения, сопровождающийся утомляемостью ), мания ( повышенное болезненно настроение с двигательным и речевым возбуждением), дисфория ( злобно-гневливое настроение), апатия ( эмоциональная опустошенность и безразличие),  аутизм (  замкнутость патологическая) .
 К психическим заболеваниям с изменением личности относится шизофрения – заболевание , где под одним термином объединяется группа психозов, в клинической картине которых можно выделить и структурные нарушения мышления, и эмоциональные нарушения, деперсонализацию и дереализацию, обманы восприятия.
Характерной чертой маниакально- депрессивного психоза является наличие светлых промежутков – состояний практического здоровья.
Эпилепсия – падучая болезнь ( судорожные припадки)  -  может проявляться и бессудорожными психическими эквивалентами ( приступы дисфории, агрессии, мышление становится обстоятельным, тугоподвижным).
Чрезмерная выраженность характерологических черт – акцентуация характера ( склонность к беспричинной смене настроения, возбудимости, нервной слабости)  создает почву для невротических состояний и может трансформироваться в  психопатию.  Эта  личностная аномалия характеризуется дисгармоничностью психического устроения, при этом изменения психического облика относительно стабильны и нарушения приводят к социальной дезадаптации. Выделяют конституциональные ( вследствие травм мозга, инфекционных заболеваний) и приобретенные ( среда, факторы воспитания, ситуация) психопатии.   Различают также следующие виды психопатий:  возбудимая,  истерическая,  реактивно-лабильная, тормозивная ( в просторечье  - чудаки, фантасты , лгуны, эмоционально тупые или раздражительные, нервозные, депрессивные) .  Описание психотологических проявлений  заставляет задумываться о духовной сущности их возникновения. 
Бред одержимости -  больной чувствует в себе живую чуждую  сущность, которая пребывает в организме и заставляет  совершать действия,  оказывает влияние на мысли и чувства( реже – привлекает к себе внимание и входит в общение).
Автоматизмы – помимо воли и желания возникают движения мыслей и представления.
Бред персекуторный -  бредовая убежденность в воздействии на человека извне с целью причинить моральный и физический бред.
Бред Котара =  уверенность в предстоящих мучениях, которым будет подвергнут человек и его ближние.
Копролалия – систематическое засорение речи бранными, нецензурными и циничными выражениями.
Суицидомания-  постоянное стремление покончить жизнь самоубийством.
Святая церковь рассматривает как грех такие патологии как  злостное курение, алкоголизм,  употребление наркотиков, инцест, гомосексуализм.  Психопатологические состояния как уныние, раздражительность, гордость и другие описаны в разделе аскетики.
Бесоодержимость как душевный недуг , способный привести  к психическим нарушениям в естестве человека,  - тоже проблема, которой занимается церковь, отличая результат воздействия злого духа от болезни.
  Церковь различает состояния души, относящиеся к нравственности, к различению добра и зла, принадлежащие к области аскетики , от психотологических состояний,  развивающихся от природы человека.
Душевные болезни сопоставимы с телесными в плоскости необходимости оказания  своевременной помощи .
Психические расстройства  могут возникать на биологическом уровне, на фоне соматической или неврологической патологии, под воздействием вредоносных факторов ( работа в условиях шума, темноты, напряженной  социальной атмосферы, грязи пыли, отравлении нейротропными ядами, свч –поле).
Человек , считающий себя здоровым, но усиленно занимающийся областью психической деятельности, может прийти к осознанию двойственности падшего человека, который уже понимает отклонения, но поступает  по живущему в нем греху.
Но растройства душевных сил, воображения,  рассудка , образа мысли, выявленные как болезнь или нет, всегда отличаются от неестественного воздействия злых духов, от одержимости которыми страдает и душа, и тело  человека.
Бесоодержимого  человека отличает от первичного ( генуинного ) психотика то, что поведенческие нарушения носят насильственный характер, а сами действия противны душе человека.  Духи знают Бога, трепещут силы Святых таинств, молитвы, святыни.  Воздействие порочных сил на самосознание человека направляет его волю и ум на зло, чему плененная душа сопротивляется, ища помощи у высших сил.  Но иным Бог попускает  состояние одержимости,  ограждая временной болезнью от совершения более тяжелых событий.  В борьбе с демонскими внушениями непринятые  сердцем и разумом внешние мысли остаются в области пяты, под человеком, не давая семенам зла органической привязки.
Человек определяет свое миропонимание, находясь под воздействием огромной внешней  и внутренней среды,  его мысли и чувства связаны с окружающими людьми, событиями, средой обитания, собственным выстроенным  личностью на основе памяти внутренним миром, физическим состоянием .  В атмосфере множества действующих сил и энергий живущая в тесной связи с телом душа и сама становится жилищем познанных и непознанных  сил. Воспринимая  жизненную среду,  человек ищет прибежища и твердого основания в Боге.
