Джеси

Кто не воровал при социализме? В большинстве случаев, кто не имел фактической возможности. Все же нельзя так категорически говорить, была и общественная мораль, были и честные люди, относительно обеспеченные в скромных потребностях. Да и уголовной ответственностью перетоптаны многие, и это тоже сдерживающее начало для определенной категории людей.
Миша постоянно воровал электроэнергию. Был он мастеровым человеком, имел определенные познания электрика, механика и руки деловые. Насос для полива, наждачный круг, самодельное устройство для измельчения кукурузы, жизнь в селе требовала и перемолоть зерно на дерть. Зимой и электробатарею нужно включить, чтобы не мерзнуть постоянно.
Миша осторожный человек и понимал, что рано или поздно может быть уличен. Неприятно, составляют акт, позорно, но если даже оплатить его, все равно меньше той стоимости, которая похищается. Обладал он приспособлениями, чтобы покрутить счетчик в обратную сторону, да и была замаскированная дополнительная проводка, позволяющая вне счетчика потреблять электроэнергию.
Миша определил, сколько примерно тратится электроэнергии на освещение и бытовые приборы, из которых в основном холодильник, а иногда и электроплитка, конечно, вне учета. Стоимость такой энергии не велика, в разное время, изменяя на незначительную сумму, ежемесячно производил оплату.
Широкое использование электроэнергии и некоторых односельчан наводило на мысль, что Миша хорошо приспособился за счет общества. Недруги кое-что уже знали, да и зависть тех людей, с которыми якобы нормальные отношения, тоже делала свое дело. Работники РЭСа все знать не могут, но они призваны, чтобы разобраться в своем деле. Понятно, что про себя делали вывод: похищает, но не попался. Принципиального самолюбия не было, но полагали - нужно попредметнее разобраться.
Как Миша ни делал аккуратно, но техника все идет вперед и она у них на вооружении. Миша после очередной проверки успокоился, что все в порядке, счетчик показывал незначительное потребление энергии, а фактически она потреблялась в большем количестве
Работники РЕС через сутки с помощью передвижной лаборатории и тщательного осмотра чердака и сарая определили все учетное потребление электроэнергии. Акт о хищении электроэнергии странный для Миши, указано большое количество источников потребления, длительность их работы в сутки. Расчетная сумма огромна.
Первая задача - как выкрутиться и попытаться упросить работников РЭС и отблагодарить их материальными средствами. Побегал по своим знакомым, чтобы они повлияли на должностных лиц. Не получалось, говорили, что уже поздно, акт нумерованный. Хотя для Миши ясно желают показать, а если бы пожелали, пошли навстречу, то все в жизни делается, нашли препятствие - акт нумерованный, вроде бумаги у них не хватает.
Понял Миша - нет серьезных связей с людьми могущественными. И вдруг заместитель начальника РЭС спрашивает:
- Так ты с кумом в его столярке делаешь хорошие двери и окна?
-Да.
- Тогда абсолютно другой вопрос. Я - застройщик. Трудновато строить дом. Не зря есть выражение «дом построить пожелай врагу».
Разговор деловой, к соглашению пришли взаимно. Акт уничтожается. На половину стоимости составленного акта Миша для заместителя начальника РЭС делает столярку.
Миша торопился покончить с неприятными событиями, работал большее время суток, напрягаясь изо всех сил, оставляя время только для сна.
Работа завершилась, приехал заместитель начальника РЭС, но не один, а с серьезным по виду начальником. После краткого разговора Миша признал в нем самого главу администрации района. Выполненная работа им понравилась.
Миша не ожидал, что к нему будет проявлено столько уважения, и они вместе будут пить коньяк, закусывая охотничьей колбасой. Для простого человека всегда лестно знакомство с большими людьми, а за кого он мог принимать главу администрации - только за большого человека, он благоговел перед ним.
Пьянка закончилась тем, что глава администрации попросил:
- Мне тоже кое-что нужно сделать, буду рассчитываться.
Разве мог Миша в такой ситуации отказать? Через несколько дней глава администрации приехал, когда они работали с кумом, привез чертежи. Обговорив деловую часть, и вновь предложено побывать в возвышенных чувствах остограмиться. Две бутылки коньяка распиты на троих. Глава администрации, уезжая, дает 5 килограммов охотничьей колбасы и две бутылки спиртного. 3 .
Миша и кум после коньяка в состоянии были некоторое время поработать и даже на циркулярной пиле, такое состояние допускалось их нормами жизни. Но вскоре захотелось и понемногу добавить. Одной бутылки спиртного не хватило, прибегли к другой.
