Актёрский дебют
члены приёмной комиссии: С.Г.Бирман,
В.И.Качалов, И.М.Москвин, Б.М.Сушкевич,
А.П.Петровский. Любезнов прочел пушкинского
"Гусара", потом басню, наконец, "Письмо
к женщине" Есенина... Только прочел первые
строки, заметно "окая" по-волжски, как
услышал смех. Его прервали, и у Андрея
Павловича Петровского, набирающего курс,
состоялся с поступающим Иваном Любезновым
такой диалог:
- Вы откуда?
- С парохода.
- А почему так странно говорите?
- Я подучусь.
Его поблагодарили, сказали вежливо:
"Вы свободны". Он был уверен, что провалился,
и с удивлением нашел вечером в списке
принятых свою фамилию.
О.Дзюбинская.
Иван Любезнов. В сб. "Малый театр". Т. II.
Черт меня дернул поступать после школы в театральное училище!
- Какой из тебя актёр? - возмущалась мама. - Все люди, как люди, а тебя вечно куда-то заносит.
Но я был упрям и подал документы в ГИТИС - других учебных заведений рангом ниже я не признавал.
На просмотре я прочел отрывок из "Живых и мертвых" Симонова, "Каштанку" Чехова и басню "Ворона и лисица" Крылова, причем когда по тексту шло "Ворона каркнула во все воронье горло", при слове "каркнула" я так рявкнул, что члены приемной комиссии вздрогнули, а какая-то актриса, сидящая вместе со всеми за столом, схватилась за сердце и полезла в сумочку за валидолом.
Я был уверен, что меня примут. И меня действительно приняли, о чем я с гордостью вечером поведал маме.
Заядлая театралка, услышав от меня радостную новость, грузно осела в кресло и обреченно произнесла:
- Пропал театр...
А папа положил ей руку на плечо и добавил:
- Поздравляю! Первый лицедей из вертепа в нашем роду! До такого еще никто не опускался. А почему не пошел в цирковое училище - из тебя бы неплохой клоун получился?
Я обиделся и сказал маме:
- Вы еще услышите обо мне. Ты же сама восхищалась игрой Жарова, Качалова, Яншина...
- Они нам не родные, а всего лишь актеры, - ответил папа. - Вот Карандаш, Попов и Никулин тоже в фаворе. И ты бы примкнул к ним. В цирке людей смешить!
Я не ответил и, обиженный, ушел в свою комнату.
Институт я закончил в первой десятке выпускников и по распределению попал в Малый театр.
Когда я сообщил об этом родителям, папа задумался, а потом тихо сказал маме:
- Может и впрямь из этого оболтуса что-то получится? Народ смешить, как Игорь Ильинский...
- Ну, зачем ты так? - упрекнула его мама. - Надо верить в сына и поддержать его. Он только в начале творческого пути.
Первую роль, которую мне дали в театре, не имела слов - я должен был играть холопа в пьеса "Царь Федор Иоаннович" Алексея Толстого. Роль царя Федора исполнял Иннокентий Смоктуновский, Ивана Шуйского - Евгений Самойлов.
Я был необычайно горд тем, что первый в жизни выход на сцену состоится в окружении таких великих актеров.
Само собой, посмотреть спектакль пришли мои папа и мама.
В кульминационный момент пьесы царь Федор разговаривал с Шуйским. Я стоял справа-сзади царя и ждал от него приказаний.
И вот когда Евгений Самойлов начал увлеченно читать положенный по роли монолог, Смоктуновский чуть склонил голову в мою сторону и уголками рта тихо произнёс:
- Принеси закурить.
Как меня учили на репетициях, я приложил руку к груди и низко поклонился. А потом на цыпочках вышел за кулису. Там сгрудилась почти вся труппа театра, напряженно следившая за ходом действия.
Я подошел к бывшему сокурснику Витьке Жмыхину и попросил:
- Быстро дай сигарету и зажигалку.
