Островский А. Н. Гроза

Во время поступления в институт жил на квартире с работником милиции, который старше возрастом. Поступить хотелось всем. О моем лидерстве вопрос на повестке дня не стоял. Попал под влияние старшего, даже не стоит так выражаться, оставался при своем мнении и мыслях, но включился и в его мероприятие.
С нами уже крутилась девица Сталина из Донецка. Имя редкое, запоминалось, своей внешностью глаз мужчин радовала. Из совместных кратковременных общений сделал поверхностный вывод - красота и культура поведения опережала умственные способности.
Сочинение писали во втором актовом зале. Большое количество абитуриентов находилось в довольно интенсивном поиске тем сочинений, предстоящих на вступительном экзамене. При этом довольно распространен способ решения задачи поступления через шпаргалки. Не могу утверждать, все ли абитуриенты этим увлекались? Но с теми, с кем соприкасался, только и говорили о шпаргалках. У меня никогда их не было, и считал, что мышление - основной стержень успеха.
Шпаргалки продавались на центральной улице печатные. Сталина имела их при себе несколько десятков, казалось, что она и начинена только шпаргалками. У милиционера тоже много было шпаргалок, но у него не было столь развитого таланта скрывать их за резиночками, складочками, карманчиками.
Парты трехместные, милиционер усадил возле себя Сталину, а я третьим. Если два варианта, то с милиционером можем освещать одну тему. Однако третий удаляется на свободные места и я оказываюсь один на последней парте. Две темы на выбор - образ Кабанихи в пьесе Л. Н. Островского «Гроза» и образ матери в произведении М. Горького «Мать».
Первоначально набросился на первую тему - яркие слова «Луч света в темном царстве», Кабаниха деспот, Дикой изверг и самодур. Эмоциональный всплеск вокруг этого и очень мало других дополнительных мыслей.
Произведение «Мать» читал позже, определяюсь, что мыслей здесь будет больше. Пишу наиболее короткими и отрезанными фразами. Самое слабое мое место сочинения - грамотность в русском языке. У меня наиболее выражен математический склад ума, но почему-то азартно хочется разобраться, что такое законы и общественный порядок?
В сложносочиненных и подчиненных предложениях нарушается логичность мышления и взаимосвязанность, и трудность расстановки знаков препинания.
В спокойной обстановке написал четыре листа сочинения. Уличенные в шпаргалках выгоняются один за другим. Читаю написанное сочинение, есть сомнения в расстановке запятых. Трое преподавателей постоянно ходят по рядам, до задней парты доходит старшая, спрашиваю утвердительно: «Здесь же запятая нужна?». Читает и говорит: «Нужна».
Устный экзамен по русскому языку и литературе через выходной. С волнением осматриваю вывешенный список не допущенных к сдаче устного экзамена - меня нет, появляется определенная надежда. Первая пятерка абитуриентов на экзамен сформирована, я первый после них. Кажется, все вопросы знаю и могу отвечать. Второй вопрос - разбор предложения, знаки препинания не расставлены. Прямая речь Олега Кошевого, в волнении упускаю деталь, прочитав предложение, допускаю ошибку, преподаватель начинает задавать наводящий вопрос, но я опережаю ее, и перечитывая предложение, расставляю знаки. Пытаюсь говорить все, что знаю, меня останавливают, говорят - хватит, обиженно стараюсь дополнить. Рука преподавательницы в зачетной книжке производит запись - замолк, но прочитать не могу, зачетная книжка в руках, на пороге уясняю - четыре по сочинению, пять устный. От сладости замирает сердце. До полного зачетного балла - история, а в ней чувствую себя сильным.
По истечении 44 лет мог бы пофилософствовать и над образом Кабанихи с претензией на самостоятельную оценку пьесы Островского и вступить в пререкание и с Добролюбовым и Писаревым. Немного темное царство осветлить, а остроту луча света поуменьшить, а величественность и высокохудожественность пьесы не трогать.
Островский осветил существующие недостатки общества, которые уже являлись тормозом для прогрессивного общественного развития. В оценке художественного произведения следует исходить, что в нем на каком-то фоне воспроизводится главная мысль, главная идея, которая должна захватить общество с целью совершенствования жизни. Выделение этой главной идеи с художественной стороны произведения путем гипертрофирования, преувеличения отрицательности поведения героев Произведения, возвышения положительного для видимости и убедительности контрастности.
Главной идеей пьесы является намерение добиться осуждения отрицательных черт поведения властвующих людей в бытовой, семейной и общественной сфере жизни, которые не регулируются властью, а целиком покоятся на личных отношениях. А отрицательные черты выражаются в самодурстве, в чрезмерном эгоизме, в отрицании возможности равенства людей, в тирании к меньшим своим. Раз я хозяин и хозяйка дома, я им управляю, то, что я хочу, то и делаю, без учета интересов других, без проявления намерения понять их интересы.
В 1881 году Островский в ответ критикам своих пьес писал, что люди ходят в театр за художественным наслаждением, но вместо наслаждения получают мысли, которые в своем положительном воздействии приносят большую пользу и имеют перспективу.
У Пушкина есть своя оценка драматического писателя, судить его по законам, им самим над собою признанным. Поэтому не важно, как он выражал и в чем создал идею, а что выразил. Наиболее высокая оценка со стороны критики дана Добролюбовым - луч света в темном царстве. Но скорее нужно согласиться с Писаревым, который правильно определяет, что нельзя признавать высокохудожественность и жизненность всех героев.
Высокохудожественными и жизненными героями являются только Кабаниха и Дикой. Только они вместо художественного наслаждения (по Островскому), классичностью своего чрезвычайно отрицательного поведения порождают мысль - так жить нельзя, такая бытовая психологическая характеристика задерживает рост человеческого прогресса.
