Два директора

ДВА  ДИРЕКТОРА

      Во время своей трудовой жизни мне пришлось
встречаться со многими руководителями и дирек-
торами предприятий, разных по стилю руководства
и их взаимоотношений с подчинёнными им людьми.
Но особенно запомнились мне два директора.
С обоими я проработал немало лет и хорошо знал
их характеры, деловые и человеческие качества и
попробую в рассказе дать объективную оценку работе
этих директоров.
      Встретились мы однажды с одним знакомым. Мы
с ним раньше работали вместе в 1971-77 годах,
в совхозе. Разговорились, вспомнили былые времена,
общую совместную работу. Он мне и говорит “Вот ведь
какие времена настали, фальшь одна кругом. Вот рань-
ше было всё понятно, честно, а сейчас? Говорить тошно,
тьфу.”  И он в сердцах сплюнул в сторону. Он  говорил
о том, что  у нас был директор всех в ежовых
рукавицах держал, у него не своруешь, враз под суд от-
даст. И вспомнил я тоже свою работу с этим “красным
директором”, как его называли. А был я его замом и
хорошо знал  методы его работы и  его нрав.
      Однажды он сделал заявление в прокуратуру на
зав. Первым отделением совхоза, участника Великой
Отечественной войны, инвалида войны (он потерял
на фронте руку), честнейшего человека. Раньше он
работал директором совхоза в Оренбургской области.
орденоносец, хороший специалист. Он показал нам
газеты с отзывами о его отличной работе.
      Видимо наш директор испугался конкуренции и
подловил его, когда зав. отделением разрешил
шофёру, перевозившему картофель с поля, взять себе
мелкую картошку около мешка (отходы). Этого
зав. отделением по заявлению директора вызвали
в прокуратуру и обвинили в воровстве. В прокуратуре
видимо перегнули палку, запугали мужика. Он не
выдержал и повесился.
       После этого случая наш директор ходил и оправды-
вался, что хотел только   попугать его, а он … 
       В то же время сам директор тоннами раздавал
 продукцию совхоза “нужным людям (как он говорил)”
мясо, молоко, яблоки, землянику, огурцы. В холодиль-               
ных камерах совхоза постоянно была неучтённая
продукция, которой директор распоряжался как
хотел. Вот так, а то мешок гнилой мелкой картошки…
отданной шофёру за работу. Как-то раз я поздно
должен был зайти в контору взять нужные мне для
работы на дому документы и вдруг встретил в темноте
директора. Он еле тащил огромный оковалок мяса.
Помочь? – говорю, нет в ответ и дотащив свою ношу
до чужой какой-то машины, погрузил её в багажник,
сел в машину и уехал. Вот так свободно, хоть и в
темноте, но дело сделал. И наверное делал это не
один раз.   
    Нельзя сказать, что люди не видели этих безобразий.
Видели и неоднократно жаловались, но с директора
как с гуся вода, ему всё сходило с рук. Везде его прик-
рывали и в районе и в Москве. А сотрудники и специа-
листы и не возникали – все зависимы от него были.
Каждый боялся потерять работу или ждал обещанную
квартиру. Все помалкивали. Это и давало директору
безнаказанно творить незаконные дела.
      Специалист этот директор был не ахти какой и
в директора попал как партийный работник, но               
понимал, что без  специалистов хороших результатов
в хозяйстве не получишь. Поэтому на все цеха набрал
специалистов высокого класса и они оправдали его
надежды. Ему бы благодарить их за хорошую работу.
