20. Баал Пеор
«Бог этих людей ненавидит распутство, а они неравнодушны к хорошего качества белью и одеждам из льна. Давай я дам тебе совет» (Тр.Сангедрин, лист 106 а).
По совету Билама Балак приказал организовать вещевой рынок рядом с еврейским станом. На выбранном месте раскинули шатры, наводнили их всевозможными товарами. Отобрали девчонок недурной наружности из дочерей Моава и поручили им особую и важную миссию. А торговлю поручили вести безобразным старухам. И зазвучала веселая музыка и разлетелись над станом ароматы жареного мяса, специй и сладостей восточных. И не смолкало веселье ни днем, ни ночью.
Вот идет любопытствующий из сыновей Израиля разузнать, что там и как. А старуха его внутрь шатра зазывает посмотреть настоящий, качественный товар, а не то барахло, что болтается снаружи. Ничего не подозревающий израильтянин входит внутрь и попадает в руки к фривольно одетой красотке, обставленной подносами фруктов всевозможных, бахчевых культур, вин заморских и сладостей.
Еврей только порог переступает, а красавица уже бокал наливает. А почему собственно и не выпить бокал изысканного вина? А красотка тут же и второй наливает. И вот одежды еврея уже мало волнуют, ему хочется видеть смазливую моавитянку и в основном без одежды. А красотка совсем даже не против. Есть у нее правда одно пустяковое условие. Предварительно еврей должен обнажиться и справить нужду большую и малую в присутствии истукана по имени Баал Пеор. Всего-то? Да сколько угодно.
«Одна нееврейка тяжело заболела и дала клятву: "Если я поправлюсь от этой болезни, то буду поклоняться всем божествам мира". Выздоровев, она пошла от одного служителя культа к другому, чтобы узнать о всех богах и о том, как им надо поклоняться. Узнав о божестве Баал Пеор, она спросила: "В чем заключается служение этому богу?" В ответ она услышала: "Съешь немного овощей, выпей вина, разденься и соверши перед ним свои естественные надобности". Не поверив своим ушам, женщина воскликнула: "Лучше опять заболеть, чем выполнять этот омерзительный обряд"» (1).
Но затуманенных вином и распаленных естеством евреев пикантность служения Баал Пеору не остановила. И пустились они во все тяжкие. И гай-гуй стоял с утра и до вечера и с вечера до утра. И прилепился Израиль к Баал Пеору. И забыли они обо всем: кто они, откуда пришли и куда идут.
И не понравилось это Владыке небесному. И воспылал гнев Господень на Израиля. И начался повальный мор в стане Израиля. И сказал Бог в сердцах Моше:
«Возьми всех глав народа и повесь их пред Господом против солнца».
Это дословно. Но имеется в виду, конечно, не глав народа повесить, а главы народы, собранные Моше, должны выявить и повесить тех, кто совершал непотребства с блудницами Моава.
Этот важный эпизод из жизни израильского народа буквально в телеграфном стиле обозначен в 25 главе. И мой искушенный читатель может усомниться во всех рассказанных тут подробностях. Где сказано, например, что способ, как совратить народ, придумал Билам? В 25 главе об этом ни слова.
Все подробности содержит, естественно, устная традиция. Но и в иных местах в Писании указание на причастность Билама к совращению евреев есть. Чуть далее в 31 главе стих 16 читаем:
«Ведь они (женщины мидьяна) (2) соблазняли сынов Израиля, по совету Билама, изменить Богу ради Пеора».
И в Новом Завете в Откровении Иоанна читаем:
«Есть у тебя там держащиеся учения Билама, который научил Балака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (Откр. 2:14).
Бог приказал повесить всех блудодействующих, и тогда отвратится палящий гнев Его от Израиля. Однако повеление Его, очевидно, выполнено не было. Поэтому в стане начался мор. Но израильтяне вошли, что называется во вкус, и даже не думали бросить пришедшееся по душе развлечение. И даже мор, свирепствующий в стане, не произвел на них впечатление.
Хотя в устном предании есть сведения, что все же список приговоренных к смерти был определен. В основном в нем оказались евреи из колена Шимона. Обеспокоенные за свою участь, они собрались вокруг своего главы Зимри сына Салу и стали требовать, чтобы он нашел выход из сложившейся ситуации. И Зимри нашел.
