От Каховки до Запорожья

   Внешний мир для пенсионера постепенно суживался. Производственные связи фактически обрывались. Вовлечение в прошлое время производство влекло всегда широкое общение: споры и единения, противоречия и согласия и многое другое делало текущий круговорот, в котором он когда-то растворялся без остатка. Сейчас в производственные события вступала молодежь, и как бы она не была культурна и развита, смычка с ними была узка.  Большая разница в возрасте не может уже в полноценном размере обеспечить нарастание общего в едином мире.
Круг многих интересов растекается по возрастным категориям. Различен уже внутренний мир молодого человека, рвущегося в жизнь, и преклонного человека, ограничивающегося кругом интересов и потребностей. Полноценным и равным кругом общения остаются сверстники, но их всех постепенно ограничивает жизнь – меньше ходят друг к другу, нет уже рвения бежать, не знаю куда, чтобы испытывать какие-то ощущения. Кроме того, они с какой-то ритмичностью уходят из жизненных проявлений, как говорят в иной мир, а практически оказывается – в глубокую яму сырой земли. А какой будет иной мир, никто не знает, хотя многие, надрываясь в убеждениях, пытаются нарисовать этот мир. Этим они пытаются подчинить многих живущих в поведении, выгодном для поучающих господ.
На отдельные похороны успеваешь ходить, а другие протекают незаметно, проходят мимо, узнаешь с последующих событий. На похоронах испытываешь бессмысленность своих прежних поступков, буйства молодости. И сколько негативного, плохого нес сам в борьбе за собственное благосостояние и ложное ощущение собственной значимости. Какие бы претензии не предъявлялись к этому этапу жизни, какое бы недовольство не выражалось бы, но оно имеет свою целесообразность, свое место в целостной жизни и  характерно своими положительными признаками.
В первую очередь проявлением созерцательности и на ее основе к размышлению и осмысливанию происходящего. Угасают многие эмоции, вернее они становятся более управляемыми, не вскипает бешенством кровь, что бы тебе обидного не говорили. Познаешь закон механики, что действие равносильно противодействию и переносишь его на личностные и общественные отношения – отпущенное добро, как правило, возвращается добром, а зло – злом.
Не нужно толковать по прежним былым делам, когда тело очень легко управлялось, а теперь становится непослушным. Прежняя суета не давала возможности остановиться и прислушаться к общему хору звуков, нужно было за чем-то бегать. Сейчас, лежа в кровати на спине, делаешь новые открытия, которых раньше не замечал, было некогда. Оказывается, что потолок не одно единообразное состояние, представляет он свой мир малых частиц. Внимательно всматриваешься в них, вырисовываются различные точки, воображение определяет уже образы, появляются всевозможные «мальвины» и «карабасы барабасы», у них свой мирвзаимоотношений, размышления – были ли они в твоей жизни?
А еще конкретнее выступают образы, когда лицом воткнешься в стенку, и не собираешься сразу заснуть – не получается, потому что свою норму отоспал. Ковер со своим рисунком, уже заполняется геометрическими рисунками, появляются и короли, и сыщики.
Находя себе посильные занятия, пенсионер, с одной стороны, чувствует, что у него полноценная жизнь для своего возраста. С другой стороны он ощущает, как кто-то медленно, но поступательно забирает у него силы и ограничивает прежние желания, шаркающей стала походка, шаги меньше, высокая утомляемость, внезапная сонливость. После непродолжительного времени, привычной раньше работы, внезапно начинает болеть спина. Все это исключает первоначальную бодрость, в которой многое не было видно и осмысляемо. Теперь становится постоянно очевидным, что идет закономерный процесс разложения живого, здорового организма, превращения в ничто. Сомнений никаких нет - как закончится эта закономерность.
Многочисленные советы: держись, занимайся бегом, ходи пешком. Однако ничего невозможно противопоставить закономерному процессу увядания. Однако есть какой-то наиболее правильный расклад в том неизбежном процессе, что ты не упускаешь до самого конца тот остаток сил, который позволяет обслуживать самого себя. Твои родные дети ощущают эту картину и все чаще спрашивают, как твое здоровье, а при первых незначительных проявлениях болезненности склоняют к употреблению лекарств, к помощи врачей, к уменьшению физического труда. Их заботы и тревоги понятны. Говорят: «Папочка, долго живи, ты нам нужен для моральной поддержки». Однако помощь в поддержании пенсионера и ухода за ним совершают на основании осознанного долга необходимости. Положительных эмоций для их состояния по уходу за родителями не несет.
Поэтому, пенсионер должен понимать, что за выражениями – папочка, живи до ста лет, в подкорке их головного мозга может рождаться затаенная мысль, а не пора ли папочке собираться туда, откуда никто не приходил и освободить нас от забот, да и пора заглянуть в твою сберегательную книжку.Да и сам пенсионер твердо убежден, если наступает пора, что сам за собой не в состоянии обеспечить уход, то это уже не жизнь, и нет смысла за нее цепляться.
В подобном состоянии хода мыслей пенсионер принимает решение поехать в гости к своему земляку первых лет трудовой деятельности. Сорок лет они не общались, и пенсионер столько же лет не был в Запорожье, о котором остались многочисленные воспоминания. Пенсионер решил, что не стоит беспокоиться, в каком размере детям останутся его сбережения, а нужно почувствовать себя достойным человеком и тратить столько, сколько потребуется для поддержания этого состояния.
Билет на автобус приобретен за час до его прибытия. Рейс Херсон – Запорожье, автобус венгерского производства «Икарус». Восемь пассажиров устремляются к прибывшему автобусу. Пенсионер не последним подошел к нему, однако проворность молодых опередила, и он во внутрь зашел последним, все кресла были заняты. Водитель предложил садиться на задний ряд - в прошлые времена он не был предусмотрен для пассажиров, обычно там находилась «запаска», и все это было задернуто красивой материей.