Причины психических заболеваний сложно анализировать,  психическая патология , идущая от естества, плотской недуг, встречается иногда  и одновременно с одержимостью.  Известны случаи эпилепсии,  когда  в дисфорическом состоянии сознания  в поведении наблюдается агрессивное отношение к святыни.  Возникновение психической патологии может совпадать по времени с занятием оккультизмом  как заболевшего, так и его родственников.
Возникшая от естества психическая болезнь истончает нервную ткань, душа становится более уязвимой в отношении духовных связей.  Но пелена духовной болезни может быть и защитой между душой и окружающим миром, которая способна отделить от души то, что может разорить ее цельность.  Причина болезни может быть духовной, и подлежит духовному лечению, а может быть в нарушении мозговой деятельности , что тоже требует врачебной помощи. Духовное выздоровление может привести к выздоровлению психическому и физическому. 
Духовным началом болезни называют гордость, в которой заключены тщеславие и холодность,  безразличие к страданиям ближнего и жестокость,  мечтательность ума и усиленное воображение, когда внутреннее томительное беспокойство отражается во всем облике человека.  Болезнь подпитывают идеи величия, самомнение, мысли о преследовании.
Изучение характерных черт, завуалированных личностных отличий , осмысление причин и результатов болезни поможет лучше разобраться и помочь заболевшему победить недуг.  Обнаружение эмоциональных, поведенческих или мыслительных расстройств, психоневрологических нарушений возможно еще на грани здоровья и болезни, в пограничном состоянии.
Некоторые состояния души нельзя определить категориями нравственности, они не входят в понятия добра и зла,  но относятся к психопатологической области и развиваются от естества.   Такие состояния как тревога, страх, ослабление воли, растерянность преодолеваются воздействием на разум и эмоции . если уныние сопровождается физической усталостью, пренебрежением гигиеной, социальными обязанностями, необходимо выявить возможность специфических расстройств мышления, влияние внешних факторов ( потеря близких, проблемы на работе, в личной жизни),  духовных заблуждений или физической болезни.
Примером врожденной эпилепсии является болезнь Ф.М. Достоевского, который до конца своей жизни сохранил творческие способности, и писал не благодаря болезни, а вопреки.  В своем творчестве он показал многообразие неуравновешенных типов личности, противоречивость переживаний верующего человека, чья вера прошла «сквозь горнила сомнений» . В ряде героев отражены попытки осмыслить болезнь и опыт борьбы с недугом.  Сознавая себя самого пленником болезни, Достоевский до конца жизни сохранил критическое отношение к ней , определяя через героев жажду избавления, которую испытывает душа на пути страданий.  Но его мировоззрение не выходило из болезни, его творчество не объяснялось ей.
    Критически осознавая свой характер и поведение, человек должен  выявить и преодолеть аномалии поведения, правильно выстраивая  отношение к болезни и к бессмертному человеческому достоинству, восстанавливая в душе духовную жизнь.
Часто полярные состояния сознания , просветление ума и помрачение настроения, приводят к приступам болезни.  Во всем многообразии психических состояний к психопатологическим можно отнести  повышенную утомляемость,  развитие тревожности, жестокости, эмоциональности вне зависимости от обстоятельств,  обманы органов чувств,  беспричинную веселость или тоску, неконтролируемый наплыв мыслей, ощущение внушенных мыслей  (гипноз, радиоволны и др.) , биологических влечений,  состояния внезапной повышенной активности.  Отличием болезненного состояния является  отсутствие психологических причин и ситуационных факторов, объясняющих самочувствие. Но замкнутость и холодность могут быть социально оправданными, бессонница вызвана творческим вдохновением, а агрессия последней защитой на нарушение прав человека.  И тогда болезненным будет уже открытое радушие несмотря ни на что,  отсутствие самозащиты при явной на то необходимости.
Личность, склад характера определяется духовными причинами, телесным состоянием  здоровья. Страсти , приносящие страдания человеку, не относятся к чертам характера.  Страсти могут быть от естественных потребностей и не от естества.
Прилоги, нашедшие себе место в помыслах, сложившиеся  в мыслях , принимаются как собственные и укореняются в желаниях, их сочетание пленит сердце и рождает влечение, страсть.  По учению о страстях святого Иоанна Кассиана главных страстей восемь.  Чревоугодие  различают качественное, количественное и без установленного времени. Питание может быть неправильным без страсти, если человек не имеет знаний о необходимом составе пищи , о биологически верном времени приема пищи или от недостатка возможностей для сбалансированной пищи., или при временной смене режима жизни.  когда человек беспорядочно ест ради красоты и сладости вкуса блюда без привязки  к физико-химическому составу и состоянию здоровья , это скорее небрежное  невежество. 
Но язык создан также  и для различия приятности вкуса и определения необходимого организму.
 Блуд  -  как действительный , так и в уме и сердце, удовлетворение желаний плоти без предположения возможности создания семьи, зачатия ребенка. 
