Комиссар на грани безумия

Детективный жанр, безусловно, родился из мифа.  Понятия добра и зла  в античном мире, позднее трансформировались в моральные аспекты христианства, согласно которым зло как природа дьявола должно быть повержено божественной природой добра. Хотя в той же античной мифологии итоги противостояния добра и зла далеко не категоричны.
«Что есть истина?» - вопрошал Пилат  Иисуса. Из этого сакраментального  вопроса родилась вся великая литература от «Илиады» до «Улисса». Не остался в стороне и детектив. Родовые признаки этого жанра при желании можно найти и у Гомера, и у Достоевского, и у Виктора Гюго. Притом никому не придет в голову назвать «Отверженных» или «Преступление и наказание» детективными романами. Даже знаменитый «Граф Монте-Кристо» при всей сюжетной накрученности,  все-таки в первую очередь роман нравов, хотя детективного начала там с лихвой.
Но детектив это прежде загадка от начала до конца. Его  криминальные «морские узлы», предстоит распутать главному герою, олицетворяющему добро, которое непременно одержит в финале верх над злом.
Недавно «проглотил» два замечательно «вкусных»  детектива французского производства. Признаюсь, люблю французский полицейский роман с давних пор, с первых книг Сименона и Жапризо. С первых фильмов Алена Делона и Бельмондо. С комиссара Мегре и частного детектива Нестора Бурма, «сквозных героев»,  бесконечных литературных сериалов.   
Комиссары Камиль Верховен  и Франк Шарко – «сквозные герои» романов  Пьера Леметра и  Франка Тилье  - далеко не супермены. Более того Верховен надломлен смертью жены, а Шарко после гибели жены и дочки и вовсе оказывается за гранью безумия. «Жертвоприношения» Пьера Леметра – третий заключительный роман из цикла «Верховен», два первых «Тщательная работа»  и «Алекс»  вышли в издательстве «Азбука» раньше. Интересен он драматическим поединком, в котором  преступник  манипулирует комиссаром, чтобы тот взял след, который выведет …
Впрочем, куда выведет  и как выведет,  узнайте сами. Раскрывать сюжет детектива  - страшное преступление перед автором. А вот до чего докопался коротышка Верховен за три дня головокружительного расследования?
Главная интрига здесь, как и положено у французов в «шерше ля фам».
Найдет ли комиссар еще одну «свою женщину»? Все зависит от автора. Захочет ли Пьер Леметр продолжить «верховеновский» цикл? Как знать. Сэр Артур Конан Дойл однажды вернул Шерлока Холмса из бездны Рейхенбахского водопада.
Так что у  Камиля Верховена есть все шансы вернуться к очередным расследованиям.
А вот у комиссара Франка Шарко из романа Франка Тилье «Медовый траур» такого шанса нет. Шизофрения позволяет ему лишь совершать утренние пробежки по морскому побережью и временами читать лекции в Парижской школе полиции. Кто знает, не раскрой он головоломного преступления, конями уходящего в мрачное прошлое маленького мальчика, обидчикам  которого мстит его сын, перед которым даже «профессор преступного мира» Мориарти выглядит жалким дилетантом, может быть Шарко и сохранил бы полицейский жетон. Но гениальный сыщик за гранью безумия… Тут разведут руками и Гранже,  и Стивен Кинг, в романах которых Тилье черпал вдохновение для своих готических «нуаров». «Медовый траур» финальный роман трилогии о комиссаре Шарко. Два первых романа «Адский поезд для Красного Ангела» и «Комната мертвых» многое прояснят в трагедии комиссара. Так что придется поискать их среди других новинок серии «Звезды мирового детектива» издательства «Азбука».
Вот уж «подсадили», другого слова и не подберешь  на полицейские сериалы.
Разве что для успокоения почитать «Одиссею»?


Рецензии