Картинки детства. Варивода

Была в нашей школе одна удивительная и странная вещь – музыкальная подготовка. В школе работал настоящий подвижник музыки,замечательный музыкальный педагог, а не просто учитель музыки, каких потом видела много в других школах.


Подготовка, которую он нам давал, была на уровне, как минимум, музыкальной школы или музыкального училища. Его фамилию я запомнила на всю жизнь – Варивода. Он любил музыку до самозабвения, до фанатизма, и нас также фанатично учил понимать музыку и петь. Его самоотдача была беспримерной.


Но тогда для нас уроки музыки были пыткой. Варивода был строгим и требовательным. Всегда с тяжелым баяном и временами отстраненным взглядом, смотрящим в какую-то невидимую для нас точку. Мы его боялись, а его уроки были самыми главными.


Главнее русского, литературы, математики и физики вместе взятых. Когда на следующий день по расписанию стояла «музыка», то вечером на самоподготовке больше половины времени тратили на выполнение домашнего задания к этому уроку.


Учил нас Варивода музыкальной грамоте всерьез. Мы знали всё сольфеджио со всеми тонкостями музыкальной грамоты: нотами, музыкальными знаками (си-бемолями и диезами), мажорным и минорным ладом, гаммами и счетом - на два, три и четыре.


На каждом уроке спрашивали каждого, поэтому на самоподготовке пели всем классом вместе с воспитателем. Не дай Бог, на уроке сфальшивить!  Но это было  не все.


Самым страшным было - общешкольное пение. Проходило оно три раза в неделю. Вся школа выстраивалась в большом-большом коридоре второго этажа для хорового пения. И в течение двух-трех часов разучивала песни и учились петь хором. Как мы ненавидели этот хор! Кто бы только знал.


Народные песни были - ножом в горле. А кроме общешкольного пения, был еще малый хор, в который отбирали по голосовым и слуховым данным. Хор готовили для выступлений. Я попала и туда. Так под тройным музыкальным гнетом проходило мое детство.


Труды Вариводы не могли не дать хороших плодов. Наш хор славился и гремел на весь город. Не проходило ни одного месяца, чтобы мы где-нибудь не выступали, а выступали мы только на очень крупных и ответственных мероприятиях. В каких только дворцах мы не побывали!


Помню закулисные распевки, репетиции, переодевания, костюмерные, волнения, всегда сопровождавшие такие выступления. Помню и большие длинные скамейки, которые мы расставляли на сцене для хора. Однажды я упала в обморок: то ли от перенапряжения, то ли от жары, то ли от малокровия.


Нас неоднократно награждали, постоянно приглашали на телевидение, городские смотры и конкурсы. Варивода гордился своим детищем. И школа им тоже гордилась. Пока... школу не расформировали и нас не перевели в другой интернат. На этом тогда все и кончилось.


В новой школе учитель пения утверждал, что нас специально отбирали в наш интернат по музыкальным способностям. Он не верил, что так можно научить петь самых обыкновенных детей.


А мы действительно были обыкновенными детьми, с обычными способностями или даже вовсе без них, без слуха и голоса. Я до сих пор считаю себя безголосой и тугоухой.


Но наш Варивода сделал каждого из нас и навсегда поклонниками не только русской народной песни, но и привил любовь к классической музыке. Чего ему это стоило, знает только он один.


Сейчас у меня большая коллекция духовных песнопений и классической музыки. И стоя на службе в храме,  не могу удержаться от пения и  слез, всегда вспоминая с благодарностью и любовью нашего "ненавистного" Вариводу.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/kartinki-detstva-varivoda/


Рецензии