Тот, не отрываясь от сцены и находясь словно в сомнамбулическом состоянии, подал мне просимое. И я с чувством исправно выполненного поручения царя вернулся на цену и встал позади него. Хотел было незаметно сунуть ему сигарету в руку, но он также, слегка повернувшись ко мне, шепнул:
- Прикури.
Полагая, что великий Смоктуновский, как это иногда бывает с ним, вносит что-то свое в роль, я, укрывшись за его короной, засунул сигарету в рот и чиркнул зажигалкой. И только после того, как у царя мелко затряслись плечи от едва сдерживаемого смеха, я понял, какую глупость совершил: во времена Федора Иоанновича на Руси вообще не курили, тем более сигареты.
Растерявшись, я незаметно сунул горящую сигарету с зажигалкой в карман портов и стоял, словно ничего не произошло.
Почуяв табачный дым, до того обративший лицо к залу, Самойлов повернулся и подозрительно оглядел нас обоих. Увидев смеющиеся глаза партнера и мой удрученный вид, он все понял и незаметно для зрителей погрозил нам кулаком.
А зажженная сигарета начала проедать ткань портов, сшитых из синтетики, и даже начала жечь мне ногу. Но я стоически терпел. И только когда Самойлов учуял запах жареного мяса и тлеющей тряпки, он, прервав монолог, обернулся к нам со Смоктуновским и посмотрел уничтожающим взглядом.
В заде начали раздаваться редкие смешки и хихиканья. Царь Федор Иоаннович закрыл лицо руками и было непонятно - то ли он плакал, то ли смеялся. Наконец, чувствуя, что спектакль вот-вот провалится, обернулся ко мне и прошептал:
- Пошел отсюда, клоун!
И я, сдерживая слёзы от боли в обожженной ноге, поплелся за кулисы, похлопывая себя по ляжке и слегка подпрыгивая...
Как мне досталось после спектакля, рассказывать не приходится. Особенно усердствовал наш пожарник:
- Еще раз увижу сигарету на сцене, потушу из бранспойнта!
Режиссер настаивал на том, чтобы меня выгнали из труппы, но заступились Смоктуновский и Самойлов.
- С кем не бывает, молодой ишшо, - сказал Евгений Самойлов. - А ты, Кеша, - он погрозил пальцем Смоктуновскому, - больше не шути так - мог спектакль сорвать. Этот молодняк, - он указал на меня, - верит каждому слову мэтра, а ты...
Дома меня встретили сдержанно-холодно. Сидя за ужином, отец не выдержал и спросил:
- И чего ты во время кульминации спектакля корчил рожи залу? Такое изображал... А потом пошел вприсядку за кулисы, пританцовывая цыганочку. Даже ладошками по ногам хлопал. Перепутал трагедию с комедией?
Я повторил всё, чем оправдывался перед режиссером и даже показал ожег на ноге.
Увидев рану, мама засуетилась и начала смазывать ожег какой-то мазью. А папа снова съехидничал:
- Травма на производстве! Оказывается, актерский труд опасен для жизни!
Мама советовала пойти в поликлинику и взять больничный лист, но я заупрямился:
- Еще чего! Только дали первую роль и сразу на больничный? Ты хоть представляешь, сколько насмешек на меня обрушится?
А папа снова не удержался:
- За битого двух небитых дают! А вот кривлянье у тебя хорошо получается. Натурально. Прямо физиономист-универсал!
В театре я был объектом для насмешек недолго. Мы, молодые актеры, начали готовить капустник, в котором иронически представляли наших мэтров в их основных ролях. И это, кажется, у нас получилось - все смеялись, никто из мэтров не обиделся. Наоборот, после капустника ко мне подошел Евгений Самойлов и, положив мне руку на плечо, сказал:
- А в тебе что-то есть! Дерзай, отрок...
Это ободрило меня, и главреж обратил на меня внимание, включив в следующий спектакль по пьесе Тренева "Любовь Яровая". Правда, это была роль красногвардейца, тоже без слов, но на сцену я должен выходить уже в двух актах. И играть мне предстояло с не менее знаменитыми актерами - Пашенной, Гоголевой, Рыжовой, Садовским, о чем я с гордостью поведал родителям.
