Тайна Феофана Финал Книга вторая, глава 76

Глава 76. Финал.
В Ялте разгоралось лето. Через день после возвращения с озера Павел Валерьевич отправил домой в Уфу Семёна и Василину. Их сопровождал Ахмет. Лактионов покинул Ялту 22 июня. Лиза тоже очень спешила вернуться в Москву, но мы её уговорили еще погостить.
Все вместе, включая Игоря, ездили в монастырь Святого Козьмы и Дамиана. Там Артур долго разговаривал с настоятелем и рассказал ему всё, что произошло. Настоятель очень обрадовался нашему приезду и устроил общую праздничную трапезу. Генерал показал батюшке книгу и камни. Священник, пройдя обычный для непосвящённых вступительный ритуал, прочел там слова благодарности - так он сказал. Артур вернул в монастырь пергамент Феофана. Но икону Феофана оставил себе. Рассказ Артура батюшка теперь запишет собственноручно, и появится новая легенда монастыря. Книга и камни поедут в Россию, для этого из Москвы прибудут специальные сопровождающие.
Артур побывал в своей школе. Света сумела все организовать так, что сына перевели в следующий класс благодаря классной руководительнице, и вдаваться в подробности мы здесь не будем.
Незаметно пришел день рождения Артура.
27 июня 2002 г., четверг. Еще не рассвело. Луна только собирается спрятаться за горой. А мы уже пришли на берег моря. Мы - это Семененко, Лиза, Артур, Света и я. Сегодня Артуру исполняется 15 лет. Мы решили утро первого дня нового года жизни Артура встретить вместе с солнышком. Радостнее всех Ника, она без поводка носится вокруг нас, не скрывая своих собачьих эмоций. Но и у остальных настроение просто замечательное.
Мы расположились на солярии в шезлонгах. Утром прохладно. Но это никому из нас не мешает.
Море сегодня спокойное. Даже звездочки можно различить, качающиеся на воде.
-А вы знаете, что такое море, - задал я риторический вопрос. Все молчали. А я стал декламировать…
«Ты видел море?..
Море - это гроза. Мелькнет вдали яркой молнией. И вскоре появится вдруг, разольется, как гром, и заполнит собой все пространство.
Оно по-матерински нежно обнимет тебя, успокоит тихим шепотом волн, приласкает. Или смертельным врагом набросится на тебя и швырнет на скалы.
И ты барахтаешься в его просторах жалкой щепкой, забытой и заброшенной. Или нежишься, окруженный теплой водой, как царь, взлелеянный свитой, - это все море: доброе, как друг, и безжалостное, как враг.
Море обманчивой прекрасной русалкой заманивает в пучину, из которой уже нет дороги назад, или сильными руками несет на своих водах по бескрайним далям.
Оно ласковое синее, оно грозное черное, оно бесконечное и такое близкое, лижет подобострастно ноги... В нем утопает даже солнышко и из него же и появляется.
Море вечное, прекрасное, незабываемое!»
Фонари для экономии электроэнергии потухли раньше чем начался восход. Небо постепенно начинает светлеть. Послышался щебет птиц. Вода шелестит морскими камешками, не уставая катать их набегающими волнами. Сначала небо становится голым, теряя свой звездный наряд. Последними тают самые яркие звездочки. Потом огромное бирюзовое покрывало разворачивается над нами от края до края. И где-то у горизонта появляется тонкая короткая полоска оранжевого цвета. Небо раскрашивается в разные цвета: от голубого до желтого. И вот на границе неба и моря появляется краешек солнца. И от него прямо к нам расстилается дорожка.
Несколько минут - и уже полсолнца показалось над морем. И оно из красно-оранжевого стало желтым. Еще несколько минут - и солнце рассталось с кромкой моря. Просыпается новый день.
Мы все спустились на берег и минут десять бултыхались в воде. Утром вода чистая, прозрачная и необыкновенно бодрящая. Счастливые, но мокрые, веселой ватагой мы вернулись в наш дом на Слободке.
Я и Света остались дома и занялись приготовлением праздничного обеда. А Артур, Лиза и генерал на такси поехали в короткую турпоездку на гору Ай-Петри.
Я подготавливаю дровишки для мангала. Света замариновала мясо. Занялась подготовкой салатов.
Стол был готов гораздо раньше, чем вернулись путешественники. И мы со Светой еще раз ходили на пляж, чтобы освежиться.
Вернулись. День уже перевалил свою середину. Вернулись наши туристы. День начался радостно, приятно продолжается. Это счастливый день.
В который уже раз в нашем дворе собралась компания людей. Но сегодня здесь собрались только желанные, ставшие близкими люди. Прекрасный стол: традиционные шашлыки, много зелени, овощей, немного спиртного. Напиваться никто не хотел, потому что все мы ожидали рассказа Павла Валерьевича. Много секретов он от нас пока таил.
Артур, как виновник торжества, ведет себя вальяжно. Он исполнен собственной значительности. Он упивается отношением к себе остальных собравшихся.  Сегодня среди нас нет никого, кто мог бы омрачить общий праздник.
Подарок Артуру мы заготовили заранее и его трудно было прятать. Но, к счастью, лачуга, в которой жил Ахмет, не привлекает ничье любопытство. От нас со Светой именинник получил пятнадцатискоростной велосипед. Лиза подарила Артуру настоящие швейцарские механические часы. А Семененко сказал, что его подарок ещё впереди. И никто не усомнился. Мы уже знали цену генеральского слова.
