28. Глазунов просит

НА СНИМКЕ: Илья Глазунов


Премьер-министр и кандидат в президенты России Владимир Путин на встрече с доверенными лицами 7 февраля 2012 г. отказался запрещать современное искусство.

Предложение поступило от художника Ильи Глазунова: мэтр попросил защитить реализм, который в условиях конкуренции не может пробиться, и художники-реалисты вынуждены уезжать из страны.

В качестве примера Глазунов вспомнил про выставку современного искусства, центром экспозиции которой был унитаз, а мерой защиты предложил ограничение современного искусства.

Премьер желание «запрещать» не поддержал и напомнил про то, что раньше уезжали представители как раз новых направлений:

– Малевич ведь тоже когда-то уехал. И «Черный квадрат» он написал там, за границей, – приводят слова Путина РИА «Новости».

Затем премьер пустился в искусствоведческие размышления, заявив, что Малевич – «не живопись в традиционном понимании», а «философское выражение видения чего-то»:
– Он так представлял мир. Конечно, это («Черный квадрат» – «Парк культуры») не требует каких-то особых данных, но Малевич такими данными обладал, он хорошо рисовал, – заключил он.

Художник Юрий Шабельников считает, что высказывание Глазунова – это «провокация»:

– На протяжении всей советской эпохи современное искусство гнобили, преследовали – зачем? Чтобы сейчас выслушивать вот это? – так Шабельников прокомментировал «Парку культуры» предложение доверенного лица кандидата в президенты.

– Современное искусство вполне реалистично хотя бы потому, что оно стремится говорить на том же языке, которым мы пользуемся в жизни. Сегодня самый реалистичный вид искусства – это видеоарт. Художников, которые говорили бы «я хочу продолжать традиции XIX века», их нет, это нонсенс, – уверен директор музея современного искусства PERMM Марат Гельман.

Интересно, что и художник, и директор музея отказались считать самого Глазунова реалистом.

– Очень странно слышать от Глазунова о реализме. Его живопись это никакой не реализм, а иллюстрации к русским народным сказкам. В академической живописи Глазунов просто несостоятелен, – сказал Юрий Шабельников.

– Путин попал в неловкую ситуацию, – согласился с ним Гельман, – он как бы принял, что Глазунов реалист. А тот на самом деле рисует фантасмагории из собственной головы.

Причина же неловкости, по мнению галериста, в том, что культурной политикой должны заниматься не политические деятели, а художественные институции.

– Надо не ограничивать современное искусство, а сами разговоры об ограничении, – добавил Гельман.

Впрочем, в отличие от Глазунова, премьер был настроен вполне миролюбиво:

– Запрещать что-то или закрывать не стоит. Мы же уже закрывали, запрещали, – напомнил он. – Поддерживать реализм, безусловно, нужно. Не социалистический, а просто реализм.

Совершенно противоположного мнения придерживается Юрий Шабельников, потребовавший вместо расплывчатого «реализма» поддержать русский авангард:

– Почему на подобных встречах не ходит разговора о том, что у нас до сих пор нет музея русского авангарда, который почитают за честь выставлять все мировые музеи? – возмущался художник. – Почему никто из них не задал Путину этот вопрос?

А действительно: почему в России до сих пор нет музея современного искусства?
В Нью-Йорке такой музей был создан, и его первая выставка состоялась ещё в 1929 году. Её посетило тогда 47 тысяч человек. Представленные на первой выставке в Музее в 1929 году полотна Сезанна, Гогена, Сера и Ван Гога не выставлялись до этого ни в одном из музеев Нью-Йорка.

Даже Метрополитан Музей не показывал картины этих мастеров на своих выставках, опасаясь провала и невнимания публики.

Современники особо не интересовались в те годы современным искусством, и идея создания Музея казалась авантюрой.

В дальнейшем Музей Современного искусства убедил сильных мира сего, что зритель впечатляется не только старыми мастерами. Сегодня-то в этом сомнений нет!

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/08/15/315


Рецензии