Сребролюбие – болезненная тяга к накоплению денег без цели их достойного обмена,  желание приобрести средства обмена ради самих средств обмена.  Неправильное понимание сущности денег  также можно исправить получением правильных знаний для обращения с ними.
  Гнев  внутренний, наружный, злопамятство,  исключая праведный гнев на зло. Гнев рождает печаль из-за неразумных забот и опасений.
 Уныние ввергает в сон или гонит из дома.  Тщеславие
 - превозношение или желание славы, рождает гордость вещественную или духовную.
 Источником происхождения страстей признают темные силы.  Их действие зло и необдуманно. 
Правильное понимание потребностей тела,  правильное духовное устроение приносят сердцу умиротворение, в нем господствует бдительность и разумное рассуждение, это благодатная почва для добродетелей. 
 К пограничным расстройствам относятся неврозы.  Это психогенное ( на нервной почве)  расстройство, связанное с  нарушением значимых отношений в жизни человека.  Потеря душевного мира, снижение настроения, ухудшение аппетита, раздражительность – это некоторые проявления болезни. 
Понятие невроз впервые было предложено шотландским  врачом Кулленом. Но описание неврозов встречается в древнейших письменных источниках человечества.  Это папирусы Кахун ( ок. 1900 до Р.Х.), Эберса ( ок. 1700 г. до Р.Х) . Систематизируя неврозы как нозологическую, болезненную форму, разные научные школы многозначно трактуют симптомы, которые накладываются на личность . это тяжелые потрясения, конфликты, соматические заболевания, и даже нормальное поведение в ненормальном обществе.  Истоки невроза относят к особенностям мышления человека, проявлению эмоций, к процессу самопознания.
Профессор Зайцев В.П. выделяет несколько типов невротических реакций на инфаркт миокарда:
кардиофобическая реакция, сопровождается дрожью в теле , сердцебиением, побледнением кожи,
депрессивная реакция, с угнетенным  состоянием,
ипохондрическая реакция, с переоценкой тяжести состояния и чрезмерной фиксации внимания ,
истерическая реакция, с стремлением привлечь внимание и вызвать сочувствие,
анозогнозическая реакция, с отрицанием болезни.
Различают и состояние одержимости, обозначаемой медицинским термином обсессия  - навязчивые явления.
Существуют неврозоподобные состояния и при соматических заболеваниях, инфекционных процессах, ноогенные неврозы при ценностных конфликтах, при патологии эмоций, нарушении самосознания.  Избыток или недостаток информации, большой объем работ при дефиците времени- неадекватное поведение возникает для компенсации и возвращения к равновесию.  Причиной невроза является расстроенная личность, а побуждением к расстройству  становятся  происходящие неприятности.  Душевный разлад проникает в глубины человеческого духа и приводит к дезорганизации воли, выводит из-под контроля  сознания эмоции .  Смятение человека, внутренний конфликт  (интрапсихический),  с другими людьми (интерпсихический),  когда желаемое не состыковывается с действительным,  облегчение может принести смирение, но не с сложившемся положением вещей, а с тем, что эти обстоятельства вас постигли и стремление сделать все возможное , чтобы их изменить.  Психотравмирующим фактором  может выступать и болезнь телесная, и здесь необходимо выработать адекватную реакцию,  вместо неконтролируемого страха  перед недугом чрезмерная осторожность, вместо подавленности и угнетенности правильная оценка  своего состояния   и фиксация внимания на действительно необходимых лечебных рекомендациях  .При нарушениях от действия навязчивых идей, обозначаемых медицинским термином обсессия, одержимых навязчивых действиях, когда  человек непосредственно сталкивается с темными силами, нужно прийти к ясному осознанию собственных мыслей и отделить их от всеваемых чуждых идей.  Здесь необходимо больше словесное излечения образа мышления и правильное построение в живом диалоге приводит к утверждению действительно мыслимого , к миру и тишине души от чуждых сил. 
 К классическим формам неврозов относят неврастению, невроз навязчивых состояний и истерию. Неврастения проявляется нервной слабостью вплоть до глубокого истощения жизненных сил человека. Этот недуг является как бы катализатором , высвечивающим соматическую патологию, обостряет дремлющие очаги инфекции.  Различают гиперстеническую форму  - повышенная раздражительность, и гипостеническую форму – утомление , вялость.  Если исключить телесные заболевания как причину болезни, то  недуг души происходит от незнания собственной природы, когда  устроение человека угнетают  неосознанные им страсти, гордость , зависть, недовольство и разочарование, эгоизм и недоброжелательство, все настроения , направленные на окружающих, которые разрушают собственный душевный мир.
 Несколько отличным проявлением недуга является так называемый синдром хронической усталости, где можно наблюдать симптомы астении – быстрая утомляемость, слабость . Эта хворь находит себе места у людей, не имеющих понятия о борьбе со страстями , с унынием, и, если нет физических причин, то это безблагодатное состояние душевной пустоты и потери ориентиров. 