Настало время десерта. Сегодня у нас на десерт мороженое разных видов, фрукты, напитки.
На десерт все собрались в большой комнате и приняли удобное положение.
-А мне и нечего вам рассказывать, - улыбаясь, заявил Павел Валерьевич. - Задавайте вопросы.
-Что случилось с Мке-да, откуда у вас взялся камень? - первый вопрос задала Лиза.
Генерал показал всем сообщение, которое получил перед отъездом на озеро. А потом стал рассказывать.
-Еще в Москве были изготовлены копии камней, стразы, - начал генерал. - Ну, теперь догадались? - он обвел всех взглядом. Но так как все молчали, продолжил: - Я с самого начала не рассчитывал на сговорчивость ваших квартирантов, - генерал кивнул головой в сторону Светы и меня. Он говорил о медиках. - И моя главная задача была встретиться с ними. Добиться, чтобы они меня приняли. Каюсь, я поступил нечестно…
-Вы подменили камень? - спросила Света.
-Да, конечно.
-Прямо здесь, при них?
-Технически это не сложно, - оправдывался Семененко, - и, как показали дальнейшие события, я спас камень.
-Значит, когда Юрий устроил встречу с турками, то у него уже была подделка, - уточнила Света.
-Правильно, - проговорил генерал. - Вы знаете, я всё-таки расскажу вам небольшую предысторию… Еще раньше меня в Ялту приехал Лактионов. Вы уже догадались, что он тоже из нашей конторы. Мы планировали его подставить к нашим противникам. Но Максхелл, то есть Макс, сам на него вышел.
-А если бы не вышел? - спросила Лиза.
-Нам нужно было только знать, кто Макс. Наша разведка установила, кто хозяин сайта. Тогда все сомнения отпали.
-Ну и что бы вы делали? - опять спросила Лиза.
-Один из возможных вариантов внедрения такой… Володя, изображая вора… Кстати, он и познакомился с Максом в этом качестве. Так вот… Володя должен был просто проникнуть в номер Макса и там попасться, как сейчас говорят, подставиться.
-А если бы Макс позвал охрану, милицию? Если бы поднял шум? - допытывалась Лиза.
-Не думаю. Ему нужен был квалифицированный вор, чтобы попытаться выкрасть камни. Во всяком случае, ему нужен был помощник, готовый выполнять деликатные поручения. Если бы этот вариант провалился, то пришлось бы действовать Ахмету.
-А как же Лактионов? Если бы его забрали в милицию?
-Это гораздо проще, чем вы думаете. Не переживайте, Володя бы там не задержался. А скорее всего, просто в милицию не попал. Но, в крайнем случае, его выслали бы из Украины. Или пришлось бы немного посидеть в местной «бутырке», до окончания всей операции.
-А когда вы узнали, кто такой Максхелл? - спросил я, неожиданно для всех.
-Это уже здесь, в Ялте. Когда с помощью информации, которую вы мне дали, определили, кто хозяин сайта.
-А меня мучает такой вопрос… - я решил вернуться к более ранним событиям. - Когда Артур и Света были в Уфе, то кто же напал на Артура? Вернее, кто всё организовал? Неужели Макс?
-Нет, Макс ни при чем, - генерал посмотрел на Свету. - Но я бы не хотел об этом говорить. Всё уже позади.
-Нет уж… Нам надо это знать. Я, например, подозревал Светину подругу.
-Выдумки, - вставила Света.
-Если выдумки, то я хочу знать, - не сдавался я.
Генерал молчал и наблюдал за мной и Светой.
-Давайте лучше поговорим о том, что случилось у озера, - сказал Артур, чтобы увести от неприятной темы.
-Скажите, - обратился я к Семененко, - Валя не связана с нападением на Артура?
-Заметьте, что на ваш вопрос я могу ответить и «да» и «нет», а вы ничего не поймете.
-Вы же меня поняли, Павел Валерьевич.
-А как вы считаете, Светлана? Может быть, нам не стоит в этом разбираться?
-Я тоже хочу знать правду, - сказала Света.
-Тогда отвечаю. Организовала нападение на вашего сына ваша подруга Валентина.
-Но как же? - Света до последнего надеялась услышать что-то другое и теперь от неожиданности испытала шок.
-Вы помните, как на вас напали, когда вы возвращались от Арины Родионовны? - Света кивнула. - А потом вас пригласили в милицию, - рассказывал генерал, - после милиции Валя связалась с нападавшим. Вы были неосторожны, показали подруге пергамент. А потом она без труда получала информацию, общаясь с вами. О многом догадывалась, сопровождая вас повсюду. Чтобы самой оставаться в стороне, она поручила Волкову за вами следить, а в дальнейшем и отобрать камень. Только у него получилась осечка. Потом он попытался скрыться. А Валя и теперь не знает, что он пойман. Если вы пожелаете, то у нас есть все основания задержать вашу подругу, как только она появится в России.
-Я думаю, что не надо, - сказал Артур. А генерал смотрел на Свету и ждал её решения.
-Если возможно, то не трогайте её, - сказала она.
-Очень даже возможно. Тем более, что от вас пока еще официального заявления не поступало, - объяснил Семененко. - Ну вот, я же говорил. Не стоило ворошить прошлое.
После небольшой паузы генерал продолжил рассказ.
-Лактионов при первой встрече с Максом показал ему набор воровского инструмента. Могу сказать, что это очень дорогой и профессиональный набор. И догадаться о его предназначении было нетрудно. На это и клюнул Макс Максхелл, - сказал Семененко. - Потом было ещё несколько тайных встреч. Макс дал первое задание проникнуть в вашу квартиру.
