Цветок в пыли

        Часть  2
Анатолий проснулся оттого, что кто- то настойчиво толкал его в бок.
- Дяденька, дяденька скажи мне, ты маму видел в городе?- возле него сидел Славка и умоляюще смотрел ему в глаза. Ошарашенный внезапным пробуждением тот не сразу ответил ребёнку.

- Скажу тебе правду малыш, я не видел твоей мамы, а какая она у тебя?- он повернулся к мальчику и приобнял его своей рукой.
- Мама у меня самая хорошая, самая лучшая, сказала по мобильнику, что приедет за мной, а сама не едет,  я жду, жду, а её нет,- малыш вдруг прижался к Анатолию, а когда поднял голову в его глазах блестели слёзы,

- Если увидишь маму, скажи ей, что я её жду, - Анатолий почувствовал, как маленькое сердечко ребёнка учащённо колотится. Неожиданно он отпрянул от него и быстро по лестнице  спустился на землю.

- Что это он? – поднял голову с подушки Алексей, прищурив спросонья глаза.
- Спрашивал о матери, видел ли я её.
- Бедный ребёнок, жаль его, а нам с тобой вставать пора, а то вдруг Семён Ефимович подъедет, а мы ещё спим.
 
Точно, быстренько встаём.- Они сидели на кухне, когда к воротам подъехала машина председателя.
- Здравствуйте, как наша пресса? Отдохнули хорошо? Я, только что с фермы, сейчас в конторе проведу небольшое совещание, потом на чабанские стоянки.Должен вас огорчить, сегодня в Зареченск у нас  ни одна машина не идет, вечернее и утреннее молоко пойдёт в переработку на месте, завтра пойдут несколько машин, точно. Если хочешь, поедем со мной, Анатолий Геннадьевич, напишешь о чабанах,  очерк будет интереснее.

 - Я готов. Позвоню домой и в редакцию, а то потеряют меня и там и там.

- Договорились,- председатель вышел из избы, его машина стремительно отъехала от ворот.
Анна Елизаровна , за беспокойство мы заплатим, вы не переживайте,-  Ермолин протянул ей деньги, та сначала  отказывалась, но потом взяла.
 - Извиняйте вы нас,  пенсионеры мы.

- Можно я с вами поеду?- спросил Славка, вертевшийся тут же, Анатолий  оторопел,
-Как я тебя возьму малыш, если Семен Ефимович разрешит, то поедешь.
-С ним я часто езжу, он мне говорит, ты мой заместитель.

- Ну, если ты его заместитель, то поедем,- снисходительно разрешил Анатолий.
- Ура-а-а! Я поеду!- запрыгал ребёнок от радости, присутствующие заулыбались, глядя на реакцию мальчишки. Славка схватил листок бумаги положил его на стол, и начал рисовать, слегка прикусив кончик языка зубами, изредка взглядывая на журналиста.
-Опять ты внучек, перестань.

 - Погоди бабушка не мешай, - карандаш стремительно летал по листу, вырисовывая лицо.  Анатолий с удивлением увидел, как появляются на бумаге черты его лица. Слава подал рисунок,
- Дарю вам,- Анатолий удивился, сходство с оригиналом было  поразительное.

- Спасибо тебе Слава, ты поражаешь меня, у тебя дар божий.
- Я играю так, мне интересно и нравится,когда я рисую, кажется что все рисунки оживают.
Да ничего не скажешь,талант, покажешь свои рисунки?

- Покажу, у меня  они в портфеле лежат.
- Место занимают,- проворчала бабушка,-лучше бы с дедом  стайку ходил чистить.
- Я же помогаю дедушке,- обиделся Славка.

- У нас в роду никто не мазал бумагу, а его оторвать невозможно, был бы как все дети, а то в кого и уродился неизвестно. У нас деды и прадеды были казаками, служили отечеству, пахали землю.

- Бабушка, я тоже в армию пойду,  поиграю, порисую и перестану, да и маму я люблю рисовать, она со мной разговаривает, а вы запрещаете. Будете запрещать убегу от вас искать маму, она сказала мне, что любит меня.

- Бог с тобой, она уже давненько не звонила, некогда ей.
-Я знаю, не говорите мне ничего. Любит она меня!
- Успокойся, конечно любит, какая мать своего ребёнка не любит,- бабушка прижала внучонка к груди и смахнула слезинку с глаз,  залаяли собаки, у ворот просигналила машина.

- Поезжай, а я машину ремонтировать буду, - провожая Анатолия сказал Алексей.