Обсессивный невроз, невроз навязчивых состояний, которые существуют помимо воли человека ( к ним относятся и фобии, безотчетный страх) , имеет своей причиной часто слабость психической защиты в результате ее разрушения или от природы личности.  Цензуре от неконтролируемых мыслей может помочь осознанное управление своими мыслями, волевое направление их в заданном русле, самоконтроль и самоопределение собственных  представлений, трезвение, внимательность  и возможность своевременного получения необходимых знаний.  За страхом может крыться тщеславие, когда человек не действует в потоке событий, а желает показаться, истрах того, что его увидят не так, как он представляется и это впечатление отразится на его жизни  , нарушает его душевный мир. Ситуация исправляется , когда человек перестает судить окружающих , составлять мнения определения  и позволяет себе вести себя по обстоятельствам, как это необходимо, не показывая себя в привычках , но и не забывая о ходе собственной жизни.
Истерия как психопатологическое состояние характеризуется обращением внимания на себя, образной речью с преувеличениями, выразительностью мимики и позерством.  Эмоциональная неуравновешенность, желание большего, бесцельная жажда внимания в сочетании с инфантилизмом – это некоторые признаки истерии.  При данном заболевании происходит желательное бегство в болезнь как способ ухода от конфликта или своего рода защита от жизненных трудностей, когда поиск равновесия приводит к уходу от действительности.
Невротическая депрессия, или депрессивный невроз – распространенный синдром душевных расстройств.  Начинаясь от жизненных сложностей, она может проявляться в состоянии мрачной печали и уныния, подавленном настроении, а также в форме телесных недомоганий, головной боли и стойкой бессоницы ( неспособности заснуть при желании вызвать сон).
Личностный кризис при психическом здоровье  способен привести к суициду, самоубийству. Это духовная болезнь, которая цепляет человека за личные и социальные факторы, и если душа не укрепляется верой и обращением к Богу, то сплетающаяся паутина зла понуждает   разбить драгоценный глиняный сосуд, хранящий душу до сроков Божиих. И только духовная чуткость или подготовленность к различению того , что стоит за безвольной подавленностью , одна малая искра живой веры и молитвенного обращения может попалить все связывающие волю нити, спасти человека и вернуть его к сознанию. 
Среди детских неврозов выделяют несколько аспектов, которые вызывают невротические реакции. Это требования , превышающие возможности, раздраженное порицание и неприятие детей, несогласованность родителей, неустойчивость в обращении  и тревожность.  Симптомы детских неврозов разнообразны и соответствуют определенному возрасту.  Соматические недомогания ( температура, боли в животе, головная боль), нарушения сна, неустойчивость эмоций, капризность и повышенная возбудимость , различные поведенческие нарушения.  Тлетворное  влияние на неокрепшую душу может оказывать аморальное поведение, поэтому привитие идеалов духовности и благочестия , действенные примеры для подражания могут укрепить ребенка во время его роста и построения самосознания.
 К психопатологическим состояниям относится невропатия, которая характеризуется повышенной раздражительностью  , пугливостью, плохим сном и аппетитом, общим истощением, внимание легко  отвлекаемое.
Синдром раннего детского аутизма – стойкое нежелание общаться со свертниками и взрослыми, ребенок эмоционально холоден и склонен к стереотипным движениям.
Гиперкинетический синдром характеризуется расторможенностью и бесполезной активностью, ребенок поступает без учета обстоятельств и не следует принятым правилам поведения.
К числу невротических расстройств относятся тики -  непроизвольные неритмичные движения ограниченных групп мышц, заикание, неорганический энурез.
При посещении школы может развиться невроз при неприятии сверстниками или чрезмерной строгостью учителя.  При общей подавленности и нежелании идти в школу ребенок может бессознательно имитировать разные заболевания.
  Предотвратить развитие болезни может воспитание в духе духовного и душевного здравия , благочестия  при помощи веры в Бога.  Душа ребенка просвещается благодатью и способна к совершенствованию. В семье , где супруги помимо этого еще и родители, а дети – одна из целей их супружества, необходима добрая атмосфера, направленная на сохранение здоровья ( неминуемое наследство детей), благочестия ( живая зависимость от сердца родительского), настоящего и будущего достатка, родители должны чаять детей как великого дара и источника семейных радостей.  В воспитании необходимо уделять внимание и телу, чтобы оно было живым, крепким и легким, не оставляя его развитие природе, и духу, образовывая ум, поведение и чувства.  Должно прививать навыки приличия в слове, одежде, осанке, держании себя перед другими.  Руководствоваться должно любовью и благоразумием , ведя детей к осознанному росту свободной личности, правильно определяя и выстраивая взаимоотношения.
Присутствуя на браке в Кане, Спаситель возвысил супружеский союз. Было дано иное вино, сотворенное из воды. Так в брачном союзе лишенные благодати отношения супругов претворяются в благодатные, через освящение приближаясь к союзу Христа и церкви.