-Так значит, это…- сказала Света.
-Совершенно верно. Володя проник в вашу квартиру и ничего там, естественно, не нашел. Могу вам сообщить, что все камни хранились у Лактионова, - Семененко улыбался. - Это было то место, где никто искать бы никогда не стал, - торжествующе объявил генерал.
-Ого, - проговорил Артур.
-То-то и оно, - в тон ему сказал генерал, - книга тоже хранилась у Лактионова.
-А черный камень? - спросил Артур.
-Что черный камень?
-Ну, черный камень, он тоже… Я хотел сказать, у него ведь тоже был двойник? - спросил Артур.
-Да. Но мы до этого ещё доберёмся…
-А вы знали, что он не украден тогда, в Уфе? - поинтересовался Артур, перебивая генерала.
-Я только догадывался. Ты вел себя неестественно, Артур. Я ни разу не заметил, чтобы ты сожалел об этом камне. А ведь вы столько сил и времени на него потратили. У тебя не могло не быть каких-то переживаний. Даже твоя мама больше о камне сожалела, чем ты. А у неё была более важная забота - твоё здоровье.
Камни и книга лежали рядом, в этой же комнате, и иногда присутствующие поглядывали на них. А разговор продолжался. Артур взял книгу и раскрыл её. Казалось, что он углубился в чтение, хотя солнце сюда, в комнату не проникало.
-А в монастырь мы возили настоящий камень? - спросил я.
-Нет. Я не мог рисковать. Сами понимаете, какая уж там надежность, - ответил генерал.
-Но как же так. Ведь у Артура был настоящий камень?
-Видите ли, когда Артур его мне показал в первый раз, то у Артура остался страз. Вы уж простите меня. Такой я нехороший человек, - генерал кротко извинялся, но при этом на его лице играла лукавая улыбка.
-Но как же вы смогли? - не верил я.
-Ну, как вам сказать. Нас многому учили. А я был прилежным учеником, - ответил Семененко. - Я не стану показывать вам фокусы, просто поверьте мне на слово.
Генералу поверили.
Артур полностью ушел в книгу. Я заглянул, но увидел там только разноцветные закорючки. Меня удивила старательность сына, а он не обращал ни на кого внимание. В ответ на вопросительные взгляды, обращенные ко мне, я пожал плечами. Как и остальные присутствующие, я знал, что книга без солнца не работает. Может быть, все эти вспышки у озера дали какой-то результат. Может быть, в этом и состоит предназначение камней. И теперь перед Артуром откроется книга всеми своими тайнами. Мы не стали мешать Артуру и разговор продолжили.
-Скажите, - начала Света, - камни, когда мы приехали на озеро, были с вами?
-Не совсем.
-Как это?
-Хорошо… Давайте по порядку, - генерал приготовился рассказывать. - Цель поездки на озеро была в том, чтобы понять, что нам делать дальше. У меня и в мыслях не было, что там же состоится и финал всей этой истории. Поэтому рисковать камнями не было никакого резона.
-Тогда что же у вас украли ночью? - спросил я, перебивая рассказчика.
-Не торопитесь, - остановил меня генерал. - Я взял с собой два камня. Но один из них был страз. Нетрудно было понять, что для чего-то, что должно произойти с камнями, оба должны быть настоящими.
-Тогда зачем вообще их было брать с собой? - спросил я.
-Я знал, что Лактионов придет к нам домой искать камни, когда мы уедем. А так как он профессионал, то не найти их он не сможет. Если бы я их оставил дома - это все равно, что отдать в руки противнику.
-Тогда оставили бы их на хранение у Лактионова, - сказала Света. - Это вообще какая-то путаница. Камни у Лактионова. А он идет искать их в наш дом.
-Мы не просто разыгрывали спектакль для Макса. Важно было, чтобы всё было правдоподобно. Мы не могли рисковать камнями. А Макс мог резко изменить планы и напроситься к Володе в напарники. Что тогда?
-Ну и ничего, - сказала Света.
-Нам было необходимо, чтобы Макс доверял Лактионову. Иначе он мог бы найти другого помощника. Макс не тот человек, которого можно обвести вокруг пальца. Поэтому Лактионов не изображал действие, а совершал в полном объеме. И делал, смею вас заверить, профессионально. Если бы Максу вздумалось устроить проверку, то всё было бы чисто.
-Ну, и хранили бы их всегда у Лактионова. А в нужный момент он бы вам их передавал.
-К чему такие сложности? Камни были всегда при мне, и я знал заранее, когда и где их быть не должно,- не согласился генерал.
-Но это их не спасло, - резюмировал я.
-И на старуху бывает проруха, - согласился генерал. - Наш противник нашел единственную возможность…
-Какую? - спросила Света.
-Если вы перестанете меня перебивать, то я все объясню, - Семененко обвел всех взглядом, задержавшись на Артуре. Но Артур углубился в изучение книги.
-Вы помните, как-то Василина пропала из дома, а потом сама и нашлась? - спросил генерал.
-Да, - сказал я.
-Конечно, - одновременно со мной ответила Света.
-В тот вечер она встречалась с Максом.
-Откуда вы знаете? - спросила Света.
-Я догадался. И думаю, что разговор с Максом у неё был не один раз. Но сразу после первой встречи Василина радикально изменилась. Вы заметили? Она стала покладистой.
