Заочное питание и золотое правило

Два студента-заочника на время экзаменационной сессии на месяц поселились на квартиру, в которой проживали два студента стационара. Квартира однокомнатная. Хозяйка на время их проживания ушла жить к дочери. Заочники по месту жительства занимали должности и обстановка требовала, чтобы могли продолжать оставаться должностными лицами, им необходима «корочка» - диплом, получить высшее образование. Жажды знаний они не испытывали. Им хватило своего умудренного жизненного опыта. За их плечами и фронт Отечественной войны. Учились они на предпоследнем курсе. Цель видна и понятна.
К выполнению задач этой зимней экзаменационной сессии готовились заранее. Одному принадлежала автомашина «Волга», на ней они и приехали. Заднее сидение выброшено, а вся автомашина наполнена стратегическим сырьем, обеспечивающим экзаменационную сессию, сюда входили - вяленая рыба всех сортов, коньяк, спирт, вино в канистрах, копченая колбаса, масло растительное, сало. Но они знали, что всего этого на месяц не хватит и за 10 дней до окончания с работы в командировку должна уехать грузовая автомашина, которая доставит подкрепление.
Первоначально выяснили, что к нескольким кафедрам они не имеют доступа, и придется решать по ходу дела. К тем кафедрам, к которым они имели доступ, началось распределение и раздача рыбы и коньяка. Но все раздавать нельзя, нужно иметь резерв на всякий случай. Доступ к кафедрам начинался, как правило, с лаборантов - меньшие они в системе, а кое-что могут.
После сдачи экзамена практиковалась выпивка с преподавателями. Здесь необходимой оказывалась и «Волга» и сало, и спирт, и вино, и домашнее консервирование. С малым кругом лиц пили в кабинетах института, с большим - в разных общественных местах, а завершение сессии - всей группой в ресторане с приглашением уважаемых преподавателей, таким образом появляется круг знакомых.
Кроме проблем экзаменационной сессии было жаждущее желание побегать к чужим женщинам. Они напоминают собаку, месяцами находящуюся на привязи, когда ее отвязали, нужно набегаться с неуемной энергией, поиски вариантов решения - проверка явок с прошлой сессии. Одни вышли замуж, другие поменяли место жительства, третьи начали капризничать, а капризы преодолевать некогда.
В природе есть явления, которые в простое не пребывают, так и получилось с женщинами знакомства предыдущей экзаменационной сессии. Приходится решать все сначала. В кафе «Пчелка» с поваром и раздатчицей блюд совпали жизненные интересы. Возвращение на квартиру под утро. Студенты стационара в возрастной категории являются фактически детьми. Но в этой обстановке равноправно разговаривают о женщине, о ее достоинствах и недостатках.
Их жизненный опыт ограничен, познания в основном сведены к сведениям о жизни родителей, а здесь открывается иная жизненная картина, которая скрывалась от их глаз. Их раздирает любопытство, а зачем так себя вести, только что из дома, а не с необитаемого острова, где нет женщин? Ведь у женщин хорошо развита чувственная сторона и она внутренним чувством определит, был ли с другими женщинами. Какие разговоры пройдут, как будете оправдываться, и как поведут себя жены? Эти придирки повторяются юнцами несколько раз и старички оглашают свою жизненную мудрость:
- Вы видели, когда женщина, здороваясь, подает руку мужчине?
- Да, видели, знаем, это право подачи руки женщиной.
- Видели, вероятно, при встрече замужнюю женщину в присутствии мужа другой мужчина целует ее в щечку, общепринято, все ясно и понятно и никаких проблем. А стоит только несколько по-другому соприкоснуться, как крики об измене, готовность драться, разводиться, а иногда и стреляться. Какая дикость и нецивилизованность.
Весной 1942 года выходили из окружения псковскими болотами. Приходилось животом лежать в воде, только не спиной, радикулит светит, последнюю корочку хлеба делили напополам. Сейчас, получая высшее образование, изучая серьезнейшие науки, неужели мы не можем договориться о «болотном месте», которого на всех хватит.
Да, завернули и преподнесли - размышляют студенты стационара, надо осмысливать - где истина. После первой недели к походам к чужим женщинам пыл ослабевает. Уже некоторые приглашения дам оставлены без ответа.
Два раза в неделю обязательная норма - звонок домой. В разговоре преобладают не слова «мамочка, моя мамочка», а несколько фраз о текущих событиях, в конце разговора с другого провода опасения - не гулял ли ты, ответ - моя мамочка самая лучшая, как я могу разменять на кого-то, уже соскучился и жду встречи. Стопроцентной веры этим словам нет, но все-таки приятно.
