Короткая дорога

                КОРОТКАЯ  ДОРОГА

     Когда Весна и Лето рука об руку по земле идут – всё растёт и благоухает вдвое быстрее. Как это – «рука об руку»? А так. На календаре ещё весна, а тепло – как летом.
     Всякий дарованный Богом день свою красу в мир несёт, да не всякий человек её замечает. А заметит кто второпях – тут же о том и забудет. Дескать, не до красоты, другое на уме. Помнят увиденное только те, у кого душа с лесным цветком в родстве состоит. А как же иначе? Брат брата по голосу и среди шумного базара узнает. А то, что «рожи не похожи» - это невелик урон. Для всего под Небом – один закон! Да только не всякий человек дорос до его понимания, от того и толкуют его все по-разному.
     О других говорить не буду, хлопотно это, да и велик риск ошибиться. Взять к примеру тропинку среди травы. Узкая она. Все по ней идут, да по-разному ступают. А нет, чтоб след в след. Сложно это, ведь шаг у каждого свой, да и сапоги по-разному стаптывают. А под что у каждого человека ум заточен, век с ним проживёшь – так и не распознаешь. Только тонкие мысли спелым зерном не скоро в головушке созреют, а до той поры надо долго топать, щи да кашу лопать, на мир во все глаза глядеть, да в работе потеть.
     Вряд ли кто сможет объяснить: какими тайными тропами к нам воспоминания приходят, да не все сразу, а какое-то одно. Уже и не знаешь, то ли радоваться, что от него молодостью повеяло, то ли корить человека пришло воспоминание за глупость беспечную, неопытность, а пуще всего – за доверчивость. Об одном таком воспоминании я и собираюсь сегодня рассказать.
     Когда я ещё школьницей была, экзамены мы сдавали за каждый класс. За шесть уроков силы растратишь. После уроков домой бы бежать, так нет – на консультацию ещё оставались. Домой только под вечер приходила.
     Наша хата стояла на другом конце села. Своё село надо было с конца в конец перейти, потом через поле уже в другое село. Там – средняя школа. И это пешком, в любую погоду. Воротишься домой, бабушка щей нальёт в тарелку, а я за столом, не сколько ем, сколько «носом клюю». Ранним утром: мама на ферму собирается, а я – за уроки сажусь. Так и дни летели. Только как бы я ни уставала, а душа разнообразия просила. В школу бежала путём покороче, а обратно, чтоб развеяться, что-то новое увидеть хотелось. Вот, однажды, в месяце мае, иду я с ровесниками домой после школы. Вдруг меня кто-то окликнул. Оглянулась, присмотрелась, а это моей бабушки сестра родная, Докия. Пока с нею разговаривала, мои одноклассники да-алеко ушли, да и не было охоты их догонять.
     Бабушка Докия порасспросила о каждом из нашей семьи, а потом и говорит:
     - А зачем ты с ними по этой дороге кругом ходишь? Тебе на свои Горбы другой дорогой идти надо, покороче. Пошли, нам по пути, я и покажу где свернуть надо.
     И повела меня родственница дорогой вверх да вверх. В сторону колхозных ферм, а за высокой изгородью коровников, простирается ровными рядами сад. Вот, как сад за спиной останется, полевой дорогой прямёхонько на тот конец села, который люди исстари Горбами называют.
     Поблагодарила я бабушку Докию за науку и пошла по новой для меня дороге. Уже не тому рада, что дорога короче, а тому, что что-то новое глазам откроется. А больше того радовалась, что одна идти буду и не придётся мне выслушивать громкое пустословие своих ровесников. Они и так мне за весь день порядком надоели. Куда интереснее шагами дорогу мерить под мелодию собственных раздумий.