-Да, - сказал я. А Света только кивнула головой. Лиза внимательно слушала, но наблюдала за Артуром. И в её взоре был не только интерес, но и нежность.
-Я думаю, что Макс хотел с помощью девочки или выкрасть камни, или хотя бы выяснить, где они хранятся. Василина, полагаю, завербовала Семена, который ночевал в нашей палатке.
-Ну и что? - спросил я. И на меня все посмотрели с таким негодованием, что больше я перебивать не стал.
-Семен сумел проследить, как я прячу камни. Они ведь не такие маленькие, чтобы их не заметить. А к черному шипастому я  применял особые условия хранения. В ту ночь мне дали лечь спать и освободиться от камней, а потом выманили из палатки вместе с Ахметом. И провел нас мальчишка, как мальчишек.
-Но потом же делали обыск, - не выдержала Лиза. А я сидел, стиснув зубы.
-Пока была вся заваруха, Семен камни припрятал за палаткой. А когда все улеглись, то камни забрал Лактионов.
-А он откуда взялся? - спросила Света.
-Ну это совсем просто… В тот день Макс оцарапался, и они с Вальтером ходили в поселок. Оттуда Макс и позвонил Володе, чтобы тот срочно приехал. А Володя рассказал ему про то, что мы агенты ФСБ. Об этом мы договорились заранее. Володя даже передал позднее Максу наши удостоверения, которые мы «случайно» оставили дома.
-Так где же теперь удостоверения? - спросила Света.
-А кто их знает. Наверно, выброшены в мусор. Они фальшивые. Впопыхах ни Макс, ни Вальтер этого понять бы не смогли. А в гостинице, я предполагаю, все разглядели. Это неважно. У меня еще есть, - улыбнулся генерал. - Нам было очень нужно, чтобы противники верили Володе. О приезде на озеро Володи я не знал. Лактионов не стал рисковать и выходить с нами на связь, которая в тех условиях могла быть только лицом к лицу. В этом и не было большой необходимости. Подумаешь, поволнуемся немного, побегаем в поисках камушков. Главное, что всё под контролем, - генерал не то смеялся, не то иронизировал в адрес подчинённого. - А я, честно говоря, сильно испугался. Но не так чтобы уж очень… И всё-таки…
Генерал посмотрел на нас - мы внутри посмеивались над ним, но старались не показывать. Рассказ еще не закончен.
-Но самое трудное было не в этом. Самое трудное понять, кто наш враг и кто наш друг.
-Как это? - почти в один голос спросили мы со Светой. Я все же не выдержал обет молчания.
-Во-первых… Кто же этот самый избранник: Макс или Вальтер? А может быть, совсем кто-то другой? Это мог знать только сам избранник. Но и это не самое трудное, - генерал остановился и сделался серьезным. - Если бы даже точно знать обоих избранников… То труднее всего понять: кто посланник хаоса, а кто защитник добра. Ведь даже они сами могут этого не знать. Избранник мог думать о себе, что он хороший, а потом оказаться плохим.  Никто не мог знать, что будет после всего этого… А ошибка переворачивала все наизнанку.
-Ну, вы же Артура хорошо к этому времени знали, - сказал я.
-Действительно, - подтвердила Лиза.
-Конечно, - согласилась Света.
-Неужели вы не поняли: это ничего не значит. Острые шипы порой охраняют трепетный цветок, а в красивой обертке хранится яд. Нет, это было не очевидно. И наоборот…
-Что наоборот, - спросил я.
-Я предполагал, что избранник хаоса должен на первый взгляд казаться добрым, а избранник порядка - злым. Говоря упрощенно.
-Ну, Вальтер так себя и вел, притворялся все время, - напомнила Лиза.
-Понятно. И Артур тоже казался нехорошим в последний день. И еще эта кошка с собакой…
-Вы о чем? - спросила Света.
-В то утро Артура оцарапала ваша кошка, а собака на него лаяла. А кошки, знаете ли, чувствительны к злым силам.
-Ничего себе, - выдохнул я. - Так вы что, во все это верите?
-В той ситуации я готов был верить во что угодно. Я посмотрел бы на любого из вас… Если бы перед вами стоял такой выбор. А ошибись я тогда… В общем, я до самого последнего момента никак не мог выбрать. А потом Макс. Если бы он был претендентом, то у меня сомнения бы исчезли. Но Вальтер… Он же держал камни в руках… И сам их отдал. Да еще демонстративно ушел. Вы видели когда-нибудь негодяя, который бы так поступил?
-Очень странно, - согласился я за всех.
-Но почему он так сделал? - спросила Лиза. - Он мог просто воспользоваться камнями. Ему помешать было уже нельзя.
-То-то и оно. Но мы точно это никогда уже не узнаем. У меня два предположения. Первое - возможно, он что-то заподозрил…
-Вы о чем? - спросила Света, опередив меня.
-Второе - он просто боялся, что мы ему не дадим выполнить миссию.
-Если камни у него, то отобрать их никто не сможет, - напомнила Лиза.
-Так оно так, но подручного мы могли бы задержать. Подручный в нашей власти. А без помощника он не справился бы. Времени у него уже было мало, чтобы разборки устраивать. Рисковать не решился. А в-третьих…
-Ну, вы же сказали, что два предположения, - вставил я.
-Мне сейчас в голову мысль пришла. Он мог так поступить из-за гусарства. Знаете ли, такой вот залихватский рубаха-парень. Он уже был уверен, что победил. Мы все в его власти.