Древнегреческий язык различает три слова, которые обозначают любовь.
 Эрос как природно-эстетическая устремленность  индивидуальной человеческой души ( любовь восходящая), филия – взаимная привязанность круга друзей (любовь уравнивающая ), агапе – духовное единение, направленное на всех людей ( любовь жертвенная).  Говоря о любви к врагам, передавая отношение , находящееся в иной духовной плоскости, стоящее выше психологических и душевных привязанностей, используется также слово агапе.
Любовь не связывается с самостью человека, а говорит о восприятии конкретного живого существа ,   видит в нем божественное начало, это  восприятие личности и того облика, который ее выражает. Это чувство к существу человека как  к индивидуальному тварному воплощению божественного личного духа в человеке.  Любовь борется с искажениями в истинной природе , как и живое существо всеми силами борется с болезнью,  а положительная реальность приемлется , воспринимая сущее как проявление божественного первоисточника жизни, пребывающего в мире. 
Апостол Павел дает «Гимн  христианской любви» , где перечисляет ее основные атрибуты :
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится... А теперь пребывают три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор. 13, 4-13).
Апостол Павел сравнивает взаимные отношения мужа и жены с отношениями Лиц Святой Троицы, о чем пишет в книге «Христианская философия брака» богослов Троицкий С.  Как Бог Отец есть глава Христа, так и муж  - глава жене ( 1Кор.11,3). Как Христос есть сияние славы и образ бытия Бога Отца ( Евр. 1,3), так и жена слава мужа (1Кор.1,7).  Внешнее благосостояние   устрояется  для   благосостояния внутреннего.
Сложной проблемой называют и переходный возраст , когда подросток помимо нейрогормональных  сдвигов , биологических изменений, переживает  становление на основе полученных знаний и выстроенных связей  и идет к самостоятельности.
 Термин психосоматика говорит о тесной взаимосвязи душевных и телесных процессов, утверждая,  что на происхождение ряда соматических  заболеваний  оказывают влияние  психоэмоциональные факторы.  К психосоматозам относятся ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь 12-ти перстной кишки, язвенный колит, нейродермит, полиартрит.  Нарушения функций внутренних органов и систем взаимосвязаны с психическими факторами и личностными особенностями. Это психогенные невралгии, псевдоревматизм, расстройства пищеварения, психогенные расстройства сердечного ритма и другие патологические состояния.  На здоровье тела оказывают влияние  продолжительные стрессы, нервные потрясения, конфликты и психоэмоциональное напряжение. 
Механизм формирования психосоматических расстройств обозначают термином алекситимия ( «чувства без слов») .  Одной из причин психосоматического заболевания , которое тяготит душу и разрушает тело, называют  непроговоренность переживания.  В церкви православной душа получает очищение благодатью божией через таинство исповеди, неся покой душе и преображая плоть .   «Было в сердце моем, как бы горящий огонь» ( Иер. 20,9).   Как сердце  с помощью ума правит своими помыслами, а физически правит всеми органами, так благодатная сила, восседая в нем , дает мир и преображение всему человеку. 
 При лечении логоневроза , заикания, известен метод , описанный В. Франклом, австрийским  психиатром и психологом, называемый парадоксальным намерением.  Разрешить себе заикаться, позволить себе произвольное заикание, что избавляет от пристрастного болезненного отношения к недугу,  помогает преодолеть напряжение при управлении своей речью.  И , конечно, необходимо перевести внимание от того, как человек говорит, на то , что он говорит. 
 Известны симптомы особого возраста женщины, когда в связи с гормональной перестройкой в организме происходит изменение самочувствия, упадок сил, раздражительность, нарушается сон и кружится голова.  Это порождает душевный конфликт, от стремления оставаться деятельной и со всем справляться, при затруднительности это осуществить. Побольше свежего  воздуха, отвары успокоительных трав, можно принимать мед, курагу, в тяжелых случаях имеются лекарственные препараты, способные устранить болезненные проявления климактерического периода.
 На психическое и физическое состояние человека оказывает  воздействие музыка, вызывающая биопсихическую реакцию организма, способную  повлиять на функционирование органов тела ( ускорение сердечного пульса, увеличение содержания адреналина, интенсивность звука травмирует мозг, возможны звуковые ожоги, потеря слуха, сосредоточенности, ослабляется контроль над волей), а на концертах психополе толпы воздействует разрушительно на индивидуальность человека.  Но музыка может оказывать и положительное влияние….
В пожилом возрасте может возникнуть инволюционная меланхолия, симптомы которой тревожность и тоска при подавленном настроении. Ухудшается сон, появляется слабость , утомляемость. Провоцировать заболевания могут изменения жизни  - переезд, выход на пенсию, снижение стоимости сбережений.
