Кампания 1942 года. Глава 193

                Глава 193.



   
  Ночью с 10 на 11 июня из штаба 28-й армии в войска были спущены весьма оптимистичные директивы.

  Войскам ставилась задача локализовать противника, вырвавшегося с плацдарма в районе Волчанска, отбросить его обратно к реке и ликвидировать плацдарм. Одновременно ставилась задача разгромить танковую группировку противника, обозначившуюся за левым флангом армии на юге, если немецкие танки предпримут здесь попытку развивать наступление в северном направлении.

 Не ограничиваясь этим, генерал-лейтенант Рябышев приказал 226-й стрелковой дивизии захватить плацдарм за Северским Донцом и закрепиться на рубеже реки Волчья, а 13-й гвардейской стрелковой дивизии выделить два полка в армейский резерв, другими же двумя полками удерживать оборону по Северскому Донцу.

 В 169-ю стрелковую дивизию, ведущую тяжёлый бой в Волчанске, был направлен из армейского резерва стрелковый полк, усиленный батальоном бронебойщиков. 

 Контратаковать в районе Волчанска должна была танковая группа в составе 57-й и 90-й танковых бригад. 6-ю танковую бригаду у Рябышева забрал Тимошенко.

 На левом фланге Рябышев полагался на обещанный Тимошенко удар 13-го танкового корпуса, усиленного 84-й танковой бригадой, 13-й танковой бригадой и 34-й отдельной мотобригадой.

 Но и в штабе Паулюса в эту ночь не дремали. К утру была наведена понтонная переправа на плацдарм под Волчанском, и по ней на восточный берег хлынули танки с мотопехотой и артиллерией. Положение 169-й стрелковой дивизии, атакованной в 4 часа утра, стало быстро ухудшаться.  В 6 часов утра немцы заняли Волчанск, выбив из города полковника Рогачевского. Развивая успех, они заняли Заводы-Вторые. Разбитые полки Рогачевского отступили на хутора западнее Волчанска и закрепились на высотах. В семь часов утра Рогачевский вышел на связь с командармом из Малой Волчьей.

 - Директиву на сегодня исполнить не могу. Всё, что в моих силах, - попытаться удержать рубеж высота 201 западнее Бочково, высота 129. 

 - Где полк и батальон усиления, которые я вам направил?

 - Мне ничего о них не известно. 

 - Они вот-вот подойдут. Принимайте их и выполняйте директиву. Вас поддержат две танковых бригады.

 - Слушаюсь.

 Однако из объединения танковых бригад ничего не получилось. 57-я танковая бригада с раннего утра вела тяжёлый бой в районе Прилипки, а затем угодила под фланговый удар противника со стороны Волчанска и откатилась по шоссе Волчанск - Белый Колодезь. Здесь, в Белом Колодезе, уже развернулась 15-я гвардейская стрелковая дивизия генерал-майора Василенко. Она и остановила немецкие танки.

 Утром из расположения 21-й армии на правый фланг Рябышева прибыли переданные ему Тимошенко 226-я стрелковая дивизия генерала Горбатова и 90-я танковая бригада. Рябышев немедленно бросил их в бой. В полдень дивизия и бригада развернулись на рубеже Красноармейское-Первое, высота 150. С этого рубежа Рябышев приказал обоим наступать на юг и перерезать шоссе Волчанск - Белый Колодезь в тылу у немецкого авангарда.

 Паулюс контратаковал эти войска на марше двадцатью танками с пехотой, остановил, подтянул резервы, обошёл с флангов и вынудил отступить на северо-восток.

 Тем временем на левом фланге 28-й армии 300-я стрелковая дивизия, перевернув фронт, весь день отражала атаки немецких танков и пехоты с юго-запада, юга и востока, со стороны Юрченково. Вряд ли пехоте удалось бы удержаться, если бы не обещанный удар 13-го танкового корпуса. За левым флангом 28-й армии завязалось жестокое встречное танковое сражение.