-Это вряд ли, - сказала Света, - так рисковать…
-Как бы там ни было, но он все сделал правильно. Я в нём не сомневался, когда сам отдал ему камни, - генерал лукаво смотрел на нас.
-А там же… - начал было я.
-Именно. Один из камней был фальшивый, - генерал задумался. - Вот видите, один вариант отпал сам собой. Он не почувствовал подмену, пошел на место…
-Правильно, - согласилась Света. А мы с Лизой закивали головой.
-Я ему поверил. И пошел, чтобы взять у Лактионова настоящий черный камень. Я спешил. Но когда протянул руку… Впрочем, именно Лиза все и решила. Она точно определила, кто есть кто. И Вальтеру пришлось довольствоваться стразом. Поэтому у него ничего не получилось.
-Не только поэтому, - сказал я, - он и со временем ошибся.
-И с живым зеркалом, - добавила Света. - Так как же Лиза сумела его распознать?
-Это она пусть сама рассказывает. Я вам только напомню, что настоящее имя Вальтера - Эгидиус.
-Да какая разница, - сказал я.
-А вы послушайте Лизу. Она с этим именем и спать ложилась, и вставала…
-Настоящее имя Вальтера - Эгидиус Батильда Косбер. Я когда первый раз услышала, то меня это имя просто заворожило. Я почувствовала какую-то скрытую силу, притягательность. Имя загадочное, не находите! - Лиза обвела присутствующих взглядом.
-Не знаю, - сказал я.
-Что-то в этом есть, - прошептала Света.
-Я несколько дней билась с этим именем.
-Ну и что? - спросил я. Прямо-таки дурацкая у меня привычка - перебивать собеседника. Но Лиза не обиделась.
-Эгидиус Батильда Косбер. Необычное по современным меркам имя. Помните, как Павел Валерьевич рассказывал. Имя Вальтер получил в честь трёх человек: Эгидиус - монах какой-то там, Батильда - это имя основательницы монастыря. Вы знаете, что у немцев отчество дают по матери?
-Это понятно. Кто не читал Эриха Марию Ремарка, - вставил я.
-И не только, - сказала Лиза, - Косбер - это от Косин Берг. В честь того, кто нашел подкидыша. Кстати, это еще вопрос, кто его подкинул. И как он появился на свет. Эту тайну нам действительно никогда не узнать. Имя Вальтера пишется так. - Лиза показала листок, исписанный латинскими или немецкими или английскими словами и буквами, - Как оказалось, его имя надо читать на латыни.
-Aegidius Bathilde Cousber
-Дальше, - поторопил я.
-Оказалось, что это анаграмма.
-Что это значит? - не удержалась Света.
-Потерпите, - остановила Лиза. - Я слышала, что всякая там дьявольщина любит такие штуки. И мне показалось, что в этом имени зашифровано что-то. Я стала переставлять буквы.
-Так здесь, наверно, миллион комбинаций, - удивился я.
-Не знаю. Но я сумела разгадать в самый последний момент. И мне повезло. Я успела остановить генерала, когда он собирался отдать настоящий камень Вальтеру.
-Вот тогда бы точно камешки у него никто не отнял, - сказал генерал.
-Так что же там? - Света не скрывала свое любопытство.
-У меня получилось так, - Лиза показала результат своих изысканий.
Die Diabolische Ausgeburt
-Что же это значит? - допытывалась Света.
-А перевод такой: дьявольский плод или дьявольское исчадие.
На минуту все умолкли. Мурашки побежали по спине.
-Ничего себе, - выдохнул я.
-Поэтому у Вальтера не было второго камня, - сказал генерал, - Лиза всех спасла. Наш проводник, - закончил он ласково.
-Пожалуй, это вне всяких сомнений. Действительно… - сказал я.
-Последний вопрос, - сказала Света. - А как же можно было знать, какой камень как держать?
-Я полагаю, что это вопрос к Артуру. Впрочем, я и сам отвечу. Вальтер черный камень дал Василине. Как я понял, это камень генератор. А второй камень преобразует, усмиряет энергию.
-Значит, черный камень - это камень зла? - спросил я.
-Как раз наоборот. Вы помните, в нашем мире всё парадоксально. Мягкое, пушистое и нежное в итоге оказывается опасным, злым и острым. А что-то кажущееся злобным и опасным вдруг на самом дела спасает и лечит. Часто ближайший друг оказывается предателем. Кстати, только близкие и предают. И наоборот, человек, которого не любишь, который неприятен, оказывается спасителем. Так и здесь… Черный камень не имеет большой ценности, он с острыми шипами, он чёрен, как мрак. Но именно он на самом деле созидатель. И я думаю, на своем пути он людям только помогал. Его внешний вид обманчив. И он должен генерировать добрую энергию. А Вальтеру нужна энергия со знаком минус. Поэтому рожденная энергия преобразуется в камне хаоса. А для Артура всё было наоборот. Камень-разрушитель создавал разрушительную мощную энергию, которая усмирялась камнем добра, - генерал внезапно перешел на шепот, косясь на Артура, который увлеченно изучал книгу. - А как вы думаете, что у Артура изменилось?
Мы только пожимали плечами.
-Читать книгу он явно теперь научился и без солнечного света, - Семененко кивнул в сторону Артура. - Интересно, что он там вычитал?
-А мне интересно, что теперь делать дальше? - спросил я.
-Это совсем просто. Я не сомневаюсь, что Артур знает гораздо больше, чем нам говорит, - заговорщически шептал Павел Валерьевич. - И Артур себя еще проявит. Вот увидите…
Мы дождались, пока Артур отвлечется от книги. На лбу у него проступили капельки пота.
