Гёте и Пушкин - горные вершины мировой поэзии ч. 4

                ( Любимые Женщины  Гёте)

                Чем меньше женщину мы любим,
                Тем легче нравимся мы ей…
                Пушкин

К женщине снисходительней будь!
Она, из кривого ребра возникая,
Не получилась у бога прямая:
Ломается, чуть начнешь её гнуть.
Не тронешь – совсем искривится, и точка!
Да, братец Адам, дал нам бог ангелочка!
                Гёте

Франкфурт на Майне.
Юному поэту  (а писать стихи Гёте  начал с 8-ми лет) -  15.
Иногда, вечерами он похаживает в соседний трактир, где собираются молодые парни, как  правило, постарше него. Они от души веселятся, на деньги, заработанные юным поэтом, которому они заказывают стихи «на случай», но продажу за деньги от него скрывают. Числятся за ними и более серьёзные грешки, но Гёте об этом ничего не знает.
 Иногда сюда приходит и молодая девушка лет 16-ти очаровательная блондинка   голубоглазая  стройная  Гретхен.
Свободное, рано созревшее сердце Отрока не выдержало – он влюбился не на шутку. А Гретхен  подшучивала над ним, считая его ещё ребёнком, которого она за его пылкое чувство со смехом чмокнула в лобик.
Оскорблённый Отрок больше в трактире не появлялся, но первая любовь навсегда осталась в его восприимчивом сердце, воплотившись позже в  героиню (Маргарита)  главного романа его жизни «Фауст»,  став одним из любимых женских образов  Германии.
                ***
Пришла пора получать Высшее образование, и Вольфганг отправляется в Лейпцигский университет на юридический факультет.
Учёба учёбой, а любвеобильное сердце юного поэта свободным быть не умеет. И он опять ищет «приключений» на свою голову. На этот раз её звать Кетхен Шёнкопф.  Ей 19. Она  - дочь трактирщика. Мила, эмоциональна, общительна, а Вольфганг красноречив, и она поддается его чарам.
 Всё бы хорошо, но юноша постоянно видит, как  свободно ведёт себя  его возлюбленная, позволяя всякие вольности с посетителями.

 (Ну какая может быть культура поведения в семье трактирщика!? Н.М.)

 Он очень ревнует и страдает, до того, что разрыв   неизбежен.
 Ситуация становится опасной, так как Гёте тяжело заболевает  лёгочным кровотечением. Его забирают домой, и только через два года ему удаётся справиться с болезнью.
                ***
Следующим городом, куда  Гёте отправляется изучать юриспруденцию – Страсбург.
 «Удачно» попал – весь город от мАла до велИка  страстно увлечён танцами.
 Делать нечего.
 В эту танцевальную вакханалию включается и наш поэт, беря уроки у одного из танцмейстеров, у которого на беду  поэта две очаровательные дочки.
 И сорганизовался  такой любовный треугольник: Гёте любит Эмилию, у которой есть любимый жених,  а Люцинда страстно полюбила  Гёте.
Узнав всю правду этого любовного узла, Гёте уже более сдержано, чем в Лейпциге, покидает этот дом, но Люцинда бушует и проклинает всех, кто поцелует Гёте.
                ***
Как-то проездом Гёте попал в соседнюю деревню Зозенгейм,  где после одуряющего танцевального вихря  Страсбурга было так божественно тихо и покойно.
Скромная лютеранская кирха, в которой Гёте увидел очаровательно- юную, с пепельными косами дочь пастора Фридерику Брион, и сразу к ней потянулось влюбчивое, но совершенно свободное сердце поэта.
 Молодые люди познакомились и полюбили.
Этому чувству посвящены 8 из 16-ти  Страсбургских стихов:
«…И вот конец моей дороги,
И ты, овеяна весной,
Опять со мной! Со мной! О боги!
Чем заслужил я рай земной?
 « « « « « « « « « « « « « « « « «
И все  ж  любить  - какое счастье!
Какой восторг – твоя любовь!
Безмятежное счастье с Фридерикой было недолгим. Достигнув его,  Гёте стал  скучать и удрал: слишком разным был уровень их развития.
Прошло много лет. Фридерика так и не вышла замуж и умерла в 60 лет, увидев на пороге смерти сверкающий отсвет своей любви  в сочинениях  всё ещё любимого поэта.