Но не тут-то было. Директор всегда нагонял на них
страху по малейшему поводу. На оперативных совеща-
ниях постоянно оскорблял, выражая прямое неуваже-
ние к личности. Например  главного агронома
обзывал МЕРЗОСТЬЮ  и повторял это не один
раз. Я во время оперативки сделал ему замечание на
недопустимость таких выражений. Он после               
оперативки в грубейшей форме объявил, что с лица               
земли меня сотрёт, если я буду  ВЯКАТЬ.  И подтвердил,
что не шутит.  Я  должен был уйти в отпуск и в конце
рабочего дня с главным инженером мы зашли в
кафе пообедать и выпили по рюмочке. А когда зашли
в контору директор при нас громко при всех дал
распоряжение секретарю парткома собрать
внеочередной партком для обсуждения важного               
вопроса. Происходило это за полчаса до окончания
рабочего времени. Собрались. Директор объявляет
повестку дня – разобрать поведение зам директора,
т.е. меня, за недостойное поведение, выпивку в рабочее               
время.  Самого еле живого в машину сажали после
очередной оргии во время работы. А меня за 50 грамм
во время обеда разобрать. Вот так-то. Пришлось мне
дать слово, что это не повторится. Когда дело дошло
до секретаря горкома, он мне по дружески посоветовал
Ладь с ним, т.е. с директором. Его даже мы достать не
можем. У него всё схвачено, и обком и все остальные
власть имущие в районе. У него даже в ЦК поддержка
есть. В справедливости этой информации я потом
убеждался не один раз.
      Все службы совхоза были обязаны выполнять пору-
чения директора на подготовку ‘”подарков” нужным
людям, И готовили сотрудники “образцы” продукции
совхоза “для показа власть имущим чиновникам.
Образцы эти собирались перед праздниками
и включали разные дефицитные продукты, помидор-
чики, огурчики, кусок печёнки, кусок мяса,
яблочки и т.д. Как-то раз главный зоотехник совхоза
посетовала, что все коровы в стаде совхоза давно
ходят без печёнок – они  давно уже заложены в буду-
щие подарки. Чтобы весь этот набор носил цивилизо-               
ванный характер, его упаковывали в красивые картон-
ные коробки, которые изготовлял специальный цех
совхоза, организованный директором, как подсобное
производство.
      Шофер директорской машины жаловался, что заму-
чился возить охапки цветов, ящики  весом 20 кило               
таскать по этажам в Москве. Мне однажды тоже
пришлось везти 50 коробок образцов на Старую пло-               
щадь  работникам Госплана. Чтобы дали наряд на
комбикорм для коров совхоза, пояснил директор.
Принять привезенные мной коробки вышла женщина,
член профсоюза по директорской характеристике.               
Сосчитала и с видимым возмущением высказала мне
неудовольствие – Почему только 50, а не 60, как обе-
щали. Я ответил – Все вопросы к директору совхоза.
Когда я приехал в совхоз доложить, что задание выпол-
нено, случайно услышал неприятный для меня разго-
вор. Директор в телефонную трубку кричал – Было 60
я разберусь с этим сукиным сыном куда он дел осталь-
ные. Вот это да, подстава, так подстава. Вот она фальшь
чистой воды. Проглотил я эту пилюлю и стал потом
от таких поездок отказываться, ссылаясь на незнание               
Москвы и водительскую неопытность. Просто после
этого случая боялся влезть в какую-нибудь серьёзную
передрягу.
      Директор постоянно про специалистов ненароком
распространял отрицательные высказывания о
них, причём давал им нелестные характеристики.
Выходило он в совхозе один хороший, а все спецы
дерьмо.  Чего стоили его распоряжения о сборе специа-
листов на оперативки: Собирай всех сукиных кобелей –
зло говорил он. Кого?- спрашиваю. Как кого, слюнявая               
интеллигенция, отвечал он мне – спецов! И эти оскор-               
бительные выражения повторялись с упрямым посто-
янством. Я узнал, что и обо мне он распространял
нелицеприятную характеристику и в районе и в
тресте садоводства, которым я был направлен на
работу в этот совхоз.
      В1974 году директор полгода не принимал участия
в работе совхоза из-за болезни (говорили, что у него
болели почки). Он постоянно был в санатории ЦК               
“Пушкино”. Поэтому 1974 год коллектив совхоза
работал без него. Используя разработанные мной и
главным экономистом совхоза технологические карты,
мы внедрили в совхозе бригадный подряд на все глав-            
ные виды сельхозработ. Это позволило нам выполнить
пятилетку в 4 года. Секретарю парткома  понрави-
лась наша работа, и  он в горкоме расхвалил мою
работу и высказал мнение, что я отличный директор.
