Барт и его понимание антисемитизма

70.
   
Стоит сказать, что мы говорим здесь далеко не обо всех аспектах богословия Барта. Его наследие настолько велико, что для детального анализа его трудов не хватит жизни. Конечно, он был не только высоколобым богословом, - увлекался же он Моцартом, хотя и писал о нем часто также в богословском ключе. Надо помнить и о том, что каждый богослов является богословом своего времени и принимает от него какую-то особенную направленность – во внимании  некоторым темам, в стилистике, в самом духе рассуждения: теолог 20 века не может во всем похож на старого протестантского догматиста 17 века, и, тем более, - на отца Церкви. Барт, переживший обе Мировых войны, «унаследовал» от них многое. Скажем, особое отношение к «еврейской теме». Выступая летом 1946 года с лекциями в Боннском университете, он сказал так: «Антисемитизм есть образ безбожия, в сравнении с которым то, что обычно называют атеизмом, каким он нам известен, к примеру, по России, есть нечто невинное.. Здесь речь идет о столкновении с Христом» . Разумеется, надо обратить особое внимание на время и место – послевоенная Германия, нацизм, массовое истребление евреев – одна из основных тем, и не просто тем, а тем обвинения, и не просто обвинения отдельных лиц, а всего немецкого народа в том, что он допустил это страшное преступление. В том, что антисемитизм – зло, - не имеет смысла спорить. И миллионы жертв нацистского режима будут доказывать это целую вечность. Но обязательно ли считать антисемитизм безбожием, да еще чуть ли не абсолютным, да еще при этом называть советский атеизм – невинным? По поводу последнего многие русские, а особенно русские христиане, скажут однозначное: нет! Почему миллионы убитых евреев – это настоящее зло и настоящее безбожие, а миллионы убитых русских и сотни тысяч убитых именно за веру в Христа - это невинность? Барт словно забывает, или не хочет знать о том, что коммунистический режим в СССР прямо строился на тотальном безбожии, когда любое исповедание веры в Христа за пределами храма уже было преступлением (а часто и в храме). Сколько храмов было взорвано в СССР? И сколько в гитлеровской Германии – известно ли Барту о таких случаях? Сколько было расстреляно именно за веру Христа – нацистами, и сколько – коммунистами? Конечно, в 1946 Барт мог многого не знать, но не до степени же полного неведения! В любом случае, нацистский режим не был официально атеистическим, - хотя это нисколько не уменьшает его зверств. Антисемитизм есть великое зло, но разве русофобия не великое зло? И разве нельзя объяснить преследования в первую очередь православных христиан в СССР – изрядной примесью русофобии – если даже не учитывать открытую ненависть ко Христу у большевиков? Видимо, Барт здесь исходил из следующего: раз СССР разгромил нацизм, - значит, советское безбожие это не так уж страшно. К счастью, ему не довелось это испытать на своем личном примере..
Тезис о значительном тождестве антисемитизма и безбожия не выдерживает критики: с точки зрения «эмпирического факта» в антисемитизме может быть заподозрено и немалое число христиан. Я имею в виду не «политкорректные» обвинения в антисемитизме, когда любая критика в адрес иудаизма или конкретных евреев тут же записывается по ведомству «фашизма» и т.п.; тогда ведь и Евангелие надо будет объявить «антисемитской» книгой. Нет, я имею в виду именно настоящую неприязнь к евреям или даже ненависть к ним. Безусловно, это является грехом, который надо в себе изживать, как и любой другой грех, - но вряд ли можно сказать, что это самый тяжелый грех, и что он однозначно связан с безбожием. Да, в этом грехе есть действительно нечто антибиблейское и антихристианское – ведь и в Ветхом, и в Новом Завете, все праведники являются евреями. И если бы человек последовательно проводил антисемитизм до конца, он должен был бы стать и антихристианином. Но в реальности этого не происходит: да, нацисты действительно довели антисемитизм до зверских пределов, и это не может быть забыто никогда. Но не один антисемитизм тому виной: не будем забывать о теории арийской расы, о чудовищной гордыне нацизма, о нелюдях, которые возомнили себя богами. Это непосредственно никак не связано с антисемитизмом – это же было и у большевиков, которые, по крайней мере, поначалу, скорее отличались определенной «юдофилией». В основном же христиане с «антисемитским уклоном» исповедуют скорее «бытовой антисемитизм» или «конспирологический» (теория всемирного заговора): при этом они не верят в арийскую расу, в необходимость уничтожать евреев и т.д. И при этом они продолжают поклоняться Христу, чтить Его Мать и праведников Ветхого Завета – зная, что они являлись представителями еврейского народа. Это не извиняет их антисемитизма, но не дает права проводить здесь прямые логические связи с безбожием. Большевистское безбожие не основывалось на антисемитизме никак – в конце концов, сам Маркс был евреем. Говорить, что в антисемитизме речь идет о столкновении с Христом – можно, но ведь любой грех – это столкновение с Христом. Можно говорить и о том, что в антисемитизме происходит особое столкновение с Христом – но и здесь он не является каким-то исключительным случаем. Разве современный западный неолиберализм не представляет собой весьма жесткое столкновение с Христом – пусть он пока не губит такое количество душ, как нацизм (впрочем, миллионы абортов – него ли прямое следствие), физически, но духовно – довольно успешно. И разве коммунистические режимы по всему миру в 20 веке не сталкивались с Христом напрямую, и очень жестко – не основываясь при этом на тотальной ненависти к евреям? Наконец, разве религиозные вожди Израиля и значительная часть его народа 2000 лет назад – не способствовали напрямую и не одобряли убийства Христа? Однако они явно не являлись антисемитами. Т.е. ненависть ко Христу, как и безбожие, может исходить как из антисемитизма, так и из семитофилии; антисемитизм – грех, подлежащий безусловному осуждению, но безбожие связано со множеством грехов адскими нитями, и столкновение с Христом в современном мире приобрело столько многообразных очертаний, что заявлению об антисемитизме как о величайшем безбожии и величайшем столкновении с Христом, на наш взгляд, явно недостает оснований.


Рецензии
Это тот случай, когда Барт очень поверхностно писал о том, в чем не разбирался, но явно для красного словца. Актуальная тема, которая как верно сказано, не потеряется во времени никогда. Очень точный сравнительный анализ. И согласна, атеизм, вырубающий верующих людей и пытающийся вырвать веру из памяти и сердец, никогда не станет меньшим злом.

Алевтина Ремаркина   02.12.2024 06:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.