Предназначение
Миссия одной простой женщины состояла в том чтобы родить Человека –Бога, а предназначение другой – произвести на свет странного мальчишку, который всю жизнь оставался любопытным ребёнком, и портрет которого с высунутым языком известен всему миру.
Один человек пришёл в этот мир, чтобы ценой своей жизни остановить пассажирский поезд перед размытым железнодорожным полотном.
Другой прожил жизнь незаметно, но умудрился никого не обидеть ни словом, ни делом.
Конфуций говорил: «Если утром ты постиг смысл жизни, то вечером можешь спокойно умереть».
Может быть, вы или я уже давно выполнили своё предназначение и даже этого не заметили, а результат проявится в другом времени или в другом измерении.
Всё это сложно и почти недоступно для нашего понимания и осмысления…
В качестве примера расскажу историю о моём старшем брате, а вы уж сами решайте – где добро, где зло, где Божий промысел, а где сатанинская уловка.
Родился мой братишка на второй год после Великой войны, в День Авиации.
До него в эскадрилье рождались одни девочки – примета к долгому миру.
Ребёнок стал талисманом полка и всеобщим любимцем. Его брали с собой даже на танцплощадку. Всем хотелось подержать на руках это синеглазое чудо, и в конце вечера родители получали изрядно захватанный десятками рук «конвертик» со спящим сыном.
Бурно отмечался каждый новый зуб, каждый новый звук, а уж первый шаг – это был всеобщий праздник!
Очень рано младенец Владимир осознал себя центром Вселенной (и не усомнился в этом ни разу на протяжении всей жизни). Его успехи были результатом врождённой исключительности, а неудачи списывались на несовершенство окружающего мира.
В школе Вовочка учился неплохо, легко усваивал материал. А вот по поведению его оценки колебались между единицей и тройкой. Редкая неделя обходилась без вызова родителей в школу. Дневник был испещрён самыми разнообразными записями: подрался, нахамил учителю, плевался в потолок пластилином(!?), облил соседку по парте чернилами, выбросил в окно классный журнал и так далее до бесконечности. Ни карательные, ни воспитательные меры не действовали на «этого монстра». Закон о всеобщем среднем образовании был на его стороне. Но, когда в восьмом классе он запустил в учительницу ботаники бегонией вместе с горшком, родителей вызвали в городской отдел народного образования и поставили перед выбором: или профтехучилище – или колония для несовершеннолетних.
Так юный пакостник оказался в ПТУ с обидой на весь свет и с ощущением себя жемчужиной в перловке. Он требовал от сокурсников беспрекословного подчинения и по любому поводу пускал в ход кулаки.
Слава богу, сильного, активного пацана заметил тренер по лёгкой атлетике и сумел направить всю его бешеную энергию в мирных целях.
Через несколько лет упорных тренировок (тренеру – почёт и уважение) Вольдемар стал чемпионом и рекордсменом республики, мастером спорта по прыжкам в длину и в спринтерском беге.
Родители были совершенно счастливы и горды: портреты их сына в роскошных ракурсах красовались на стендах по всему городу. Девушки обрывали телефон. На них даже была заведена картотека с расписанием свиданий.
Когда-то в СССР был популярен очень красивый американский певец - Дин Рид. Брат мой был невероятно на него похож, и это добавляло ему успеха у прекрасного пола.
Но всё хорошее быстро кончается. Физический ресурс был исчерпан, результаты перестали расти. Молодые соперники выигрывали один чемпионат за другим. Поражения заливались алкоголем. Дальше – больше. В двадцать пять лет Вован был уже сильно пьющим, озлобленным на всех и вся персонажем. Друзья и подруги от него отвернулись, жена с ребёнком, не выдержав постоянного пьянства и рукоприкладства, вернулась к маме.
Сколько себя помню, родители мои беспрестанно были заняты сыном – и в детстве, и в юности, и на третьем-четвёртом-пятом десятке его жизни. Они героически пытались изменить угол наклона его непрерывного падения. Картина «Возвращение блудного сына» наблюдалась в нашей семье почти ежегодно, только герои старели.
Прошли годы, «сынуля» окончательно спился и тянул из родительского дома всё, что можно было обменять на бутылку.
Когда отец умер, в заложниках осталась мать, у которой с незавидной регулярностью исчезала пенсия и появлялись синяки.
Потом наш герой пропал совсем, исчез, испарился. Ещё несколько лет, завидев какого-нибудь бродягу, я пыталась отыскать на заросшем, пустоглазом лице черты красавца брата.
Несчастная мать до самой смерти боялась, что сын вернётся. Трое его детей от разных женщин не получили и сотой доли любви и внимания, которой был окружён в детстве их папаша.
Меня постоянно мучил вопрос: в чём было предназначение этого человека? Он жил только для себя, ничего и никогда не отдавал, а только брал, брал и свято верил, что ему все должны.