В горкоме у директора были свои осведомители и до
него эта информация тут же дошла.
      После этого случая директор везде высказывался
обо мне как о лишнем и не нужном совхозу спеце.
До меня эти его высказывания тоже доходили. Люди,
знавшие меня удивлялись и спрашивали, что это я
сделал такое. Раньше я был хороший, а как выполнили
мы без директора пятилетку в 4 года, так я стал
"плохим”. Вот так-то.
        Если хорошие показатели в работе совхоза выхо-
дили, то в горком на оперативки ехал директор сам,
а если что-то плохо, например надои упали, то
отдуваться приходилось мне, он меня в таких случаях
посылал. Весь пиджак на груди у него был улеплен
блестящими значками. Прямо настоящая коллекция
всевозможных значков, не наградных, а простых               
значков.  Когда директор сидел в президиумах,             
они светились, как у заслуженного деятеля – “вся
грудь в орденах”. Он этот пиджак со значками всегда
надевал в торжественных случаях. Знай наших.
       Меня пригласили на работу в Пушкино в ВИПКЛХ,
Институт повышения квалификации руководящих
работников лесного хозяйства, преподавателем. На имя
директора совхоза пришло письмо от руководства
Института с просьбой откомандировать меня в инсти-
тут. Директор сразу же подписал согласие и я ушёл
из совхоза. А через год директор совхоза умер. Всю
жизнь боялся конкуренции, всеми путями держался
за директорское кресло, а, вот поди ж ты, финал            
печальный. Даже до 65 лет не дожил. Человек всё-таки,
сердце не выдержало стрессов и напряжения.
      Конечно, наверное не все такие красные директора
были, но взятки, мзда и подарки нужным людям были
и в советских учреждениях. Система такая, планово-
распределительная. Хозяйственники вынуждены
поступать иногда для пользы дела не по правилам.
А иначе ,или не выполнишь поставленную перед тобой
задачу, или выполнишь с большими трудностями.
Это понятно, но у этого директора совхоза была просто
мания взяткодательства, граничащая с преступностью.
      Другой директор, с которым мне пришлось работать
по своим личным качества был полной противополож-
ностью вышеописанному деятелю.
      Я познакомился с ним в 1972 году на заседании
партбюро Пушкинского райкома КПСС, куда часто
собирали всех хозяйственников района для проработки
и дачи ценных укаэаний по выполнению хозпланов.          
       Собирали обычно руководителей предприятий.
Мне приходилось на эти заседания ездить вместо
своего директора. Он, как правило, игнорировал эти
совещания и посылал меня. Я работал замом по
производству в плодопитомническом совхозе “Память
Ильича”, Пушкинского района, Московской области.
Направили меня в этот совхоз в качестве главного
агронома-питомниковода для организации питомника
по разведению посадочного материала
плодовоягодных культур. Питомник должен был
снабжать им все плодопитомнические хозяйства
Московского треста садоволства.
      Однажды на совещании в райкоме мне пришлось
отвечать за директора совхоза о причинах снижения
надоев молока. Я ответил, но мой ответ не понра-
вился второму секретарю райкома, который проводил
с нами заседание. Он начал на меня кричать, говорил,
что я не знаю животноводства и т.д.  Я тоже громко
парировал, что я не зоотехник, вызывайте главного
зоотехника и разбирайтесь с ним. Меня направили
как специалиста по питомникам, а не как животновода.
В те времена спорить с высоким партийным руковод-
ством было бесполезно и даже опасно, поэтому все
обычно на совещаниях старались не спорить и согла-
шаться с мнением начальства, хотя бы внешне.   
