Капитализм vs социализм. Утопия и антиутопия

Недавно я задумался, неважно даже по какому поводу, о том, в чем состоит разница между капитализмом и коммунизмом, который мы когда-то строили. Не внешние различия, которые лежат на поверхности и  очевидные всем, а глабинные, вытекающие из сути самих концепций отличия. Попробую изложить свой вывод, который может кому-то показаться достаточно спорным.
Коммунизм ставит перед собою светлые цели (я говорю сейчас о чистой теории) и опирается в их достижении на светлые стороны человеческой натуры – стремление к справедливости, человеколюбие, энтузиазм, вера в добро, взаимопомощь, коллективизм, гуманизм, щедрость (читаем «моральный кодекс строителя коммунизма»). К сожалению, темные стороны человеческой природы слишком часто оказываются  сильнее ее светлых сторон, о чем предупреждал еще дедушка Фрейд. Столкнувшись с грубыми реалиями жизни, новая власть неизбежно начала использовать методы принуждения, что привело к появлению тоталитаризма, принесшего стране много зла. Позднее, когда система стала менее жесткой (и заметим, менее эффективной), это стали называть отклонениями и перегибами.
Рухнул ли строй под давлением изнутри или извне, предмет для отдельного разговора. Но одно несомненно – светлые цели не могли не оставить отпечаток в обществе и людях, и, несмотря на все лицемерие и нетерпимость системы, люди сохраняли, даже порой не отдавая подчас себе в этом отчета, веру в идеалы и  ощущали разницу между добром и злом. Может быть, именно поэтому канувшая в небытие страна вызывает у многих столь сильное чувство ностальгии.
Капитализм, как будто, тоже борется за светлые идеалы, но гораздо более прагматичен. В реальности он старается использовать темные стороны человеческой натуры – эгоизм, алчность, скупость, зависть, стремление подавить других и удовлетворить все свои, даже самые низменные, желания, инстинкт самосохранения. Разумеется, этим низким инстинктам присвоены красивые и звучные имена. Эгоизм назван желанием реализовать себя, скупость  - бережливостью и экономией, алчность – эффективной финансовой политикой, зависть и жажда  превосходства – конкуренцией, распущенность и вседозволенность – стремлением к свободе личности. Но, как говорил Шекспир, роза всегда будет пахнуть розой, как ее не назови. Продолжив его мысль,  добавим,  что нечто менее благородное тоже будет пахнуть отнюдь не благовониями даже под иным именем и в ином обличье. Гламур – красивое слово, но что за ним  скрывается?
Оправдала ли себя попытка опереться на темную сторону? Скорее да, чем нет. Великий и ужасный Макиавелли, как известно, утверждал, что правителю, чтобы сохранить свою власть, лучше использовать людской страх, чем любовь. Любовь – нечто капризное и преходящее, в то время как инстинкт самосохранения  постоянен и непреложен.
Такая политика позволила поднять на небывалую высоту производительные силы общества, и этому можно только радоваться.  Но средства имеют свойство откладывать отпечаток на цель, и приобретая что-то, мы всегда что-то теряем.
Темная сторона, повысив эффект развития, не могла не сказаться на обществе. Люди, став гуманней и чувствительней, одновременно стали расчетливей, равнодушней и эгоистичней. Вера в добро и справедливость, которая еще не утеряна на востоке, на западе превратилась в чистую фикцию. То есть она как бы и есть, но, в сущности, ее и нет, потому что происходит подмена понятий. Если вглядеться внимательней, за декларируемыми благородными принципами (честность – лучшая политика)  скрывается безоглядная вера в силу,  кичливость, равнодушие и эгоизм, о чем ясно говорят последние события в политике.
Каков же вывод? Когда-то в ученых кругах были популярны разговоры о «конвергенции»  двух разных систем - слиянии всего лучшего, что есть в капитализме и социализме с целью создания нового, более совершенного мира. Увы, эти идеи безвозвратно ушли в прошлое. И остается только надеяться, что нам удастся избежать «черной конвергенции», то бишь соединения всех минусов и недостатков обоих систем – эгоизма, расчетливости, жесткости и корысти одной и лицемерия, догматичности, нетерпимости и наивности другой…


Рецензии