Кудесники Зазеркалья

  Хочу  открыть вам маленькую тайну. Пролить  свет, так  сказать, на  некоторые  обстоятельства, которые имеют место быть.  Тому, о чем пойдет речь, лично я  не  только свидетель, но и непосредственный  участник  с  многолетним  стажем, работая продавцом  в  самом  большом  торговом  центре  в моем  городе. Потому  каждое  слово здесь – правда. Кто-то  будет  несогласен  с  написанным, по  привычке  отрицая  очевидное, кто-то не  будет. Кто-то примет  к  сведению, а  кто-то даже не дочитает  до  конца. Так  или  иначе, что  бы  вы  ни  думали  о  происходящем,  это  ровным  счетом  ничего не  меняет. По  крайней  мере,  до этого  момента.
   
  Все  вы  ходите  в  магазин. В последнее  время предпочтение  покупатели  отдают большим торговым центрам, пестрым  и  красочным, как  новогодние  ёлки, с большим ассортиментом  товаров, где  всё, как  они  думают, «ради них  и  для  них». И  напрасно. Ничего в  торговом  центре  не  устроено  просто так. Все - расположение  витрин, освещение, музыка,  узкие  проходы  и тд – сделано  таким  образом, чтобы  покупатель  оставался  в  магазине  как  можно  дольше, и  как можно  дольше  искал то,  что  ему  нужно. Чтобы  он  как  можно  дольше  находился в  этом  волшебном  мире, таком отличном  от  того места, где  он смотрит  телевизор  и ложится  спать:  среди  соблазнительных  коробок,  блестящих  упаковок, ярких  этикеток  и    рекламных  лозунгов.  Все  это создает иллюзию вашей  значимости  для  нас,  хотя  нам  интересны  не  вы  лично, а  то,  что  у  вас  есть. 
 
  Вся  сложная  структура  магазина скрупулезно рассчитана  и заботливо  устроена для  того, чтобы  вы  потратили  как  можно  больше  из  того, что  принесли  в  кошельке. Самое  сложное – заманить  вас  в  наш  магазин, остальное – пустяки. И нас, работников  Зазеркалья, вовсе  не  интересует, что  то немногое  в  вашем кошельке  заработано  нелегким  трудом и, возможно, последнее,  что  у  вас  есть. Вы  уже  переступили  порог  магазина. Вы  уже  принесли  нам  эти  деньги. А значит, они  уже  наши.
 
  И  это  не  сарказм, а  сожаление  о  горькой  правде. И  это  не  все.
 
   Вашими же телевизорами в  ваши умы   засеяны  саженцы-предрассудки относительно  не  только  самих  товаров  и  необходимости  в  них, но  и  работников  магазинов, которые, якобы,чтут  ваши  интересы, всегда  приветливы,  рады  каждому  посетителю. И  не  мудрено: ведь за  то, чтобы  они  каждый  день   разыгрывали  перед  вами  спектакль, им  и  платят  зарплату.

  Вот  некоторые  предрассудки, с  коими  советую  расстаться  прямо  сейчас.    
 
  «Продавец  нам  что-то должен, просто  потому, что  мы  тратим  свои  деньги и  время  в  этом  магазине».  Ничего  он  вам  не  должен. И  деньги  свои  вы  отдаете  не  ему лично. Он  посредник  между  вами  и теми, кому этот   товар  принадлежит. В  его  обязанности  входит  расположить  товар  в  торговом  зале  определенным  образом, ответить  на  ваши  вопросы  о  товаре  и  передать  его  вам  в  руки (выписать  со  склада). И  все. Ничего  личного  здесь  нет  и  быть  не  может.