За пропущенный звонок приходится серьезно оправдываться: загружен до беспредела, установочные лекции, зачеты, экзамены, по ночам учебник читаю, тогда до 11 часов вечера в институте был, с ног валюсь, очень тяжело. Но это телефонный звонок в шифровке. Если применить шифровальный ключ, то ответ будет следующим: с установочной лекции сбежал, этот предмет плохо знаю, все равно лекция ничего не дает, ждала повариха, свои обязательства нужно выполнять. До чего она серьезная и добрая женщина. Чтобы ответить на все ее чувства, пришлось заночевать. Возвращался на квартиру первым утренним трамваем. Тяжеловато.
Первая половина экзаменационной сессии прошла. Критически подводятся результаты. Планируемое сделать не удалось. Есть значимые потери. По одному несданному экзамену и по одному зачету. Правда, в прошлой сессии больше, но сейчас прошлые хвосты сдали, угрожающего ничего нет, но вот опережается график траты стратегического сырья и денег. То пьянки, то женщины, студентам стационара за курсовые работы, придется с мамочкой усердно беседовать. Договорился на работе аванс выпишут в подотчет. Машина идет, но ее комплектовать будет мамочка, чтобы ее ручки не отстегнули на свои расходы.
Лекция у студентов стационара. Звонок прозвенел, а профессор не появляется, минут через пять появился взволнованный, дрожит.
- Студенты хорошо относятся к тем профессорам, которые на 5 минут опаздывают и за 5 минут досрочно заканчивают свою лекцию. Но в данный момент опоздание оправдывается не заискиванием перед вами. Не смог вовремя - весь трясусь - принимал зачеты у студентов заочников. Их ответы меня выводят из самообладания и убивают. Я же преподаю науку, и какие гадости услышал в ответ, перепутать все, так это же издевательство над наукой. Меня ректор давно предупреждал, что много режу заочников. Они же ведь не такие и тупые, они уже работают и дело знают. Я науку преподаю, а они мне гадкие анекдоты рассказывают. Мне они говорят, что эти положения в работе не пригодятся и зачем их знать.;,; :
- А вот эти положения обязательно нужны
Соглашаются. Но говорят - а мы без них обходимся и
все в порядке. Пусть бы для заочников отменили мой предмет. Я же науку преподаю, а мне говорят, наука-наукой, а зачет нужнее, ну нарушил обещание, данное ректору, и одну треть группы погнал. Как бы вы меня не разубеждали, но своего вывода придерживаюсь - заочное образование равносильно заочному питанию.
Два студента стационара переговариваются, наверное, и наши влипли. Учебник начали читать только ночью, до этого по предмету ничего не делали.
На квартиру возвратились почти одновременно. Один студент заочник сильно расстроен - оказывается, на заданный профессором вопрос ответа не знал, а он требует, ну напряг мысль и стал пробиваться. Профессор удивленно раскрыл рот и говорит:
- Вы что, на открытие претендуете?
- Нет, открытие делать оставляю Вам, а мне бы зачет.
- Какой зачет?
Побагровел, затрясся, но говорил такие обидные культурно-обтекаемые слова, видишь, интеллигенция, научился, что не мог куда деваться. Мне даже сообрази¬тельности не хватает пересказать, что он говорил, а в конце:
- Я Вас видеть не хочу, в деканате решите вопрос, кому будете пересдавать.
Да мне лучше было бы 55 раз маты выслушать, такая взволнованность, но ни одного грубого слова.
По тем предметам, которые составляют основу нашей практической деятельности нам легче. Там к нам относятся как-то уважительнее. Особенно будущие кандидаты наук интересуются примерами из практики. Как ни была широка наука, с практикой все равно бывает разнообразнее.
- А я сдавал зачет предпоследним. Что знал - ответил, а он спрашивает - а еще, смотрю удивленно - что, еще. Молчу. Он сосчитал, сколько уже прогнал студентов заочников, покачал головой - много - и поставил мне зачет.
Итоги подвели и решили - науки на сегодня хватит, грызть ее гранит не будут, ударят немного по спирту и прогуляются, иначе можно от напряжений и инфаркт получить.
Последняя неделя. Засуетились студенты заочники. Из потайных загашников вытянуты последние деньги и идет обсуждение и примерка, что в подарок купить домашним. К этому мероприятию особая подготовка и настроенность, нужно угодить, в первую очередь, мамочке. Наконец решения приняты и подарки заготовлены и на двоих детей, у одного две дочери, а у другого сын и дочь. Студенты стационара с юмором:
- Подарочками решили грехи зализать.
- Что вы, юнцы, понимаете? Есть золотое правило, которое запомните на всю жизнь - где бы ты ни был, а домой возвращайся, там всегда тебя ждут! . • -.
Экзаменационная сессия завершена, можно сказать, нормально, есть хвосты, а когда их не было?
Придется преодолевать преграды в следующую.
Прощальный вечер с девчатами хорош. Перед самым отъездом у девчат затуманились глаза и появились слезы, у мужчин изменилась тональность голоса и вроде под горло подкатился комок. Категорически не утверждаем, что приедем через пару месяцев, а в экзаменационную сессию — обязательно. Прощай, экзаменационная сессия!


Рецензии