Глазунов и сильные мира сего

НА СНИМКЕ: Картина Ильи Глазунова "Дороги войны".


В советское время некоторые к Глазунову относились хорошо, но только как к художнику-портретисту, хотя и тогда упрекали его за стремление к красивости. Считалось, что это он делает, чтобы угодить заказчикам. Скорее всего, так оно и было. Здесь он был широко востребован. А вот его живописные работы дружно ругали. Причем ругали и партийные идеологи и люди искусства. Партийные бонзы еще и преследовали. Но не так, чтобы смешать с грязью и растоптать, а не до конца. Преследовали, но прощали. Закрывали выставки, но даже разрешали выезд за рубеж.

Как известно, после выставки в Манеже 1 декабря 1962 года. последовали скандальные выступления Хрущева на встречах с интеллигенцией 17 декабря 1962 г. и 7-8 марта 1963 г., тогда же была создана Идеологическая комиссия ЦК. Идеологи ЦК Шелепин и Ильичев предлагали тогда вернуться к традиционным ценностям. И именно эту идею, с подачи Ильичева, высказал на заседании Идеологической комиссии Илья Глазунов. В его выступлении призывы к сохранению памятников русской истории перемежались с осуждением современного искусства.

Но вот в 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны» (Глазунов предполагал предъявить ее в 1957 году как дипломную работу), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». Картина же была уничтожена. Правда, я не нашел упоминаний о том, кто распорядился уничтожить картину (впоследствии художник написал авторскую копию).

Приведу слова самого Глазунова об этой картине. Он начинает с 1957 года::

«… суровым экзаменаторам очень уж не понравилась моя картина «Дороги войны». Один из преподавателей, брызжа слюной, кричал:

- Глазунов, что себе позволяешь?! Вместо того чтобы прославлять великий подвиг советского народа-победителя, рисуешь отступление Красной Армии, скорбные лица беженцев. Мы драпаем от немцев, и это, по-твоему, дороги войны, да? Такое мог состряпать лишь духовный власовец! Тебя, сука, надо гнать поганой метлой из института, а мазню твою спалить к чертовой матери!

И ведь картину действительно сожгли! Правда, не сразу, а какое-то время спустя. Я увез ее из Ленинграда в Москву, где «Дороги»… вскоре купили для Центрального музея Вооруженных Сил. Это сделали по настоянию генерала Востокова, начальника Главного политуправления, который помнил не только победный май 45-го, но и тяжесть поражений лета 41-го, кровопролитные бои под Сталинградом, Курском, Варшавой и Будапештом…

Мне заплатили за картину три тысячи рублей, огромную по тем временам сумму. Но деньги для художника — это еще не все. Любой творец желает долгой жизни своему детищу. Увы, «Дороги войны» никогда не выставлялись в музее. Как скрутили в рулон, так и не развернули, холст долго валялся в сарае с какими-то дровами, а потом вовсе сгинул. По слухам, пошел в топку...».

Продолжение следует:


Рецензии