 Старость как возраст зрелый , совершенный, при сохранении здоровья всегда вызывает благочестивые чувства.  Как земледелец, после жатвы вкушающий плоды трудов, душа к старости приносит обильный плод и вкушает сладость духовных благ, хотя тело и стареет.  Твердость , степенность , опытность, простота и доброе благородство , внутренняя борьба утихает, а понесенные труды находят свое отпечатление и в благообразии внешнего облика человека.
Причин плохого  сна ребенка может быть несколько. Это перевозбуждение днем, начало соматического заболевания, недостаточно свежего воздуха, неудобная постель, сложность новых взаимоотношений, появление страха темноты или других, продолжительный отдых днем, неразрешенная конфликтная ситуация, нарушение режима сна. Необходимо придерживаться определенных часов отхода ко сну,  не создавать перед сном ситуации, возбуждающие нервную систему, принимать теплый душ, и   ужинать  за несколько часов до сна.
Синдром тревоги относится к патологии, именуемой нейроциркулярная дистония, вегетососудистая дистония.  Перенапряжение центральной нервной системы ведет к нарушению регуляции сосудистой системы, ухудшению кровоснабжения органов и тканей, проходимости микрососудов.  Заболевание часто развивается у ипохондриков, людей,  устойчиво фиксирующих свое внимание на самочувствии. Изменение образа жизни, обретение душевного мира , разумный пост и телесная подвижность –важные слагаемые выздоровления, где на первом месте обретение мирного духа .
 Известно, что на нервной почве, испытывая действие психоэмоциональных перегрузок, в организме  может открыться язва желудка, поднимается артериальное давление.  Эмоциональный стресс приводит  к усталости, головным болям, расстройству пищеварения, боли в спине.  Поэтому важно сохранять душевный мир и спокойную совесть .
Психотерапия как лечебное воздействие на психику, представляет собой лечение словом, утешение  , и  через душевное состояние воздействие на организм человека.  Духовное воздействие и живительная сила слова соприкасаются с душой человека, и пытаются ее уврачевать. Здесь важны ценностные ориентиры самого врача , умение направить поведение к достижению цели  в рамках христианской нравственности, знание сущности человеческой души, стремление врача поднять самооценку пациента не через медитативное изменение сознания, а через осознание понятий грех и страсти, и понимание работы души в борьбе с ними, восприятие истинного достоинства личности.
 Изучение православной психологии, где проводится анализ страстей, их проявление и происхождение,  помогает перерождению сердца  , а осознание понятия греха приносит свои плоды, меняя поведение человека, его сознательные наклонности и убеждения.  Становление миросозерцания, свобода мысли, ее живость и динамичность под воздействием приснодвижущегося  духа , способны разорвать оковы , связывающие борющегося со страстями. Борьба заключается в правильном определении страсти  и отрицательном отношении к ее проявлениям.  Душа человека имеет силы разумную, раскрывающуюся с помощью ума, раздражительную, проявляющуюся в чувствах, и вожделевательную, управляемую волей.  Духовная жизнь может рассматриваться в трех разрезах – духовном, душевном и плотском.  Разум человека необходимо удерживать сердцем и править волей, воля должна брать свой нрав от сердца и слушать разум, а сердце держится, следуя указаниям разума и сохраняет бдительность,  бодрость силой воли.  В этой взаимной помощи, находя одно направление, внутренний мир человека находит порядок , управление и созидание.
Суть православной психотерапии : «Исповедайте друг другу свои согрешения» (святой апостол Иаков).  Сущность признаний состоит в том, что неопределенная и смутная действительность , раскрываясь через передачу словами, дает  силы и благотворное направление человеку от выслушивающего, благовоспитанного  сердца того, кому человек доверяет  откровение своего образа мысли.  Его духовное воздействие и открытость говорящего оказывают рациональное и эмоциональное воздействие, принося эффект  достойного изменения. Установившиеся духовные ценности представляют своего рода заслон, препятствующий  соприкосновению  с  душой  греховных прилогов.  Но более важно духовное воздействие, тогда  и слово  одухотворено живительной силой духа.
  Переживания человека от жизненных конфликтов и проблем, в редких случаях и переживание душой благополучия , могут трансформироваться в соматические нарушения. Духовные поиски, фундаментальные вопросы о понимании смысла жизни, о  непреходящих ценностях, о внутреннем росте и развитии – лечебное воздействие не должно нести косметический эффект   внутреннего успокоения, но иметь поступательное движение , когда правильность курса сверяется благой вестью.  Знание о природе человека, источнике, побуждающем его активность,  о личности и мировоззрении позволяет предотвратить возникновение нервно- психических нарушений.  Важно выражение мировоззрения, нравственные основы, формирование представлений о душевных процессах здорового человека.
В нехристианской психологии выделяются такие научные школы как бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология.
Бихевиоризм , основоположником которого является Уотсон Дж., судит о человеке как о животном со словесным поведением. Это последовательный материализм, поведенческая психотерапия.