Рыночные отношения замаячили возможностью прибыли и превратили задний ряд в дополнительные места для пассажиров обычно на короткие расстояния. Это была деревянная, обструганная доска, параллельная задней стенке салона автобуса, пыль обильным слоем покрывала ее.
Поездка началась с самого начала  с малоприятных обстоятельств. Пробежала мысль начать с того, чтобы потребовать нормального места, сразу же возражение себе, а где водитель его возьмет? Пенсионеру так не хотелось вступать в тот процесс борьбы за свои права, который сопровождает всю нашу жизнь. Он решил не бороться за свои права, а довольствоваться тем,  что дают обстоятельства.
Через некоторое время пенсионер     убедился,  что 8 часов для поездки он не выдержит. Прислониться к задней стенке – сразу же начинает болеть спина, и сам находишься в согнутом состоянии,сидеть прямолинейно – долго не получится. На многочисленных рытвинах автобус трясло и тоже получал нагрузки на позвоночник, и, не удержавшись в вертикальном положении, мог и свалиться на проход к задней двери. Надо было ждать первого перемещения пассажиров на остановках.
Первая остановка на трассе напротив села Васильевка. Выходившие пассажиры проходили мимо задней двери, насчитал пять человек, и вычислил, что трое кресел должны были освободиться, так как двое тоже сидели у задней стены, но когда уже приблизился к передней двери, то оказалось, что свободных мест нет. На двух рядах на четырех сидениях находились  наполненные пакеты, сумки. Решил постоять до Горностаевки. Однако минут через пять водитель потребовал, чтобы пассажир не стоял, а садился на задний последний ряд. Пенсионер забастовал, ссылаясь, что задний ряд не приспособлен для перевозки пассажиров, и что у него при сидении на нем появляется резкая боль в спине, поэтому он не возвратится на указанное место.
Начались грубые упреки сторон. Водитель ссылался на то, что он отвечает за безопасность движения и не видит  необходимости, чтобы его «волочили» по инстанциям и угрожали ответственностью.
Пенсионер настаивал на том, что у него такой же билет, как и у всех пассажиров, и почему его садят на место, не приспособленное для пассажиров, и что у него болит спина. Стороны были в крайне возбужденном состоянии. Как часто в отношениях людей простейшие случаи, в которых кому-то нужно немного уступить, а этого не происходит, обременяются и тяжкими последствиями, в результате захлестывания эмоциями с потерей самой нормальной рассудительности.
Зрела предпосылка к такому же исходу. Все пассажиры молчали. У пенсионера зародилась мысль, что мнения их не на стороне его и фактически это подтвердилось. Нарастающую озлобленность сторон прервала женщина, сидящая на первом кресле за спиной водителя.
- Пусть он садится на мое место.
При этом ее голос как бы содержал упрек, что пенсионер требует не положенное ему. И она, желая прекратить скандал, уступает ему. Женщина пересела в кресло своей подростковой дочери, расположившись там с ней вдвоем.
Забегая наперед, необходимо отметить, что пенсионер правильно отразил настроение пассажиров. У нас такой менталитет, динамический стереотип при довольно обширных разговорах о необходимости любви к слабым и оказание им помощи. Поступки определяются негативным к ним отношением с упреком – а зачем ты здесь нужен, ты только мешаешь, ведь ты уже выпадаешь из ритма общего и  делового, не пора ли общество прекращать посещать?
В июле 2013 года телеканал «Россия 24» осветил следующие события. Мужчина преклонного возраста двигался по переходу, а автомашина «Лексус» приближалась к нему. Вероятно, водитель автомашины рассчитывал, что пешеход нормальной активности, успеет пройти вперед, и автомашина на большой скорости проедет переход, избежав наезда на пешехода. Но для того, чтобы это случилось, пришлось водителю резко затормозить. А когда пешеход был уже на тротуаре, водитель остановился, вышел из автомашины, догнал его и нанес несколько ударов в голову, сбив его на землю.
От полученных травм  пешеход скончался, а водитель оказался на скамье подсудимых в городе Новосибирске. Его ответ на вопрос, а почему так поступил, сводится к тому, что  он и сам не может этого понять. Он не оправдывается, а просит не садить его в тюрьму.
При всей  бездумности поступка можно было понять, что динамические инстинкты злобы и мщения за созданное ему неудобство, в своем уровне были выше фактического уровня наработанного сознанием потребности относиться с уважением к ближним, а особенно к слабым.
С другой стороны время заставляет осмысливать преклонным людям, что они уже не могут быть полноценными участниками активной жизни.
Некрасов в своем сочинении «Деревенская страда», хотя и говорит, что в поле устремляются и стар, и млад, но определенной категории  преклонных в старости отведена завалинка для насиживания.
Возвратимся к продолжению первоначальных событий. Областная дорога Бердянск – Каменка-Днепровская – Каховка находится  в плохом состоянии, правда, не в самом худшем, которых достаточно. К ней подступают перпендикулярно грунтовые дороги, свидетельство тому, что там, в глубинке, идет жизнь таких людей, как и все, со своими жизненными потребностями, но обиженных больше других - у них нет не только дороги с твердым покрытием, но и частенько воды и света.
Поэтому у них свой дополнительный мотив стремления вызволить своих деток из своей непосильной среды путем получения образования. И студенту на автобусе привезут пищевое подкрепление. Поэтому автобус и останавливается напротив грунтовых дорог, где родители  делают передачи. Но всем этим руководит не дух гуманности, любви к ближнему, а дух материальной заинтересованности. Каждая сумочка оплачивается в 25-30 гривен. И эти сумочки занимают места уже на 2-х рядах четырех кресел.