У Балака была дочь по имени Козби. Он сильно надеялся, что ему удастся уложить ее в постель к Моше и через дочь оказывать влияние на вождя еврейского народа. Вот к ней-то и направил стопы свои Зимри. Без лишних церемоний он предложил ей стать его наложницей.
– Я царская дочь! – с негодованием отвергла предложение принцесса. – Я предназначена царю и достойна только царя!
Козби имела в виду Моше, потому что отец ее все уши ей прожужжал. Но Зимри не так-то легко было смутить.
– Да кто такой этот Моше? – нагло заявил он. – Я гораздо более велик, чем он.
И он популярно объяснил девушке, что происходит от второго сына Яакова – Шимона, а Моше – лишь только от третьего – Леви.
В конце концов, он взял девушку за руку и повел её прямиком к Моше.
– Скажи мне, сын Амрама, – с порога огорошил он вопросом не ожидавшего никакого подвоха Моше, – разрешена ли мне эта женщина по закону или запрещена?
– Запрещена, – несколько опешил Моше.
– Все слышали! – призвал Зимри окружавших Моше высокопоставленных евреев в свидетели. – Как же ты можешь запрещать мне эту женщину, если сам спишь с дочерью мидьянского жреца?
Моше так был поражен, что не нашел слов для ответа. Ко всеобщему удивлению он отвернулся и зарыдал. Увидев такое дело, и старейшины во главе с первосвященником присоединились к нему. Только вообразите себе: стоит толпа бородатых, убелённых сединами мужчин и льет слезы перед наглым мальчишкой.
А Зимри не стал дожидаться ответа. Он ему был и не нужен. Он схватил принцессу и потащил ее в свой шатер.
Первым в себя пришел находившийся здесь же рядом с Моше Пинхас сын первосвященника Элазара и внук Аарона.
Пинхас родился еще в Египте. Каббалисты, верящие в переселение душ, говорят, что он был новым воплощением души Ицхака.
– Разве ты не учил нас, спустившись с Синая, что истинный ревнитель веры должен обрушиться на мужчину, который сожительствует с нееврейкой? – обратился Пинхас к Моше.
– Пусть исполнит тот, кто помнит, – бессильно ответил Моше.
И взял Пинхас копье в руку и вошел в шатер Зимри и одним ударом пронзил обоих. Да так удачно, как написал Раши: «поразил Зимри в его мужские органы, а Козби в ее женские органы». Пинхас вышел из шатра, подняв копье вверх – и откуда только силы взялись – и продемонстрировал всем собравшимся нанизанную на нем любовную парочку.
И в ту же минуту мор в стане евреев прекратился. А евреи вдруг устыдились и не стали больше ходить в шатры к полюбившимся блудницам, и опорожняться перед Баал Пеором.
«И говорил Бог Моше так: Пинхас, сын Элазара, сына Аарона когена, отвратил ярость Мою от сынов Израиля, возревновал Моей ревностью среди вас, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей».
И что? Неужто мог истребить? Непременно, всех до единого. Если бы не решительные действия Пинхаса. А Моше в этой ситуации проявил себя не лучшим образом. За что, впрочем, каждый получит свою точную меру и кнута и пряника.
И, тем не менее, двадцать четыре тысячи жизней евреев в расцвете лет и сил унесла эпидемия, в большинстве своем из колена Шимона. Бог сильно прогневался на шимонитов. Это колено фактически первым исчезло с исторической арены, слившись с коленом Йегуды и ассимилировавшись в его среде. Говорят, ни одного великого еврея не дало миру это колено (3).
А что же Мидьян? Мидьян переполнил чашу терпения Господа.
«И говорил Бог Моше: враждуй с мидьяним, и поражайте их, ибо враги они вам в кознях своих, которые они замышляли против вас, в деле Пеора и в деле Козби, дочери князя Мидьяна, сестры их, убитой в день мора из-за Пеора».
Военную кампанию возглавил Пинхас. Моше было неудобно: и тесть и жена его были из Мидьяна.