      Но в этот раз секретарь райкома так на меня насел,
причём без видимых причин, просто проявил ко мне
несправедливое обвинение в некомпетентности. Он
так увлёкся критикой в мой адрес, что забыл о
повестке собрания. Все притсутствующие молчали и
смотрели на меня с сочуствием и только один человек,
уловив паузу в гневной речи секретаря, спокойно
произнёс: Зря вы так, специалист только приехал в               
совхоз, не зоотехник, а питомниковод. За что вы его так
строго критикуете за незначительный недобор
молока? Секретарь сердито так – Таких воспитывать
надо. Это я позже узнал, что этот секретарь
был раньше зоотехником совхоза и претендовал
на должность зам. директора по производству,
т.е. на моё место, но директор совхоза порекомендовал
его на место второго секретаря горкома. Видимо
в нападках на меня сказалась какая-то обида секретаря
из-за того, что вместо него какого-то "варяга" взяли.
      После собрания я поблагодарил моего “адвоката”.
Это оказался Игорь Исакович Клячко, директор завода
КАЛАНДР, выпускаюший искусственные кожи, клеёнку
и другие товары. Когда мы с ним познакомились, завод
был небольшим. Игорь Исакович в течение 40 лет
совершенствовал производство, строил новые совре-
менные корпуса, внедрял новые станки и оборудова-
ние. И это проходило в трудных условиях всяких
согласований,  увязок, подбора грамотных кадров,
уговора строптивых советских начальников всех
уровней, чтобы получить разрешение на то или иное
мероприятие.
       У нас с Игорем Исаковичем завязались хорошие
дружеские связи и продолжались они более 35 лет
вплоть до конца его жизненного пути (2007г) До чего
же это был замечательный человек, Человек с большой
буквы буквально во всех аспектах общественной и
семейной  жизни. Благодаря своим способностям, 
знаниям и удивительному характеру ему удалось               
создать настоящий, современный завод, подобрать
толковых работников для всех цехов и подразделений
и начать производить товары народного потребления,
пользующиеся постоянным спросом у населения нашей
страны и за рубежом.
       Хорошие прибыли дали возможность Мамон-
товскому заводу ИСКОЖ (территориально завод нахо-
дился в г.Пушкино, около пос. Мамонтовка) создать
хорошие условия труда для работников завода, пионер-
ские лагеря для летнего тдыха детей рабочих и слу-          
жащих, базу отдыха в Геленджике, детские сады, своё
подсобное хозяйство. Для решения квартирного
вопроса заводчан проводилось строительство жилья и
на базе долевого участия в Пушкинских предприятиях
и собственными силами.
        Игорь Исакович отличался особой вниматель-
ностью к нуждам тружеников своего завода
и вообще к людям, которые обращались к нему за
помощью. Он старался, именно старался, каждому
помочь тем или иным способом, хотя сам был
предельно загружен работой.
        На предприятии создался дружный коллектив еди-
номышленников, разделявших все перспективные
начинания директора. Игорь Исакович никогда ни на
кого не кричал, всегда относился к рабочим и
служащим и вообще к людям с уважением, вникал в их
нужды и потому имел непререкаемый авторитет не
только в своём коллективе, но и в районе. А когда завод
вышел на уровень экспортёра своей продукции и стал
получать  высокие прибыли он был признан лучшим
директором не только в Московской области, но и в
стране. Четверть всего бюджета Пушкинского района
составляли поступления налоговых платежей завода,               
возглавляемого И.И.Клячко.         
   Завод по разному назывался в зависимости от модер-
низации производства и веяния времени.
Он был и КАЛАНДРОМ,  и МАМОНТОВСКИМ производ-
ственным объединением и ИСКОЖ, но всегда
оставался передовым предприятием в своей отрасли
промышленности.
