5-3. Великан или Никто не забыт, ничто не забыто

Приложение к гл.5 "Что за дома, что за народ на ней" - http://www.proza.ru/2011/08/25/437

"ВЕЛИКАН" ИЛИ НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.

"Я вырос. Я кончил девятый,
 Когда ты погиб на войне."

Фотография стенда с фамилиями бывших учеников Калужской Железнодорожной школы № 10 (теперь школа № 14), погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. В правом столбце четвертая снизу фамилия - ЧУДОВ ЛЕОНИД.

В июне 1941 года Лёсик сдал экзамены (их тогда называли испытаниями) за  10-ый класс, но  отпраздновать окончания школы не успел, началась война. В довоенные годы дети поступали в школу с восьми лет; путем несложного подсчёта получаем, что родился Лёсик в 1923, а в школу пошел в 1931 году. В 1941 году ему исполнилось 18 лет, а это значит, что он был старше нас с Валей на пять лет.

Началась война, Лёсик ушел добровольцем на фронт и вскоре погиб. Мне очень хотелось найти архивные сведения о времени  его гибели и месте захоронения, но скудность данных о нём – отсутствие отчества, даты, месяца и места рождения – затрудняют поиски. На запрос в Военный комиссариат Калужской области мне ответили, что Чудов Леонид среди призывников 1941 года не значится, и по учетным карточкам, составленным на основании извещений о гибели военнослужащих во время Великой Отечественной войны, Чудов Леонид также не значится. Но через ОБД «Мемориал» удалось узнать,   что в заградительном отряде 44 СД служил красноармеец Чудов Леонид (отчество, место призыва и год рождения неизвестны), который погиб 30.9.1941 г. от осколков мин при смене постов в парке за дачей Шереметьева, Киршского района, Ленинградской обл. Относятся ли эти сведения к Лёсику, установить не удалось

Но надежда умирает последней,  возможно,  какие-то сведения о Лёсике всё же удастся обнаружить, так что поиски продолжаются.

Погибло и гнездо Чудовых. В ту часть дома, в которой располагалась их квартира, попала фашистская бомба.  Вот что сообщила Матвеева Ольга Николаевна, проживавшая в светёлке нашего дома, моей мае в письме от 03.03.1943 года: «…на дворе  у нас упала бомба и квартиру Шеленговских всю разбила, и Чудовых, и Витькину. Чудов умер недавно…».

Из этого следует, что старший Чудов, дед Лёсика, умер позже бомбёжки; следовательно, во время налёта немецкой авиации члены семьи Чудовых где-то прятались. Их дальнейшая судьба, как и судьба старших Шеленговских мне неизвестна. Кто такой Витька, припомнить не могу.             


Рецензии