Я и он. По картине Марии Редько

Я и он – иллюзия иллюзии на картину Марии Редько «Диалог о духовном и материальном»


Художник видит мир под другим углом, чем простые наблюдатели. Это его награда и в то же время наказание – не видеть то, что видят другие, а видеть невидимое.
Попытка описать словами картину – не менее тонкая вещь, чем описать картиной слова. Прозаик крутит из слов судьбы миров и людей, как и живописец может придать натуре несуществующие черты, сделав ее прекраснее или ужаснее, добавив предметов в интерьер, эмоций во взгляд, полутеней в цвета кожи, невидимых цепочек событий в фон.
Два юноши, назовем их ББ и ДД, смотрят на зрителя с холста. Они знакомы, их задумчивые взгляды и позы добавляют им мудрости и знания мира.
В то же время ББ, словно боясь проболтаться о чем-то, прикрывает пальцами губы, думая о своем личном, глубоком, но все же мирском. Он высказывает свое отношение к творчеству и живописи всем своим телом – повернувшись боком к создателю полотна, словно говоря «а мне все равно». Была бы его воля, он стал бы вообще задом. Но это сюжет для другой картины, другой истории, иного диалога.

- Повернусь-ка я к тебе боком, - думает ББ, в то время, когда ДД мог бы оценивающе изучать пустоту, рядом с собой. ББ думает, что боком лучше, ведь так он защищен и от художника и от парня с гипсом, который мог бы сейчас присутствовать рядом. Так он видит всех, что немного успокаивает его, но не настолько, чтобы расслабить сжатый кулак или забыть о всех делах, которые нужно сделать сегодня, в ближайшее время, в жизни.

ДД, несмотря на горы трудностей, нависающих над его жизнью, несмотря на травму и гипс, более спокоен. Он может позволить себе раздеться перед другими людьми, глубоко уйти в мысли об относительности бытия в целом и своей жизни в частности. Сейчас есть время, чтобы никуда не спешить и снова не наломать костей, ускоряя ритм движения. Ему за счастье подумать, посмотреть в себя-никуда. Если бы ББ был сейчас ближе, парень с гипсом вряд ли поменял бы позу, не перестал бы поддерживать немного уставшую от множества мыслей голову, не стал бы одевать защитных масок и уж точно не опустил бы вниз пробивающийся через гипс большой палец. Даже с переломанными костями он знает, что все хорошо или относительно хорошо.

Как не вечен процесс создания картины, так смертна и она сама. Так и иллюзии не быть вечной. Два юноши смотрят на зрителя с холста, они знакомы. Нам, зрителям, даже может показаться, что они стоят рядом. Но глаз художника видит под другим углом, в другом измерении.
ББ и ДД не пересекались в этом запечатленном моменте, да и сам момент растянут во времени и пространстве. Лишь подвижный мозг и зоркий глаз живописца, мог связать двух людей в один момент времени и места, притянув из разных непересекающихся миров. Они могли бы стоять боком друг к другу, думать, вести диалог. Могли бы, но не делали этого.
Кисть, рука, глаз и масло – поменяли мир, создав новый.


Рецензии