    Хорошо налаженное производство иногда становится
лакомым кусочком для всякого рода “деятелей, пробу-
ющих занять готовенькое тёплое местечко. Начальник          
главка СОЮЗПРОМИСКОЖ,  которому подчигялся
Мамонтовский завод искож, воспользовался
вышедшим Законом об обязательном избрании
директоров предприятий их коллективами. Надёргали
всяких недостатков, порой надуманных, и предложили
И.И.Клячко снять свою кандидатуру с выборов в пользу
рекомендуемой Главком кандидатуры. Начальник
Главка в 1988 году привёз заранее написанный приказ
о снятии И.И.Клячко с занимаемой должности на
основании выявленных” недостатков в работе и в связи 
с пенсионным возрастом (64 года). Но коллектив
рабочих и служащих завода поддержал своего
директора, раскритиковав на конференции позицию
Главка и И.И.Клячко был почти единогласно
переизбран директором на новый срок. Это событие
ещё раз подтвердило высокий авторитет Игоря
Исаковича в коллективе рабочих и служащих,
возглавляемого им завода. О его жизни и работе можно
прочитать в изданной им книге КАК ЖИТЬ БУДЕМ,
выпущенной издательством ГРАМОТА, Москва, 2004
год.
      Даже после развала СССР завод сохранил свою
жизнеспособность и продолжал успешно работать и               
в новых, рыночных, экономических условиях.
     Когда произошла перестройка всего учебного
процесса в Институте повышения квалификации
лесохозяйственных работников, где я работал деканом
факультета, мне довелось с 1992 года работать на
заводе ИСКОЖ, под руководством Игоря Исаковича. И
скажу без пафоса работать было интересно и
увлекательно. Я постоянно ощущал заботливое участие
Игоря Исаковича в моей деятельности на заводе. Он
всегда был в курсе всех дел по реализации мной               
продукции завода и оказывал помощь в случае необхо-
димости.  Об этом я уже писал  в ИСТОРИИ МОЕЙ
ЖИЗНИ, которую можно почитать в этой книге и
 в сервере ПРОЗА.РУ. В этом же рассказе мне хочется
 отметить исключительную слаженность всех цехов и
 подразделений завода. Все работники отличались
 особой доброжелательностью друг к другу и какой-то
интеллигентностью в поведении. Да и то сказать разве
будешь нарушать правила , дисциплину и уклад всей
рабочей жизни, если заводоуправление заботится о
благополучии каждого члена коллектива.
      На заводе действовал отдел рабочего снабжения –
ОРС. Коллектив ОРСа занимался снабжением рабочих и
служащих необходимыми для нормальной жизни
продуктами и товарами ширпотреба, обувью, одеждой,
посудой, бытовой техникой и т.д. Поэтому специлисты,
рабочие и служащие завода всегда могли приобрести
всё это не выходя с территории завода. А какая
столовая на заводе! Отличные домашние обеды и не
дорогие.
     Такую заботу и оценил коллектив завода при пере-
выборах директора. Да, Игорь Исакович это пример
настоящего руководителя, он настоящий КРАСНЫЙ               
ДИРЕКТОР, настоящий,  способный в любых эконо-
мических условиях вести производство на  совре-
менном уровне и выпускать конкурентно способные
товары. И я благодарен судьбе, давшей мне возмож-
ность поработать с  Игорем Исаковичем КЛЯЧКО,
замечательным руководителем и Человеком.
      Вот такие бывают разные директора. И я думаю,
если бы все руководители в СССР были такими, как
Игорь Исакович Клячко, Союз бы не развалился, просто
люди бы этого не допустили. А при таких фальшивых
директорах, как директор совхоза, представленный
в рассказе, развал страны просто неминуем. Такого
директора никто бы не поддержал, все были бы рады
от него избавиться.
                2014г.
          


Рецензии
Как же Вы намучились с Вашим директором!.. К сожалению, это далеко не единичный случай. Но, как говорится, "человек предполагает, а Бог располагает". Хоть у Вашего начальника и было "все схвачено", а здоровье он себе купить не смог.
Отрадно, что у Вас перед глазами был и другой пример.
Светлая память Игорю Исаковичу. Замечательный специалист и прекрасный человек.

Спасибо за интересный рассказ, Валентин.
Радости Вам и новых творческих удач!

Александра Немтина   07.06.2021 10:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Александра, за прочтение моего рассказа и подробный отзыв. С искренним уважением

Валентин Кашлев   07.06.2021 11:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.