7. Анатолий Джугаш Свой среди чужих, повесть

                (Продолжение.Начало в №1-6)

   Партизаны-гришинцы встретили московскую группу разведчиков под руководством Ивана Утробина,он же обер-лейтенант Иоганн-Вебер,шумно,радостно. Еще бы парни ведь прибыли с Большой земли.,из самой Москвы.,да еще привезли самые свежие новости,махорку.Но от того,что встретились они уже поздно,а дорога предстояла дальняя,то старший лейтенант-начальник разведки Особого партизанского полка"13" попросил не задерживаться.Подвели лошадей.Для Ивана Утробина,который с детства в родных Набережных Челнах в колхозе привык обращаться с лошадью,был привычен к ней в нелегком крестьянском труде,такой вид передвижения верхом по лесу не представлял своеобразных трудностей. Хуже дело обстояло с парнями его группы разведчиков,жизнь которых в основном замыкалась до войны в пределах городских улиц. Такой способ передвижения верхом на лошадях был мало знаком и малоутешителен.
  Однако под смех партизанской братии,они кое-как влезли в седла,нашли ногами стремена.Оглянувшись ненароком на них Утробин,несмотря на серьезность ситуации, рассмеялся еще сильнее.Нелепый,но внушительный вид был у каждого из них.
   Падающий снег дополнял забавное зрелище.
   -Ну что три богатыря,-подзадорил он их,-особенно Пысин.Здоровый,в полушубке,осыпанном хлопьями снега,он,в опускающихся на землю сумерках,выглядел действительно богатырем.
   Гришинцы соблюдали поначалу серьезность,несмотря на преждевременный смех,боясь подорвать авторитет приезжих.Считали где-то мальчишеством и озорством тревожить своим баловством их городских,непривычных к укладу деревенской жизни. Но,увидев,что они вроде бы тоже неплохие и веселые ребята,охочие поглазеть и побалагурить,не удержались,задались целью смутить радиста Михаила Пысина.
   -Илья Муромец,да и только,жужжали они.-Только бороды не хватает.
   -Ну фрицы,робя,теперь за версту будут обходить нашу базу.
   -Это че же так?
   =А куда ж они сунуться супротив такого молодца.
   -Да,братцы,горят теперича наши дела белым пламенем.
   -Это почему же,дедуся?
   -А как же,ежели ерманец разбежится,так че ж нам станет робить?Дрыхнуть,да и толшько.
   -Вот ешкин свет,дела так дела!
   =Ну чего к парню пристали,кобели бестыжие,оборвал их прибаутки начальник отделения разведки партизанского полка.-Будет вам языки чесать.Станет еще парню освоить мужицкую науку.Сами-то не такие были что ли? А ты,паря,не горюй,они хлопцы озорные,но любучие.Посмеются,да перестанут.Зато в деле тебе не будет лучших спутников и помощников ибо,где шутка,да песня,там лучше любое дело спорится.Ну трогай,парни!Подтянуться!
   Сергей дал шенкеля своему коню и помчался,обгоняя группу разведчиков спереди.Иван Утробин,пришпоривая своего серого жеребца,старался не отстать от начальника разведки.
   Когда последний партизан скрылся в перелеске,за раскидистым лапником сосен,след взметанный копытами лошадей,еще держался непродолжительное время.Но вскоре снег засыпал его.А темнота,накрыв своим покрывалом пушистый его ковер,слилась с ним воедино,и через мгновения скрыла от постороннего глаза картину,только что происходившего действа.


