Ты мой

Залез Сатан на телегу и говорит: "Ура, я выиграл. Живи теперь 25 лет, а потом ты мой".
Ровно три года назад – день в день – эта история была вывешена на сайте, и там я приписал в сноске:
"Почему Сатан объявил себя победителем в споре с ангелами-защитниками, я не очень понял. Неужели не знал, что за время отсроченной жизни праведник натворит еще множество добрых дел – и снова заслужит себе олам-аба? (И тогда что, снова надо становиться у дороги?) Загадка".
А теперь никакая это не загадка. Хотя с ее решением появилась куча новых вопросов.
Знаю, что по ссылкам никто из моих читателей не ходит. Краткий пересказ всей истории. (Даю по уроку "Благие дела", слово в слово, почти.)
**
Когда умирал раби Яаков-Копл из Лейкова, собрались ангелы-защитники, которых он "сделал" своими благими поступками, и утвердили, что он попадет в олам-аба, об этом спора нет. Но надо дать ему прожить еще – чтобы выдал замуж свою дочь и увидел своего внука. Но Сатан, он же ангел смерти (малах-амавет) сказал, сидя в углу великого ангельского собрания: он же хотел в олам-аба, вот и не задерживайте его. В смысле, убивайте его сейчас же (другими словами, пошлите меня за ним, я доставлю). Ангелы на эту инициативу ответили, что хотят наградить праведника, почему нет? Тогда Сатан еще более мрачно заметил: ваш праведник делал свои благие поступки в ожидании платы – а именно, для того чтобы получить пропуск в олам-аба. Вот и надо взять его в грядущий мир – не дав больше прожить ни дня! Чего хотел, то пусть и получает.
Ему возразили, что он делал их лешэм-шамайим. Но Сатан, вы же его знаете, стоял на своем. Тогда ему разрешили поступить так: спускайся на землю – и испытай раби Яакова-Копла. Если увидишь, что он праведен с корыстью – он твой.
Сатан спустился, встал у дороги в йом-хамиши, когда раби Яаков-Копл делал покупки к субботе. Едет на телеге раби Яаков, видит – стоит оборванный нищий с усталым и измученным лицом. Предложил ему подвести его и накормить.
Тот ответил: проезжай мимо, цадик [с сарказмом, конечно], я не нуждаюсь в твоей помощи [еще бы он нуждался].
Праведник возразил: но ты же еврей! Почему не даешь мне выполнить заповедь помочь другому еврею?
– Потому что ты выполняешь эту заповедь, чтобы попасть в грядущий мир, а не с целью бескорыстной помощи.
Тогда рав сказал: обещаю тебе, что я отказываюсь от своей доли в грядущем мире – только чтобы ты не подумал, что я хочу нажиться на своей помощи тебе.
Поднялся ангел смерти на телегу к раби Яакову-Коплу и говорит: я победил! На самом деле мне надо было лишить тебя грядущего мира, и мне это удалось. Теперь проживешь еще 25 лет. И увидишь свадьбу своей дочери и свадьбу ее сына.
Так и произошло. От того брака родился великий праведник и подвижник Торы – Хозэ из Люблина.
**
Весь рассказ. Нет, но что тут не понятного? Почему я приписал, что для меня слова Сатана загадка?
Вам все ясно?
В конце концов, рав получил и 25 лет, и будущий мир. Сатан проиграл! Почему сказал, что выиграл?
Мог бы сказать: да, 25 лет я проиграл, ты их получишь, но будущего мира ты сам себя лишил, чего я от тебя и ждал. Гони лошадей, я выиграл в главном.
А мог сказать так: я выиграл, теперь ангелы – эй, вы, наверху! – видят, как ты ценишь награду с небес, поскольку сам отказался от олам-аба. И нет теперь у тебя даже 25 лет – по условиям нашего договора, ведь ты же не праведник, а отказник!
Но сказал: я выиграл, вот твои 25 лет, и вот твой олам-аба. – В чем тут тайна?
А тайна в том, что он действительно выиграл, добившись отказа праведника от награды. И праведник не просто так сказал, что отказывается – это он слово дал! Теперь ему туда вход запрещен. Тогда почему прошел в конце концов? Ну, тут вроде не сложно: новых заповедей исполнил за 25 лет столько, что хватило заново. А на что Сатан надеялся? На то, что праведник теперь резко падет в своей уверенности – ведь умереть-то он может в любой момент – и вдруг без олам-аба. Кто гарантирует? Но праведнику все нипочем: усадил с собой еврея и поехал. Исполнил заповедь – и все дела.
А теперь мой вопрос: с кем соревновался Сатан, с кем спорил? Разве наши ецеры знакомы друг с другом? Они у каждого знакомы только с тем, к которому прикреплены навечно. Это правило: ецер не воюет с другими ецерами, но именно человек очень часто воюет с чужими ецерами – уча и исправляя, чиня и делая замечания. Не с людьми мы воюем, а с их ецерами. Т.е., мало человек прогнулся от своего плохого начала, мы его еще пинаем упреками, коря и упрекая – вместо того, чтобы помочь подняться.
А вот еще. Человек не просит себе испытаний. Лишних испытаний – кроме тех, которые ему назначены в прошлый Рош-Ашана. А тут у нас Сатан с ангелами быстренько соорудили праведнику испытание на обочине. На каком основании?
Короче, загадки остаются. Несколько другие, правда, но тем не менее. А как вы отдыхали этим летом?


Рецензии