Род оружия- валторна
«РОД ОРУЖИЯ- ВАЛТОРНА…»
«Род оружия- валторна…»- так ответил на вопрос анкеты боец, прошедший всю войну с музыкальным инструментом в руках.
Музыка, песни помогали бойцам преодолеть неимоверные трудности войны, поднимали в бой, когда казалось, что уже нет сил, отогревали души воинов, попавших в жестокую «мясорубку» боев…
Музыка, песня, пляска выражали все самое сокровенное, что хранилось в душе каждого солдата. Музыка помогала нашим воинам сражаться, она помогала победить, поэтому ее можно назвать грозным оружием в борьбе с врагом!
В тяжелые для нашей Родины дни, когда гитлеровцы подошли угрожающе близко к Москве и взяли в кольцо Ленинград, Главное политическое управление Рабоче-крестьянской Красной Армии (ГлавПУРККА) выпустило директиву № 220 от 5 сентября 1941 года. Вот часть ее содержания:
«Политическое управление неоднократно обращало внимание на значение боевых красноармейских патриотических песен в деле поднятия боевого духа войск. Русская песня, гармонь, пляска- друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава… политорганы располагают большим количеством красноармейских песенников; лишь в августе сего года разослано 150 000 экземпляров сборников песен «В бой за Родину». В частях имеется 60 000 гармошек. В июне-августе ГлавПУРККА послало в армию 12 000 гармошек…»
В постановлении говорится: «Песня и гармонь должны звучать повсюду- в походах, на привале, в промежутках между боями. Особое внимание уделять русской пляске, так любимой нашими бойцами. Для пропаганды песни, пляски широко использовать ансамбли, направив их непосредственно в полки. На страницах фронтовых, окружных, армейских и дивизионных газет популяризовать лучших гармонистов, запевал и плясунов- любимцев роты. Печатать в газетах тексты и ноты патриотических песен и широко показывать боевой досуг красноармейцев.
В каждой роте иметь запевал, гармонистов и гармонь. Клубам частей и капельмейстерам организовать систематическую работу с запевалами, помогая им внедрять песни в жизнь части и подразделения. Работу по внедрению песни и пляски вести систематически, рассматривая ее, как составную часть политического воспитания личного состава части.
Против недооценки многими политработниками песен, пляски и гармони вести решительную борьбу».
ДИРЕКТИВА- ЭТО ТО, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ВЫПОЛНЕНО.
И эта директива выполнялась несмотря ни на какие препятствия. Иногда с удивительной изобретательностью, настойчивостью.
Не обошлось без курьезов, забавных случаев…
Боевой аккордеонный расчет
Ленинградской концертной бригаде, работавшей на фронте, выдали для аккомпанемента аккордеон. «Ну и что?»- скажете вы. Но дело заключалось в том, что среди артистов этой бригады не было аккордеонистов. Зато было три пианиста. Все знают, что клавиатура аккордеона похожа на клавиатуру рояля, только меньше. Этим и воспользовались музыканты. Вы уже догадались, что они придумали? Один держал аккордеон на коленях, другой двигал меха, третий- играл на клавишах. Басы, предназначенные для левой руки, не трогали. И получился настоящий боевой расчет, но аккордеонный… Почти как боевой артиллерийский расчет: наводящий, подносящий снаряды, заряжающий и стреляющий.
Арфа в Заполярье
В невероятно тяжелых военных условиях приходилось выступать концертным бригадам. Артисты пробирались под огнем, по труднопроходимым местам, в любую погоду. Хорошо, когда для выступления был нужен только голос или небольшой инструмент: флейта, скрипка, балалайка… Тогда не возникало дополнительных трудностей.
А вот представьте себе Заполярье- Северный флот, холода, сильные вьюги… И в эту непогоду к морякам пробирается группа московских артистов, несущая на себе…арфу! Каково? Но зато какую радость рождали в сердцах бойцов звуки этого волшебного инструмента!
Винтовка плюс баян
Рота головы пригнула.
Снег чернеет от огня…
-«-«-«-
…Тула, Тула,
Помогите огоньком…
-«-«-«-
…И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой…
А. Твардовский. «Василий Теркин»
ТУЛА… Город-герой. Всего одиннадцати городам нашей Родины было присвоено в мае 1945 года это воинское звание как высшая степень отличия за героизм и мужество их защитников. Тула стояла на пути гитлеровцев стойко, неприступно. Им не удалось ее взять. Но Тула не только сражалась. Она еще производила для нашей армии оружие, причем не только огнестрельное, но и духовное- гармоники и баяны для фронта.
В 1996 году этот старинный русский город отметил свое 850-летие! А городом оружейников Тула стала с XVI века: сначала здесь делали ружья-самопалы, а в 1712 году по указу Петра I здесь основали первый в России оружейный завод. С этого времени город стал центром оружейного производства. В конце XIX века тульский конструктор-оружейник Сергей Иванович Мосин (1849-1902) создал ставшую очень известной винтовку («винтовку Мосина»). Официально она называлась «магазинная трехлинейная винтовка образца 1891 года». Так удачно она была сконструирована, что оказалась долгожительницей. Она была на вооружении и во время Великой Отечественной войны. Тогда ее называли винтовкой образца 1891/30 года, так как она была создана в 1891 году, а модернизирована в 1930-м.
Но не только огнестрельное оружие поставляла Тула фронту. Тульские умельцы изобрели и другое известное по всей России «оружие»- усовершенствованную гармонику.
Тульские гармоники и баяны направлялись в воинские подразделения. Там они становились в строй сражающейся армии наравне с оружием.
Первые тульские гармоники появились еще в 1830-1835 годах.
В 1870 году туляк Николай Иванович Белобородов (1828-1912), гармонист-изобретатель и дирижер, создал так называемую хроматическую гармонь (в просторечии называемую «хромка»). Другой изобретатель- Яков Федорович Орланский-Титоренко (1877-1941) назвал такую хроматическую гармонь баяном- по имени мифологического певца-сказителя Бояна (или Баяна).
Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова) 2000 г.
Рассказ Юрия Жданова «Род оружия- валторна» опубликован:
Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова). Род оружия- валторна. Газета «Радость» № 4- 5, 2000. Стр. 8- 9
Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru
Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»), смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)
Свидетельство о публикации №214081600881