Когда есть вопрос – обязательно придёт ответ.
В конце прошлого века пользовались популярностью различные лекции, тренинги, философские семинары. Утратив одни идеалы, люди метались в поисках других.
Как–то меня занесло на такую лекцию. Коротко стриженая седая красавица рассказывала что-то о буддистских практиках, о духовности и самопознании.
Через полчаса я была точно уверена, что знаю её. Такие невероятные «александритовые» глаза, без сомнения, принадлежали Диане – давнишней пассии моего брата. Когда-то она была если не первой красавицей в городе, то в десятку точно входила. Осиная талия, соблазнительные формы, тяжёлые пепельные волосы до пояса – всё это теперь было утрачено, но глаза сохранились и казались ещё больше и прекраснее на узком личике с высокими скулами.
Я еле дотерпела до конца лекции, подошла к ней, особенно не надеясь, что меня вспомнят.
- Здравствуйте, Вы - Диана?
- Здравствуйте, Наталья, а я Вас тоже узнала, у вас улыбка такая же, как у вашего брата... Кстати, как он поживает?
Тут я ей выложила всё про «подвиги» и «достижения» интересующего её субьекта, а заодно, попросила, в свете приобретённого ею знания, ответить на мучивший меня вопрос: в чём было его предназначение?
- А случай с юношеской сборной, неужели этого недостаточно?, - она сверкнула драгоценными глазищами, - это и было, определённо, и оправдание, и смысл его жизни!
- Какая ещё сборная, когда это было?
- Он, что не рассказывал об этом? Хотя вряд ли кто ему поверит – вралю и хвастуну… Послушайте, у меня после лекции всё горло пересохло, давайте пойдём в кафе, попьём чайку, и я вам всё расскажу по порядку.
- Было это давно, в конце восьмидесятых, в марте в пятницу. Мы столкнулись с Володей на улице нос к носу и разговорились. Оказалось, что мы оба свободны. Я когда-то вышла замуж назло ему, испортила жизнь себе и ни в чём неповинному человеку. Очень хотелось думать, что и он развёлся потому, что не мог забыть меня. Мы, женщины, чего только не напридумываем, и давай в это верить!
«Мужчина моей мечты» на тот момент выглядел вполне прилично: вставил зубы взамен выбитых, подлечился и приоделся (не без помощи родителей). Постоянной работы у него не было, но кое-какие средства перепадали за спортивное судейство и сопровождение команд на выездные соревнования.
Погода в тот вечер была не по-весеннему холодная, шёл дождь, и мы с улицы переместились в уютный ресторанчик, а потом и в Володькину холостяцкую квартирку.
Выходные пролетели, как одно мгновение. Рано утром в понедельник, собираясь на работу, я заметила в прихожей большой толстый портфель и, из любопытства, наверное, решила в него заглянуть.
О, ужас, там лежали документы и авиабилеты в Москву на всю республиканскую юношескую сборную! Билеты на сегодняшний день! Рейс через три часа!
Мои героические попытки разбудить Володю были тщетны: ночью, втихаря, он выдул бутылку коньяка, припрятанную на кухне.
Не помню, как мне удалось дотащить его до ванны, но ледяная вода сделала своё дело: появились проблески сознания. И тут же посыпался град упрёков: - Это всё из-за тебя, ты виновата, что я позабыл о командировке! Теперь они меня убьют! Поедешь со мной в аэропорт: увидят тебя, поймут, почему я проспал, тогда, может быть, и помилуют!
Погода в тот день была адская: ураганный ветер и дождь со снегом. Общественный транспорт стоял, и несчастные граждане катились по обледенелым тротуарам, скользя и падая.
Какой-то частник-экстремал согласился доставить нас в аэропорт, назвав цену, сопоставимую со стоимостью авиабилета. Пришлось отдать ему колечко, бабушкин подарок.
Когда мы влетели в здание терминала, регистрация давно закончилась. Провожающие стояли у запотевших окон и пытались рассмотреть за пеленой дождя, как самолёт вырулит на взлёт.
А в центре зала стояла плотная группа из детей и родителей, которые только что не дымились от возмущения.
- Месяцы тренировок пропали даром из-за этого урода!
- Убить его мало!
- Посмотрите на эту пропитую морду! Ни стыда, ни совести!
- Девушка, не загораживайте его, отойдите от греха подальше, а то и вам достанется!
Толпа грозно и неотвратимо надвигалась на нас. Меня оттеснили к окнам, а моего спутника поволокли куда-то в сторону туалетов, наверное, убить и утопить.
То, что произошло в следующие мгновения, снится мне до сих пор. Лайнер разогнался, поднялся в воздух, превозмогая шквалистые порывы ветра, начал набирать высоту, потом снизился, накренился, зацепил крылом высоковольтную линию и рухнул в районе нефтепромыслов.