В психоанализе,  автор  которого  З. Фрейд, человек – высокоорганизованная особь с преобладанием агрессивности и сексуальности.  Прием, откровенная беседа напоминает исповедь, но словесное признание поведения носит направление  воспроизведения прошедшего и осознания причин без  понимания проявления страстей как болезни, а в личности человека нет места духовности.
Гуманистическая психология с идеей обращения к личности говорит о стремлении к совершенствованию и самораскрытию.  Интеллектуальное заблуждение здесь в рассматривании как нормы отклонений в поведении человека, на основе которых выводятся заключения о формах и законах человеческой жизни.
Православная психология  анализирует  психологию страстей и занимается поиском возможностей перерождения сердца, а с ним и всего жительства.  Это стремление к свободе духовной мысли , свободе от ошибок и заблуждений, к жизни, наполненной сиянием вечного дня и благоуханием небесных откровений.  Живая динамичная святоотеческая психология рассматривает человека в масштабе приснодвижущего духа – духа, перешедшего грань материализма. Чувства и настроения подвижничества, борьба с движением страстей, новая жизнь  , где необозримы духовные откровения.   Изучение и определение  ума, чувств , воли, рассуждение о разумной, раздражительной и вожделевательной силах ума, управление действующими внутри силами, в аскетических творениях рассматривается духовная жизнь с различных точек зрения, с целью восстановления порядка и созидания внутреннего мира человека.  Научение раскрытия души для принятия духовного света ( не открывай лицо чихающему, не стой спиной к быку, не держи руки в муравейнике, при пчелах нужна сетка), благотворного и спасительного  в неопределенности окружающей действительности для человека, находящегося в смятении – истинная помощь не подбадривает, а дает устойчивость  от фундамента духовных и мировоззренческих ценностей.  Страсти, которые могут воплотиться в болезни, проблемы мотивации поведения и глубинные основы поступков -  православная психотерапия призывает к обдуманности, логике и здравому смыслу.  Сознательность духовной жизни, добровольный отказ от нелепых природных наклонностей , по учению церкви человек не теряет личностного , но принятый свет наполняет  внутреннее пространство, и пропадают все неясные тени и нечеткие очертания душевного содержимого.
Немецкий врач Хейнрот впервые употребляет термин психосоматика, говоря о тесной взаимосвязи душевных и телесных процессов.  В дальнейшем были описаны коронарная личность, язвенная личность, артритическая личность. Ученый Лурия А.Р. образно говорил: «Плачет мозг, а слезы в сердце , печень, желудок».  Первоначально расстройства носят функциональный характер, но могут стать органическими.  Под действием Святого Духа человеческое сердце способно преображаться, эта благодатная сила  преображает и плоть.
 В древности говорили, что врачебное искусство держится на трех китах – нож (хирургия), целебная трава ( лекарственные формы), и слово.  К этому можно прибавить благодатную силу , живительное воздействие Духа.
В "Книге правил", основанной на решениях Вселенских Соборов и указаниях святых отцов и являющейся сводом церковных православных канонов и догматов, оккультные и колдовские практики  определены как деятельность сатанинская.
Иеросхимонах Сампсон (Сиверс) писал о важности изучения предмета «Православная психология».  Святоотеческая психология рассматривает дело  в масштабе приснодвижущегося духа, борющегося со страстями и перешедшего грань материализма.  Внутренний мир человека исполнен порядка и стремится к созиданию,  когда сердце  считается с разумом и отрезвляется волей, разум удерживается сердцем, а воля смотрит в сердце.
В мае 2000 года прошли Минские Епархиальные Чтения под девизом «Церковь и медицина: психическое здоровье человека».  В резолюции подчеркивается:
«Психиатрия, психотерапия и медицинская психология, включающие в свои названия категорию души ("psyhe"), являются теми разделами медицинской науки, которые обязаны исследовать нравственные причины нервно-психических и психосоматических болезней. Мы свидетельствуем о прямой причинно-следственной связи безнравственных (греховных) форм поведения и нервно-психических расстройств.»
Совместно с православным психотерапевтом В.К. Невяровичем были разработаны основные принципы православной психотерапии.
Основные принципы православной психотерапии
 1. Исповедание Православной веры и привнесение ее спасительной Истины и духовной чистоты в лечебный процесс. Психотерапевты, соприкасаясь с душой своего подопечного, должны иметь чувство благоговения, ибо каждый человек - обладатель величайшего дара Божиего - святыни души, которая есть образ и подобие Творца.
2. Базирование психотерапевтической деятельности на святоотеческом наследии. Обучение пациентов необходимым навыкам в аспектах самопознания, духовного совершенствования и нравственного воспитания. Содействие в воцерковлении больных и страждущих.
3. Исключение из лечебной работы методов, связанных с насилием над личностью, ложью, лицедейством, оккультно-мистических, механистических психотехник (типа программирования, кодирования и прочих) и иных душевредных воздействий.