-Артур, может, ты поделишься с нами, - генерал кивнул на книгу.
Артур задумался.
-У тебя от нас секреты? - спросил я.
-Не надо на него давить, - очень ласково вступилась Лиза.
-А кто на него давит! - театрально спросил генерал.
-Подождите, - Артур поднял руку, чтобы все замолчали. Он опять раскрыл книгу.
Тишину нарушала только музыка, раздававшаяся откуда-то от соседей. Это был шансон.
-Я могу вам кое-что рассказать, - начал Артур.
-Артур, с тобой ничего не произошло? - спросила с волнением Света. - Из-за… Из-за всего этого… - она неопределенно махнула рукой. Все понимали, о чем она спрашивает.
-Я вполне здоров, - ответил Артур, - но кое-что произошло…
Света забеспокоилась.
-Не то, что ты думаешь, - продолжал он.
-А я ничего не думаю, - голос у Светы дрожал, - я не знаю, что мне думать. Что нам с папой думать, - она искала у меня поддержку.
-Да, сынок, ты уж снизойди до нас, грешных. Успокой своих родителей, - сказал я.
-И не только родителей, - сказала Лиза и посмотрела на генерала, ожидая поддержки.
-Рассказывай, пожалуйста, Артур, - поддержал остальных и Семененко.
-Все вы знаете, что человек использует свои возможности максимум на десять-пятнадцать процентов.
-Какие возможности? - спросила Света.
-Свой мозг. Представьте себе, сколько там сокрыто еще тайн, даже если учесть, что природа во всем делает резервирование. Так вот, наши камни являются как бы спусковым крючком, который включает в человеке дополнительный потенциал.
-Но почему ты? - спросила Света.
-Я не знаю почему.
-Так значит, таким образом можно у любого человека включить этот потенциал? - спросил генерал.
-Нет. Это не так. В каждый момент времени на Земле есть только два человека, два избранника, для которых эта процедура безопасна. Так было всегда, пока существует человечество.
-Значит, весь вопрос в том, кто из них, - говорил генерал. - Кто из вас… первым включит свой потенциал.
-Именно. Люди сами должны сделать выбор. Не просто выбор, а побороться. И тогда один из… - Артур не хотел говорить «из нас», - тогда только один человек включит у себя скрытый потенциал.
-Но зачем все это? - спросила Лиза.
-Я расскажу по порядку, если вы меня напоите чаем, - сказал Артур, смеясь. Пока Лиза всем готовила чай, Артур опять изучал книгу.
-Сейчас на Земле создается такая ситуация, что человечество поделилось на две части. С одной стороны - это США, которыея стремятся к мировому господству. При этом они постепенно накапливают возможность применения самых решительных мер.
-Что ты имеешь в виду? - спросил генерал.
-Югославия в девяносто девятом году. Афганистан в две тысячи первом. Это начало, проба сил.
-Но Афганистан - это только ответ на одиннадцатое сентября. На действия террористов, - заметил я.
-Не уверен, - сказал загадочно Артур. - Сейчас вопрос стоит так, что мир может быть уничтожен, если не захочет стать на колени. И вот человечеству дается шанс.
-В виде сверхчеловека? - спросил я иронично.
-Можно и так сказать. Я не настаиваю на том, чтобы рассказывать, - обиделся Артур.
-Не мешай, - напала на меня жена, - вечно ты лезешь…
-Артур, мы тебя слушаем, - сказал генерал.
-Конечно, - согласилась Лиза, - нам очень надо это знать.
-Наступает такое время, когда либо разразится война, либо её можно будет предотвратить. Кроме России, никто не сможет и не будет это делать.
-Но американцы значительно превосходят Россию, - сказала Лиза.
-Они значительно превосходят любую страну на Земле, а не только Россию. Но это не вечно. Лет через двадцать-тридцать в США будет тяжелейший кризис ресурсов, который может привести не только к ослаблению, но и к распаду Соединенных Штатов. И сейчас уже Россия обладает силами для ответного удара, от которого нелегко будет оправиться. Поэтому американцы тайно инициируют подготовку нападения на Россию. Они организуют секретный союз со своими западными партнерами и убеждают всех в том, что русские должны поделиться своими богатствами. Как будто сами американцы, или немцы, или англичане когда-нибудь чем-то делились. Но существует концепция, что на Земле всех ресурсов может хватить для безбедной жизни только на один миллиард человек.
-«Золотой миллиард», - сказал я.
-Да, - подтвердил генерал.
-По этой теории, миллиард людей сможет жить достойно, а остальные народы будут только обслуживать этих избранных. И славяне в этот миллиард не входят. Мы, по мнению западных теоретиков «Золотого миллиарда», - это второстепенная раса, которая нужна только для поддержания благосостояния избранных.
-И не только славяне, - добавил Семененко.
-С помощью силы нас будут содержать в повиновении и разводить, как скот. С помощью медицины или её отсутствия регулировать численность. С помощью других способов будут регулироваться рождаемость в обслуживающих народах.
-Не может быть, - не поверила Лиза, - это похоже на гитлеризм. Когда он считал, что только немецкая раса полноценна, остальные должны быть либо уничтожены, либо порабощены.
-Именно так и есть, - сказал генерал. - Эту информацию можно легко найти в Интернете. Официально ни один высокопоставленный западный политик не поддерживает эту идею.
-Давайте не будем говорить о политике, - попросила Света, - уже так всё это надоело.
