Голубые ключи, часть XI

Из новой книги о детях "Золотые мои россыпи"

Генерал окинул опытным глазом представшее перед ним сооружение при помощи которого поисковики подняли самолет со дна озера, высказался коротко и ясно:
- Молодцы!
 Служившие в армии ребята, четко ответили:
- Служим России!
- Вот, вот России, ей матушке!  Ваше дело благородное ребята. Оно для  молодых, поколению которое подрастает, чтобы помнили: кто мы и за  что воевали наши отцы и деды ,как погибали падая в озера и болота, шли на таран, но не сдавались. Русский человек силен духом. А Дух и Отчизна-они синонимы,но не приходят сами по себе, их нужно воспитать, с молоком матери всосать, тогда Дух становится твоим оружием, самым сильным. Вот так-то ребятки !Спасибо вам! – и генерал, не привыкший к долгим речам, замолчал. – Ну, а теперь давайте мероприятие заканчивать – поднимем весь самолет на берег. Генерал посмотрел на часы. Через десять минут прилетит вертолет МИ-26, он сможет поднять самолет и вынести его на сушу –уверенно сказал генерал.
И действительно, через какое-то время в небе явственно зазвучал тяжелый гул огромной железной птицы. Она повисла над озером на высоте чуть более трехсот метров , поднимая пыль и воду. Гул стоял такой, что не слышно было даже тех, кто тебе кричал в самое ухо.
 Генерал связался по рации с летчиком вертолета и дал указания работать под командованием Николая Федоровича. -Его позывной «поисковик», твой «вертушка». Понятно!
- Так точно, товарищ первый!
- Ну, вот и отлично. Выполняйте!
- Есть!
Генерал передал пульт управления связью командиру поисковиков.
- Желаю удачи!
- К черту, товарищ генерал армии.
- Ну, ну мы в чертей не верим!
- Так, на всякий случай.  Генерал ничего не ответил.
Николай Федорович быстро установил связь с командиром вертолета и работа началась. Когда огромное тело вертолета зависло над красными головками поплавков, Николай Федорович приказал снизиться до высоты не более десяти метров и зависнуть.
- «Поисковик», ответил- "Вертушка", на десяти метрах  от поднятого воздуха и волны можно разрушить всю конструкцию.
- Понял «вертушка», зависай выше, насколько хватит тросов.
Тросов хватило  почти на двадцать пять метров. Водолазы по команде руководителя опустились  под воду и быстро застрополили на все четыре троса на самолете.
- Вира по малу – скомандовал Николай Федорович «вертушке».
Огромная стрекоза завертела крыльями, и тросы натянулись. Вертолет почувствовал многотонную тяжесть и стал натужно  подниматься к верху. Также медленно, словно, из гигантской лужи, стали появится очертания самолета: сперва кабина, потом фюзеляж, и наконец,  моторы с лопастями винтов. Вода и наслоившийся ил,   ручейками сливались в чистейшую воду озера.
- Вот он наш самолет Лешка, ты видишь!?-крикнул Володька.
-Алексей Кириллович лишь мотнул головой, напряженно следя за подъемом.
Наконец, весь самолет на какое-то время завис в воздухе и по команде Николая Федоровича вертолет понес огромную тушу бомбардировщика, едва ли не большую самого вертолета, на берег к дороге, проходящей совсем рядом с озером. Найдя ровную площадку, "вертушка" запросила Николай Федорович спустить самолет. Тот скомандовал:
- Майна!
И вертолет стал опускаться с тяжелой ношей к земле. Через какое-то время бомбардировщик коснулся земли и тросы стали ослабевать.
- Все! «Вертушка» держись этой высоты, мы сейчас уберем стропы  и ты свободен.
- Понял! «Поисковик» держусь высоты двадцать три метра, снимайте стропы.
Наконец, стропы отцеплены, и вертолет запросил у Николая Федоровича  переключить его на «первого».
- Понял «вертушка», передаю управление «первому».- Спасибо за работу. Конец связи. Генерал наблюдавший за работой своего вертолета остался доволен. Он взял микрофон в руки.
- Все хорошо "вертушка"! Задание выполнено. Возвращайтесь на аэродром.
- «Первый, первый», вас понял, беру курс на базу – ответил летчик.
- Понял правильно, конец связи.
