Огненный таран

К 70-летию Великой Победы.            


                ОГНЕННЫЙ ТАРАН


Фрагмент из повести «Герои ушедшей страны»
……………………………………………………………………

Исследуя героический путь отважного лётчика, нельзя пройти мимо вменённого в подвиг Василия Козенкова огненного тарана. Для того и проводятся изыскания, чтобы в нашей истории не было белых пятен и кривых зеркал, а истина не обрастала домыслами, выхолащивая правду.

Явление, когда человек идёт на самопожертвование, на мой взгляд, не изучено до конца. Кроме того, во всех случаях мотивы и условия совершения данного поступка совершенно разные. За годы войны в списках авиаторов, совершивших огненный таран, значится - 214 экипажей, из них - 55% пилоты штурмовой авиации. Лётчики, не имеющие достаточно боевого опыта и подготовки, в звании сержант, младший лейтенант и лейтенант, вчерашние выпускники ускоренных курсов лётной подготовки, составили - 56% от общего числа штурмовиков. Более опытные пилоты, отнесённые к категории командира полка и эскадрильи, - 19%. Командиры эскадрилий, которые непосредственно водили группы штурмовиков на боевые задания и обучали экипажи, составляют - 15%.

Разница между молодыми, слабо подготовленными и опытными лётчиками достаточно большая. И утверждать что-либо обратное просто бессмысленно. Факторы, определяющие боеспособность и живучесть экипажа, напрямую связаны с опытом и его реальной подготовкой. И когда они соответствуют верхней планке, то победы лётчика принято относить к везению. Так и говорят: «Ему повезло!» Но все понимают, что он «ас» в своём деле и этому сопутствует его высокая выучка и боевой опыт.

В первой штурмовой авиационной дивизии огненный таран совершили девять экипажей. Что же вынуждало штурмовиков идти на самые крайние меры, было это правилом или исключением? Конечно, правило у лётчиков было только одно: выполнить боевую задачу, сохранив машину и свою жизнь для последующих боёв. В 136-м авиаполку этому правилу следовали повсеместно. Так Виктору Ветрову всегда удавалось  справиться с горящим или повреждённым в воздухе самолётом и уйти на свою территорию. Борис  Бучин  пять раз был сбит и смог выпрыгнуть охваченный огнём из горящего самолёта. В другом случае, будучи тяжело раненным в воздухе, отразил атаки вражеских истребителей, перелетев линию фронта, сел на свой аэродром. И так поступали все лётчики, но, тем не менее, огненные тараны совершались, и таких случаев было много и в воздухе, и на земле. Что же двигало людей к этому подвигу?

В первую очередь, азарт боя и неудовлетворённость его результатами. Когда сброшены все бомбы и не осталось ни одного патрона, а противник не повержен, то последним снарядом для него становился горящий самолёт или пылающий танк. Этот порыв выходит за рамки человеческих возможностей и стоит, наверное, выше героического поступка.

В большинстве случаев к тарану движет экстремальная ситуация, куда попадает экипаж во время боя. К примеру, самолёт горит, но лётчик не в состоянии покинуть кабину из-за ранения или другой возникшей преграды. Хотя в этих условиях машина ещё управляется, но,  тем не менее, взрыв и столкновение с землёй неизбежны. Вот в эти секунды и принимается осознанное решение идти на таран.

Это явление не относится к случайному событию, так как в подсознании лётчика эта ситуация и её разрешение уже заложены в результате многочисленных сокровенных размышлений о формах ведения боя и выхода из экстремальной обстановки. Вот именно там, где, казалось бы, нет никакого выхода, он уже изначально определён в огненном таране или какой-либо другой форме самопожертвования ради достижения победы над врагом. Это и есть то, что мы называем совестью, честью, воинским долгом и ответственностью.

Нельзя исключать и неосознанного тарана, который может идти в зачёт как осознанный. Штурмовики выполняют боевую задачу по цели на малых, а порою и предельно малых высотах. Сама цель тоже не является точечным объектом, а может располагаться на значительной площади. Попав в зону огня зенитной артиллерии или истребителей, экипаж может в мгновение погибнуть или самолёт станет неуправляемым и устремится к земле. Но, находясь низко над целью, он на неё и обрушится. Это может быть позиция артиллерии, пехоты или другие объекты, по которым осуществлялась штурмовка.

Не исключаю, что большинство необстрелянных, слабо подготовленных лётчиков, таким образом, и попало в список огненных таранов. Уж слишком много их там, вчерашних школьников! Они не были «камикадзе», им хотелось жить, летать и любить, но на их долю выпала война. И они защищали свою землю, отдавая все силы военному делу, а, когда пришлось, то и жизни. Так случилось, что это время выбрало именно их. Наверное, более точно и справедливо о них сказано в короткой песне сериала «Небо в огне».

                Они ушли однажды в это небо,
                И небо их оставило себе

Нельзя не сказать о воздушном таране как тактическом приеме, к которому прибегали лётчики в воздушных боях. Были ли установлены правила его применения, сказать трудно. Но однозначно можно отметить только одно, что отдельные лётчики использовали его порою два, три раза за схватку с противником и в половине случаев достигали успеха. Таким образом, совершая таран в воздухе, лётчик имел шанс остаться в живых. В огненном таране такого шанса не было, он обязательно заканчивался гибелью таранящего экипажа.