  «Продавец – источник  информации  о  товаре». Представьте, и  это  не  так. Во-первых, потому, что  производителями  товаров  продавцам предоставляется  минимум информации  о  своем  товаре. А  та, что  доходит,  рекламного  характера, подчеркивающая  исключительно  выгодные  стороны  товара. И  не  дай  бог, покупателя  известят о  чем-то «лишнем». Лучший  покупатель – несведущий  покупатель. Такой  не  придет  и  не  станет «качать  права», не  будет  задавать  неудобные  вопросы,  не  попытается  вернуть  деньги. Во-вторых,  в  больших  торговых  центрах,  где  дело  поставлено  на  поток  и  задача как  можно  больше  продать, просто  нет  ни  возможности,  ни  необходимости  в  подготовке продавцов. Вы  и  без  того все  купите. Потому 8 из 10 продавцов не компетентны  в  товаре, который  продают. Они  способны  лишь  голословно  утверждать то, что  прочитали  в  рекламных  проспектах, констатировать  расхожие  предрассудки  или, наконец,  выдвинуть довод, на  который  вы  всегда «клюёте»:  «это  лучше этого, потому  что это  чаще  покупают».  Поэтому, если  вам  попадется  продавец, который  сможет  сказать  что-то  кроме  того, что  вы и  сами  можете  прочитать  в  паспорте  на  товар, если  он  покажет  вам  разницу  между  похожими  моделями, известит  вас  о  нюансах  его  оптимального использования  и способах  продлить  срок  службы товара, если  у  вас  появилось  чувство, что  вы  точно  понимаете, за  что  отдаете  деньги, то  знайте: этот  день  прожит  не зря. Но надеяться  на  это  не  стоит. Чтобы  не  стать  заложником  чужих  меркантильных  интересов, почитайте  хоть  что-нибудь  о  том, что  собираетесь  приобрести, и заранее  знайте, что  хотите  спросить  у  продавца.

  «Продавец  знает, какой  товар   качественный, а какой  нет». Это  самое  жуткое  заблуждение. Что  такое  качество? Качество – это  соответствие  заявленным  характеристикам. И  только. То  есть: если  производителем, например,  на  смеситель    для  ванны заявлена  гарантия  7 лет  и  эти  7 лет  этот  смеситель  проработал  исправно, то  только  тогда  вы  можете  сказать, что  приобрели  качественный  смеситель. Но  не  раньше. На  момент продажи  ни  один  продавец  не  может  знать, проработает  ли  смеситель  так  долго  или  нет, а значит,  качественный  он  или  нет. Если  вас  уверяют, что  товар  качественный, знайте:  вас  обманывают.

  Поэтому, о  том  же другими  словами: вот  вопросы, которые  НЕ  НУЖНО  ЗАДАВАТЬ  ПРОДАВЦУ.

  Во-первых, «А  какая модель из  представленных  лучше?» Этого  продавец  просто  не  может  знать!  Вы же  не  думаете  всерьез, что  весь  товар  продавец  попробовал  и  протестировал  каждую  модель? К  тому же: нужно  помнить, что  слово  «лучше» , являясь  сравнительной  степенью наречия «хорошо», в  речи  используется  только  в  связке  со  сказуемым (глаголом), который  является  носителем оценочного  критерия (основного  свойства): «лучше  режет», «лучше греет»  и  тд. Само  по  себе «лучше»  не  бывает, потому  и  ответить  корректно  на  этот  вопрос  нельзя. Если  вы  не  укажете, какое  именно  свойство  товара  вас  интересует, то   как  лицо  заинтересованное  в  вашей  покупке, для  продавца    «лучше» скорее будет  значить  «дороже», что  отнюдь  далеко  не  всегда  так. Если  продавец  без  всяких  уточнений  ответит  вам  на  этот  вопрос, знайте: продавец не  компетентен  в  своем  товаре, потому  вы  вправе  потребовать для  консультации  другого  продавца  и  наверняка  услышите  другую  версию «лучше».

