Плач - стилизация

Не сама-то я, младешенька, смерть приняла. Не сама-то я, младешенька, померла без гроба, без савана, без свечи, без покаяния...

Сгубила меня тоска смертная, схоронила беда горемычная.

Пойду я, горюша победныя, во чисто поле тоску-кручину размыкать, стану я посередь него. По праву сторону темный лес стоит, по леву - курганчик виднеется.

Тут не бел лебедь лежит, не черный ворон покоится, не сизый сокол в земле сырой схоронен. Покоится здесь добрый молодец. Кудри темные, очи ясные, брови черные соболиные. Сложил он буйну головушку на чужедальней сторонушке лютой...

На кого ты меня покинул, голубчик сизокрылый? Я ли тебя не любила, я ли тебя не лелеяла, я ли тебе, соколику ясному, красу девичью не подарила?

Ой ты, гой еси, Мать-Сыра-Земля! Поклонюсь я тебе на четыре сторонушки, помоги ты мне, красной девице, схорони меня во могилушку. Понесла я, мамынька, не праздна уже краса девичья. Коль откажешь мне, не посерчаю, матушка! Пойду я тогда, горюша победныя, к водяному лютому, поклонюся ему во зелены ноженьки, токмо взял бы меня в царство подводное водяницею.

Вот лежу я, краса девичья, да на дне реки. Сомкнулись очи звездистые, поблекли перси, да ланиты румяные, уста пурпурные. Распустилися русы косоньки, белы ноженьки тиной окутаны. Нет обо мне ни памяти, ни предания, ни легенды, ни былины... Все покрыла смерть безвестная, скрыт позор от ока людского.

Вы простите мя, отец с матерью, вы простите, брат с сестрицею, но на отчий дом не смогла я хулу наложить, не смогла я позора горького снести.

Ни девка, ни вдова, ни мужняя жена, от людей сокрылася в подводном царствие. Водяницей стала я, русалкою, с берегинями да болотницами схороводилась, чистых душ погубительницей сделалась.

Как настанет Купалы ноxь, выйду я во полночь со сестрицами-водяницами честной люд пугать, страху-ужасу нагонять. Не увидите меня, отец с матерью, не увидите, брат с сестрицею, но уж я на вас, мои родные, погляжу во последний раз. Опосля забуду все, ибо нежитью стану я...

Помилуй, Господи, душу рабы твоея...

2001


Рецензии