С Мишей, как правило, постоянно находилась собачка Джеси. Так ее назвали внучки, как он считал английским именем. Собачка маленькая, но убедительно красива и необычно подвижная и резвая. Миниатюрная лисья мордочка. Красота ее проявлялась в четкой пропорции частей тела. А когда она постоянно резвилась, картина развлекательная.
Миша держал ее как звоночек, если кто придет. На привязи она не была и постоянно перемещалась, заранее извещала лаем о приближении кого-то. Он иногда и сердился на нее, что постоянно сопровождала его, убегая из дома. Но как он не мог ей простить, если даже во время работы он наклонялся, она успевала, в знак привязанности, лизнуть лицо. Баловали и ласкали ее все.
Чем больше пили Миша и кум, тем больше они угощали Джеси охотничьей колбасой. Но вот уже кум положил голову на стол. Миша настойчив: «Кум, еще по единой и пойдем отдыхать». Расталкивает кума, последний поднимает голову, в руку ему стакан. Что-то хочет сказать, но получается только мычание. Но налитое в стакан выпито. Состояние таково, что потребность в закуске излишняя. Поднимается из-за стола, чтобы в летней кухне упасть на диван, но желаемого достичь не мог, поэтому сразу за порогом устроился на полу.
Миша осознает - домой и только домой. Опустошив стакан, отрывает длинный кусок колбасы. Надо преодолеть метров триста. За столом удавалось сидеть прямо, а стоя держаться уже трудно, тем более, нужно еще и переставлять ноги. Делая зигзагообразную линию, Миша начинает сокращать путь домой. На первых 50 метрах устраивается на земле на отдых, а почему не отдохнуть на майской траве? Только через два часа он преодолевает трехсотметровое расстояние.
Джеси сопровождала его в пути следования. Раз хозяин не ест колбасу - она объела ее, но часть осталась в зажатой руке. Миша возле калитки усаживается на скамейке. Прибывшая из района к вечеру его жена, обнаруживает лежащим под калиткой. В руке огрызок охотничьей колбасы. Ей все понятно, ей с первого раза понятна закуска охотничья колбаса, хотя при выпивке не присутствовала.
Жена кума уехала на несколько дней к дочери, поэтому его никто не тревожит. Поменял позицию, лежал лицом вниз, теперь лицом вверх. А колбаса осталась на столе, об этой первой вспоминает Джеси. Она уже несколько раз прибегает и постоянно ест колбасу. Пес, привязанный на цепи, рычит и недоволен - ему тоже дали понюхать колбасы во время выпивки, приятный запах щекочет ноздри и особенно злоба берет, когда Джеси упивается наслаждением. На его рычание она, как бы отвечает: «А где ты видел справедливость? Телевизор не смотришь, моим поступкам оправданье - реклама, формирующая социальное настроение, говорит: кто успел - тот и съел. Так что упрекать меня не в чем».
Мише плохо. Жена, переживая за его состояние, ругаясь, не проявляя заботу, ставит примочки. У кума ситуация немного проще - за ним нет надзора. Утром он вновь отхлебнет оставшегося спирта, и в течение дня будет спать. Пес и поросенок в течение суток оздоравливаются путем голодания. Но поросенок почему-то орет - вроде его досрочно режут.
Через месяц Миша работает в плотницкой и разговаривает с Джеси:
- Я тебя понимаю - ты на шум автомашины выбегаешь посмотреть - не приехал ли он. Конечно, он для тебя самый лучший человек, нет лучше в мире никого.
Собачка облизывается, мотает головой, подтверждает сказанное:
- Еще бы, столько съела колбасы...
- В моем доме не было никогда охотничьей колбасы, и ее не зарабатывал.
Джеси:
- Да, есть мне чем гордиться перед собаками села, они многие ее и не кушали.
А я его за лучшего человека не считаю, начальник он большой, а человек для меня плохой. Слишком дорого приходится платить за колбасу, в основном которую ты поела. Он принуждает меня выполнять большую работу, а платит мало. Доделываю последнюю раму и отказываюсь, придется сказать, что жена уезжает к внукам, а мне нужно хозяйство содержать. А вот организует он выпивку с домашней колбасой - не знаю, хватит ли у него христианской доброты, других препятствий нет. Ведь колбаса для него бесплатная. Сделает - будем пить и есть, чего отказываться? Джеси, не могу понять своим человеческим умом - почему механизм восприятия у людей, вроде одинаковый, а выводы и заключения разные?
-
8.01.2005 г.


Рецензии