 Психологические знания необходимо одухотворять, к каждому человеку, как обладателю  святыни души, должно подходить бережно , осторожно, не хозяйничать в чужой душе, наводя порядок, а идти благоговейно  путем обогащения сознания духовным смыслом, устроение жизни через раскрытие знаний о душе и причинах болезней.  Чувство благоговения состоит из двух начал: это страх , опасение перекрыть путь чужой жизни, и радость, от встречи , которая может помочь на пути к истине.
 В восточных и оккультных мистических практиках  можно различить губительное психическое воздействие. 
     Классическая йога использует на последних двух ступенях медитацию , ведущую  к духовному видению, что можно назвать практикой ложных ощущений, переживание которых еще более ослепляет дух и затягивает  его в созерцание ложных образов.
Раскрытие высшего я в самом человеке, поглощение я абсолютным сознанием, последователи йоги как частицы божества, усердствующие добиться святости и могущества, сравнимы с мыслями возмечтавшего о себе денницы, который пал с неба. Физическое совершенствование, к которому идет йог, всегда пересекается с  духовными воззрениями и переживаниями, которые могут привести к нарушениям психики.
     В психоанализе Фрейда человек  - необузданная высокоорганизованная особь, а к болезни приводит вытеснение неосознанных агрессивности и сексуальности. Но за осознанием в его учении идет одобрение соответствующих действий,  где действия , якобы противодействующие  неврозу, в последующем приведут к проблемам от самих действий.  Наслаждения , допускаемые для предотвращения невроза, способны вызвать катастрофу от   разрешения   самих наслаждений .  В человеке неправильно раскрывать негативное бессознательное, что умаляет человеческую сущность, необходимо понимать высшее предназначение человека, смысла жизни ( вопроса не только нравственного , а онтологического) и устремления в вечность.
Гипноз в официальной медицине используется психотерапевтами, которые говорят об открытии психосоматических каналов, о раскрытии  резервных возможностей и терапевтических эффектах.  Но гипноз как насилие над душой человека, который на короткое время  ( встречается и постгипнотическое внушение) лишается рассудка, несет за собой измененное состояние сознания , дезорганизацию психической деятельности.  Повышенная внушаемость, истерические реакции, гипнотический сон – некоторые виды психической дезадаптации.  Автором аутотренинга ( вид самогипноза ) был немецкий ученый Иоганн Шульц. Он предложил метод психической саморегуляции, саморасслабление,  что скорее есть уход от действительности, а иллюзии мало способствуют работе по внутреннему очищению . Метод не упоминает об основах душевного мира, смирении и трезвении, но подменяется самовнушением.  Релаксация , чувственное воображение, когда человек не видит , а искусственно вызывает  образы и картины, единственно с целью увидеть саму картину,  опасны для души, как и мечтательность , фантазирование, в виду  способности ей повредить.
Сходны с гипнотическими трансовые состояния. Существует реинкарнационная психотерапия, чьи потребители якобы вспоминают , находясь в трансе, свои « прежние» жизни. 
При кодировании (фр. Код –начертание) происходит ритуальное воздействие на душу и тело человека.  Собственное слабоволие и безответственность меняется  на жуткое напряжение душевных сил под угрозой болезни, где воздержание идет не от преображения и внутреннего роста.
Основоположник трансперсональной психотерапии Станислав Гроф предложил метод усиленного ритмического дыхания под музыку, как следствие наступает транс, подобный шаманскому.
Нейролингвистическое программирование – подстройка к человеку, наведение трансового состояния и перепрограммирование путем введения необходимой информации, что сходно с магической оккультной практикой.  Основополагающим руководством является книга «Структура магии»
Целители, использующие экстрасенсорное воздействие,  если имеют определенную степень посвящения,  являются, как говорят, проводниками бесовского воздействия.
В сектах также осуществляется психологическое воздействие.  Это жесткий контроль за окружением человека с целью выдавливания  из привычной среды и изоляция внутри секты.  Психовоздействие лидера происходит по типу гипнотического транса, а введенный специфический язык и термины препятствуют переубеждению на языке обывателя.  Догмы секты, материальные привязки, все введенные мероприятия направлены на то, чтобы удержать человека.
В православной церкви , как, помимо всего прочего, и  во врачебнице духовной, даны таинства,  приступая к которым человек не уходит неисцеленным.  В святоотеческой литературе показано величие духовной красоты и истинное предназначение человека, упоминается внимание неусыпное, самоконтроль, говорится о мерах,  предпринимаемых для того, чтобы  в душе водворились мир и спокойствие, уравновешенность. Важно владеть языком и господствовать над ним, хранить свои уста, развивать  способность правильного выражения мыслимого. Важно хранение своего сердца .  Мастер , чтобы не разбился хрустальный или стеклянный сосуд, но проверяя его цельность, ударяет легко, а в серебрянный или медный бьет крепко. Так необходимо верно определять немощное и крепкое. 


Рецензии