 Проехав через речку уазик  подъехал к маленькому домику, построенному из осиновых бревнышек, стоявшему  на небольшом холме, в стороне -  катон из досок, куда на ночь загоняли отару. На вершинах гор шумел лес, покрывшийся молодой светло- зелёной листвой, из которой вырывались темно-зелёные стрелы сосен, в распадке паслась отара овец. Председатель, журналист и Славка спустились туда.

- Семёныч, здравствуй, расскажи нашему уважаемому корреспонденту, как у вас идут дела. 
- Работаем потихоньку, в феврале  был окот. Получили от ста маток по восемьдесят пять ягнят, проблемы  были , не хватало кормов, но затем привезли из другого хозяйства. Сакманщиков не хватало. Но и такие результаты радуют, для нашего трудного времени это хороший результат. Недавно с зимника перебрались на летник, пришлось хорошенько поработать. Построили катон и зимовьё. Работа у нас нелёгкая, в  любую погоду мы должны пасти отару, иначе не будет ни привесов, ни шерсти.Заболело несколько овцематок, пришлось отбить их в отдельную клетку, отправьте нам ветврача, Семён Ефимович.

Работу свою я люблю и не представляю, что у меня могла быть другая работа, что ещё рассказать не знаю. - Пока взрослые разговаривали мальчик, взяв палку, валявшуюся возле пня, нарисовал на земле деревья, росшие возле ручья, овец,  солнце и облака. Взрослые, обсудив свои дела,  подошли к мальчугану с любопытством рассматривая нарисованное.

- Ишь ты, похоже нарисовал, не думал я что ты так рисуешь. Слышать то слышал, а видеть не доводилось, молодец,- одобрил Семёныч, он вытащил из кармана конфету, подал ребёнку,

-рисуй дальше,- ласково потрепал его по голове. На другой стоянке, пока взрослые находились в зимовье, Слава успел хорошо поработать, разрисовал избушку оранжевыми, глиняными маками. Выйдя на улицу, все охнули,
 -Сорванец, больше ты со мной не поедешь, что наделал, видишь? Всё зимовьё  испачкал,- рассердился Коган.

- Дяденьки, вы же видите, какая избушечка красивая стала, вся в маках, а была серая и некрасивая,- испуганно ответил мальчуган.
- В следующий раз спрашивай у взрослых, нужно раскрашивать  зимовье или нет. Обещаешь?

- Обещаю. Я думал, что вы все обрадуетесь, а вы сердитесь,- надул губы Славка.
- Надо знать, где рисовать и чем рисовать, ты усёк?
- Усёк. Больше не буду так делать.

- Теперь марш к умывальнику, отмывайся и дальше поедем, что я бабушке с дедом скажу, что у тебя одежда в глине.
- Вы не говорите, а рубашку и штаны я в речке прополощу, скажу нечаянно упал в воду.

 Ну-у , дружок врать нельзя, правду лучше сказать, все садись в машину, дальше поедем. Тучи над «гнилым углом» рассеялись, разошлись по небу и солнце вновь засияло в вышине.

- Семён Ефимович, вы третий год руководите СПК, расскажите пожалуйста о себе, как вы попали в наши края, где работали раньше.
- Что рассказывать, обыкновенная жизнь, обыкновенного человека. Родился я в Смоленской области в небольшой деревеньке. Закончил десять классов, после школы служил в Забайкалье, здесь встретил свою любовь Валентину Георгиевну, обосновались в Чите, там я работал и учился в сельхозинституте. После окончания его поступил в аспирантуру, много лет проработал преподавателем в родном институте. У меня двое детей, у каждого из них свои семьи. Сын в Приморье, дочь в Питере. В управлении сельского хозяйства меня попросили принять СПК, подумали мы с женой и решили пожить в селе. Третий год возглавляю это хозяйство, хлопот много, зато интересно и люди у нас хорошие.

- Семен Ефимович поднял наше хозяйство, раньше у нас совсем плохо было, СПК  на грани развала, работы не было, тяжело народу жилось, многие спивались. Сейчас появилась надежда, что село будет жить и процветать,- заметил Владимир Иванович, водитель Когана.

- Я вырасту, тоже шофёром буду, и работать буду здесь в селе,  - звонко включился в беседу Славка.
- Будешь, будешь, - добродушно ответил Семён Ефимович.

- Слишком Володя ты захвалил меня, ничего особенного я не делаю, а только то, что должен делать каждый, - нахмурился Семён Ефимович.
- Это мое мнение и мнение других сельчан!

-Да о чем говорить. Видите под горой зимовьё?  Работает на этой отаре Тимофей Завьялов. Зимой он вступил в схватку с бандитами и дал им достойный отпор.
- В нашей газете писали об этом событии. Посмотреть своими глазами на героя, который противостоял двум вооружённым преступникам, будет интересно. 