   Могилев старый городишко. Старая железнодорожная станция.Простояли здесь,как и в Орше,тоже значительное время.Наконец,после долгих ожиданий,поезд пошел дальше.На этой станции к офицерам подсел еще один пассажир.
   -Компания как на подбор,-подумал Иоганн,когда он появился в их купе вагона.
   Новый пассажир тоже казался общительным.Он был не ниже ростом,чем Иоганн и не выше,чем Шмидт.Скорее всего по росту своей фигуры он равнялся росту Генриха. Обращала внимание его самостоятельность,когда Шмидт попытался помочь ему поставить чемоданы на верхнюю полку,пассажир вежливо отказался. Осторожно и бережно он поднял свои чемоданы сам.Сел на нижнее сидение.
   -У этого парня чемоданы,наверное,набиты не иначе как кирпичами или в крайнем случае-золотом,-буркнул,внимательно наблюдая за пассажиром,Генрих.
   Иоганн и Шмидт,да и Генрих тоже ,переглянувшись во взглядах,улыбнулись.Однако новый пассажир,взглянув на них,чуть смутившись и ,видимо,услышав бормотание обер-лейтенанта СС Генриха,вымолвил:
   -К сожалению,господа,не то,ни другое.Обычная картина для эпохи абсолютизма.
   -Черт возьми везет нам сегодня,-усмехнулся про себя Иоганн-Еще один консерватор или покровитель искусства.
   -Армия,есть армия,продолжал пассажир.-В ней как и в гражданской жизни,есть свои хорошие стороны и плохие.Особенно это сказывается тогда,когда реальная обстановка требует от тебя максимальной отдачи.К примеру,на сегодня.Война.Каждая мелочь должна учитываться всеми,кто тянет за собой ее лямку.Особенно в нашей немецкой армии,армии великой арийской нации мира.Здесь должен быть,как нигде,железный порядок.Однако это не могут понять такие крысы,как наши интенданты.Что же оказывается на самом деле?Перед носом наступления самых больших военных событий,о которых каждый уже болтает на любом углу,у нас почти выходит из строя радиостанция перехвата.Я,господа,служу в 87 пехотной дивизии,офицером специальной связи.Так вот для ремонта радиостанции нужны незначительный запасные части,а их нет. Чертовы пьяницы,вместо того,чтобы заниматься своим дело,они отираются в казино.И вот мне самому пришлось взяться за поставку этих частей,радиодеталей самому,вместо этих вялых баб.Хорошо,что у меня есть в Могилеве друзья,а так хоть пропадай. Вот везу от них эти два чемодана подарочков.
   Он замолчал.Глядя на его лицо,впечатление от этого было такое,как будто он устал от собственного словоизлияния.Хотя нет,скорее всего сказывалось то,что срок,который ему в дивизии на эту поездку в Могилев,был для для даже нынешней напряженной обстановки совсем незначительным.Учитывая еще то,что поезда на перегонах железной дороги стояли сегодня по несколько часов,из-за постоянных диверсий партизан.Обер-лейтенанту 87 пехотной дивизии пришлось,видимо,эти дни нелегко.Он уже почти засыпал.
   Однако всем его троим спутникам не хотелось потерять любопытного собеседника,поэтому они постарались его растормошить.
   -Между прочим,-сказал Генрих,-нашей службе СС,хотя и привычно понятие больше спрашивать и задавать вопросы первыми,но на этот раз,видимо,можно отойти от этого правила.Меня зовут Генрих.Генрих Боде.
   Генрих,как бы вдавливая гвозди в неподатливую массу тела,неоднократно повторил свою фамилию.
   -Ну что же,очень приятно,-протянул свои слова пассажир.-Если вы еще тот Генрих Боде,который состоит на службе в Штабе по борьбе с партизанами,извиняюсь,с бандитами,то это очень хорошо.
   -Ты знаешь меня,слышал обо мне?-назойливо переспросил у него Генрих.
   -Почему же не знать человека,которого знают многие в в Жлобине. К тому же мы,как вы теперь знаете,соседи по совместной службе.Раз вы меня знаете,то моя фамилия Фридлендер,а зовут Вилли.
   Затем,обращаясь к Иоганну и Шмидту,усмехаясь ,сказал:
   -Не сказать как тебя зовут просто не имеет смысла.Ведь для СС ничего секретного не существует.Захотят узнать,сами сделают это мигом.
   Сказав это ,Вилли умолк,взглянув еще раз на Генриха.Тот некоторое время молчал,потом ответил с явным превосходством.Было ли оно в действительности у него,покажут еще дальнейшие события,а а пока его спутники услышали от него такую фразу:
   -Ты прав,дорогой Вилли,для нас-парней Гимлера действительно ничего нет невозможного.У тебя еще будет возможность убедиться в этом...