Алексей Кириллович и Владимир первыми подбежали к бомбардировщику. Черная от водорослей и грязи от долгого нахождения под водой громадина  самолета вблизи оказалась совсем непривлекательной.  Грязь с водой, песком и илом все еще медленно стекали вниз .
- Нужно осмотреть кабину. Там должны быть тела погибшей команды самолета – сказал Алексей Кириллович командиру поисковиков.
Тот  кивнул головой.
-  Без разрешения не могу. Спроси у генерала . Он сейчас здесь главное лицо, представляющего военную власть страны- посоветовал Алексей Кириллович.
Генерал выслушал рапорт командира отряда, дал согласие на поиск летного состава бомбардировщика.
- Серегин, Митяев- быстро наверх. Ищем тела погибших летчиков: командира и и команды самолета. Судя по типу самолета их должно быть трое – поставил задачу перед опытными поисковиками Николай Федорович.
Сколоченная наскоро лестница  приставлена к самолету и вот уже оба поисковика  в кабине. Вскоре они попросили носилки и на специальных тросах спустили три полуистлевших тела: командира бомбардировщика, лежавшего у штурвала, второго пилота-штурмана и  через заднюю дверь – тело стрелка. У них обнаружили личные номера и документы, с полетной картой и точками их боевых ударов.
- Командир бомбардировщика в звании старшего лейтенанта, летчик-штурман с одной звездой на погонах – младший лейтенант, у стрелка-радиста лишь широкая поперечная ленточка через погон – старший сержант – доложил генералу командир отряда.
Всех  троих завернули в чистые армейские простыни, прикрыв сверху трехцветным российским флагом.
Генерал, стоящий все это время рядом, что-то тихо сказал охраннику. Тот кивнул головой и исчез. Через несколько минут он появился с несколькими бутылками водки и  пластмассовыми стаканчиками.
- Разлей – приказ он второму охраннику.
Тот, молча, наполнил с десяток стаканчиков водкой.
- Помянем  погибших товарищей. Вечная им Слава! – Генерал выпил  стаканчик водки до дна, не поморщившись. – Молодежь может не пить, но пригубить обязательно! – распорядился генерал, видя, что некоторые не пьют спиртное.
Алексей Кириллович  и Владимир выпили свои стаканчики и подошли к генералу.
- Спасибо за вашу помощь, без ваших людей и техники вряд ли мы смогли поднять военную реликвию.
- Вам  спасибо, что не бросили  идею и приоткрыли тайну озера! Ну, все! Мне пора на службу! На похороны приеду лично, отдадим последние почести, как положено.  Сейчас распоряжусь, чтобы прислали «вертушку» для груза «200», там все есть, чтобы тела доставить куда  надо! И не сказав больше ни слова, обнял Алексея Кирилловича. – Держись летун, ты еще ни одного парня пошлешь в небо. Это теперь твой путь и дело на нашей грешной земле! А с наградой я разберусь!
- Не стоит товарищ генерал армии. Моя награда, что жив, вас через столько лет встретил, друга нашел, все у меня есть: семья, дети, внуки! Большей награды мне не нужно.
- Может ты и прав! И он, отдав честь, лежащим на земле останкам погибшим и вернувшихся из долгого забвения солдатам той войны – решительно развернулся и медленно направился к ожидавшему его вертолету.
Вскоре прилетел еще один вертолет, знакомый по расцветке всем участникам многочисленных военных конфликтов- груз «200».  Упаковав в специальные черные  мешки останки, их подняли на борт и  вертолет улетел, оставив адрес полевой почти и номер телефона командира полка.
- Вот кажется и все! – устало присев на пенек, проговорил Алексей  Кириллович
- Да, нет, не все! – тут же вмешался Володька. Самолет нужно доставить к нам в райцентр, отреставрировать и сделать из него памятник или еще лучше сдать в музей военной техники.
- Надо подумать – согласился Алексей Кириллович.  Но прежде всего, его нужно   очистить от грязи и привести в нормальный вид.  Попросим «Томичей!  - согласился Володька. За хлопотами и делами они напрочь забыл про ночное происшествие, словно, оно случилось не с ними, а с кем-то другими, а им лишь  приснилось.