Царит взаимное уважение, граждане просят, а водитель с улыбочкой принимает сумки, и так до самого города Васильевка Запорожской области, там, вероятно, своя схема, близость Запорожья и множество автобусов. Но принцип остается прежним. Еще на территории  Херсонской области автобус останавливается напротив дорожного пункта приема пищи с красивым названием «Мрія», а по-русски – «Мечта».
Щедрый сельский борщ и второе. Пенсионер и водитель в смежном ряду, разделенном проходом, фактически рядом друг с другом. Пенсионер ищет повод объясниться с водителем, но всякий раз отгоняет от себя возникающие мысли. В жизни побеждает тот, у кого крепче нервы. Пенсионер не знает, какие переживания мучают водителя, и последний первым начинает разговор.
- Кое-кто в наше время считает, что определяющим  моментом в жизни является «компьютеризация». А я считаю, что  первым определяющим является «купюризация». Куда не ступи – везде нужно платить деньги. Всем известно, что множество пассажиров в автобусах ездят стоя. И за это нарушение, если его обнаружит инспектор по безопасности, которого будет интересовать не безопасность движения, а сколько за допущенное нарушение он соберет себе в карман.  При наличии определенного количества пассажиров у меня будет возможность из собранных денег рассчитаться с инспектором. А в твоем случае я должен был бы платить штраф из своей  зарплаты. У нас все и всё понимают, даже правительство понимает, и приняло программу борьбы с коррупцией. Но этими мерами и средствами порядок не навести,  ибо они сами коррумпированы.  Всеми доходами в дороге я вынужден делиться и схема четкая.
Как в капиталистической экономике, так и в социалистической все собираемые деньги должны, безусловно, поступать в кассу.  А затем по положенной схеме: часть в карман работающих, как дополнительная зарплата. У нас большие  деньги первоначально собираются в карман, а затем рассчитывается, а сколько вложить в общество? Подсчитать невозможно. Хорошими сборами является плата водителю за проезд в пригородной зоне. Как правило, жители сел, работающие в городах и ежедневно приезжающие на работу и уезжающие домой, дело с кассой не имеют. Даже в областных центрах после определенного сбора денег в кассу  отправляли обелечиваться в автобус.
Пенсионер старался не перебивать откровение водителя, и вставил один вопрос: а как делятся средства, не поступившие в кассу?
- Кроме своей доли, я вручаю деньги диспетчерам конечных маршрутов. С диспетчерами промежуточных станций производится дележ, если я с того пункта выезжаю с нарушением правил перевозки. Абсолютно точно знаю, что диспетчера делятся с вертикалью, но кому и сколько – не знаю, не положено знать, если хочешь работать, а не искать работу.
Запорожье встретило старого знакомого после почти сорокалетней разлуки. Здание вокзала прежнее, пока приличное и для современности. Значит, могли способно и тогда правильно смотреть вперед. Дальнейшее самое первоначальное ознакомление пенсионера с городом повергло в уныние, а ведь с ним связаны яркие воспоминания молодости, первые успехи в работе и познание и негативного.
С левой стороны вокзала – приличная площадь со скамейками для пассажиров из мощного металлического уголка, и на нем не единой деревянной планки. Следовательно, компетентность местного правительства допускала возможность нахождения на металлических уголках. Очевидность кричащего факта бросается в глаза -  не нужна дальнейшая реформа демократии, ее развитие и дополнительные институты общественной деятельности.
 Часто, чтобы сделать серьезные выводы, правители, ученые, чиновники требуют длительного времени и кропотливой работы. Однако и отдельные, казалось бы, и незначительные признаки объемно характеризуют складывающуюся ситуацию. Дать оценку того, что начальство ничего не соображает и ничего не делает – это односторонне. В обществе происходит определенный бунт, возмущение. Он не созрел еще для того, чтобы применять масштабное насилие друг против друга, но он уже созрел для выражения неуважения к общественным порядкам с уничтожением материальных ценностей.
Первыми объектами негодующего состояния определенной части населения, молодежи и становятся скамейки для отдыха. При этом масштабность их такова, что местный бюджет оказывается не в состоянии их восстанавливать. И местное начальство, вероятно, мыслит в таком варианте: «Варвары 21-го века, попробуйте грызть металлический уголок зубами».
Дальнейшее путешествие по городу только подтверждало сделанный вывод. На улице Ленина в направлении новой части города уже не полностью голые скамейки, а с наличием перебитых деревянных реек, а часть и при отсутствии одной или двух реек. Какая часть социально бунтующего населения - сказать невозможно. Очевидно, что прослойка здравых сил, готовых бороться за себя и других, многочисленна, но у нее нет еще системы. По одному только выраженному стремлению помочь пенсионеру при посадке в трамвай, когда уже подножка его кажется чрезмерно высокой, уступить ему место, по готовности указать нужную улицу, судить нельзя.
Властям нужно четко понимать, что наличие и подобного социального гнева может явиться предвестником объективных перемен. Народ надо кормить, но не обещаниями, и уметь заставлять продуктивно работать.
Вторым фактором, породившим у пенсионера негативность, было состояние бывшего колхозного рынка и розничной торговли предпринимателей. Политики демократических преобразований и правительства малый бизнес считают фактором, способным вывести экономику на путь успешного развития, и поэтому на словах ратуют за его расширение. Однако на практике он таким, как его хотели бы представить, не получается, хотя принимаются законы, направленные на развитие малого и среднего бизнеса. Одним из факторов, способствующим торможению исполнения принятых законов и принимаемых усилий, являются противоречиями между словом и делом. На словах и всоответствующих документах содержится утверждение, что первоначально предпринимателям должны быть установлены налоговые льготы. Однако, сложности бюджетной системы в формировании ее и сбора необходимых для бюджета денег, вызывают на практике ограничения льгот и преждевременное взыскание налогов, до окончания льгот.