-Хорошо, - согласился Артур, - на Земле должен был появиться человек, который бы минимизировал последствия противостояния. Он поможет либо одной, либо другой стороне, обеспечивая победу. Таким образом, сократится кровопролитие. Но на чьей стороне будет этот человек, должны решить сами люди. Это наше право и наше дело.
-Так значит, у тебя сейчас появились сверхвозможности. Ты теперь супермен? - спросил я.
-Я не знаю пока и сам. Но эти возможности не возникнут в одно мгновение. Они будут раскрываться постепенно, - сказал Артур. - Я должен вложить много труда, чтобы потенциал не атрофировался, а развивался. В мире ничего нельзя получить задаром.
-Это опасно? - спросила Света.
-Посмотри, - Артур показал Свете свою руку.
-Ну и что? - не понял я.
-Нет и следа, - сказала Света.
-Вчера я поранил руку, - стал объяснять Артур, - и уже вчера не осталось раны или шрама. Вот вам первая моя особенность.
-А что еще? - спросил Павел Валерьевич.
-Я не хочу здесь заниматься фокусами.
-И всё-таки, - настаивал генерал.
Неожиданно Семененко как-то расслабился, руки упали на диван, он откинулся на спинку и закрыл глаза. Через минуту генерал вернулся в прежнее состояние.
-Что это было? - спросил он. Семененко старался выглядеть грозным, но это выглядело комично. Мы над ним смеялись. Он и сам стал смеяться.
-Но я всё помню, только ничего не мог сделать, - оправдывался генерал.
-А теперь я вам расскажу одну легенду, - неожиданно заговорил Артур. Все затихли. Артур начал говорить.
-Где-то в мироздании есть планета, очень похожая на нашу. Там на этой планете жили разумные существа, очень похожие на людей. Они развивались. Среди них были разные гуманоиды. Одни проповедовали бесконечную доброту, не терпящую никакого зла. Другие, наоборот, считали, что необходимо завоевывать и подчинять себе других. Их цивилизация постепенно стала делиться на три части. В одной части люди не признавали никакого зла. Там нельзя было ничего делать, что бы могло повредить им. В другой части гуманоиды поклонялись силам разрушения и зла. А третья часть людей не делилась ни на злых, ни на добрых. Там все были вперемешку. И для них главный закон - это хорошая жизнь сейчас и для всех. Они жили в свое удовольствие и радовались жизни.
-Наверно, вы слышали о писателе, которого зовут Станислав Лем. У него есть фантастическое произведение «Возвращение со звезд». Вот нечто подобное было у тех гуманоидов, которые признавали только добро. Они не могли творить зло ни в чем. Но при этом их цивилизация достигла огромных успехов. Их наука трудилась для того, чтобы защитить мир от злых. Но разрушители тоже не стояли на месте. И их наука тоже достигла больших успехов. И однажды началась война. Ни те, ни другие в этой войне победить не могли. Война была беспощадна, и обе расы потеряли большинство своих представителей. А раса независимых  гуманоидов была уничтожена полностью. Тогда воюющие поняли, что никто из них победить не сможет, и решили договориться. К этому времени их наука достигла таких результатов, что могла предоставить этим гуманоидам бестелесное вечное существование. Оставшиеся гуманоиды договорились покинуть вещественный мир и в дальнейшем свой спор разрешить с помощью других живых существ. Они нашли планету с зарождающейся на ней жизнью. Жизнь, однажды родившись, не могла не привести к появлению разумных существ. Пока человечество развивалось, обе расы наблюдали за ним, бестелесно присутствуя на Земле. Но они не хотели ни в коем случае допустить гибели человечества, поэтому и оставили эти камни, которые в нужный момент должны спасти людей от тотальной гибели. Главный договор бестелесных существ - никто из них напрямую не мог помогать людям. Поэтому в каждый момент на Земле было два избранника, которые уравновешивали друг друга. А человечество само должно решить свою проблему. Как только люди стали превращаться в людей, камни начали свое движение, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время. Был и еще один уговор: избранник хаоса будет знать, для чего нужны камни и книга, в чем их сила, но не будет знать, где они находятся. Избранник добра, наоборот, не будет знать заранее силу и предназначение  артефактов, но сможет их найти. Таким образом, уравновешивались шансы обеих сторон. Если вы обратили внимание, - сказал Артур, - у обоих камней преобладает треугольник. Все грани треугольные. Это символ того, что мир тройственен. Они уничтожили на своей планете главную сторону этого треугольника, но не погибли, потому что сумели найти ей замену в виде человечества. Впрочем, такое их существование лично я не назвал бы жизнью. Их существование теперь имеет смысл только в том случае, пока существует человечество. А иначе они не нужны ни себе, ни друг другу.
Артур остановился, но ни на кого не смотрел. Его взгляд был направлен в окно.
-Но это только легенда. Что происходит в этом мире на самом деле, знаем только мы сами, пока мы этот мир сами строим, - закончил Артур.
Прошло минут пять молчания.
-Ну и ну, - сказал я, сам не зная к чему. Просто, чтобы нарушить молчание.
-А какие у тебя еще появились способности? - чувствовалось, что генерала очень интересует практическая сторона дела.
-Да никаких больше нет, - ответил Артур и медленно, не меняя сидячую позу, оторвался от кресла и завис в воздухе. Артур смотрел на наши открытые рты и смеялся. Потом также медленно опустился.
Я оглянулся на остальных. Но и по их лицам не смог понять: это была галлюцинация или Артур действительно парил в воздухе.