Между тем, Мария не появлялась на виду, ни при подъеме самолета, ни при его транспортировке  по воздуху. У Алексея Кирилловича возникло плохое предчувствие: Все ли с ней в порядке? Он решил навестить Марию и,  выбрав удобную паузу в делах с очисткой самолета, пошел к палатке Марии, стоящей на самой окраине  лагеря.
На стук по вывешенной дощечки, такие специально стали делать в современных палатках, никто не ответил.
- Мария! Это я, Алексей Кириллович. Вы здесь? Но ответа опять не последовало. Не случилось ли чего плохого? - и Алексей Кириллович решительно стал расстегивать дверное пространство палатки.  В оранжевой прихожей валялись шлепанцы ,а на складном стульчике вещи личной гигиены: зубная щетка, кусочек мыла в мыльнице, флакон с шампунем, заколки и прочее. – Что-то не так! – решил Алексей Кириллович и решительно распахнул дверь в жилой отсек. На надутом матрасе слева валялось скомканное полотенце и байковое одеяло в темно-красную клетку. На столике в беспорядке разбросаны различные вещи Марии. Он узнал коралловое ожерелье, которое он видел на ней в вечер их встречи перед ночным погружением, тюбики и флаконы с парфюмерией. Трусики и бюстгальтер сушились тут же на веревке, протянутой в углу палатки. Но, большого, серебристого  чемоданчика на колесиках, с  которым приехала сюда Мария, и какой-либо одежды в палатке не оказалось. – Ушла! – сделал вывод Алексей Кириллович. Но, зачем? Что случилось, чтобы она, привыкшая к экстриму, так спешно покинула их лагерь?  Ради чего?  Ночное происшествие, конечно могло повредить ее имиджу, но не настолько, чтобы сбегать. Тогда что? Страх?! Вполне вероятно.
Он вспомнил, как в детстве они с другом, Володькой,  неслись с сумасшедшей скоростью на велосипедах, когда им показалось, что за ними гонятся мертвецы из озера. Нечто такое, могла почувствовать, а может и увидеть Мария, когда она в одиночку проникла в кабину бомбардировщика.  Мало, что там были трупы летчика и штурмана. Но, она могла увидеть сквозь стекла еще что-то такое, что не увидели мы с Володькой. А что? Ну, например, в стекло стали стучаться или подплыли совсем близко мертвецы из глубины озера, со дна «Большого ключа», предположил Алексей Кириллович. И его взору мысленно представилась такая картина: Мария в кабинет летчиков ищет какие-нибудь интересующие ее предметы, ради которых она может и ныряла туда. А вместо этого увидела с внешней стороны белых, как зимний снег, мертвецов со свечами или фонариками в руках.  От этого она потеряла сознание. Ее   волю сломила увиденная картина, а холод и теснота кабины доделали все остальное.
-  Вполне правдоподобная история - мысленно продолжал рассуждать Алексей Кириллович. Он, конечно же, не верил ни в каких мертвецов с фонариками в руках, но факты – упрямая вещь.  Люди видели этих самых мертвецов, многие от страха падали в воду и пополняли их ряды. А холодные воды бездонных глубин «Большого ключа» сохраняли  мертвецов целыми, как холодильная камера в морге. От таких мыслей Алексею Кирилловичу стало совсем не по себе.
Ему так и представилась картина, которую он видел на древних фресках православных церквей, где черти  на огне варят в огромном котле грешников раздетых догола. Алексею Кирилловичу снова предвиделся хоровод из мертвецов, кружившись вокруг кабины самолета, и манящих  красивую женщину к себе, в свой мертвецкий круг.
- Бррр! И Алексей Кириллович понял, Мария перенесла страшное потрясение, после которого просто сбежала.
 Оклимавшись от переохлаждения, и чуть придя в себя от стресса, она стремительно бежала прочь от «Голубых ключей». Но, вот куда? Очень хотелось бы знать. Нужно спросить Павла, он наверняка в курсе, рассуждал Алексей Кириллович. Палатку и вещи ее надо собрать и передать в полной сохранности. Только вот кому? Загадка и в том, как Маша добралась до  большака?. Там понятно, машин много, подвезут, а как до него с чемоданом, усталая, едва пришедшая в себя ,она рискнула пойти...
Алексей Кириллович вышел из палатки и направился в лагерь, где собралась почти вся команда поисковиков. Отозвав в сторону Николая Федоровича, Алексей Кириллович без предисловия заявил:
- Мария пропала!