Всё происходило, как в замедленной съёмке: глухой удар, взрыв, огонь и чёрный дым. Люди окаменели от ужаса, не в силах поверить в произошедшее. После минутной паузы в мёртвой тишине раздались сдавленные вздохи, всхлипывания, плач, затем дикие, звериные вопли, переходящие в общий вой, заглушающий сирены пожарных и санитарных машин…
И на этом жутком фоне – какая-то немыслимая, водевильная сцена: из туалета на руках выносят Его Величество, Пропитую Морду, и начинают её – эту морду – обнимать и целовать. Со стороны казалось, что это делегация из дурдома.
- Дорогой Вы наш человек, Богом посланный!
- Спаситель, посланник Провидения!
- Дай, Бог тебе здоровья и счастья, Брат, во веки веков!
- Девушка, идите скорей сюда! Мы вас тоже любим, ведь именно из-за такой красавицы он про всё забыл!
Между первым и вторым выступлением толпы не прошло и десяти минут.
Среди всеобщего горя ликующая компания выглядела нелепо и вызывающе.
Нас попросили покинуть здание и территорию аэропорта.
Через несколько минут вереница такси со счастливыми несостоявшимися авиапассажирами и их богоподобным спасителем уже мчалась в сторону города.
Сначала заехали в лучшую «хашную» - привести виновника торжества в надлежащий вид.
(Для тех, кто не в теме: хаш – крепкий бульон из бараньей головы – восстанавливает из мёртвых. В общем, рассол отдыхает.) Затем был организован банкет в самом престижном и дорогом ресторане, куда не ступала нога простого смертного. Достаточно было прочитать циферки напротив блюд, и становилось «мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Столы ломились от деликатесов и напитков. Ещё бы! – Столько дней рождения справлялось одновременно. Повара и официанты, узнав причину сборища, старались изо всех сил. Лучшие джазмены импровизировали в мажоре. Папы, мамы, отроки ели, пили, смеялись, плакали и танцевали одновременно. Ни раньше, ни потом не видела я такого веселья.
«Звезда» по имени «Владимир-Ясное-Солнце» воспринимал происходящее, как само собой разумеющееся. Пил коллекционные коньяки, как воду, озарял окружающих лучезарной улыбкой, благодушно позволял себя обнимать и целовать. Он ещё не знал, что сегодняшний праздник – это только начало.
Дальше начались серые будни Героя.
Родители спасённых детей каждый день, согласно графика, увозили спасителя из дома к себе в гости и угощали так, что каждый предыдущий ужин казался «скромненьким».
Я, слава богу, не имея официального статуса жены или хотя бы невесты, счастливо избежала этой изощрённой экзекуции.
Так продолжалось пару месяцев. А потом была прободная язва, многочасовая операция.
Лучший врач, щедро оплаченный «угощающей стороной», вытащил бедолагу буквально с «того света».
Выйдя из больницы, наш герой недели две продержался на диете, а затем жутко, по-чёрному запил. Коробки и ящики с дорогим алкоголем – презенты от благодарных родителей – стремительно пустели.
На звонки он не отвечал, а при «случайной» встрече, тщательно мной спланированной и подготовленной, выпросил денег «на тушение горящих труб» и тут же ушёл, не попрощавшись.
Осознав, что всё кончено, разочарованная, с разбитым сердцем, я, как за соломинку, ухватилась за предложение моих московских коллег: поработать синхронным переводчиком с арабского и персидского языков.
С тех пор и живу в Москве, замуж больше не вышла: не могу забыть свою несчастную, корявую любовь. Время от времени «просветляюсь» на Тибете и в Непале.
Хорошо, что встретила Вас, Наталья, и всё узнала - теперь успокоюсь и окончательно выброшу его из памяти.
А насчёт предназначения – где-то там, наверху, решается, кому из нас быть орудием добра или зла. Брат Ваш не был героем, просто у кого-то из спасённых им детей, видимо, было высокое предназначение.
Расставшись с Дианой, я шла домой и думала о той группе юных спортсменов.
Счастливчики уже выросли и сами стали родителями. Интересно, рассказывают ли они своим детям о том чудесном спасении и о безалаберном, сильно пьющем тренере.
Надеюсь, рассказывают и поминают его добрым словом.
Я в подробностях пересказала эту историю своему взрослому племяннику, который, в силу объективных причин, испытывал к папеньке стойкую неприязнь. Ждала, какая будет реакция: удивление, огорчение, радость, гордость… Но он только отмахнулся от меня, как от назойливой мухи:
- Ну, тётка, ну и здорова ты сочинять, ну прям Агафья Кристи, тебе бы рассказы писать!
Вот и пишу теперь…
Свидетельство о публикации №214081701905