Вопрос об огненном таране Козенкова я дважды задавал Борису Бучину, реальному участнику тех событий. Первый раз это вызвало у него удивление, он просто не был этому посвящён и считал невозможным таран в такой ситуации. Задавая вопрос повторно, я почувствовал раздражение в его голосе и быстро перевёл разговор на другую тему. Но не прислушаться к мнению участника последнего боя Козенкова было нельзя. А важность и деликатность этого вопроса требовали документального подтверждения, и его удалось через некоторое время найти.

В деле с перепиской по боевым и не боевым потерям 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии за 1945 год имеется акт расследования причин лётных боевых потерь в частях Военно-воздушных сил Красной Армии. В этом акте значится, что 7 апреля 1945 года, в период с 11.30 до 11.58, при выходе из атаки на высоте 300 метров штурмовик Ил-2 был сбит снарядом зенитной артиллерии. Самолёт  несколько раз перевернулся в воздухе и с углом врезался в здание в районе артиллерийского завода «Остверк». Этим самолётом был Ил-2 с экипажем Василия Козенкова.

Скорее всего, именно формулировка «с углом врезался в здание» дала повод для того, чтобы вменить экипажу огненный таран. Но это утверждение лишено всякого логического смысла по следующим причинам.

Падая самолет, сохранил инерцию горизонтального ускорения. Более того, переворачиваясь, он по параболе уходил от вертикальной линии падения в сторону, отсюда и возник угол. Эта тенденция имела максимальное значение, так как время падения самолёта было незначительным и составляло всего 11 секунд. И другое, если двигатель самолёта не «захлебнулся» и продолжал работать, то это тоже придавало динамизм падению и формированию угла.

Если даже допустить, что лётчик был жив, то «вытащить» кувыркающийся штурмовик, с низкими  планировочными характеристиками за такое время, было бы невозможно. Падение самолёта на здание было совершенно случайным явлением и никакой связи с тараном не имело. А так как атака штурмовиков происходила над городскими кварталами, то жилые дома и производственные сооружения были очевидными препятствиями для падающего самолёта. Кроме того, управляя боем по радио, после разрыва снаряда Василий на связь уже не вышел.

Сам факт, что самолёт  несколько раз перевернулся в воздухе, говорит, прежде всего, о большой силе взрыва. Всё-таки штурмовик Ил-2 был достаточно тяжёлой машиной. Более того, когда я сказал об этом Борису Бучину, он заявил, что не помнит случая, когда штурмовик мог быть опрокинут взрывом зенитного снаряда больше одного раза. Это только подтверждало версию о том, что взрыв был достаточно сильным. А экипаж скорее всего сразу погиб или был  контужен, и управлять машиной не мог.

Безусловно, если бы ситуация сложилась таким образом, что надо было принять решение идти на таран, то Василий Козенков, не колеблясь, его бы принял. Этот скромный, мужественный человек, обладая сильной волей и особым обаянием, был дерзким и бесстрашным в бою. За это его любили, уважали и шли за ним на самые опасные задания, зная, что оно будет выполнено, и всё придут на свой аэродром. Но в этот раз они придут без него. А он останется верен своему командирскому долгу, прикроет их, как поступал всегда, вызывая смертельный огонь на себя.

                *         *         *

Изучая тему огненных таранов в авиации, пришлось обратиться к списку в интернете на сайте «Солдат.ru». В ведении к нему дословно сказано следующее. Список авиаторов, совершивших огненные тараны, составлен на основе документов, хранящихся в Архиве Министерства обороны СССР и в картотеке Управления кадров ВВС. Фамилии даются в алфавитном порядке (экипажи по фамилиям командиров). В список не включены имена героев, на которых отсутствуют точные данные. Все приведенные данные указаны в соответствии с текстом источника. Источник: "Бессмертные подвиги". Фамилии авторов. Воениздат, 1980 года.

Насколько точным является этот источник, сказать трудно. Василий Козенков в нем числится среди авиаторов, совершивших огненные тараны, а вот Ивану Белову там места не нашлось. Но воздушные стрелки из других штурмовых экипажей в нём значатся вместе с командирами.

Попытался найти книгу в библиотеках города, но её не оказалось. Лишь только в одном областном учреждении она значилась в электронном списке учёта, но и там её не нашли. «Была списана за ненадобностью, - пояснила мне библиотекарь и добавила, - устарела». Эта фраза как тень забвения снизошла из её уст в адрес тех, кто сохранил  мир на нашей земле, на миг, застелив собой свет любви и надежд на будущее. На душе стало холодно и пусто, словно её выветрило сквозняками.

Порадовало только одно, представшее в сознании разорванной цепью. На стенде с военной тематикой, посвящённой войне, выцветшим буквами было написано: «Вы прославили Советскую Родину, и Родина будет славить вас вечно». Пройдёт время, уберут и её. А что же останется с нами? Какими будем мы без прошлого? Станем ли мы сильнее и выстоим ли в трудную минуту? Кто и когда даст нам ответы на эти сложные и многогранные вопросы? Только время и мы сами, как это было уже не раз в нашей истории.


Рецензии