Приветствие

Начальник уезжал на две недели. Перед отъездом второпях он натыкал подчиненному кучу поручений. Подчиненный со свойственной ему добросовестностью и усердием принял их к исполнению. Но далеко не все получилось, а главное не все нужно делать таким образом, как наговорил ему начальник, к таким выводам пришел он. Поэтому к приезду начальника ряд вопросов оказался вообще не выполненными, а ряд поручений исполнены не в стопроцентном варианте начальника.
Подчиненный был начальником участка и в повседневной жизни многие вопросы решал самостоятельно. И варианты их решений по мере необходимости вставали перед начальником как факт свершившихся событий, и он их или одобрял и хвалил, или выражал свое недовольство, упрекая в отсутствии большого ума у подчиненного.
За время отсутствия начальника подчиненный посоветовался с замами по тем вопросам, которые не решались в стопроцентном варианте начальника. Замы не были столь авторитетными личностями, чтобы решить в категорической форме. Они склонялись к мнению, что пусть даже будет хуже для дела, но лучше исполнить в варианте начальника:
- Делай сам - и сам будешь отвечать. Не одобрит начальник - будет тебе и от нас.
Подчиненный не собирался связываться по телефону. Начальник отдыхает, зачем его и там беспокоить. Но начальник не мог полноценно отдыхать. Его психология требовала держать все под собой, а мало ли что - научатся обходиться и без меня. Поэтому одно ухо начальника отдыхало, наслаждаясь музыкальным гулом моря, а второе старалось оставаться на месте, отравляя себе отдых. Позванивали по мобильному телефону, для того чтобы посоветоваться, а фактически регулярно подчеркивать свою верность хозяину и засвидетельствовать свое почтение перед ним. И сам он любил держать все во внимании и напряжении, поэтому систематически давал накачку замам.
Начальник участка не считал себя таким уровнем, чтобы постоянно с шефом держать связь и выражать свою готовность - надо, найдут и скажут, что надо. Уезжая, начальник сказал подчиненному, чтобы 30 числа оказал услуги одному из районных начальников.
30 числа встревоженный первый зам приехал на участок и сообщил новую команду шефа - 30 числа нужно оказать услугу новому районному начальнику. Начальник участка стал возражать, что в указанное время услуга может быть оказана только одному. И первый начальник обязательно приедет - с какими глазами он будет отказывать ему.
Зам предложил по телефону - скажи первому начальнику, что услуга ранее была обещана второму. Начальник участка осознавал, что второй начальник для его шефа важнее и дороже, ведь для него услуга должна готовиться с шашлыками и выпивкой. Начальник участка возразил заму - сам ври районному начальнику, а я не буду.' Какая разница, кто меня догонит и сделает неприятности.
Звонить шефу начальник участка отказался и сам принял решение. Он позвонил второму начальнику и назвал лицо, для которого шефом раньше принято решение, об оказании услуги. Фактически своим разговором начальник участка отказал в просьбе, но в конце разговора он сумел так повести разговор, что районный начальник № 2 сам сказал - не буду переходить дорогу кому-то. Делай услугу ему. Но это сказано было с такой обидой, что отклонил предложение оказать ему услугу тридцатого числа или после первого. Он ответил - дорога ложка к обеду, раз не получилось, то не получилось.
Хотя начальник участка был спокоен, разладу с совестью у него не было, но все же возвращался к мысли, а как воспримет шеф, когда приедет и все узнает.
В день выхода начальника на работу подчиненный увидел его возле персональной машины. Но как только он приблизился к ней, начальник начал отъезжать, первой реакцией было желание - остановись, нужно переговорить, отчитаться за сделанное. Но машина продолжала уезжать и сознание пронизала трезвая мысль, раз ему не нужно, то зачем мне в какой-то степени приближаться к унижению, навязывая себя. Когда буду нужен - позовет.
Но начальник сделал для себя вывод - не особо расположен ко мне. Ну, пусть перепсихует, работа все равно заставит общаться нормально. А работа в его отсутствие проделана серьезная. Придет коза до возу. Ведь начальник участка тянет самостоятельно огромный кусок работы, оберегая благополучие начальника, и формирует для него прибыль. , , . -
