Меланхолия по Дюреру

Это моё произведение опубликовано в интернет-журнале Дистопия: http://dystopia.me/melencolia-i/

«Все люди, выделившиеся в великом искусстве были меланхоликами».
Аристотель
Альбрех Дюрер – один из известнейших авторов гравюр, был непревзойдённым художником и учёным в эпоху Реннесанса. В Италии был Да Винчи, а вот Германия могла похвастаться Дюрером.
Родившись в семье золотых дел мастера в Нюрберге, молодой Дюрер не стал продолжать ремесло отца. В пятнадцатилетнем возрасте он поступил на обучение к нюбрбергскому художнику Михаэлю Вольгемуту, где и постиг первые азы гравирования по дереву. Развивавшееся в то время книгопечатание (многие гравюры впоследствии Дюрер будет делать именно для книг) позволило художнику быстро найти применение своему таланту. Дальнейшее обучение Дюрера продвигалось очень быстро, и его известность росла. Он ездил в Италию, Венецию, знакомился с художниками, гравёрами, учёными, писателями и поэтами. Дюрер был по-настоящему светским человеком. Он совмещал в себе не только черты отстранённого творца и учёного, но так же хорошо взаимодействовал с другими людьми. Это позволяло художнику развиваться ещё быстрее и расширять круг своих интересов.
Помимо знакомств с заказчиками, Альбрех Дюрер так же общался и со своими коллегами – гравёрами и живописцами, которые в то время (а это самый разгар Возрождения) интересовались искусством с точки зрения науки. Это время, когда красоту пытались обосновать с помощью циркуля и линейки.
И Дюрер – один из тех, кому это действительно удалось. Из-под его пера к концу жизни вышло множество замечательных произведений о перспективе, законах построения и даже о градостроительстве. Дюрер не просто творил, но и пытался понять: как искусство наиболее плотно приблизить к реальности, используя для этого развивающуюся науку и технику.
Одно из самых загадочных и известных произведений Дюрера – «Меланхолия I», - одна из трёх «Мастерских гравюр». Эта гравюра – сложная аллегория, состоящая из символов, которые понятны отнюдь не каждому. Могучая крылатая женщина, сидящая на ступенях; высеченный камень странной формы; магические символы на стене; звезда на заднем плане – все эти изображения кажутся несвязными, однако набор предметов слишком необычен, чтобы казаться случайностью. Начиная с названия и заканчивая последней изображённой деталью – гравюра вызывает лёгкое недоумение, однако, даже непонятая, вызывает отклик.
Меланхолия Дюрера могуча и крылата, вся сложность характера самого художника изображена в этой женщине, которая, кажется, вводит зрителя в своё тяжкое раздумье. Предметы, разбросанные вокруг Меланхолии, указывают на множество увлечений Дюрера:  математику, землемерие, астрологию, геометрию и даже магию. С их помощью он пытался познать искусство, однако не сумел и отбросил за ненадобностью. На первом плане всё равно всегда остаётся Она – Меланхолия, погружающая художника в состояние отчуждённости и одиночества.
На самом деле в понимании Дюрера, как и в понимании многих его современников, меланхолия – это не болезнь, а некое состояние одержимости, доступное только гению. И верно, что гении чаще других постигают одиночество, одержимость идеями, отчуждённость и всё то, что сопутствует расстройствам разума. Однако только они могут преодолеть всё это и создать шедевр или сделать открытие. В этом состоянии и сила и слабость всех гениальных людей.
Однако что же значит единица? Все науки и искусство в эпоху Возрождения были так же неразрывно связаны с магией, где мы и находим ответ, какая именно меланхолия интересует Дюрера. В рукописях «волшебника и мага» Агриппы Неттесгеймского существует три ступени гения: первая – доступная людям искусства, вторая – доступная людям науки, и третья – для тех, кто доходит до понимания божественности. Отсюда единица – указывающая на принадлежность самого Дюрера и его меланхолии к первому порядку гениальности.
Вся сложность характера художника, его душевное одиночество и трагизм – вот что по-настоящему отражается в Меланхолии. Эти неподдельные переживания, отражённые с помощью гравюры и позволяют задержаться перед ней, проникнуться этим состоянием. По справедливости, эта, одна из трёх мастерских гравюр – духовный автопортрет Дюрера.
« Только художники большого разума и умений поймут правду в этих необычных словах: человек может набросать пером на полушке бумаги в один день или вырезать в крошечном куске дерева маленькой железкой такое, что окажется лучше и более умело, чем большая работа другого, над которой её творец работает с тщанием в течение целого года. И это свойство чудесно. Ибо Бог часто даёт способность учёности и умение такому человеку, с которым не может сравниться никто в его время, никто, живший за много лет до того, и никто в последующие годы».
Дюрер


Рецензии