     Вот так-то иду я, где быстрее, а где засмотрюсь и постою минутку. Мимо колхозного сада шла – всю дневную усталость забыла. До неё ли мне было – яблони цвели. Перед моими глазами весь мир расслоился. Земля в саду золотилась одуванчиковыми цветиками. Присяду и понизу смотрю в просветы между яблонь. Сколько ж этих одуванчиков! Вот она всесильная природа! Никто их специально не сеял, сами выросли. А над ними, ровными рядами распустили роскошные подолы яблони. Прямо с дороги слышно, как пчёлы над цветами гудут. По верху глянешь – синь лазоревая! Ни единого облачка! Небесное море на наши яблони засмотрелось…
     Хоть дорога по расстоянию значительно короче, но домой я пришла намного позже обычного. Было чем оправдаться: бабушку Докию встретила.
     На следующий день и в последующие дни, под любым предлогом уходила от своих сверстников и сворачивала на ту дорогу, что мимо сада пробегала. Сколько же я красоты той весной выпила! Вот где эликсир душевной радости…
     Через несколько дней картина поменялась. Золотой одуванчиковый ковёр растерял свою позолоту и заметно побелел. Земные солнышки состарились, пуховые шапочки на головки надели, а щедрые яблони их ещё лепестками осыпали. Дескать, мы рады поделиться красотой. Да и сами яблони исподволь меняют белый наряд на зелёный.
     Наступили такие дни, когда я шла, смотрела, а вокруг всё одно и то же. «Так и заскучать можно, тогда дорога вдвое длинней покажется», - однажды подумала я. Только в самом конце сада я несколько оживилась. Стройные ряды яблонь закончили свой счёт, за ними – чагари. (Так в наших краях чащобу называют). Чего там только ни растёт! Тут и одичавшие плодовые деревья, и косточковые, а туда, дальше – глухой лиственный лес. Деревья тонкие, высокие. Вряд ли появится у кого охота сквозь него продираться, тем более сквозь заросли белой акации с грозными шипами. А издали, с дороги поглядишь – до чего же красиво! Среди зелёной листвы белый кустик или дерево, одно, другое, третье. Потом ещё и ещё. Издали окинешь взглядом – словно веночек на милой головке красавицы-Земли.
     Остановилась я, любуюсь. Что цветёт, так сразу и не распознать. Только цветочки с сочной розовинкой. Необычно как-то мне показалось. И до того притягательная эта красота, что не утерпелось мне. Захотелось ближе посмотреть, а может быть даже рукой потрогать, понюхать. Оглянулась, никого нигде не видно. Некому посмеяться над моей причудой. И пошла я по одуванчиковому полю, напрямик, к тем чагарам. Иду, спотыкаюсь. В зелёной траве ни камушка, ни пенёчка не видать. Иду. Знамо дело: охота пуще неволи. А как стала ближе подходить – новая преграда, кусты шиповника. Да так близко друг к другу растут, что их не обойти. «Ладно, - думаю. – Хоть отсюда посмотрю… Та-ак, листья, как у яблони, только само дерево высокое и тоненькое. Вовсе не такая яблоня, как в огороде растёт. Листья поменьше, зато пахнет как! Веточки тоненькие и цветов на них не так уж и много. – Стою, сама с собой разговариваю. – И вовсе тут не так уж и красиво, как с дороги мне показалось…».
     Я бы ещё долго стояла и смотрела на весеннюю красоту, но вдруг ящерица, зелёненькая такая, изгибаясь всем своим гибким тельцем, на оставленный в траве портфель взобралась. Боязно мне что-то стало. «А вдруг внутрь заползёт? А если гадюка?.. Тут, в этой чащобе всякая тварь ползучая водится. Хватит смотреть, уходить надо…».
     Домой пришла, рассказываю, что видела. А бабушка всегда найдёт причину поворчать.