А самым сложным вопросом остается правильное определение самого размера налога. Шкала градации для налогов далеко не совершенна. Самые успешные предприниматели имеют возможность платить большие налоги, но для многих он оказывается непомерен, а поэтому сдерживает развитие большинства предпринимателей. Сложности экономики и такая практика ведут к тому, что чрезвычайно медленно и в малых количествах предприниматели с мелко-товарного производства преобразуются в расширенные производства. С реальности физических размещений предприятий малого и среднего – он уже излишен, напоминает пчелиный улей и одновременно гнойник, но власти ратуют за его увеличение.
Сложившаяся ситуация  фактически затрудняет делать бутики, как их еще называют по-современному, это просто лавка. Бунин в своем рассказе назвал «пупками» за их бессистемность, с низкой культурой обслуживания и низким качеством товара. Эти, так называемые бутики,  на Шевченковском рынке города Запорожья так бессистемно расползались по территории, что кажется, что вот-вот они выползут на рельсы трамвая, разместятся на фундаментах зданий, слепятся друг с другом. И каждый своей рекламой кричит: «Купи у меня!». Приглашает и огромная вывеска, возвышающаяся над другими – «Латки для велосипедов».
С позиции добросовестного, бескомпромиссного архитектора, возможен только  один вариант – бульдозер и чистое поле.
Движение предпринимательства можно сравнить с политикой, проводимой в свое время при осуществлении земельной реформы – одновременно растили кулаков для опоры царскому режиму, и беднейший класс наемных работников, активных участников Октябрьской революции.
Сам предприниматель может соглашаться с существующей политикой, но в его подчинении может быть до пяти бесправных продавцов, зарплата которых находится за чертой бедности, хотя в основном это женщины, но они в определенных случаях могут быть активными участниками с заявлениями своих требований. Сейчас они в таком положении: против бесправного положения протестовать и требовать исполнения их прав, установленных законов, риск лишиться того минимального заработка, который получают.
Отдыхая на исправной скамейке на центральной площади города, напротив огромнейшего здания обладминистрации, пенсионеры делились между собой информацией за прожитые годы свои и обсуждали ее. Здание администрации поражало своей огромностью, а, следовательно, и количеством лиц в нем работающих. Их воображение считало, что такая многочисленность не на пользу производителям материальных благ. Она создает излишнюю суету, порождает чиновничество,  которое в интересы производства вплетает свои личные интересы, уменьшая эффективность требуемого управления.
Одним центральным требованием жизни является производство материальных благ низовым звеном производства в районах и городах. Основной деятельностью органов власти и управления должно быть оказание помощи производству, и только меньшая часть их деятельности должна организовать выполнение требований центра.
На практике эта деятельность является захватывающей, чрезмерно регламентирующей действия низа, обрастающей своими чиновничьими положениями, которые заставляют производителя в части работать на чиновничий аппарат управления, теряя свою эффективность и не ощущая надлежащей помощи со стороны органов управления. Находясь под отрицательным влиянием чиновничества, простой труженик с обидой критикует чиновничество за его несправедливость и неспособность. Но, тот же самый человек, очутившись в органах управления, теряет связь с  народом, начинает не понимать его интересы, старается влиять на него ни авторитетом, а силой власти.
Запорожский пенсионер поведал об основных моментах общественной жизни города Запорожье. К моменту начала перестройки завод в Шевченковском районе старого Запорожья выпускал самые лучшие в Советском Союзе авиационные двигатели. Перестроечные процессы начали способствовать дезорганизации производства. Директор завода Климов поехал в кабинет Министров Союза. Возвратился он оттуда разочарованный и убитый – ему предложили стать участником уничтожения завода, сдать его на металлолом и получить за это деньги, значительную часть которых получат участники. На производственном совещании перед активом завода он заявил: «Нас  предали, и не кто-нибудь, а сама Москва».
Вместе с единомышленниками он начал борьбу за сохранение завода. Особенно были трудными 90-е годы: не было денег даже на зарплату рабочим. В текущих трудностях даже обращались за помощью к частному американскому капиталу. Они пообещали на правах взаимного сотрудничества построить современное предприятие по выпуску новейшего перспективного  завода. Овладев проектом, они стали строить всевозможные преграды, и получилось, что проект просто присвоили.
Завод выстоял и сейчас выпускает двигатели для вертолетов марки К-52. Россия очень заинтересована в продукции завода, так как отдельные виды продукции являются лучшими в мире и не имеют аналогов у себя.
В этой борьбе Климов «сгорел» - инфаркт  унес его из жизни. Рабочий класс отдал ему должное – его именем назвали завод и одну из улиц города Запорожье.
Рабочий класс не смог сопротивляться перестройке, хотя полностью ее отвергал, и внес свой вклад в значимость, в том числе и политических процессов. Сохранено название одной из центральных улиц – улица имени Ленина. Устоял и монумент «Орлята учатся летать» - памятник молодым участникам гражданской войны.
Приезжали отряды молодежи из Западной Украины, особенно из Львова, предлагали эффективно участвовать в развитии демократических процессов. Были попытки убрать названия улиц по имени представителей Октябрьской революции. Особо жаркие споры были вокруг монумента «Орлята учатся летать». Выступления общественности показали «добровольцам» из Западной Украины, что им здесь делать нечего, и чтобы они четко уяснили, что в Запорожье им делать нечего.
Оба пенсионера пришли к одинаковому выводу, что жизнь у них прошла, остался какой-то огрызок – больший или меньший, фактически без права на активную жизнь, с постоянным и ритмическим наступлением смерти. Судьба их в прошедшей жизни ломала, но не сломила, не оказались они в составе людей с сомнительным прошлым, преступно наживших богатства, сохранили человеческое лицо, и нет никакой необходимости мучиться совестью.
