1-я мировая на картинах художников
Главная тема выставки – человек и война, эмоционально-психологическое состояние людей в условиях фронтовой повседневности, тыла, госпиталя, плена.
Сто живописных полотен позволяют увидеть Первую мировую войну глазами наших современников и напоминают о страницах в истории Ставрополья. Кстати, о начале войны в Ставрополе стало известно 2 августа из телеграфного сообщения. После мобилизации расквартированный Самурский полк в полном составе отправился на фронт - в Галицию. В городе остались семьи офицеров и, когда начались революционные брожения, офицеры полка перешли на сторону белых. Вот почему о них впоследствии вспоминать было нежелательно. А «Вера» и «верность» в годы испытаний стали той духовной силой, которые придавали силы нашему народу, утверждали стремление к миру. Вот почему в большинстве работ художников показана жизнь без войны, то, что дорого любому человеку: родной дом, семья, привычный пейзаж за окном, бескрайние степные просторы. Но есть и сюжеты о войне. На картине Василия Полякова «Утешительница» - сестра милосердия, похожая на великую княгиню Елизавету Фёдоровну, у постели раненого, на полотне Владимира Грибачёва «Вечерний звон» - Александровская площадь в губернском Ставрополе с высоты птичьего полёта, на пастельной работе Елизаветы Пшеничниковой «На память», написанная словно потемневшая от времени фотография – семья в ожидании письма с фронта, интересна и работа Владимира Мананкина «Казачий разъезд». И над всеми - «Уставший ангел» Сергея Паршина. Выставка отличается жанровым разнообразием – тут представлены портреты, пейзажи, натюрморты, батальные и исторические сюжеты В. Андросова, Л. Черного, Ю. Перкова, П. Горбаня, А. Тарасовой, П. Охрименко, С. Паршина, В. Полякова, Ю. Смотрова, Р. Дворянидовой, О. Калайтанова и других известных авторов.
Обращение к теме войны для художников в любой исторический период становится экзаменом на приверженность гуманистическим идеалам. Традиция ставропольских художников берет начало в искусстве и философии начала ХХ века. И чтобы понять язык современной живописи надо и об этом вспомнить. В период, предшествовавший Первой мировой войне, в изобразительном искусстве происходила радикальная смена художественных направлений. Ощущение разрушения мира ворвалось в искусство, литературу, поэзию. Оно стало катализатором всех процессов. И как всегда – войны никто не ждал, она грянула внезапно, но поначалу у правящих элит не было стремления истреблять свои народы. Хотя в 1909 году Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал манифест футуризма, где сказал, что война — это замечательно, хорошо, это очищение общества и и.п. Футуристы в России это подхватили… К сожалению, как сопутствующий элемент войны, в каждой стране возник чудовищный всплеск ксенофобии. Россия не избежала этого, в прессе, в публичных выступлениях политики «разоблачали» немцев, французов, англичан, но никто не предполагал, что дойдет до массового уничтожения людей. А ведь тогда-то и появилась соответствующая техника - пулеметы, аэропланы с установленными на них пулеметами, танки, которые давили людей, впервые применили и средства химического отравления. Порог терпимости был сломлен. В России, когда была объявлена мобилизация, начались немецкие погромы в Москве и Петрограде. И первым под руку толпе попалось издательство немца Кнебеля, с которым, кстати, сотрудничал замечательный художник, критик и искусствовед Игорь Грабарь, заказавший выпуск «Истории русского искусства» - готовые клише для печати были уничтожены. С другой стороны, именно на фоне мировой войны в Москве стали устраиваться благотворительные выставки в пользу раненных на фронтах. В Музее изящных искусств, в нынешнем Пушкинском, в нескольких залах был устроен госпиталь, и там в пользу раненных в 1915 году была проведена первая в России благотворительная выставка замечательного скульптора Анны Голубкиной.
Война перевернула сознание людей не только в России. Не только простые люди, но и художники, поэты, писатели стали осознавать парадоксальность бытия, которое складывается из каких-то несовместимых начал, явлений. Чтобы обсудить эти события и проблемы в Цюрихе представители разных воюющих сторон Германии, Франции специально собирались в кабаре «Вольтер», и приходили к выводу о полной абсурдности и бессмысленности бытия. Эта идея тотального абсурда, который был неким философским фоном Первой мировой войны, позволила им сформулировать основные положения дадаизма. Дада — это, собственно, и есть абсурд. В этот период задачей художников стало отображение внутренней дисгармонии и создание дискомфорта для зрителя. Они полагали, что через этот внутренний дискомфорт возникает поле эмоционального напряжения. Теперь искусство не только успокаивало, убаюкивало как у импрессионистов и экспрессионистов, а, наоборот, вызывало острые ощущения ради осознания себя в новом мире. Параллельно в Италии зарождался футуризм, во Франции — кубизм, которые продолжают эту линию расшатывания внутреннего умиротворения. Кубисты и футуристы сломали эту картину, после чего искусство стало заниматься не столько отражением окружающего мира, сколько выражением индивидуального мира художника. Эта индивидуальность могла быть бунтарской, непричесанной, неприглаженной. Затем появились и сюрреалисты.