                ***
   В1772 году будучи недалеко от Ганновера в Вецларе 23-летний Гёте познакомился  с дочерью статского советника очаровательной Шарлоттой Буфф. Юная, нежная, с лёгким характером она и по положению была ровней Вольфгангу, который сразу  воспылал к ней чувствами, но у Лотты был жених -  Иоганн Кестнер.
Гёте сумел смутить покой девушки. Они много времени проводили вместе, Гёте посвящал ей стихи…  Жених всё это видел, но дал возможность девушке самой сделать выбор.
 Однажды, всё решив для себя, Гёте, отправив накануне багаж, рано утром, пока ещё все спали, ушёл из имения пешком до ближайшей станции, оставив Лотте трогательное прощальное письмо:

     «Когда Вы получите эти строки, знайте, что я ушёл прежде, чем меня прогнали невыносимо сложившиеся обстоятельства».
Будьте всегда радостной и бодрой, дорогая Лотта.
Прощай, тысячу раз прощай.

  Любовь и страсть Гёте перевёл в область духовного и подарил миру один из сильнейших любовных романов: «Страдания молодого Вертера».
Роман стал духовной исповедью сына века.
Он был так полон чувствами и страстями, что иных молодых людей приводил к суициду.
 С сожалением узнав об этом, Гёте в одном из предисловий (а роман издавался многажды) предостерегал молодёжь от этого шага.
 Сам же Гёте, написав роман, излечился от своей страсти. Последняя встреча с Лоттой произошла через 50 лет, не напомнив Гёте о былом
                ***
 
    Однажды,  в 1774 году в одном из светских салонов,  где Гёте не считали своим, но интересовались, как талантливым поэтом, он увидел музицирующую за клавикордами юную, 17-летнюю Лили Шёнеман. Она  была свободна и богата.
    Проницательный и умный Гёте быстро оценивает интеллектуальный потенциал  общества, близкого Лили -  (богатое, недалёкое филистерское). (У Гёте постепенно выработалась способность и привычка оценивать интересующего его человека  вместе с его окружением).
    Ему нравится Лили, но он отлично понимает, какую двойственную роль будет играть, любя её, ведь всё его существо всегда стремилось к дому, покою, браку, детям, внутренней свободе.
Он и без Лили, и до Лили хорошо ощущал раздвоенность своей натуры, что блестяще отобразил в «Фаусте». А здесь его ждала ещё одна, совершенно не свойственная ему роль,  роль двух Гёте: один – разодетый,  порхающий по светским раутам и балам; другой – все свои впечатления  перерабатывающий в своём творчестве, пытаясь способности превратить в Мастерство.
 (Мне здесь явственно увиделся униженный оскорблённый камерюнкер Александр Пушкин).

    Всё это Гёте талантливо, страстно и подробно описывает в письмах  к своей эпистолярной подруге графине Августе Штольберг, с которой знаком только по переписке, но в письмах которой чувствует родственную душу и понимание.
Гёте нравится такой роман в письмах, но Августа понимает тщетность таких отношений и прерывает переписку.
   И только в старости они ещё раз обменяются двумя удивительными письмами, но не увидятся никогда.
 (Вариант, предвосхищающий отношения фон Мекк и Чайковского. (Вам, уважаемый читатель,  так не кажется?).
 Может быть, для Гёте это была СУДЬБА! А он даже ни разу к ней не съездил, хотя она этого не запрещала.
Тем временем роман с Лили развивается. Они помолвлены. Целый букет превосходных стихов брошен к ногам любимой:

О, зачем влечёшь меня в веселье,
В роскошь людных зал?
Я ли в скромной юношеской келье
Радостей не знал?
  « « « « « « « « « « « « « « « « « « « « « « « «
           Я ли тот, кто в шуме света вздорном,
           С чуждою толпой,
           Рад сидеть  хоть за столом игорным,
           Лишь бы быть с тобой!
Нет, весна не в блеске небосвода,
Не в полях она.
Там, где ты, мой ангел, там природа,
Там, где ты, - весна.
                ( 1775)

   Их родители, познакомившись, друг другу не понравились.

   И вновь Гёте бежит от женщины, которую вроде любит.
Выбирая между Лили и свободой, поэт предпочёл  свободу
(а Лили – банкира), наслаждаясь которой в Швейцарии, вновь тоскует «по цепям».
Рождается новая, пылающая страстью, пьеса  «СТЕЛЛА»

        Продолжение следует).