- Ты только не отчубучь чего, - серьёзно сказал папа. - И физиономию не корчи, как прошлый раз.
- Да полно тебе, - вступилась в мою защиту мама. - Хватит ему напоминать прошлое...
- Я тоже волнуюсь за него, потому и предупреждаю, - начал было оправдываться папа, но мама махнула на него рукой и он замолчал.
В день спектакля я волновался так, что закружилась голова. И хоть я попытался взять себя в руки, волнение не прошло. В таком состоянии я, одетый в солдатскую шинель, папаху с красной лентой и с огромной трехлинейкой за спиной, вышел на сцену и встал там, где мне полагалось быть - на краю сцены рядом с кулисами.
Там уже толпился народ, а впереди всех стоял наш пожарник в брезентовой робе, медной каске на голове, держа в руках приготовленный бранспойнт.
По ходу спектакля Яровая-Пашеннвя села на скамью под балюстрадой и вытащила из кармана плаща сигареты и спички, намереваясь закурить. Видимо, по сценарию, она нервно копалась в спичечном коробке, чиркала спичками и небрежно бросала их на пол.
И вдруг я услышал шепот из-за кулис, явно обращенный ко мне:
- Скажи, чтобы она прекратила это безобразие - кругом фанера, ткани - горючий материал.
Это был наш активный огнеборец.
Подумал, я осторожно прикрыл рот ладонью и тихо прошептал:
- Ты с ума сошел?
Тот буквально взорвался. И уже вполголоса прикрикнул:
- Я тебе дам "с ума сошел"! А ну, иди и скажи, чтобы она прекратила. А то я закрою к чертовой матери весь спектакль да и театр заодно!
Я хотел было покрутить пальцем у виска, но, увидев его яростный взгляд, понял, что этот недоумок вполне способен сделать это.
И тогда я решился. Строевым шагом я подошел к Яровой-Пашенной и сказал:
- Здесь курить не положено.
Она оторопела от такого отклонения от текста и, посмотрев на меня долгим изучающим взглядом, словно на законченного идиота, спросила:
- Это кем не положено?
- Вон им, - я ткнул пальцем в сторону огнеборца, которого свободные от данной сцены актеры старательно заталкивали вглубь кулис.
И тогда она чиркнула сразу тремя спичками, прикурила и демонстративно бросила их перед собой.
Я покачал головой, затушил сапогом эти спички и направился на свое место. Пашенная же продолжила вести свою роль, изредка с опаской посматривая в мою сторону.
Мне дали доиграть спектакль до конца. Но после того, как занавес задернули в последний раз, постановщик Прозоровский взял меня под руку и нежно поинтересовался:
- Серёженька, дорогой, ты давно не был у психиатра?
- Я вообще там не был, - буркнул я.
- А ты сходи, родной, проверься. Не волнуйся, я отпущу тебя со спектакля. Ты прямо завтра и загляни к нему. Договорились? На репетицию можешь не приходить...
- Завтра? - глупо спросил я, имея в виду репетиции.
- Да никогда, - также ласково ответил он. - Ты полечись, а то ведь все так запущено у тебя.
Вера Николаевна Пашенная, проходя мимо нас, остановилась и спросила у меня:
- Ну, и для чего ты все это устроил?
Я честно рассказал про то, что требовал пожарник и чем он грозился - сорвать спектакль.
- Уволь ты этого дурака, - обратилась она к Прозоровскому.
- Я уже уволил его, - ответил тот.
- Да не этого, а пожарника, - саркастически усмехнулась она. - А этот, видишь, спектакль спас.
- Ладно, - постановщик посмотрел на меня. - В бригаду декораторов пойдешь?
- Пойду, - выдохнул я. - Только не выгоняйте.
- Вот и ладно, а там посмотрим, - заключил он. - Может быть, и сгодишься еще на что...
Свидетельство о публикации №214081601710