Армянские частушки и ещё кое-что, 1986

«Армянские частушки» и ещё кое-что (1986)

Разбирая свои старые бумаги, неожиданно натолкнулся на ученическую тетрадку, на которой было написано «Армения- страна камней. 18-31.07.1986». Да, был такой эпизод в моей жизни. В этой тетрадке было мало записей: в основном отдельные предложения, записанные явно небрежно и поспешно. Какие-то фразы, которые когда-то казались интересными или забавными. Некоторые из этих фраз сейчас уже трудно объяснить и привязать к контексту: всё-таки прошло 28 лет. Писать тогда было некогда, да и не думал я вести в тот момент какой-то дневник. Но среди малопонятных ныне фраз и заметок был и некий «стихотворный» текст под названием «Армянские частушки», которые весьма живо напомнили мне о пребывании в этой закавказской республике. Но прежде чем пойдёт речь о весёлых частушках, скажу немного о том, что меня привело в Армению, и что я там увидел.

В ту юную пору я довольно активно путешествовал. Причём, путешествовал, в основном, цивильно. Не с рюкзаком «по горам и долинам» (это было уже попозже), а выезжая на турбазы. В позднесоветское время была очень полезная контора, которая называлась «Бюро международного молодёжного туризма «Спутник»». Это заведение находилось под контролем ЦК ВЛКСМ и местных обкомов комсомола. «Спутник» имел сеть сравнительно комфортабельных турбаз, где, наряду с нашими туристами, в небольших дозах отдыхали и иностранцы. Турбазы эти именовались весьма торжественно - «Международные молодёжные центры (ММЦ)». Сеть подобных турбаз и гостиниц охватывала самые красивые места Советского Союза. Отправлял «Спутник» группы молодых советских туристов и за границу.

Отдыхало на турбазах «Спутника» в ту пору немало интересных людей. И, как правило, народ подбирался приличный. Путёвку туда тоже давали не всем подряд. Как правило, был минимальный отбор: через рекомендацию комитета комсомола. Такими путёвками (а точнее: правом на их приобретение) также награждали тех, кто как-то проявил себя творчески (например, в науке или искусстве) или активно занимался общественной работой. Но, когда путёвок было много, иногда давали и просто так. Не говоря уж о таком известном варианте в советское время, как «блат». В любом случае, путёвки в ММЦ для среднего советского человека были довольно престижными, и надо было вовремя об их приобретении позаботиться.

Ко времени поездки в Армению в 1986 году, я уже был почти «ветераном» «Спутника». За моими плечами был целый ряд ММЦ: «Горные вершины» (Домбай, Карачаево-Черкесия), «Ноорус» (Усть-Нарва, Эстония), «Юность» (Минск, Белоруссия). Но 1986 г. планировалась поездка в Армению в ММЦ «Ласточка». Хотелось какой-то экзотики.

В Ереван я летел из Куйбышева, где мы тогда были с мамой в гостях у родственников. Прямой рейс в Ереван на самолёте был самым лучшим решением. Понимая, что могут возникнуть проблемы с билетами, я сразу же взял и обратный билет. (Это было очень разумно, поскольку немало ребят потом мучились с билетами).

В Армении мне, в общем-то, понравилось. Первую неделю мы жили на турбазе в Ереване. Здесь, параллельно с отдыхом, был целый ряд познавательных экскурсий. Земля Армении богата различными памятниками. Она приняла христианство ещё в 301 году. И осталась верной Христу, несмотря на многие невзгоды и настоящие бедствия. Стоит также сказать, что армяне, хотя и относятся к восточным христианам, являются «монофизитами», т.е., в отличие от православных, верят не в двуединую природу Христа (Христос - Бог и человек), а считают Христа только Богом.

Мы посетили Эчмиадзин - духовный центр Армянской апостольской церкви, где находится глава этой церкви – патриарх и католикос. В тетрадке есть пометка, что экскурсовод с немалой гордостью заявила нам, что в духовной академии Русской православной церкви в Загорске (ныне городу вернули его настоящее имя – Сергиев Посад) учатся 4 года, а в Эчмиадзине – 7 лет, причём учащиеся обязаны выучить три иностранных языка. После окончания выпускники-священники разъезжаются по всей планете, поскольку армянская диаспора огромна. Так же нам было сообщено, что 130-й армянский патриарх и католикос Вазген I владеет аж 14 языками. В Эчмиадзине с XIII века хранится знаменитое Копьё Судьбы, которым по преданию был пронзён на кресте сам Иисус Христос.