Появился и новый образ — манекен в противогазе, висящий под потолком, это было уже в 1920 году. Противогаз стал апокалиптическим символом - новой маской смерти. В русском искусстве появились «Мистические образы войны» Натальи Гончаровой, где война приобретает всемирно-исторический масштаб, там уже нет ни абсурдизма, ни дадаизма, там проявляется новое религиозное чувство, причем это скорее философское, гуманистическое осмысление бедствий войны как некой неизбежности, как испытания, посланного человечеству. Кроме того, на волне антинемецких настроений появилась масса лубков, карикатур на Германию, которые рисовали, например, В.Маяковский и К.Малевич. Малевич были среди тех, кто делал очень яркие, очень броские и однозначно негативные образы немецких солдат. Эти лубки, карикатуры тоже были проявлением возникшей ксенофобии. У В. Кандинского есть интересная работа, связанная с мировой войной, «Святой Георгий». Он изобразил деревце, под ним стоит прекрасная царевна в кокошнике, сзади город, явно напоминающий Москву, — с башнями, колокольнями, стенами, и св. Георгий скачет на коне. Ему противостоит очень странный змей, какой-то вялый, поникший, но в пенсне — как кайзер. И кажется, будто св. Георгий сейчас спасет город, освободит прекрасную суженую. Интересно, что художник написал эту картину после своих абстрактных композиций, которыми занимался с 1911 года по 1914-й. Фигуратив оказался ему необходим, чтобы говорить языком публицистическим, который в данном случае был более уместен. То есть и Кандинский включился в военный контекст, правда, на полгода, потом он вернулся к своим беспредметным опытам.
На первых этапах войны вера в победу очень объединила художников вне зависимости от национальности. Резкое размежевание началось после нее. Интересно, что в Париже русская художница Мария Васильева основала академию, у нее преподавали Фернан Леже, Пикассо приходил, другие художники, связанные с новейшими открытиями. Во время войны она устроила там столовую и лично готовила супы для художников, которые к ней приходили. Это был пример взаимовыручки — редкий случай в Париже, где каждый был сам по себе. А в Германии набрало силу очень своеобразное направление, такой натуралистический полудадаизм, полуэкспрессионизм, основанный на изображении язв, последствий войны. Отто Дикс в первую очередь, Георг Гросс и целый ряд других художников изображали с некоторым смакованием калек, военные сцены. С помощью отталкивающих образов войны художники пытались создать психологический барьер, чтобы это никогда не повторилось. К сожалению, это не сработало.
Что касается России, то у нас мировая война перешла в революцию, а затем в войну гражданскую. Поэтому от Первой мировой долгое время было смазанное впечатление: как будто ее и не было, как будто у нас был только 1917 год — революция и гражданская война. Поэтому-то после 1917 года в русском искусстве фактически осмысляются уже революция и гражданская война, а не Первая мировая, ее затмили события 1917-го. Перед Первой мировой войной были мощнейшие предпосылки к радикальному переосмыслению, а подчас и к разрыву с классической реалистической традицией. Кандинский в Германии, в России Ларионов, «Бубновый валет», Малевич, который в 1913 году создает огромный цикл абсурдистских и кубофутуристических вещей до всякого дадаизма. Но это были зашифрованные смыслы, не имеющие непосредственного отношения к социальным вещам. Кстати, Малевич пришел к идее беспредметности как раз накануне Первой мировой. В конце 1913 года была поставлена знаменитая драма «Победа над солнцем», которая знаменовала собой победу над существующим порядком. Малевич сам делал костюмы, это были очень сложные яркие конструкции над актерами, в результате чего на сцене появились фигуры больше человеческого роста. И, благодаря этому спектаклю, он вдруг осознал: цвет и форма могут быть отделены от предмета, и не только от него, но и от всего традиционного наполнения. Так он пришел к идее супрематизма. А в войну он стал делать лубки и отвлекся от этих своих идей, вернулся он к ним только в 1915-м, когда на фронтах пошли поражения, - к идее абсолютного цвета, абсолютного пространства, абсолютной формы. На последней футуристической выставке «0,10» две стены были с его работами, тогда он впервые показал свой «Черный квадрат». Кстати, не только он был втянут в военную тему, Филонов был комиссаром, ходил в кожаном пальто с маузером, Шагал был комиссаром, уполномоченным по делам искусств в Витебске. Они все поначалу очень активно включились в общественную жизнь, но постепенно стали понимать, что их используют большевики, которые рассчитывали с их помощью создать благоприятную среду, а потом просто выкинули в середине 1920-х годов.
Словом, выставка современных ставропольских художников вновь напомнила и отослала к истории живописи и к самой истории. Она продлится месяц, желающие успеют ознакомиться с нею, с героизмом, доблестью и отвагой наших земляков, милосердием и самопожертвованием, запечатленные на полотнах лучших современных художников края.
Свидетельство о публикации №214081800981
Владимир Колябин 06.10.2014 22:51 Заявить о нарушении