Чувство недовольства современными порядками есть, но нужно понять то, что пришло новое поколение, и ему нести историческую ответственность. А у пенсионеров нормальное пенсионное обеспечение, и в ожидании неизбежности судьбы остается созерцательная жизнь. Они горды за свою эпоху и проделанные ими честные дела. И как бы не мотивировал Сванидзе своими «открытиями» в той эпохе, в которой мы жили, не переубедит нас в оценке ее. А Сванидзе, если бы нас спросили, посоветовали бы ему заняться своевременными проблемами.
Нынешнее  положение дел, как бы его не раскрашивали, не вызывает уверенность в завтрашнем дне, и оно довольно сомнительное.
В воскресный день с утра автобус, на котором пенсионер возвращался домой, шелестел скатами по хорошей дороге Москва – Симферополь. Плавно, без всяких дерганий и встрясок, довез он пенсионера до Васильевки. Трасса Москва – Симферополь уходила влево, и пенсионеру предстояло двигаться по местной дороге вдоль левого берега Днепра. Приятное путешествие закончилось, пошли ухабы. Автобус начал останавливаться вне остановок различных пунктов и быстро заполнился до отказа, все стоячие места были заняты.
В Каменке-Днепровской ждали желающие ехать на автобусе. Водитель, лет тридцати пяти, попросил пассажиров потесниться и ожидающих впустил в автобус. Потеснение можно сравнивать с расхожим изречением «как бочка с селедкой». Область является в какой-то степени самостоятельной территориальной единицей со своей суетой и постоянными перемещениями вперед и назад.
Дороги между мелкими населенными пунктами, расположенными по соседству друг с другом, но находящимся в разных территориальных единицах, еще отвратительнее. Возможно, влияет мнение, что эти отрезки дорог менее используются или областные руководители  меряются своим  самолюбием, от которого страдает общее дело. В этих, наиболее удаленных от областных центров, являющихся верхом цивилизации для данной территориальной единицы, они наиболее плохи. Характеристику их составляет земляное «покрытие» местных дорог, выводящих к трассе, имеющих хотя и плохое, но все же настоящее твердое покрытие.
 Инфраструктура этих мест содержит и частое отсутствие воды и электроэнергии. Люди старшего поколения смирились со своим положением: пересмотреть, изменить они уже ничего не могут, это не так просто, и они уже не ставят такую цель в своей  жизни. Но у них обостренное намерение обеспечить уход деток из  этого «медвежьего угла», и они, как бы трудно не было, пытаются обеспечить им получение высшего образования. Да и детки, воочию ощущая проблемы родителей, осознают, что им нужно учиться. Даже в характеристике «потерянное поколение», «отморозки» они не являются субъектами этих измерений. У них есть целеустремленность и цель – в понедельник им нужно быть на занятиях в институтах города Херсона. Родители на собственных автомашинах вывозят студентов на трассу к автобусу.
В дороге от Каменки-Днестровской водитель подбирает всех желающих ехать. Но, искусство набивать автобус исчерпано. Начинается ропот пассажиров, перебранка с водителем.  «Громада» постановляет: больше пассажиров не брать и водителю предъявляется ультиматум.
Таков отъезд из Великой Лепетихи. Для стоящих пассажиров на полу, куда ставят ноги, фактически является корыто с вертикальными стенками, ноги пассажиров находятся в другой плоскости выше, поэтому, ноги стоящих ни в какой взаимосвязи не состоят. При таком накоплении в автобусе площадь корыта меньше площади подошв обуви, ступающих на нее. Начинаются резкие выкрики: «На мою ногу наступили!», «Мне больно!», «А что я могу сделать?». Некоторые выбираются на пол сидящих пассажиров, но они этим им и мешают. Расстояние между рядами кресел ограниченное и стоять там можно только «знаком вопроса». Недовольство перерастает в яростную ругань с оскорблением друг друга. Процесс взаимных обвинений изобилует сквернословием, словами монгольского происхождения, но уже считаемыми русскими, хотя словари эти слова не воспроизводят.
В перебранке особо изощренными оказались женщины,  словарный запас их оказался большим. Тайм перебранки оказался за ними. До Горностаевки водитель уже не останавливался в местах примыкания грунтовых дорог, где ожидали студенты, рвущиеся в город Херсон и лица их провожающие. Вести студентов на Херсон своими автомашинами родители не отваживались – стоимость топлива была для них неподъемной. Больше никакого транспорта не было, и оставалась для них поездка в менее загруженный понедельник с пропуском одного дня занятий. Пенсионер насчитал только с одной стороны до Каховки семь мест, на которых не сбылись ожидания желающих уехать на Херсон.
Горностаевка встретила своими особенностями и событиями: выходил один пассажир, стоявший в середине автобуса, с трудом он пробился к передней двери, где горой были набросаны сумки, приходилось наступать на них. Одна нога провалилась до пола, он ее выдернул, но туфель остался среди сумок. На перрон пассажир скатился с одной босой ногой. Он стал уговаривать молодых парней, стоявших спереди, разыскать ему туфель. Вид человека с одной босой ногой и его молящие просьбы вызвали дружный хохот пассажиров автобуса. После призывов к человечности один из парней разыскал туфель. Пассажир к этому времени находился в крайнем напряжении своих эмоций и в сильном раздражении, и начал громко выкрикивать:
- Сколько бы не говорили, что революций нужно избегать – погромы слишком большие, но, будет революция, обязательно будет, да и с кровопролитием.