На второй день состоялось рабочее телефонное общение. Никаких отрицательных эмоций.
На третий день в ночь начался шквалистый ветер, ломал сучья деревьев, поднимал в воздух пыль, грязь, остатки растений. Затем проливной дождь сплошной стеной. На утро - тишина, ласковое солнце, все приведено в беспорядок, частично сорваны крыши, потоками воды намыта на тротуары, дороги грязь. Для наведения порядка надо много труда приложить.
До обеда вокруг помещений убрано. Начальник участка стоял над душой работающих. Даже опоздали на обед. Начальник участка критически осмотрел подъездную дорогу. Грязновата, мелкие сучки деревьев, большие, мешающие проезду, собраны сразу. Да, нужно подметать и промывать. Но решил - есть более неотложные дела. Подъезд есть, ничего страшного.
Рабочие, пообедав, сидели, отдыхали, по установленному графику время обеда истекло, но с момента окончания работы положенный час перерыва еще не прошел. Перед ними на «Джипе» появился руководитель. Начальник участка пошел ему навстречу, подбирая в сознании ответную фразу приветствия. И в этот момент начальник надрывным голосом начал кричать:
- Куча людей, а разумного человека не хватает, давно уже пропиты мозги, только зарплату могут требовать и работать с ленцой. Сколько вас тут всех, по два метра на каждого, чтобы привести дорогу в порядок. Деловых людей привезти. Хорошо, что догадался сам вначале проверить - какие порядки. У первого приезжего с чего будет складываться мнение - конечно с общего вида, какое состояние подъездной дороги.
Поток грязных слов разносился на большое расстояние. Рабочие молча схватив, что попало под руку, принялись за работу. Начальник участка хотел что-то возразить, но всмотревшись в разъяренное лицо начальника, решил - нужно молчать. Лицо побагровело. На шее разбухли кровеносные сосуды, но вылетавшие один за одним оскорбительные слова доставали и его, он чувствовал, что у него к лицу приливает кровь. А что, если сейчас начальника послать не в столь отдаленные места. Лицо, вероятно, застыло бы в перекошенном состоянии. Ведь он всегда непререкаемый. Это было бы ужаснейшим открытием для него. Как и кто мог позволить?
Ладно, пусть лает сколько угодно, у него же внутри что-нибудь может лопнуть. А ведь умный и мудрый мужик. В трудную минуту хладнокровен и сообразителен. Что заставляет так себя вести - а вседозволенность и распущенность. Некому принципиально встряхнуть и заставить трезво мыслить. А что, если сейчас между глаз, привел бы в чувство рассудительность?
А что - противоправные действия начальника, связанные с унижением и оскорблением. А между глаз - необходимая ответная реакция в защиту собственного достоинства. Да, но далеко не все так расценят. А если так - недобросовестному работнику в резкой форме сделали справедливое замечание, а в ответ применил насилие против начальника. Не интеллигентных же кровей подчиненный, чтобы, услышав бранное слово, был приведен в состояние аффекта. Грубость и брань составляют его самого фон жизни.
Начальник участка еще раз в упор глазами осмотрел начальника с ног до головы, повернулся и пошел в глубь двора. До него долетело обращение к нему начальника по отчеству. Но он сделал вид, что не слышит, уходил.
Он вспомнил резкую прошлогоднюю стычку с начальником. Требование начальника было явно неправильным. Начальник участка возражал в помощь за собственное приглашал многих сотрудников и убеждал их о невозможности выполнения поручения предложенным ему вариантом. Начальник был тверд и неумолим. Ровно сутки потребовались, как начатая операция окончилась провалом и убытками. Разъяренный начальник искал виновных и наскочил на начальника участка - вот видел, не все продумали, как положено.
Начальник участка не вытерпел и дал такой отпор, что другие подчиненные не видали такого отпора и ожидали, что будет. Два дня не разговаривал начальник, а затем добрым, смягченным тоном сказал: «В будущем будь настойчивее и доказывай, когда я буду не прав».

11.01.2004 г.


Рецензии