Рецензии
Нелли, я полагаю Гёте в СССР повезло больше, чем другим иноземцам.
Он в пятидесятые был популярен. Пройти мимо, полагаю, было просто невозможно.
Конечно, начинался он с Лермонтовского стиха о горных вершинах и образ одинокой сосны запечатлелся, как выясняется, на всю жизнь.
Позже проливали слёзы над страданиями юного Вертера, далее постигали мудрость Фауста, а потом, уж, кому, как повезёт.
Не скажу, что я знаток, скорее образованец(по Солженицынскому термину)но к поэзии Гёте обращалась, есть двухтомничек на полке.
Но вот женщины мне его не известны, так, иногда слушала какие-либо отголоски
по радио или прочитывала мимоходом в журналах, не вдаваясь в дальнейшие подробности.
Впрочем, по-настоящему меня с детства и всю жизнь интересовали женщины в жизни Чехова.
По отношению к нему я была скрупулёзнее.
Так писать о любви, так понимать о ней всё!
Когда появилась информация Инны Гофф о Лидии Авиловой,
встретила её с доверием.
Позже появилась книга Авиловой, мною она читалась бесконечное число раз.
Подарили мне толстенную книгу о Чехове англичанина Д.Рейфилда, письма Чехова пристрастно читала, в том числе с откровениями, которым перестройка включила зелёный свет. Чехов же, по-большому счёту, так и остаётся загадкой.

Пишете вы Нелли замечательно, вдохновенно, любовно привнося романтические нотки своего внутреннего мира.

Вы вероятно опубликовали эссе ко дню рождения поэта. Двадцать восьмого августа ему бы исполнилось 270 лет!?

Всего доброго, Нелли.
Вы меня вчера подвигли на незапланированное деяние.
У вас почти совпадают дни рождения с Гёте.

А всё-таки, читали ли вы его в подлиннике!?

Зоя Чепрасова   31.08.2014 12:02     Заявить о нарушении
Прошу прощения за "Незапланированные деяние), но очень, очень рада и благодарна.
Зоя, обратите внимание, что я не ставила своей задачей разбор творчества Гёте, но лишь его облик, жизнь,Женщин, понимая, что даже решая эту скромную задачу, не обойдусь без "влезания" в творчество,что и происходило то и дело. об остальном - вникните в предисловие.
Ваша Нелли

Нелли Мельникова   31.08.2014 18:34   Заявить о нарушении
Третий раз начинаю писать реплику, глючит комп.
Нелли, я поняла вашу цель, которую вполне оправдывает её тематическое воплощение. Искренность, тактичность, изящность и тонкость стиля, присущие вам вообще, здесь проявились в полной мере. Понятно, что всего охватить вы были бы не в силах. Но желание снять томик Гёте с полки вы в читателе пробуждаете.
Отзыв предполагала начать с оценки эмоциональной наполненности эссе.
Следовало бы отдохнуть, но я опасалась, если прервусь, то не напишу вовсе ничего. Решила хоть короткие реплики разбросать, а потом сделать выводы.
Но вот прервали. Голова тяжёлая. Будет минута, пробегусь по тексту допишу.
Вы, Нелли, написали замечательно, но на сайте мало читателей, авторы оценить вещь, думаю, могут, но погружаться в чужое им недосуг, своих задумок невпроворот. И закон ты мне, я тебе, никто на сайте не отменял, невзирая на дебаты и реформы.
Потом, всё-таки мне кажется, что Гёте действительно был модным в наши годы отрочества и юности. Не припоминаю, чтобы мои дети им интересовались. Вертера точно не читали, Фауста, быть может. Они у меня читающими были. Сын с 76-го, дочь с 64-го.
Если бы, к примеру, вы, Нелли, написали бы эссе "Все мужчины в жизни Нонны Мордюковой, полагаю читателей было бы больше.
Ничего личного к народной артистке не имею, люблю актрису и ценю её талант, имя подвернулось, наверное, потому, что оно в книге рекордов Гиннеса.
Вот, Нелли, такой трёп или, как нынче говорят, стёб, писать можно и с тяжёлой головой, а отзыв, увы, трудно.
Привычка осталась с геологических времён. У костра, в камералки любили "потрепаться" за жизнь, теперь нет собеседников и Проза.ру становится унылой.
Весь блеск прежних лет с неё осыпался. Действительно, остались мы, пенсионеры. Пошутишь вольно, по кумполу получишь.

Всего доброго, Нелли.

Зоя Чепрасова   31.08.2014 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.