 Фронт 28-й армии был, таким образом, к исходу 11 июня стабилизирован.

 12 июня в течение всего дня продолжались тяжёлые бои на флангах.

 В ночь на 13 июня Рябышев позвонил Баграмяну и попросил разрешения на отвод армии с рубежа Северского Донца.

 Баграмян ничего не желал об этом слышать и наотрез отказался докладывать маршалу.

 Командарм Рябышев проявил настойчивость. В полдень Баграмян сломался и доложил Тимошенко. Спустя два часа Тимошенко дал согласие на отвод к рубежу Бударка, Волховатка, Шевченково-Второе.

 Отправив штабную колонну в тыл, на ЗПУ в совхоз Старый Хутор, генерал Рябышев с комиссаром Попелем остались у телефонов в Фёдоровке. Когда со стороны Пролетарского к Фёдоровке выдвинулись немецкие танки, Рябышев и Попель ликвидировали узел связи и поспешили за штабной колонной. Однако в Старом Хуторе они не нашли ни штаба, ни узла связи, а только записку генерала Мартьянова: "Перенёс штаб в Козинку по распоряжению штаба фронта." Пришлось Рябышеву и Попелю ехать в Козинку. Штаба и там не было. Но был офицер связи, который и проводил командарма и комиссара в лес, на ЗПУ к начальнику штаба. Рябышев учинил генералу Мартьянову разнос и приказал немедленно возвращаться в Старый Хутор в сопровождении комиссара Попеля, на которого возложил персональную ответственность за исполнение приказа.   

 Сам генерал Рябышев выехал в штаб фронта в Валуйки. Его встретил генерал Баграмян. Баграмян был в ярости.

 - Что у вас творится, генерал Рябышев? Почему не выходите на связь?

 - Войска отражают атаки противника на согласованном со штабом фронта рубеже.

 - Не рассказывайте мне байки. Я отправил в Старый Хутор генерала Ветошникова.  Он только что доложил прямым текстом по гражданской линии связи: ваши войска отступают в полном беспорядке, командарм со штабом бежали.

 - Это какое-то недоразумение.

 - Ах так? Ну что ж. Тогда идёмте вместе к маршалу. Разбираться будем потом, когда восстановите связь с войсками.

 Маршал Тимошенко был в бешенстве.

 - Как вы могли, генерал Рябышев, бросить войска в такой ответственный момент? Немедленно возвращайтесь в Старый Хутор! Наведите порядок! Указанный рубеж удерживать любой ценой!

 Возвратившись в Старый Хутор, генерал Рябышев стал восстанавливать связь с дивизиями. Связаться удалось со всеми, кроме 244-й. Войска удерживали рубеж, находясь в полуокружении. Генерала Мартьянова в штабе не было. Зато был генерал Ветошников. Он предъявил Рябышеву приказ Тимошенко и Баграмяна об отстранении генерала Мартьянова от руководства штабом армии и о назначении на его место генерала Ветошникова. Рябышев вспылил и позвонил Баграмяну. Тот соединил его с Тимошенко. Тимошенко был краток.

 - Выполняйте приказ. А с генералом Мартьяновым мы здесь сами разберёмся.

 В продолжение 14 и 15 июня три пехотные дивизии и 270 танков раз за разом атаковали позиции 28-й армии. Особенно трудно пришлось 175-й стрелковой дивизии и гвардейцам 13-й дивизии Родимцева, оборонявшимся на рубеже реки Ольхов.  Все атаки были отбиты. Потеряв 70 танков, противник ослабил натиск. Фон Бок начал перегруппировку войск к началу операции "Фридрих II".  В продолжение недели 244-я стрелковая дивизия сражалась в оперативном окружении, после чего в сильно обескровленном виде самостоятельно вырвалась из кольца и соединилась с главными силами Рябышева.


Рецензии