К автобусу подошли два новых пассажира с билетами, выданными в кассе. Люди в автобусе загудели, потому что мест уже не было, отсутствует возможность посадить их в автобус. Однако водитель стал уверять, что он обязан их посадить, если им выданы билеты. Конечно, он лицемерил. Правила безопасности требовали, чтобы автобус не был перегружен, но его в меньшей степени беспокоила безопасность поездки, типичная для большинства беспечность формировала уверенность, что будет все в порядке. А с диспетчером его объединяла общность совместного деления «копейки», и он должен был слушаться диспетчера автостанции.  И два крепких мужика втиснулись в автобус. Вдоль автобуса бегала безбилетная женщина, ее просьбы о том,  что ей нужно ехать, оставались без удовлетворения. Она показывала водителю, что можно поместиться через заднюю дверь, но ей отвечали, что там лежат сумки, набранные до уровня верхнего проема, и если дверь открыть, то они все вывалятся. Женщина начала рыдать. Столь необычное ее поведение не могло не обратить внимание  пассажиров, начались обсуждения. Водитель не возражал посадить ее в автобус, но как?
- Что там с бабой возиться, им заплакать, что с горы катиться, это проявление хитрости, добиться к себе жалости, ведь видит, что нет мест.
- Что станется, если она завтра уедет?
Раздались голоса и в защиту:
- Ты едешь, значит тебе надо, и ей, может,  в большей степени нужнее, может она едет на встречу с последней любовью в жизни.
Пенсионер почему-то сравнил ситуацию со взаимоотношениями компрадорской и национальной буржуазии. Одни могут беспокоиться только за собственное благополучие, другие могут заботиться и за окружающих их лиц.
Женщина поднялась на ступеньку, но продвинуться  вглубь для того, чтобы закрылась дверь, не смогла. Один мужчина уперся руками в ее лопатки, а другой в ягодицы. Дважды зарычала дверь, и в третий раз, пискнув, закрылась. Женщина очутилась в пространстве своего желания. В течение короткого времени шла еще перебранка, но через минут пятнадцать обсуждение в автобусе утихло, воцарилось безмолвие, тишина. Стрессы, духота, тепло соседних тел забрали в большом объеме энергию. Организм, в силу естественных закономерностей ее восстановления, обратил людей в сон. Был ли это для стоящих пассажиров подлинный сон, свое вертикальное положение они держали с закрытыми глазами и посапыванием.
В Каховке пенсионер с большим удовольствием выкатился из автобуса, как ему почувствовалось, на свободу, ибо непосредственная связь вплотную расположенных там тел и полное пребывание во всех ощущениях всех угнетало, и его, сидевшего на сиденье. Ему казалось в тот момент, что человеку ничего больше не надо.
Очередное знакомство с частичкой жизни «Херсонавтотранса» ему предстояло уже в конце лета в последнем дне августа - поездка с Геническа в Каховку. Ограниченная площадь вокзала Геническа характерна близостью скамеек, предназначенных для ожидающих с непосредственным местом отправления автобусов.
В ожидании своего рейса пенсионеру  бросилась в отрывках картина происходящих событий. Отправку автобусов обеспечивают двое работников автовокзала, одетых в  форменную одежду «Херсонавтотранс» с табличкой на груди, с указанием фамилии и имени работника.
К пенсионеру приходит мысль – неужели власти взялись за обеспечение надлежащего порядка? Да, власти приняли меры, которые, по их мнению,  должны предупредить нарушения.  Но, «не так дорожка вьется». Раз существует в сознании намерения от них не отказываться, то они находят новые формы и пути их осуществления. Эффективной формой будет только развитое сознание. А раз оно в этой области отсутствует, то такая преграда на пути осуществления умысла будет обойдена силой разума, развивающегося в этом направлении. Работники «Херсонавтотранса», кроме формы с этикеткой «перронный билетный кассир», имели маленькие кассовые аппараты, которые обеспечивали пассажиров, входящих в автобус.
Пенсионеру  своего автобуса нужно было ждать три часа. За время полного бездействия и плавающего бессмысленного внимания он невольно узрел, что не каждый автобус обелечивается перронным кассиром. Напротив него стоял автобус Геническ – Скадовск.  Люди свободно входили в автобус и выходили из него. Перед отправлением автобуса подошел билетный кассир в форме. Водитель автобуса в присутствии его пересчитал деньги, по всей вероятности собранные без кассира, и дал женщине 10 гривней, затем повторно пересчитал и добавил еще 5 гривней. Работник «Херсонавтотранса» поблагодарила водителя и отправила автобус.
При наличии умысла всегда можно найти лазейку для его исполнения. Надо полагать, что нововведения власти касались повышенных размеров получения денег с рейса. Но так как эти нормы являлись заниженными, то они и позволяли обеспечивать пассажиров водителям. Деньги, полученные ими, уже лишены были возможности попадать в кассу.
Перед отправлением  автобуса Стрелковое – Каховка билетный кассир проверила, сколько человек взяли билеты в кассе автовокзала, установила количество лиц, не имевших билетов, и пригласила их приобрести билеты. В момент отправления автобуса были свободные три места. На первой же остановке городского транспорта рейсовый автобус остановился перед группой лиц. После их посадки уже до десятка человек стояли. В селе Новоалексеевка стали сходить первые пассажиры, но их места занимали все новые с нарастающим итогом. К приезду в Каховку уже 18 человек стояли. Но такое количество человек еще обеспечивает свободное стояние, без прижатия друг к другу, и руки не ограничены движением.
Своей характерностью отличались пассажиры из сельской местности, которых к автобусу привели перпендикулярные дороги с «земляным» покрытием. Сельская местность фактически менее богата, менее продвинутая в своей цивилизованности и более ослабленная в экономическом измерении, помогала областному городу и рабочими руками, и продуктами.