- Он молодец, занимается дзюдо и каратэ. В нашей школе учитель физкультуры   Орлов Евгений Иванович организовал курсы.- Завьялов встретил их возле катона, возле которого стояла водовозка, поили овец. Смуглый, от постоянного воздействия солнца, плечистый юноша вызывал симпатию,

- Не скучно вам тут работать?
- У нас полная свобода: мой конь, я и мои собаки, без них как без рук, помогают пасти. Мы здесь наедине с природой, мы её дети. Работы много, скучать не приходится, - весело, поблёскивая синими глазами, ответил Тимофей.

- Интересно, как вы справились с бандитами один?
- Приехали двое, потребовали барана, пришлось их поучить немножко.
- Было страшно?
- Без страха как жить, все боятся, но защищать себя надо, они замышляли недоброе, видел по их глазам, разговору и действиям. Спасибо Евгению Ивановичу, который научил нас приемам дзюдо и каратэ.

- Проблемы на данный момент  есть?- спросил председатель, после осмотра помещений.
- Пока нет, Семен Ефимович. Можно я Славке покажу кое- что,- они зашли в зимовьё.

- Тебе нравится?- он дал мальчугану, вырезанного из корня ольхи зайца.
Ой, какой зайчонок красивый!- мальчишка с мольбой посмотрел на Тимофея.
- Возьми, малыш я сегодня добрый-
-Спасибо! Ох, какой! - от избытка чувств он запрыгал от радости.

- Ну, что ты, что ты бери и играй, я ещё сделаю, - улыбнулся  Тимофей.
Подъехав к дому, Анатолий, войдя со Славкой в ограду, первым делом спросил Алексея,
-Машину отремонтировал? – тот безнадёжно махнул рукой,
- засели капитально.- Славка долго возился с подаренной ему игрушкой, потом поставил на комод. Анатолий, сидя за столом, писал очерк, поглядывая на него.

- Слава, ты обещал показать рисунки.
- Ой! Я и забыл, сейчас покажу, - он вынул из портфеля свои рисунки. Анатолий  внимательно смотрел и поразился способностью мальчугана передавать образ, до того похожий на оригинал, что даже не верилось, что ему недавно исполнилось семь лет.

- Это кто?- спросил Ермолин, увидев нарисованный на тетрадном листе портрет женщины, темноволосой, сероглазой красавицы.
- Моя мама, она самая лучшая и красивая, я её всё равно дождусь, она помнит обо мне, ей просто некогда сейчас, бабушка и дедушка говорят, что у неё много работы. Это наша речка, летом мы каждый день купаемся в ней,- показал он очередной рисунок.

- Это бабушка с дедушкой, а это мой друг.
- Он у нас хороший, только о маме сильно скучает, - сказала Анна Елизаровна, подойдя к ним.
- там к тебе Борька пришел,-
- Тогда я пошёл,- он убежал на улицу.

- А где его мать?
- В Самаре. Вышла замуж, родила ещё двоих детей, её мужику чужой ребенок не нужен. Вот и живёт Славка у нас, мы в нём души не чаем, хотя и хлопотно иногда, привыкли и жить без него уже не сможем,
– Больше всего Славка рисУЕТ портреты  мамы,- перелаживая листы бумаги, заметил Анатолий.

- Маленький  был, постоянно рисовал свою мать, из за этого начал рисовать наверно, по телевизору увидит телеведущую с тёмными волосами,  пальчиком показывает: «Мама, мама!» И сейчас ещё его сердчишко неспокойно, ждёт и не может дождаться мамы, а она взять не может его к себе.

- Да, история, которая заставляет задуматься. Вы Анна Елизаровна, не запрещайте ему рисовать, вдруг из него получится гениальный художник.
- Бумаги на нашу пенсию много не наберёшь, а ему только её и подавай, хоть целый воз.

- Постараюсь помочь вашему горю, отправлю вашему внуку альбомов, краски и карандаши. Чем смогу, помогу,- вечером, стоя возле ворот, Ермолин нечаянно взглянул на одуванчики, растущие возле забора, покрытые пылью. Его как будто  толкнуло. Славка со своим чутким сердечком, открытый и уже познавший удары судьбы, он так же, как этот цветок в пыли беззащитен.Что ждёт его?

Эта мысль и на следующий день жгла душу Анатолия, и когда они ехали в Зареченск,и  их машину на тросу тянул до города грузовик.  Судьба ребёнка взволновала Ермолина и  он решил, что обязательно напишет об этом талантливом мальчугане.По жизненным дорогам все идём, а куда?  Своего будущего не знает никто.


Рецензии