Первые пилоты России

      В 1903 г. братья Райт после долгих опытов и попыток смогли, наконец, оторвать свой аппарат тяжелее воздуха от земли. С этого момента начинается история современной авиации, ее победного шествия по всему миру.
      Да, те первые самолеты были похожи на этажерки, сделанные из дерева, проволоки и ткани. В начале ХХ в. они  являли людям чудо «летания по воздуху». Можно еще было как-то понять, как летает воздушный шар. С трудом, но все таки понимали, как летит дирижабль, эта помесь автомобиля и воздушного шара…Но как, почему летит такое хрупкое сооружение, как аэроплан, понять было невозможно.
      Полеты первых авиаторов собирали толпы людей не только в почти безграмотной России, но и в просвещенной Европе. На «этажерке» были двигатель, винт и ручка управления, которые заставляли лететь ее туда, куда было нужно пилоту. Каждый маневр аэроплана удивлял и восхищал толпу.
      Те первые пилоты были настоящими героями без кавычек. Ведь почти каждый их полет был испытательным, полетом в неизвестность: двигатели часто отказывали, конструкции планера были ненадежными и не выдерживали полетных нагрузок,  не было средства спасения пилота – парашюта. Аварии происходили часто, последствия их были порой очень тяжелыми. Но тяга к полетам была сильнее.
      От чего-то в России многие считают, что первым русским летчиком был Сергей Уточкин. Честно говоря, и сама была во власти такого заблуждения. Однако оказалось, что первым был Михаил Ефимов. Как и первый космонавт Земли Юрий Гагарин он тоже  оказался уроженцем Смоленщины… И как Уточкин жил в Одессе. Сюда Михаила Ефимова и еще двух его братьев привез со Смоленщины их отец, унтер-офицер в отставке, осаждавший во время русско-турецкой войны Плевну. Произошло это в 1891 г. Михаилу шел 11 год.
      В 1891 г. Сергею Уточкину исполнилось 15 лет. Родителей он потерял еще в детстве, но отец, крупный строительный подрядчик, удачливый купец, оставил Сергею и его братьям неплохое состояние. Деньги из наследства выдавались частями раз в год, и на этот раз, получив крупную сумму, Сергей купил самый лучший в то время английский велосипед «Диана». К этому времени во многих крупных городах России были построены так называемые циклодромы, то есть велотреки. В Одессе, где велосипедный спорт был необычайно развит, тоже был циклодром. Уточкин начинает упорно тренироваться, тренировки заполняют все его время и он бросает коммерческое училище. Очень скоро он становится чемпионом Одессы.
      Рыжий верзила, заика с детской поры, Уточкин становится любимцем публики. Уточкин выступает не только на циклодроме-велотреке. Сам строит парусную лодку и выигрывает соревнования яхт. Принимает участие в соревнованиях пловцов и вновь становится первым! Но и этого Уточкину мало – он выходит на ринг и опять побеждает. В легкоатлетических соревнованиях ему тоже нет равных.
Спортивная карьера Уточкина продолжалась 17 лет. С велосипеда он пересел на мотоцикл, с мотоцикла на автомобиль. Одним из первых осваивает роликовые коньки и становится чемпионом Одессы. Частенько организатором  соревнований выступает он сам.
      Сергея Уточкина волнует все необычное, новое, что появляется в Одессе. В 1907 г. в город приехал воздухоплаватель Юзеф Древницкий, намереваясь продемонстрировать полеты на воздушно шаре. Уточкин уговорил Древницкого взять его с собой. Полет произвел на Сергея Уточкина неизгладимое впечатление. Вскоре он стал летать на воздушном шаре самостоятельно. В ноябре-декабре 1907 г. С. Уточкин с А. Ван-дер-Шкруфом летал на воздушном шаре в Египте над Каиром и Хилуаном.
      Для Михаила Ефимова, как и для сотен других одесских мальчишек той поры, Уточкин был кумиром, которому хотелось подражать. Многие носили кепки козырьком назад, как Уточкин, даже заикались, как он! Ефимов же купил подержанный велосипед, и стал упорно тренироваться. Не смотря на упреки отца, считавшего это пустым занятием, которым можно заниматься лишь состоятельным бездельникам, а не рабочему парню.
      Тренировки сделали свое дело – Михаил Ефимов на своем стареньком велосипеде стал обгонять тех, кто недавно смеялся над ним и его велосипедом. На призовые деньги он купил свой первый мотоцикл «Пежо» мощностью 2,5 л.с. и занялся мотоциклетными гонками. В 1908 и 1909 гг. Михаил Ефимов был чемпионом России по мотогонкам.
      Страсть к технике, к скорости были у Михаила Ефимова в крови. Как и его старший брат Владимир он окончил железнодорожное техническое училище и получил специальность электромонтера телеграфа. Он живо интересуется успехами братьев Райт и Блерио, перелетевшего Ла-Манш, собирает информацию о полетах.
      В 1908 г. в Одессе открывается первый в России аэроклуб. Члены аэроклуба закупили воздушные шары и успешно освоили полеты на них. Однако хотелось летать не только по воле ветра. Поэтому секретарь клуба Маковецкий заказал планер. Планер вскоре был готов. Но навыков воздухоплавания для управления планером оказалось недостаточно. Полетами на планере заинтересовались Уточкин с Ефимовым. Ефимов оказался первым, кто смог подняться на этом планере. Вскоре освоил планерное дело и Уточкин.