   Пурга не надолго задержала переброску Утробина в Жлобин с партизанской базы Особого полка "13" Сергея Гришина из под Смоленска.Попрощавшись с партизанами ,с командиром Сергеем Гришиным,комиссаром Иваном Стрелковым,Иван Утробин сел в видавший виды в автомобиль опель-капитан и покатил в сторону ближайшей железнодорожной станции-Красное.Вел машину шофер,парень с Урала,с города Нижний Тагил,одетый как и он в немецкую форму.Уже подъезжая к окраине станционного городка,Утробин,заметив вдалеке полосатую будку патрульной службы немецкой полиции,попросил шофера Владимира Полева чуть придержать ход легкового автомобиля.Предстояла первая проверка его документов на имя немецкого офицера.Все ли в них правильно?Все ли продумано в его операции? Ему почему-то вспомнился в эту минуту рассказ полковника Ботова об одном поучительном случае из жизни разведчиков.
   -Еще в финскую войну,-рассказывал он,-к финнам был заброшен наш человек.Да ни куда-нибудь,а прямо в самый штаб.Работал он ловко и умело.Передал много ценной информации.Мы радовались вмести с ним его успехам.Казалось,ничто не представляло беды провала работы.Однажды его пригласили на один торжественный банкет.Когда понадобилось за столом перекреститься по финскому обычаю,он подсознательно не сделал этого,чем вызвал подозрение одного из присутствующих контрразведчиков.
   Это обстоятельство,можно сказать мелочь,обратила на него внимание службы безопасности финнов.В результате последовал провал и гибель хорошего разведчика.Так что учтите,друзья,в нашей работе не должно быть мелочей.
   Иван Утробин еще не раз вспомнит эти слова полковника Сергея Ботова.Но самое интересное то,что,проработав сам в логове врага в течении несколько лет,он заинтересует тоже немецкую разведку тем,что допустит такую же мелочную ошибку.
   -Не ошибается,видимо,то,кто ничего не делает,-скажет он мне через 31 год после окончания Великой Отечественной войны в городе Набережные Челны,где мне пришлось вместе с ним строить автогигант "КАМАЗ" на реке Каме.
   А пока старший лейтенант советской армии Иван Иванович Утробин стоял перед селом Красное.Стоял и думал.Думал о чем-то своем и ,сидящий рядом его шофер,партизан Владимир Полев.
   -Пора!-прервал воспоминания старший лейтенант .Проговорил эту фразу негромко,почти для себя,но Владимир его услышал,тронул машину с места.И опель-капитан покатился навстречу полосатому шлагбауму пропускного немецкого пункта...
   Старший лейтенант Иван Утробин оставался по его эту сторону на партизанской базе,в лесу,а в село Красное,по другую сторону шлагбаума должен был въехать ,судя по военным документам,уже обер-лейтенант Иоганн Вебер,уроженец города  Кенигсберг.


   Обер-лейтенант Иоганн Вебер шел на явку впервые.Михаил Пысин,закрепившись в двухстах километрах от него,поддерживал все время устойчивость радиосвязи.Не было еще момента когда бы он опоздал на сеанс.Несмотря на свою молодость,радист оказался на редкость трудолюбивым.Кроме того,у Иоганна еще был запасной канал связи,который считался аварийным.Им он мог  воспользоваться только в крайнем случае,при выходе из строя рации Пысина.В такой момент его ждали радисты Центра на Большой земле,которые круглосуточно не отходили от приемников.То что сейчас Вебер решил воспользоваться данной ему в Центре явочной квартирой ,на то были особые обстоятельства.За последнее время его работы в городе накопилось много ценных фактов и документов,которые нуждались в пересылке командованию,доставки их через линию фронта.Сюда на явку за ними будет приходить Гусев.
   Не торопясь,Иоганн шел по обочине улицы.Видя его самодовольное лицо-немецкого оккупанта пугливо шарахались в подворотню местные жители.Проходящие же мимо немецкие солдаты вскидывали руки для приветствия обер-лейтенанта,как и подобает по Уставу:откуда они могли предполагать за кого бьется сердце под мундиром встречного им немецкого офицера.
   Переход,еще переход через улицу и явка уже неподалеку.Явочная квартира находилась в доме местного железнодорожника.По описанию этот дом располагался неподалеку от школы.Кстати,ее уже видно.А где же дом?Если ориентироваться по расстоянию,как в приметах,до него от станции должно быть около двухсот метров пути.Это должен быть деревянный дом,крытый железом.Со стороны фасада яблони,во дворе тоже.Тайник для связи в дупле березы.,которая находится возле клуни...Вот он перед его глазами.Дом в котором его ждет Лиза Агильярова.Что-то не видно березы.Хотя так и должно быть:с улицы береза сразу не просматривается.Нужно чуть изменить угол осмотра.Вот и она.
   Вебер взглянул внимательней на открывшийся перед глазами фасад дома.По особым приметам все занавески на окнах должны быть задернуты,кроме одной.На крайнем слева окне,занавеска должна быть задернута наполовину.Так и есть:явка в целости,не провалена.
   Сейчас он войдет и скажет:
   -Здесь не проживает или жил Ефимов-железнодорожник по специальности?
   А Лиза должна ответить так:
   -Ефимов жил,но выехал.
   Вебер,бросив цепкий взгляд вдоль улицы вправо-влево,никого,затем шагнул к калитке ограды.Звякнула щеколда запора.
   



   


   


                (Продолжение следует. Начало в № 1-7)


Рецензии