Лопаты и руки
Женщины более широкое понятие, оно включает в себя и мадам, фройлен, пани, сеньорита. Но это не их картина управлять плугом и тащить его на себе. Картина именно русская, Советского Союза. Плуг на себе тащить может только баба. Такое же название имеет чугунное устройство механизма для забивания свай в землю при строительстве мостов, именно ударное - наступательное движение и в этом они имеют существенное родство.
Плугом управляла баба, на него цеплялся валик, а к нему привязывались веревки, за которые через плечо тянули плуг, либо две женщины, но лучше и легче, когда четыре. Все равно производительнее и качественнее, чем лопатой.
К весне 1946 года произошли существенные перемены. Западная Европа поделилась кое-чем и в организованном колхозе появились волы. На них производилась вспашка земли. С войны в деревню возвратились кое-какие мужички. В мирное время по статистике на десять девчонок было девятеро ребят. По послевоенным перерасчетам указанная схема еще более усугублена, кое-кто вернулся либо без руки, либо без ноги, а еще и с осколком в груди. Но бабы смотрели уверенно вперед с надеждой превратиться в будущем в культурную женщину.
За одним из плугов ходил дед Амелька. Шел ему 81 год. Трижды кавалер Георгиевского креста, участник войн 1905, 1914 годов. Глухота его уже посетила, но сила отменная. Шутили, что если подставить ногу Амельке, когда едет отвел один - сломает ногу.
Пахал ловко и энергично, бык живо перебегал с одной борозды на другую. И вдруг за два часа до положенного окончания работы бык лег в борозду и перестал тянуть плуг, сколько ни подгонял его кнутом Амелька, бык не вставал. Подошли бабы, бороновавшие землю. Миром начали бить вожжами и кнутом, но бык, стиснув зубы, только мычал, но с борозды не вставал.
- Ах ты, германская скотина, неужели ты лучше нас, мы не устали, а он устал!
Кто-то из бабенок предложил: «А ты, Амелька, хвост ему покрути!». Гергиевские кресты при царской власти тоже даром не давали, люди, получившие их, отличались особой добросовестностью и усердием. И приступил Амелька к работе - крутить быку хвост, последний уже не мычал, а ревел, мотал головой, наверное, он хотел сказать - люди добрые, что вы делаете, я понимаю, что вы торопитесь поднимать разрушенное хозяйство. Я к вам пригнан насильно, по прежним меркам работы я уже час должен пастись на лугу, а вы намерены гонять меня еще два часа.
Обращение быка в реве к людям не доходило и, вероятно, он еще и злобно ругался. Я не саботажник, у меня просто уже нет сил.
Вдруг Амелька закричал, хвост открутил. Окружившие бабы увидели в руке часть хвоста быка с метелкой, которой он гоняет насекомых и остаток хвоста у быка с окровавленным обрубком. В данном конкретном случае пришлось определить его на германские штандарты, подчиниться быку и прекратить вспашку. Бык, освобожденный от хомута, быстро бросился бороться за лучшую жизнь и рядом с пахотой щипал траву.
Шла осень 1975 года. Студентов 4 курса медицинского института направили на сельхозработы в колхоз. Среди них была Светочка, последняя внучка последней дочери Амельки. На 101 году он ушел в мир иной, не успев доделать работы на земле. Умер он во время колки дров соседки. Присел на колодку отдохнуть и так навечно уснул и дрова не доколол. За всю свою долгую жизнь подвергался медицинским осмотрам, когда призывался в армию. Никогда не лечился и не доставлял никому хлопот по уходу за престарелым, своим поведением заслужил праведной смерти.
Светочку в основном заставляли работать на току с зерном. Год был урожайный. Машин, тракторов и комбайнов и мужиков полно, но все же почему-то не успевали с работами и прибегли к помощи студентов. Работа не была тяжкой, но неудобство составляла зерновая пыль на току.
Однажды во второй половине дня пошел сильный дождь и вода с горы по ложбине побежала на ток. Завтоком Кузьмич приказал лопатами перерыть образовавшуюся канаву, чтобы в случае дождя вода не бежала. Света не приняла участие, когда все лопатами перегородили канаву.
На следующий день, когда собрались с утра для работы подростки, студентки и женщины, Кузьмич, определив основные задачи на день и раздав все наряды, как бы невзначай в присутствии всех обратился:
- Внученька (а по возрасту она была для него внученькой), почему вчера не захотела брать в руки лопату?
Ошеломляющий ответ последовал мгновенно:
- Дедушка, в моей жизни поставлена цель - научиться ловко держать в руках вилку и мужской член, а лопата не для меня.
Услышать такой дерзкий ответ от юной девушки пожилому человеку - насмешка и оскорбление.
Первоначальные доводы - вот какая пошла нехорошая молодежь. Ведь в принципе он просил спасать зерно, и это ей было посильно. А что если бы он отказывался в 42-м году исполнять приказ, что бы было? При определенной оценке вопрос бы решался об уголовной ответственности. По так почему-то окружившая их группа молодиц не оценивала:
- Кузьмич, как же ты постарел и от жизни отстал, со своей старушкой не балуешься и до чужих не ходишь. Забыл про способности женской руки, а особенно пальчиков, мертвого из-под земли достанут и воскресят.
- Девки, смотрите, а она все-таки городской стала.
- Видишь, по грамотному назвала - мужской член, мы бы попроще назвали.
- А что, есть еще и женский член, раз она называет мужской? - заумничали следующие.
Звонкий хохот стоял, Кузьмич ничего не мог противопоставить в этом диалоге, а поэтому окрикнул - марш к работе.
Долго мысли вокруг происшедшего вертелись. Перебирая старые доводы, натолкнулся на новый - может женщина в борьбе за себя вправе поставить вопрос - пора исключить лопату из женских рук, ведь гордимся развитием науки и техники. Честью мужчины будет. Новые времена настали.
28.01.2003 г.
Свидетельство о публикации №214081500655