Этой категории были пассажиры, обычно молодые люди, сильные и энергичные лица, работавшие в городе Херсоне. Они везли с собой материальные ценности, средства существования в определенных условиях жизни. Наиболее старательным в запасе тех материальных ценностей оказался один из них – у  него было целых пять мешков с продуктами и вещами. В одном была картошка, во втором арбузы и дыни, в третьем капуста, в остальных, хорошо упакованных мешках, было и что-то мясное, ведь труд их физический, тяжелый, требующий усиленного питания.
Таких пассажиров было пять, однако багаж их был меньшим. Эти труженики неделю работали на предприятиях Херсона, а на каждый выходной возвращались за новым багажом и к жене и детям. Длительное отсутствие грозило возможностью попадания в объятия других женщин и распада семьи.
Во всяком случае, при появление большого багажа водитель, седоволосый, но стройный и плотный человек, прикладывал руку ко лбу, грубо матерился, упрекал пассажира в неправильности их поведения – зачем же он столько набрал? Но никогда не отказывался от перевозки груза, ибо он  был не в меньшем интересе, чем пассажир, хотя мотивы интереса были разные, и это ему обеспечивало поступление в карман денег.
Сама поездка не обеспечила гармонии и интересов общества с позиции укрытия денег от поступления в государственную казну, и не обеспечила мир и спокойствие между пассажирами за их пребывание в совместном обществе.
По прибытию автобуса в Новотроицк он уже был переполнен, и желающие ехать, соглашались ехать даже стоя. При этом в автобус их впускала диспетчер автостанции в служебной форме, взимая плату и пропуская через переносной кассовый аппарат, и предупреждала, что все сидячие места заняты, желающим ехать придется стоять в автобусе. 
На этих условиях согласилась ехать и дама между сорока и пятидесятью годами, стройная, миловидная с претензией на оригинальное одеяние. Она стояла у переднего входа, заходила в автобус последней. Пассажиры, сходившие в своем пункте, постоянно толкали ее. Совокупность разных причин в неудобстве такой поездки, без сомнений, среди них и усталость ног с проявлением боли, нарушило ее психическое состояние, и она в истерической форме, с грубыми обвинениями набросилась на водителя:
- Не можете обеспечить нормальные условия для перевозки пассажиров, только деньги собираете себе, пора уже призвать к порядку!
Озабоченный неожиданным поворотом дела, водитель отбивался от нее:
- Ведь вы сами согласились ехать в переполненном автобусе, понимая, что придется стоять в тесноте.
- Не возили бы  пассажиров стоя, то начальство запланировало бы нужное количество рейсов, а сейчас рапортуете, что население обеспечено перевозками, а ведь везете, как возят скот в телятниках.
Доводы водителя на нее не возымели никакого влияния, уровень ее истеричности не снижался.
Водитель обратился с просьбой к пассажирам:
- Да успокойте же ее! У меня от крика и шума разболелась голова, а я    должен безопасно довезти вас до конечного пункта.
После конкретного предложения замолчать или будешь высажена в чистом поле, или будешь ехать дальше, но молча, и проблем с ней уже не было до самого Херсона.
В одном малонаселенном пункте в автобус сели муж и жена. Белизна его белой рубашки была безупречной и радовала глаз. Но долго любоваться рубашкой не пришлось: вошедший пассажир, двигаясь по проходу, громко говорил:
- Уступите дорогу слону падишаха.
- А падишаха уже не предусматривает ни одна конституция.
- А разве я говорю о падишахе? Я говорю о простом слоне. Что вы настолько уверены в себе, что можете не уступить дорогу слону?
Взрыв смеха тех, для  кого шутка показалась остроумной.
Пассажир находится в состоянии самолюбования собой, он хочет получать постоянный восторг окружающих. Но многоразовое повторение о движении слона падишаха, начинает заставлять окружающих не только не восхищаться остроумием пассажира, но и испытывать раздражающее состояние. Да и к тому, мужчина находился в состоянии алкогольного опьянения, и сведения о слоне и падишахе он выдает беспрерывно: «Со слона потекло молоко, подходите, разбирайте. А молоко не разобрали, превратилось в мороженое, не раздавите слону яйца».
Пассажиры уже не смеялись, постоянная картина повторений разрушала нервную систему. Его выкрики  представляли заевшую граммофонную пластинку:
«На дубу сидит ворона,
Кормит вороненка,
У какой-нибудь растяпы
Отобьют миленка».
Первой не выдержала сидевшая в кресле женщина, возле которой стоял «падишах».
- Да закройте же вы свой рот, чтобы меньше дышать вашим перегаром, пройдите дальше.
Тут завопила женщина с дальнего места:
- А почему я должна дышать его перегаром?
Мужчина никуда не передвинулся, а заявил:
- Сейчас, милые барышни, устраню неприятное для вас явление.
Из сумки, которую держала его жена, достал бутылку с остатками водки и выпил ее, запив бутылкой пива:
- Самое неприятное - это действительно перегар, но я его устранил «свежачком», как в трубе, налил сверху водки и перекрыл старый бродильный запас. Дамочки, не корчите из себя неприкосновенность, вроде вы не знаете запаха и вкуса водки.
На проявленный цинизм возмущение задело молчавших. Стали обращаться к жене. Она попыталась его успокоить. На окрик мужа «замолчи», она действительно замолчала. Вероятно, в этой семье наступление матриархата опаздывало. Жена переключилась на выгораживание мужа:
- Да что он такое сделал? Немного выпил, и что тут такого?
Перед одной примыкающей дорогой к трассе «слон падишаха» вместе с женой покинул автобус. Прощальную фразу он все же произнес:
- Люди, берегите  яйца слона падишаха!
На проходе середины автобуса стояло двое молодых людей, они о чем-то разговаривали, а затем дружно смеялись. Первоначально шум мотора и крики поглощали смех, и так как они ни к кому не приставали, то и на их поведение никто не обращал внимания.