  Во-вторых, «А  что    бы  вы посоветовали/ купили  бы  себе?» По  личному  многолетнему  опыту  могу  сказать, что  всегда  продавец  рекламирует  и  рекомендует  тот  товар, 1. о  котором  он  хоть  что-то  знает  и  может  рассказать, 2.  который  проще,  быстрее  найти  и  передать  покупателю и 3.  который  дороже, ибо всегда «горит план продаж». Вы  никогда  не  догадаетесь, что  это  так  и  что  вами  манипулируют. Важно  помнить: посоветовать  вам,  значит,  сделать  выбор  вместо  вас ( в  8  из 10 случаев  покупатель  приобретает  именно  тот  товар, который  ему  «посоветовали») и, значит, нести  за  этот  выбор  ответственность, что  продавец, разумеется, не  собирается  и  не  обязан делать. Вам  обязаны  предоставить  всю  необходимую  информацию для  того, чтобы  вы  САМИ смогли  сделать  выбор. Вас  в  жизни и  так  лишили  многих  выборов, не  лишайте  же  себя  этой  возможности. Если  в  магазине  вам  что-то  посоветовали, знайте: вас  обманывают. И  если  вы  считаете, что  продавец  не  может вас  в  полной  мере  проконсультировать, смело  уходите. Но  никогда  не  игнорируйте  продавца, который  говорит  вам  правду, как  бы  она  не  противоречила  вашим  личным  представлениям  о  товаре.
 
  В-третьих, «А  есть  товары не  китайского  производства?» Сегодня  это  вопрос  риторический, так  как  90% товаров  китайского  производства. Если  вам  скажут, что «это  итальянское  производство», тут  же  требуйте  Сертификат  соответствия  на  этот  товар  – уверен, либо  такового  не  окажется, либо  в  нем  будет  иная  информация.

  В-четвертых,  «А  какую  гарантию  на  этот  товар  дает  ваш  магазин?» Гарантию  на  товар, тем  более  сложно-технический, дает  только  фирма/завод-изготовитель. Важно:  требуйте  заполнения  Гарантийного  талона  на  каждый приобретаемый   товар, если  таковой  прилагается. Причем, магазин  обязан  заполнить  все  графы  талона, поставить  указанные штампы  и  дату  продажи. Вы  же  не  обязаны  расписываться нигде.

  И  еще. Около  40% всех  покупок – это  спонтанные, незапланированные  покупки. То  есть  решение  о  покупке чего-то  вы  принимаете  непосредственно  в  магазине. То  есть  часто  приобретаете то, в  чем  не  нуждаетесь. Если  выходя  из  магазина,  вы обнаружите,  что  купили  больше, чем  были  намерены, знайте:  мы  хорошо  сделали  свою  работу  и  снова  выиграли.
 
  Если  когда-нибудь  вы  задумаетесь о  всех  этих  вещах, то придете  к  неутешительному  выводу: мы  такие  шикарные  и  блестящие  благодаря  вам. Мы  существуем  и  с  ловкостью  фокусника  выуживаем  ваши  деньги  благодаря  тому, что  вы  позволяете  нам  это  делать. Благодаря  вашей  неспособности  принимать  решения  и  делать  выбор  мы  это  делаем  вместо  вас. Поэтому  вы  зависите  от  нас,  и  будете  приходить  к  нам  снова  и  снова.

  И  наконец, вы  спросите меня: зачем  я  все  это  пишу? Ответ  прост: я  такой  же, как  и  вы. Просто  каждый  день  я  работаю  в  Зазеркалье, о  существовании  которого  вы  никогда  не  догадаетесь. Просто  за  многие  годы  я  понял, что блеск  и необыкновенное  великолепие  волшебной  страны зиждется  на обыкновенном обмане, к  которому  вас  приучили,  и существование  которого  вы  оплачиваете. Просто я  еще  верю, что вы  способны  делать  осознанные  поступки. Потому  что  осознанность  наполняет  жизнь  смыслом.

  И  мне  нравится  видеть  ваши  улыбки, когда  вы  идете  с  товаром  на  кассу. Я  чувствую  удовлетворение  от  мысли, что  я  помогаю  вам  наполнять  ваш  мир  вещами,  которые  будут  дарить  вам  уют  и  радость. И что  я  никого  не  обманул. А  значит, я часть  вашей  радости.    Но  об  этом  вы  тоже  никогда  не  узнаете.


Рецензии