Война была краткой и победоносной. Но и здесь не обошлось без колдуна Билама. Он наделил пятерых князей Мидьяна способностью летать. И вот они с воздуха атаковали еврейское войско. Говорят так, что и сам Билам как коршун обрушился сверху на головы израильтян и разил их беспощадно в жажде мести за все свои унижения.
Но видно сила Билама была уже не та. Его эта история с проклятием Израиля совсем выбила из колеи и лишила душевного равновесия. Пинхас выставил навстречу летящим князьям золотую пластину с головного убора первосвященника, на которой было выгравировано непроизносимое Имя Всевышнего, и эти «ястребы» камнем рухнули с неба. Так пятеро князей мидьянских сложили голову и среди них Балак. А Пинхас лично прикончил Билама своим мечом.
Казалось бы, все получили по заслугам. Кто больший негодяй во всей этой истории Билам или Балак решать вам, мои дорогие читатели. Но вот что интересно. Царь Вселенной также принял решение. Прабабушка царя Давида Рут ведет свою родословную от Балака. И Балак и дочь его Козби погибают, но даже самые малые заслуги Всевышний не забывает и обязательно вознаградит. Так за что же награда Балаку? И награда, прямо скажем, не из рядовых: Машиах выйдет из дома Давида. А награда за то, что построил Балак двадцать один жертвенник Богу и 42 животных принес на них в жертву (4).
Завершая тему, еще пару слов вот о чем. В чем был смысл задумки двух колдунов? Что собственно было такого плохого, с точки зрения сегодняшнего дня, в том, что развлеклись немного евреи «на стороне»? Ну, давайте пожурим слегка тех, у кого была семья, но, очевидно же, что блудниц посещали и холостые.
Балак и Билам поняли, что обычными магическими техниками еврейский народ не одолеть. Тогда они избрали метод неочевидный, небыстрый, но эффективно и эффектно решающий главную задачу: уничтожить ненавистных израильтян.
Однажды математик и диссидент Игорь Шафаревич, замучившись с теорией Галуа и устав от алгебраических исчислений, сел и написал любопытную книгу «Социализм, как явление мировой истории», в которой изложил, в частности, через решение каких задач должна была утвердиться социалистическая доктрина. Или, иными словами, на какие принципы опирается социализм. Главных четыре: уничтожение частной собственности, уничтожение семьи, уничтожение религии и, так называемое, равенство (уничтожение иерархии в обществе).
Уничтожение частной собственности предполагает общность имущества или, как вариант, государственную собственность.
Уничтожение семьи через общность жен, отделение детей от родителей.
Уничтожение религии через замену веры в Единого Бога – Творца неба и земли, многочисленными духовными подделками, современной необходимой государству мифологией.
Установление «равенства» через уничтожение культуры, духовного наследия.
Всесторонне проанализировав социалистическое учение в различных его аспектах, Шафаревич приходит к «неожиданному» выводу, что главная нигде не декларируемая цель социализма – уничтожение человечества.
Практически тоже самое более трех тысяч лет назад предложили два колдуна из нашей истории. Почему ни слова не сказано об уничтожении частной собственности? Очевидно потому, что институт частной собственности в условиях кочевого образа жизни в пустыне не успел достаточно развиться у евреев, и решением этого вопроса можно было пренебречь.
Поэтому основной удар предполагалось нанести по семье и религии. Отсюда задумка с блудницами и замена соблюдения утомительных законов и заповедей, удивительно простым служением Баал Пеору. И делать ничего не нужно. Просто приди и опорожни свой кишечник. А выходка Зимри разве не есть очередная попытка (другая, например, восстание Кораха) покушения на иерархию?
Иллюстрация: одна из многочисленных гравюр на библейские темы голландского поэта и иллюстратора Яна Лейкена (Johannes (Jan) Luyken 1649 – 1712), на которой запечатлен момент пронзания копьем Зимри и Козби.
Примечания:
(1)Моше Вайсман. Мидраш рассказывает.
(2)Это Билам посоветовал женщинам Мидьяна составить компанию моавитянкам по совращению евреев.
(3)Есть указание, что, возможно, рабби Шимон бар Йохай, предполагаемый автор главной книги кабалы «Зогар», происходил из этого колена.
(4)По семь жертвенников, в трех местах, на каждом принесли в жертву двух животных: овна и теленка. Итого – 42.
Свидетельство о публикации №214081500729