Не выдержала их громкий и непрерывный смех пожилая женщина, которая фактически стояла у высокого парня под мышкой, потому что рукой он держался за верхний поручень.
- Да сколько же можно терпеть вашу пьяную «рыготню»?
Один из них, меньший, но более пьяный, губы его пересохли, в разговоре при открытии рта тонкая ниточка слюны соединяла верхнюю и нижнюю губу, глаза уже сужены, с прожилками красноты  на глазном яблоке.
Высокий парень был менее заметен, что находится в алкогольном состоянии. На его щеках красное пятно – румянец. У артистов и молодящихся женщин румянец находится на одном месте, где и положено косметическими средствами, а у него он просто плавал по щеке. Оба они находились в каком-то умилении, разделенном на двоих. На упрек женщины они быстро среагировали, начали разговаривать между собой шепотом, и вдруг – дикое ржание. Женщины реагировали упреками, переходящими в ругань, а часть пассажиров начала смеяться, чередуя смех с тишиной.
Подключилась другая женщина и внушительным голосом начала их воспитывать: «Разве вы не понимаете, что здесь не одни, смех ваш неприятен другим? Если ваша мать просит звук телевизора сделать тише, то вы подчиняетесь?».
- Ну, иногда слушаюсь.
- А моя мама очень любит меня и никогда не ограничивает мою свободу. Если я чего-то желаю, а ей это не приятно, то она терпит, или избавляется от неприятного другим путем.
Парни настаивали на своем мнении, им были не понятны предъявляемые претензии.
- Что же мы сделали, ни к кому не имели претензий, просто смеялись, нам было весело, а нас пытаются ограничить.
- Если бы вы были у себя на даче, в саду, в комнате, то имели бы полное право смеяться, как хотели бы,  а здесь целый коллектив людей, и нужно уважать их право на спокойную здоровую обстановку, а вы не хотите это понять, все ссылаетесь на полную свободу поведения.
- Мы мирные люди, труженики, колхозники, большую часть своего времени работаем, и никого не хотим обидеть.
Женщина обратила внимание на состояние ногтей на руках у парней: тоненькая полоска черноты, это результат каждодневного недомывания рук, сопровождение тяжелого и трудного процесса труда. Женщина не могла понять обстоятельства и причины столь радостного их состояния, ощущения полного счастья. Возможно, это временное состояние, вызванное употреблением алкоголя.
Общество во многих  обстоятельствах жизни прибегает к временному отключению себя от малоприятных и повседневных ощущений, которые уже нервная система, организация жизнедеятельности человека не выносит, и тогда он прибегает к водке. Но она не делает человека счастливым, его ощущение нужно организовывать в событиях жизни и своего поведения.  Значение паров алкоголя, изменяющее в нем собственное состояние ощущения, обществом переоценено. Состояние парней, вероятно, определялось не только выпитым алкоголем, но и тем душевным миром довольства собой и собственными делами.
В последнее время демократические политики активно заговорили о создании общества гражданской ответственности. Пенсионер размышлял о том,  что можно сказать – можно поездку на автобусе рассматривать, как кратковременное гражданское общество, которое призвано обеспечить порядок и право всех оказавшихся в этом гражданском обществе.
Истина состоит в том, что порядки в нем и обеспечение прав обязаны и должны делать сами члены, оказавшиеся во временном членстве общества. Противоестественно привлекать другую силу, и невозможно рассчитывать, что она наведет порядок. Маленькая ячейка общества, как бы она не была временна, в силу законов развития должна первоначально быть самоуправляемой. Уровень этой самоуправляемости и ответственности собственного сознания и будет определять уровень цивилизованности, культуры и, как сейчас принято говорить, качества жизни.
В оценке качества жизни и цивилизованности поездку следует оценить, как низкую в отсутствии должной гражданской ответственности. В автобус, еще на автостанции, сели лица в нетрезвом состоянии, их было  больше, чем перечислено. Кто потребовал, чтобы находящихся в нетрезвом состоянии вывели с автобуса или в дороге высадил их водитель? Никто. Почему в рейсовых автобусах между городами производится перевозка людей стоячими? Знают об этом все, но порядок не наводится, и от этого страдают люди. И самое главное - почему серьезные денежные средства не поступают в казну? Это систематическое и постоянное отбирание благополучия по капле у каждого члена большого общества. Все это видят, все это знают, но намерений устранить этот беспорядок  нет. И пока каждый гражданин не проникнется необходимостью защищать всех – невозможно надеяться на значительное количество изменений качества.
Поездка свидетельствовала о том, что за общее дело не торопятся бороться граждане. Но как только затрагивают непосредственные интересы конкретной личности, она активно воюет за себя. Активная позиция гражданской ответственности и заключается в том, что рядовой гражданин начинает беспокоиться за проблемы общества, которые его пока непосредственно не затрагивают. Это состояние нужно называть осознанным и духовным, в противоположность религиозному пониманию – верь в бога, при отсутствии которого  идет обречение на вечные муки с помещением в ад.
Может когда-то наступит время, когда общество научится жить по справедливости. Материальные блага и денежные средства будут распределяться так, чтобы не возникали обстоятельства необходимости их похищения, чтобы сознание человека исключило бы такое понятие.
С такими навязчивыми мыслями пенсионер упражнялся до тех пор, пока не появились дома, мелкие житейские проблемы вытеснили их, и он успокоился.

Сентябрь 2013г.

P.S. На Украине раскачивается народный гнев, уже появилась новая национальность «вандалы», а были милые мальчики своих матерей...
Каких только нет объяснений происходящему, но одного все-таки нет - кормить нужно город и занимать работой. Древние тоже знали: народ требует хлеба и зрелищ. И для России это актуальная проблема.

Январь 2014г.


Рецензии