      Летом 1909 г. в Одессу привезли аэроплан «Вуазен». Опробовать новый аппарат доверили пилоту-воздухоплавателю аэроклуба Алексею Ван-дер-Шкруфу. В аэроклубе были по-прежнему уверены, что опыта воздухоплавания будет достаточно для управления аэропланом. При первых же попытках «Вуазен» был разбит. Его отремонтировали, решили, что надо дать попробовать взлететь человеку, знакомому с моторами. Посадили на аэроплан шофера Катанео, работавшего у одесского магната А. Анатра. Катанео разбил «Вуазен» с первой попытки. Наступил черед заняться этим аппаратом для планеристов Уточкина и Ефимова. Ефимов очень упорно пытался отрегулировать мотор самолета, но все его попытки оказались безуспешными. Аппарат был безнадежно разбит.
      Осенью 1909 г. Уточкину и Ефимову одесский банкир Ксидиас поочередно предложил контракт, в котором оговаривались условия обучения летному делу в фирме Фармана во Франции и покупки его аппарата. По контракту необходимо было отработать деньги, потраченные на обучение. Кабальный контракт не устроил Уточкина,  и он самостоятельно уехал во Францию. Михаил Ефимов подписал контракт с Ксидиасом и отправился к Фарману в городок Мурмелон в 180 км. от Парижа.
      Сергей Уточкин вернулся в Одессу  к началу зимы. Во Франции ему так и не удалось получить удостоверение пилота. Зато он смог поработать на авиационном заводе, где научился разбираться в моторах. Вернулся Сергей Исаевич не с пустыми руками. Привез 2 мотора «Анзани» по 25 л.с. Вместе с двумя французскими механиками Уточкин строит 2 самолета. Но все его попытки поднять их в воздух оказались неудачными – моторы оказались слабыми, их мощности хватало лишь для небольших подскоков.
      В конце февраля 1910 г. в Одессу из Франции вернулся с самолетом «Фарман-4» Михаил Никифорович Ефимов. Свой первый самостоятельный полет он совершил еще 25 декабря 1909 г. 21 января блестяще сдает экзамен на звание пилота-авиатора, а 31 января ставит свой первый мировой рекорд, принадлежавший ранее Орвилу Райту, по длительности полета с пассажиром. Французский аэроклуб выдал Михаилу Никифоровичу Ефимову диплом пилота за номером 31. Таким образом, он оказался первым русским летчиком. Контракт с И. Ксидиасом Ефимову удалось разорвать, уплатив неустойку в 15 тыс. рублей. Деньги для уплаты неустойки ему ссудил сам Анри Фарман, известный пилот и авиаконструктор.
      8 марта 1910 г. на ипподроме Одессы состоялся первый в России полет русского летчика М.Н. Ефимова. До этого, осенью 1909 г. в Москве и Петербурге провел демонстрационные полеты французский пилот Жорж Леганье на «Вуазене». Его полеты разочаровали москвичей и петербуржцев. Летал Леганье низко, с трудом отрывал аэроплан от земли, пролетев несколько сот метров, плюхался на землю. В Гатчине под Петербургом он угодил в болото. А. Гюйо, следующий авиагастролер-француз, летал чуть повыше, но полет его аэроплана был таким же, как у Леганье - полет утюга. Михаил Ефимов порадовал земляков высотой полетов, дальностью, плавностью разворотов и посадки. Наблюдала этот полет почти вся Одесса.
      Буквально через неделю после полетов Ефимова взмыл в небо Сергей Уточкин. Сегодня много пишут о том, что он совершил свой первый полет без всякого инструктажа, самостоятельно. Однако авторы забывают о том, сколько шел Уточкин к этому полету, через какие трудности прорвался к небу.
      «Фарман-4», на котором он полетел, был тот самый, на котором летал Ефимов. Тот, расплатившись с земляками за все долги, опять уехал во Францию, оставив самолет хозяину, И. Ксидиасу. Говорят, что Ксидиас скрепя сердце, подарил таки аппарат аэроклубу. За те дни, пока Ефимов был в Одессе и готовился к полетам, Уточкин многому у него научился. Все-таки они были друзьями. От полета к полету росло мастерство нового пилота. Уточкину были свойственны настойчивость, удаль и смелость, умение бороться за победу. Уже 13 апреля 1910 г. он сдавал экзамен на звание пилота, а 28 апреля уже демонстрировал полеты в Киеве, а в начале мая в Москве. Москвичей уже трудно было удивить полетами аэропланов. Но Уточкина они запомнили навсегда. Его отчаянно смелые  и красивые полеты поразили их воображение.
      Полеты Уточкина видели в 77 городах России. Помог ему организовать «авиационные гастроли» А. Анатра, одесский богач. Затраченные на их организацию деньги окупились с лихвой.
      Судьба летчиков-одесситов складывалась по-разному. Ефимов прославился своими полетами за границей. В апреле-июне 1910 г. участвуя в различных соревнованиях он доказал, что входит в число лучших пилотов мира. На родине в России он становится одним из первых инструкторов летного дела, организатором первой военной авиашколы в Севастополе.
     В июле 1911 г. С. И. Уточкин потерпел аварию во время перелета Петербург – Москва. После этой аварии он летал не много. Умер Сергей Исаевич Уточкин 13 января 1916 г. в петроградской психбольнице святого Николая Чудотворца.
      М.Н. Ефимов участвовал в I мировой войне. В гражданскую войну был на стороне красных. Расстрелян белыми в середине августа 1919 г. в Одесской бухте.    


Рецензии