Помню, мы проходили через ворота, где по преданию всем «отпускаются грехи». Тогда ещё я был вполне советским, неверующим человеком. И довольно легкомысленно относился ко всему, что было связано с религией. Помню, экскурсовод сказала нам, что, по преданию, если через эту арку пройдёт человек безгрешный, то она рухнет. Все мы, туристы, будучи вполне грешными людьми, спокойно прошли через арку. И тут я подумал: а как же армянский католикос проходит каждый день здесь? Выходит, что и он вполне грешный человек? Хорошо, что ещё хватило ума это не озвучить. (Да, тогда я был весьма легкомысленен и, конечно, мало что понимал в религии… Сейчас мне неловко за эту свою мысль, но, как говорится, из песни слов не выкинешь. Было и такое.).

Посещали мы и другие интересные места, расположенные близ армянской столицы. Это нашло отражение в моей тетрадке. Звартноц – руины храма раннесредневековой армянской архитектуры (VII век!). В отличие от Звартноца храм Михра в Гарни (I в. н. э.) был восстановлен из руин уже в советское время. Но это не христианский, а языческий храм. Он посвящён древнеармянскому богу солнца, небесного света и справедливости Михру. Строение с колоннами очень напоминает древние эллинские храмы.

Именно в Армении я более глубоко ощутил всю глубину трагедии геноцида армян в Османской империи. Как историк, я, конечно же, знал об этом чудовищном геноциде, но одно дело знать об этом из книжек, и совсем другое - слушать эмоциональный рассказ армянки-экскурсовода возле величественного памятника жертвам геноцида. Это уже забыть я не смогу никогда, как и дату 24 апреля. И весьма напрягаюсь, когда вижу на нынешней молодёжи футболки с кровавым турецким флагом. Мне всё время кажется, что с этих красных футболок капает кровь. И не только армян, но и греков, сербов, болгар, да и русских солдат, немало проливших крови за освобождение этих народов от турецкого ига.

С победой над турками связан и ещё один важный памятник – Сардарапат. Здесь в 1918 г. после оголения Кавказского фронта, турецкие войска, вторгшиеся в Восточную Армению, был остановлены и разбиты. Памятник, построенный в 1968 году врезался в память. Крылатые кони и стела с колоколами выглядят очень торжественно.

Непреходящая боль всех армян - это гора Арарат (по-армянски - Масис), которая, как и большая часть их земли, остаётся на территории нынешней Турции. Они, конечно, все мечтают вернуть Арарат. Он даже есть на гербе страны. Был он на гербе Армении и в советские времена. Армяне с удовольствием рассказывали мне такой анекдот. После образования Армянской ССР турецкие дипломаты потребовали от министра иностранных дел СССР Чичерина убрать с герба Армянской ССР Арарат. Поскольку он находится на территории Турции, армяне, мол, не имеют права ставить его на свой герб. В ответ мудрый Чичерин посоветовал им убрать со своего флага полумесяц: Луна ведь не находится на их территории. На это туркам сказать было нечего.

Среди куда менее приятных воспоминаний - «прогулка по вечернему Еревану». Экскурсия была достаточно дешёвой и многие туристы поехали. Поющие фонтаны на площади посмотреть, конечно, было интересно. Но едва наша группа вышла из автобуса, как наших девушек буквально облепили наглые армянские парни, которые хотели немедленно познакомиться с ними и, что называется, «поближе». Причём некоторые делали это настолько грубо, хватая их за руки, что девчонки прямо-таки завопили и стали нас просить о помощи. Мы (несколько парней) кое-как смогли оттеснить наглецов-армян и затолкнуть девчонок в автобус. Всё удалось не потому, что мы были такими крутыми. Просто мы проявили немного решительности, а драться с нами в планы «приставал» не входило. Прогулка была, тем не менее, безнадёжно испорчена. Восток открывался нам со своей неприятной малоцивилизованной стороны. Возвращаясь в «Ласточку», мы шутили, что армяне специально сделали эту экскурсию такой дешёвой. Днём, конечно, ситуация у русских девчонок была более спокойна. Если девушка шла с парнем, как правило, никаких посягательств не было. Ну, а если одна… После ночного Еревана наши девчонки решили быть осторожнее. И не зря, поскольку бесцеремонные приставания всё же случались. Позднее мы узнали и о имевших место случаях изнасилования недалёких туристок, не проявивших необходимой бдительности.