     - Какой нечистый тебя с дороги сманил?.. Тебя, твой Ангел Хранитель порадовать хотел. Красоту земную тебе, негодной девчонке – показал! А тебе – большего подавай! А не подумала твоя пустая голова, что всё, что сверх меры – разочарованием обернётся?.. Благостно было бы на душе, а так – получай, что заслужила… да ещё благодари Бога, что гадина с сумку твою не забралась…
     После этого случая, не было у меня охоты с дороги сворачивать. Но приключения меня сами находили.
     В другой раз иду и, там, где дорога изгибает спину, росли три огромные старые дикие груши. Такие толстые – руками не обхватить. Когда груши созревали и падали, то их без всякой боязни колхозного сторожа, собирали все, кто в тот день по дороге шел или ехал. Я же помню те груши цветущими. Вот где красота! А под ними на некотором отдалении росли яблоньки. Когда-то их посеяли ещё семенами для пересадки, но эти по какой-то причине остались, переросли и без должного ухода одичали. Цвели они на несколько дней позже своих сестриц и прохожих, глядящих с дороги радовали своей запоздалой  красотой.
     В тот день цвели груши, цвели яблони, было тепло и тихо. Я засмотрелась на цветущие деревья. И видимо была так очарована красотой, что не придала значение выдвигающейся из-за горизонта грозовой тучи. Наоборот, белый цвет на фоне грозного неба был завораживающе прекрасен. Только загрохотавший гром напомнил мне об опасности. Я оглянулась. Спрятаться от дождя было негде. Стало страшно и я побежала по дороге к селу. На моё счастье меня нагнала подвода. С первыми каплями дождя мы доехали до колхозной фермы. Там я и переждала первый весенний ливень.
     Лето ушло, осень наступила. Нас, учеников-старшеклассников, в помощь колхозу послали в сад яблоки  в ящики собирать. Самая приятная работа. Но и эта пора отошла. Холодные дожди и ветра идущему по полевой дороге накликают грустные мысли. Пытаясь их развеять, я искала хоть что-то в пейзаже, что могло бы душу согреть. Тут и вспомнилось мне, как в чащобе деревья розовым цветом цвели. Страсть как захотелось мне узнать: какие же плоды выросли на тех тонких деревьях? Мокро, росно, но я пошла по направлению той чащобы. Нашла проход между кустами шиповника. Оказалось – на ветках ещё цепко держались мелкие, слегка зарумянившиеся яблочки. Потрясла веточку, потом собрала яблочки и одно надкусила да тут же его и выплюнула, а потом ещё долго не могла избавиться от оскомины.
     - Фу, кислятина!
     Бросила надкушенное яблочко. Потом подумала и оставшиеся яблочки затолкала в свободное от книг и тетрадей отделение  в своём портфеле, намереваясь бабушке с дедушкой показать их, а потом ещё нашу козу угостить.
     Прихожу домой, ещё и рта не успела открыть, а бабушка уже допрос учинила.
     - Где это ты, негодная девчонка, по кустам шастала?!
     Я и не заметила, что репьяхи на подоле принесла. Стою виновато, рассказываю, упавшие яблочки показываю. Бабушка журит, а дедушка достал с полки нитяную плетёную авоську и мне подаёт.
     - На, в другой раз будешь идти по той дороге, сверни в лесок и нарви тех яблочек столько, сколько унести сможешь. Я их соломой перестелю и к Рождеству они вылежатся. Слаще садовых будут.
     Сколько я тех авосек той осенью домой принесла, уже не упомню. Зимой мы всей семьёй те яблочки с большей охотой ели, чем нынешние дети заморские фрукты.
     И ещё вспомнила, как я рассказала дедушке о том, что те яблочки, которые не поместились и на траве остались, к завтрашнему дню куда-то исчезли.
     - Это ёжики в свою норку урожай унесли. А ты иди, не бойся. Там, где ежи бегают, разные гады не заползают.
     (Вот вспомнила о тех яблочках, даже их запах почудился. А прошла бы тогда мимо тех зарослей и теперь вспомнить бы было нечего…)

                2014 г.


Рецензии