-Постепенно развиваясь, все люди будут приобретать дополнительные способности. Новые способности зафиксирует эволюция и передаст следующим поколениям. Но к этому человечество придет тогда, когда будет готово. Да, кстати, - Артур посмотрел на нас со Светой. - Мама я собираюсь сдавать школьные экзамены экстерном.
-Артур, - начал Семененко, - у меня к тебе есть предложение.
-Я знаю, - откликнулся Артур, - вы хотите предложить мне поехать в Москву.
Генерал кивнул головой.
-Тебя сделают подопытным кроликом, - сказала Света. А Артур саркастически улыбнулся. Стало понятно, что это невозможно. И неизвестно, кто кого станет изучать.
-Я еще подумаю, - ответил Артур, - мне очень хочется учиться.
-А как же экстерном? - спросил я.
-А ты подумал, что я уже сам собой всё знаю, - улыбнулся Артур, а я кивнул, подтверждая. - Нет. Я к осени подготовлюсь. Я точно знаю, что смогу…
-А книга? - спросил я.
-Книга не может меня научить математике, физике, истории, языку. У неё другие задачи. А я должен иметь достаточный багаж знаний.
-Так ты принимаешь моё предложение? - настаивал Павел Валерьевич.
-Наверно, я приму его. Но пока ничего не обещаю. Я должен сам в себе разобраться. Я не должен идти скачками. Мне нельзя выделяться среди остальных людей. Да я и не хочу. Кто и чтобы не подумал, а я остаюсь простым человеком, немного опередившим своё время. Никакого чуда нет. Поймите. Этот потенциал есть в каждом человеке. - Артур как будто оправдывался перед нами. - Вы же не будете считать какого-нибудь чемпиона мира сверхчеловеком, или Толстого, или Пушкина. Они все люди. Они не были совершенством. У них было много ошибок. Так же, как все, они болели, нервничали, радовались.
У всех было приподнятое настроение. Неожиданно, долго молчавшая, Лиза спросила, не обращась ни к кому:
-Неужели столько событий, происшествий, сил, нервов было затрачено только ради того, чтобы Артур получил какие-то необычные возможности, о кторых он и сам ничего не знает?!
В комнате повисла тягостная пауза. Наступило какое-то разочарование, пришло чувство бесполезности всех усилий. Только Артур смотрел спокойно. Мне какзалось, что он улыбается.
-Представь себе, Лиза, - начал Артур пафосно, - Что мы не победили бы. Зло в виде Эгидиуса уже начало действовать. Это добро может быть паситвным, может ждать. Зло всегда активно! И неизвестно что бы смог уже сделать Эгидиус. Ведь он точно знает, как пользоваться новыми возможностями. Я думаю, мы остановили хаос на Земле, горе и разрушение цивилизации. Разве это зря?! Разве остановить зло – это мало?! Может быть, мы сохранили мир для людей.
Артур остановился и задумался. Тишина звенела торжественностью момента. Все почувствовали облегчение и гордость.
А я… Что я? Победили мы все. Это Эгидиус может быть один. А я один быть не могу. Я простой человек, я хочу быть с вами, – закончил Артур тему.
Артур говорил совсем не по-детски. И мне было очень жаль, что он всё-таки перешагнул свой возраст.
-Человек до тех пор остается человеком, пока ошибается. Пока делает иррациональные поступки. Я прошу вас всех, - обратился к присутствующим Артур, - давайте закончим этот разговор и займемся чаем. Он уже остыл.
Через минуту Артур стал самим собой. Тем мальчишкой, которого мы так любим. Но никто из нас не сомневался, что главная его история еще впереди. Он сам выбрал свой путь когда-то в монастыре, а что там еще будет бог весть.
Через день генерал и Лиза уехали в Москву и увезли с собой книгу и камни. Артур тягостно расставался с Лизой. Между ними разгоралось большое красивое чувство. Но мы со Светой так и не решили, как к этому относиться. Пусть всё идет своим чередом. Мы не будем мешать или помогать.
Генерал не терял с нами связи, так же как и Лиза. Она вскоре поехала в Америку и сумела развестись с мужем. К осени Лиза вернулась в Москву. Она привезла с собой своих израильских родителей. Настоящая мама Лизы приняла их дружелюбно и ничем не напомнила о том горе, которое они ей принесли когда-то. Лиза не захотела снова возвращаться в Израиль, осталась в Москве. И мы по секрету узнали, что её приняли на службу в ФАПСИ, ведь там никогда не было предателей. А значит, не было настоящих подлецов.
Артур действительно сумел подготовиться и сдать все школьные экзамены экстерном. И уже к новому году, в виде исключения, получил аттестат. Он не уехал в Москву и остался дома. Он начал готовиться для поступления в московский вуз. Лиза и генерал несколько раз приезжали к нам. А мы ездили с Артуром в Москву и в Уфу. Но либо Света, либо я вынуждены были оставаться дома из-за Ники и Алисы. Теперь они не только члены нашей семьи - они близкие нам  родственники.
Летом 2003 г. Артур поступил в Московский университет. Он так и остался жить в России. И о своих успехах и занятиях никому не рассказывал, даже Лизе, которую искренне и взаимно полюбил.
Мы очень скучали, потому что виделись с Артуром очень редко.
Россия постепенно вставала на ноги. С каждым месяцем уменьшалась вероятность появления на Земле «Золотого миллиарда», вероятность взаимоуничтожения людей.


Рецензии