Несколько дней мы провели в филиале «Ласточки» на озере Севан. Прекрасно отдыхали, купались, активно общались. Пробовали и традиционные армянские блюда, многие из них - весьма аппетитны.

Ну, а в финале заезда был устроен творческий конкурс. Мы с моим тогдашним приятелем, якутом Алексеем Кривошапкиным и сочинили «Армянские частушки». Основным двигателем дуэта был, уж извините за нескромность, я, а Алексей мне помогал. Довольно непритязательные наши частушки отчего-то имели неимоверный успех. И, что самое интересное, у армян больше всего. Несмотря на то, что там (в лёгкой юмористической форме) был спародирован кавказский акцент. Был и критический аспект (перебои с водой, перенаселённость номеров, не всегда достойное питание и др.). Впрочем, всё это было не главным.

Армяне смеялись просто как сумасшедшие, да ещё попросили повторить. Я даже не совсем понимал их восторги, поскольку мы эти четверостишия слепили в общем-то на скорую руку. (Может быть, так проявилось их восточное гостеприимство). В общем, мы с Алексеем заняли на конкурсе первое место.

Вот эти наши «Армянские частушки», сохранённые старой тетрадкой:

Будем петь мы вам частушки
Про Севан и Ереван.
Как в гостях мы побывали
В Закавказье у армян.

Наша «Ласточка» прекрасный
Не устанем мы хвалить.
Только никогда не знаешь:
Сможешь морда ли помыть.

По ночам я часто слышал
Стуки камешков в окно.
«Выйди, девушка, - кричали.-
А какой - нам всё равно».

Как-то с девушкой поехал
На поющий я фонтан.
На минутку отвернулся,
Сразу девушка пропал.

Нас в автобус погрузили
Повезли всех на Севан.
Полежал там полденёчка,
Сразу нос морковкой стал.

Интересно предложенье
Мы директору сказать:
Друг на друга койка ставить,
По двенадцать отдыхать.

Я приехал на Севан,
Думал: в Грузия попал.
Днём и ночью Кикабидзе
Про любовь мне напевал.

Как-то раз на дискотека
С опозданием пришёл.
Диск-жокей ушёл с работа
Нас ругал нехорошо.

Что за блюдо по-армянски
Я сегодня утром ел?
Повариха отвечает:
«Русский чёрный вермишел».

Ах, Севан, ты, Севан,
Зелена водичка...
Увезём тебя мы в сердце
Каждый по частичке.

После каждого четверостишия мы пели своеобразный припев:

Эха, да эха, прекрасный Арарат.
Эха, да эха, мы все здесь очень рад.


В общем, отдых в Армении, в целом,удался. Последний заслуживающий внимания эпизод случился уже в аэропорту. У меня был билет на самолёт и я никуда не торопился, прогуливался спокойно возле киосков, даже когда началась регистрация. А у касс творилось что-то жуткое. И здесь мне интуиция подсказала, что лучше поспешить на рейс. И интуиция (в который раз!) не подвела. Выяснилось, что армяне продали билетов на несколько штук больше, чем мест. Думаю. это было сделано не просто так. Скорее всего, кому-то были очень нужны билеты и они выкатили хороший "бакшиш". Но в итоге, те пассажиры с билетами, которые пришли позже и регистрировались последними, попросту не смогли улететь: самолёт был уже заполнен. Если бы я протянул до завершения регистрации, то никуда бы не полетел. Кавказ, как и весь Восток, - дело тонкое.

Ну, и уж совсем последнее. Как-то, спустя пару лет, общаясь с приятелем-аспирантом в Москве, я рассказал ему, что был в ереванской «Ласточке». «Ну и как ты отдохнул?» - спросил он меня с некоторым подозрением. «Да, нормально», - был мой ответ. Оказалось, что он тоже там был, но ему не так повезло. Он заразился там брюшным тифом и довольно долго провалялся в больнице. Восток, действительно, - дело тонкое.

18.08.2014, Омск


Рецензии