- Ты точно знаешь, что она пропала? – невозмутимо переспросил командир поисковиков.
- Куда точнее.  Здесь ее не было. В палатке тоже нет, чемодан с вещами нигде не нашел.
- Ндааа. Давай соберем ребят и спросим, кто, что знает – ответил Николай Федорович. И не дожидаясь согласия Алексея Кирилловича, объявил: - Прошу всех внимания. Важная информация. Пропала Мария. Кто, что знает, расскажите. Может она нуждается в нашей помощи.
Ребята удивленно посмотрели на командира: откуда им знать про Машу, если целый  день они работали под его началом, не отрываясь даже по нужде. Первым отозвался Павел.  Он, пожав плечами, сказал:
- Не знаю, забыл проследить, увлекся расчетами…
- Я знаю – ответил Геннадий. Я отвез ее до трассы, а там посадил в рейсовый автобус до города.
- Когда это случилось?
- Три часа назад, когда самолет прибуксировали к пирсу, мне позвонила Мария и попросила зайти к ней. Я пришел, она с чемоданом в руках, вся встревоженная, упросила меня отвезти ее до трассы. 
- В каком она была  состоянии? – спросил Алексей Кириллович.
- Так себе! Неважно, видно, себя чувствовала. Пока вез ее в машине, все время ее знобило, и она часто  оглядывалась назад.  Я даже пошутил: Что погони боишься? Так она так на меня посмотрела, что я замолчал.
 Пока садил ее в автобус, она все время смотрела на дорогу, по которой мы с ней ехали, словно, кого-то все время ожидала. Ну, а потом автобус  подошел я помог Маше сесть и она уехала.  Все, я больше ее не видел.
- А телефон? У тебя же есть ее номер, позвони, узнай, как она, что с ней сейчас? – посоветовал Владимир Харитонович.
- Звонил и не раз. Ответила первый раз, сказала, что до города добралась, купила билет на «Сапсан» и скоро уезжает. Потом добавила, что очень устала и поэтому не хочет ни с кем общаться.
- А что еще она сказала? – стал допытываться Владимир.
- Ничего. Она выключила телефон, а перед этим сказала мне, чтобы  я ее не искал. Она завтра же улетает в другую страну отдыхать и лечиться.
- Что так и сказала? – переспросил Алексей Кириллович.
- Так, слово в слово – ответил Геннадий.
- Ну, слава Богу, что все обошлось. Я так и думал, что что-то такое должно с ней произойти – уверенно сказал Владимир.
- Это почему же? – поинтересовался Алексей Кириллович.
- Такие, как она, которые  внезапно появляются, а потом внезапно исчезают, и купаются по ночам в озере, на котором  раньше не был, с ними всегда происходят подобные вещи – уверенно закончил мысль Владимир.
Все стояли молча, не зная, что ответить.
 P.S.   На этом можно было бы, и закончить повесть о двух друзьях Алешке и Володьке, начавшуюся в далеком детстве и закончившуюся совсем недавно, в наше высокотехнологичное время. Но остались вопросы, на которые еще не найдены ответы. Другие тайны «Голубых ключей"  ждут своего открывателя. Давайте наберемся терпения, когда у автора появятся  новые факты, приоткрывающие еще не одну завесу над тайнами этого  замечательного озера, он продолжит свою повесть .Обещаю. А то, что они будут, я не сомневаюсь. Единственное условие – если они вас заинтересовали, и вы ждете продолжения.
     С теплом, Анатолий Аргунов. Мой файл на Проза.Ру всегда для вас открыт.


Эпилог.
Бомбардировщик перевезли  в музей военной техники. Команду самолета с почестями похоронили на Сосновском кладбище. Там уже появился памятник с тремя  профилями летчиков, их фамилиями и годами жизни и смерти. Дата смерти  у всех оказалась одна и та же -31 августа 1941 года, озеро «Голубые ключи».
Алексей Кириллович и его друг Владимир Харитонович  сделали все, чтобы увековечить память погибших. На захоронение приезжал командующий округом, как и обещал, вместе с почетным караулом из курсантов летного училища, где когда-то учился командир погибшего бомбардировщика ТБ-7.Прозвучал трехкратный салют и останки героев войны были преданы земле.


Рецензии