Второй урок практического анализа

Возьмем для практического анализа стихотворение Н.Рубцова «Вечернее происшествие». Вот оно:

Мне лошадь встретилась в кустах.
И вздрогнул я. А было поздно.
В любой воде таился страх,
В любом сарае сенокосном...

Зачем она в такой глуши
Явилась мне в такую пору?
Мы были две живых души,
Но неспособных к разговору.

Мы были разных два лица,
Хотя имели по два глаза.
Мы жутко так, не до конца,
Переглянулись по два раза.

И я спешил — признаюсь вам —
С одною мыслью к домочадцам:
Что лучше разным существам
В местах тревожных —
не встречаться!
---

Подсознательно читатель чувствует, что стихотворение хорошее. Но о чем оно? Что оно говорит человеку? Попробуем разобраться.

Существует несколько методик анализа. Я пользуюсь на практике методикой поиска и интерпретации так называемого «маркИрованного элемента». Что такое маркированный элемент? Это любой элемент художественного текста, который так или иначе отличается от некоего среднего или ожидаемого.

Маркированным элементом может быть размер произведения, его композиция, строфика, рифмовка, его лирический герой (или повествователь, если это проза), другие герои... да что угодно!

В данном стихотворении ни размер, ни строфика, ни рифмовка не являются маркированными, ибо соответствуют ожиданиям: четырехстопный ямб; четыре четверостишия; чередование строк abab; регулярное чередование мужских и женских окончаний... Все укладывается в некий стандарт: думаю, сотни и тысячи стихотворений написаны в рамках этого стандарта. 

Что же обращает на себя внимание в стихотворении? Его герои! Во-первых, лирический герой, «авторское Я» - человек просто, обобщенный человек. С другой стороны – лошадь. Между ними складываются какие-то отношения. Какие? Об этом позже.

Второй маркированный элемент – пейзаж. Это вечер, может быть – ночь. Это природа:

Мне лошадь встретилась В КУСТАХ.
И вздрогнул я. А было ПОЗДНО.
В любой ВОДЕ таился страх,
В любом САРАЕ СЕНОКОСНОМ...

Рисуется картина опушки леса, луга, стога или сенного сарая на лугу, тихой речки, кустов у реки...

Что же происходит между героями? Они пугаются друг друга.

Мы ЖУТКО так, НЕ ДО КОНЦА,
Переглянулись по два раза.

Почему? Это важный вопрос, на нем строится интрига стихотворения. Вернемся для проверки ко второму персонажу, лошади. Попробуем для эксперимента заменить элемент:

Мне КОШКА встретилась в кустах.
И вздрогнул я. А было поздно.
 
Мне МИШКА (медведь) встретился в кустах.
И вздрогнул я. А было поздно.

Мне КЕНГУРУ встретилось в кустах.
И вздрогнул я. А было поздно.

Как видим, смысл полностью разрушается. Значит, лошадь здесь – не случайный элемент. Но что мы знаем о лошади? Не данной, конкретной, а о лошади вообще (отметим, что поэт лишает своего персонажа каких-то черт конкретики)? Мы знаем, что лошадь живет бок о бок с человеком уже тысячи лет. Она друг, помощник и раб (от слова «работать») человека. Откуда же взяться испугу?

Представим, что лирический герой встречается с лошадью на улице города. Ну, в городе есть ипподром или конный манеж. Был бы тогда испуг? Думаю, что нет. Было бы удивление, вероятно, или какое-то другое чувство, но не испуг. Почему же в данном случае автор изображает испуг, причем обоюдный? Ведь не только человек испугался лошади, но и лошадь испугалась человека.

Ответом здесь является элемент обстановки – поздний час. Что происходит в ночное время? Почему мы так боимся ночи? Не в городе боимся, а именно «на природе».

Думается, потому что интуитивно мы чувствуем, что именно ночью на свободу выходят таинственные силы природы, силы, возможно, рационально постижимые, но эмоционально непреодолимые. Именно ночью природа возвращает себе утраченное могущество над своими созданиями.

Небольшое отступление. Когда я приехал работать в деревню, моя квартирная хозяйка, старушка, у которой я был на постое, много мне рассказывала о некоем «проклятом месте», в котором происходили разные чудесные и загадочные события. Когда мне надоело слушать ее рассказы о чудесах, я спросил у старушки: - А где это место? Туда можно сходить? – Да нет его! – ответила бабка. – Лес вырубили, приехали трактора, распахали землю. Нет его! Да и слава Богу! После этого она перестала донимать меня рассказами о мистических происшествиях, а я понял, что простой сельский трактор с нетрезвым водителем – могучая сила в борьбе с лесной и болотной нечистью.

Однако есть ночь, когда тракторист спит, а трактор стоит на приколе. И тогда побежденная при дневном свете природа вновь возвращает свои права. Права на непостижимое, прежде всего, таинственное и пугающее.

Важно отметить, что поэт уравнивает своих героев.

Мы были разных два лица,
Хотя имели по два глаза.

Уравнивает в страхе. Никто не имеет преимущества: ни человек, давно вышедший из лона природы и создавший себе защитную стенку – цивилизацию; ни лошадь, двумя копытами стоящая в цивилизации, но двумя-то остающаяся в природе, поскольку – животное.

Человек и лошадь. Два давно знакомых существа, два братских существа, два СО-трудника, вместе создававших цивилизацию, - пугаются друг друга.

Мы жутко так, не до конца,
Переглянулись по два раза.

Каков же мессидж стихотворения (идея текста)? Я думаю, его можно интерпретировать таким образом: человек, не возгордись; не считай себя царем природы, поскольку ты создал цивилизацию, которая отгородила тебя от природы (прежде всего – город). Когда природе понадобится, она возьмет своё. И тогда ты испугаешься по-настоящему. Она разрушит твой город землетрясением, она затопит твои улицы водой, она сожжет его небесным огнем. Да многое может случиться, если обращаться с природой безоглядно, владычествовать над ней бездумно.

Насколько прав поэт в своем «послании» - решать, безусловно, читателю. Ведь дело поэта – не столько убедить читателя, сколько заставить его пережить некие чувства и задуматься. А наше дело – адекватно воспринять мессидж (идею) и сделать свои моральные и этические выводы.

Я не думаю, что многие читатели, прочитав это стихотворение Николая Рубцова, немедленно запишутся в общество охраны природы. Но – бусинка к бусинке копится, и в результате получается ожерелье.
---
Итак, подводя итог, мы видим, что маркированные элементы, а именно: лошадь, поздний час (поздний вечер), страх, «тревожные места» (загород, природа) – позволили нам интерпретировать данное стихотворение.


Рецензии