На смерть горниста

На смерть горниста или памяти Евгения Авдеенко.

                25 июля сего года (2014) отошёл ко Господу Евгений Андреевич Авдеенко. На радио «Радонеж» по случаю его кончины было сказано, что ушёл из жизни  выдающийся педагог и философ. Да, он был известен в определённых церковных кругах, как религиозный философ и педагог православной классической гимназии «Радонеж». У него было много почитателей, хотя находились и оппоненты. Но я не буду обсуждать профессиональные аспекты его деятельности и творчества. Я знал его с детства, мы были одноклассниками, и с ним у меня связано много детских воспоминаний школьной поры. Сейчас, когда он закончил свой земной путь, эпизоды школьного детства с его участием особенно ярко всплывают в памяти. Интересно отметить, что незаурядность фигуры и личности Евгения (в школе мы его звали не иначе, как Жэка) совершенно очевидно проглядывалась даже в детские годы. Во всяком случае, он всегда выделялся среди сверстников и внешностью, и умом, и фантазией, и сообразительностью. Нельзя ему было никогда отказать и в определённом обаянии. Так или иначе, он был человеком притягательным, и окружающие его люди всегда к нему тянулись, как в детстве (можно без преувеличения сказать, что он был душой класса), так и в зрелые годы (хотя последние лет двадцать я с ним не виделся и не общался даже по телефону, но, судя по количеству поклонников его таланта и творчества, это было несомненно так). Особенно тесной дружбы Жэка ни с кем не водил. Он дружил со всеми, и все дружили с ним, но при этом оставался всегда один и сам по себе, словно исполнял монашескую заповедь «всех люби и от всех беги», впрочем, Женя ни от кого не бежал и не был даже отдалённо похож на монаха. В школьном пионерском лагере, куда мы выезжали на июнь месяц в шестом, седьмом и восьмом классах, Жэка был бессменным горнистом, трубил подъём, отбой и пр. Ему нравилось быть горнистом, и, очевидно, он играл эту роль всю свою жизнь. Будить людей от спячки и ежедневной рутины - было его призванием.

                Спустя лет десять после окончания школы мы снова сошлись с Жэкой на почве увлечения йогой. Заблуждения, оказывается, сближают. У нас образовался своего рода кружок по интересам из четырёх человек: трое одноклассников и один Женин приятель времён его учёбы в МГУ. Наш «кружок» просуществовал лет пять, не больше. Жэка первым из нас осознал погибельность йогического пути и ушёл в Православную церковь. Я был последним, кто отказался от вредоносного заблуждения. С тех пор мы с Евгением больше не встречались, наши жизненные пути разошлись.

               Самых разных людей, знавших когда-либо друг друга близко и не очень, объединяет множество связей, душевных, духовных, интеллектуальных, эмоциональных, психических и, если хотите, энергетических. Зачастую эти связи остаются на подсознательном уровне, и мы далеко не всегда отдаём себе в них отчёт. Но они продолжают существовать и жить в нашей душе независимо от воли и сознания и от того, насколько давно прекратились видимые контакты с тем или иным человеком. Более того, эти связи оказывают влияние на нашу жизнь, хотим мы того или нет. И когда человек, соединённый с нами таким образом, уходит из жизни, то всё это множество связей обрывается, и только тогда, нередко задним числом, мы осознаём их значение для нас. Такой разрыв связующих нитей души, вызванный смертью близкого человека, всегда болезненно переживается нами, и это нормально и неизбежно. О смерти Евгения я узнал спустя дней двадцать и тогда вспомнил, что видел его во сне где-то по времени в районе его ухода из жизни.
 
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, новопреставленного Евгения!

2014


Рецензии