Высказывание о драматурге у Пушкина ограниченное, не совсем полностью понятное и его можно по-разному толковать. Будем считать, что его общее высказывание не находится в противоречии с таким толкованием - для выражения высокой идеи и мысли нужен фон, и не важно, что этот фон может быть малореалистичен и маложизненен. Этот фон при всех его свойствах и недостатках не помешает самой высокой оценке художественного произведения.
Эту оценку выведет и заслужит самая классическая мысль и образы, которые ее несут. Поэтому в большей степени нужно соглашаться с Писаревым, что остальные герои, в том числе и Катерина, не являются лучом света в темном царстве, они не ведут к новой созидательной жизни. Они фон для оттенения основной мысли, которую вызывают Кабаниха и Дикой.
По сюжету произведения, почему должна погибнуть Катерина - а чтобы отразить глубину самодурства Кабанихи. Герои фона только выражают определенный протест против поведения классических героев, задерживающих рост общественного развития, они не несут примеры будущего надлежащего поведения. Настоящее их поведение может быть и осудительно. Безвольный Тихон, отсутствие сил и воли бороться за себя, бессмысленный протест против ограничений его свободы, вызванных чрезмерной любовью матери.
Отличие Катерины от Тихона в том, что она не соглашается с ограничениями и притеснениями, сама отказывается от жизни. Но ее поведение может вызывать и осуждение.
Она вступила в брак по своему согласию, по крайней мере, нет сведений о принудительном браке. К мужу она испытывает привязанность, чувства высокой любви нет, но проявляется к нему жалость и добрые чувства. Поэтому роковая любовь к Борису не приложима не только к устоям мира Кабанихи, но и к более демократическим устоям. Она направлена против семьи. Если же Островский на ее поведении осуждает порядки домостроя, когда девушке жениха показывают только перед свадьбой, то тогда в любви Катерина к Борису есть положительный смысл. Но здесь нет конкретного такого показа. Ведь право на свободу выбора любви несет и обязанности друг перед другом.
И дополнительный взгляд на Кабаниху. Кто она, кроме данных ей характеристик—лицо, содержащее семью, обладающее экономической властью. Экономически властвующее лицо определяет взаимоотношения друг с другом и другие порядки. Поэтому на нее следует взглянуть с позиций исполнения ею обязанностей, направленных на обеспечение самостоятельного роста второго поколения - сына и невестки. Пьеса имеет сведения, что Тихон уезжает в командировку заниматься делами. Но вопрос в том - насколько он самостоятелен? По данным - он терзаемый притеснениями, не занимается делами, а только пьет.
Кабаниха несет обязанность на себе по сохранению порядка и воспитанию самостоятельности у сына. Своим поведением она это не обеспечивает. Частичная проблема, изображенная Фонвизиным - воспитание беспомощного будущего поколения.
Но на существующие порядки следует взглянуть и с другой стороны, они являются для определенной категории людей обязательными и исполнение их ограничивает свободу поведения, - не состоялось ли в будущих поколениях, что роль Кабанихи в поддержании порядка упала - вседозволенность, свобода, неограниченная обязанностями, ведет к отрицательным последствиям. Очередное поколение, которое приступает к власти, оказывается неподготовленным и несет за собой комплекс отрицательных черт поведения.
На Одесской киностудии в 90-х годах создан кинофильм «Биндюжники». Поведение главного героя кинофильма, главы еврейского семейства, лидера биндюжников по своему самодурству и деспотизму сродни поступкам Кабанихи. На трудной работе одесских извозчиков он авторитет. В семье уже другое поведение - жена изношенная от тяжести забот, преждевременно состарившаяся, терпит от него все несправедливости, а в отношении всех остальных членов семьи он уже деспот.
Глава семьи куражится, в открытую содержит любовницу, ощущая неудовлетворенное состояние в результате каприза любовницы, в нетрезвом состоянии начинает издеваться над семейством. Старший сын, испытывая чувство долга в защите матери, запирает отца в сарай. Он выступает не против отца, против родителя, он пресекает действие хулигана. Эффект неожиданный, законы силы, сломлена сила отца и он не авторитет. Смена власти, уже действия против отца, против родителя - без уважения и любви к нему.
Проблема для всех времен - в каком состоянии и когда из родительского гнезда вылетают «птенцы» психотравмированы ли они семейными порядками или изнежены и неподготовлены к жизни из-за уклонения от обязанностей, либо полноценные, готовые двинуть вперед дело общественного прогресса.
В отношении образа Дикого - он скорее образ не из семейно-бытовых отношений, не регулируемых властью - он скорее классический образ социальной несправедливой жизни. Фразы «Что я тебе - равный, что ли?», «Так ты знай, что ты - червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».
Подобные идеи типичны для государства с социальной несправедливостью, с имущественным неравенством, где ценность человека определяется имущественным цензом. При этом эта идеология даже не прикрывается формальными положениями о равенстве людей. Реакцией на поведение в обществе может быть ориентация на революцию.
Кабаниха в оценке Дикого права - на его мысль: «Что я под началом?», - она отвечает: «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься».
Появление человека в жизни и уход из нее без его согласия может толкать на мысль, что человек в жизни всегда кому-то и чему-то обязан, вот эти обстоятельства и являются старшинством над ним. Религия монополизировала взятое на себя право постоянно требовать подчинения человека. В системе устроенного религией подчинения - он «раб божий». Но и для людей, отвергающих религиозные требования, считающих, что «человек - это звучит гордо», не может быть права на всеобъемлющую свободу. Человек при определенной свободе поведения, поступков и мыслей, постоянно обязателен перед родителями, перед государством, перед собой за свои дела.

11.04.2005 г.


Рецензии