Сталинский прием творения образа врага

(Проявление национализма в России)
      Во второй половине 9 века два византийских миссионера создали для славян азбуку, то есть решили вопрос письменности для многочисленного славянского народа. День памяти этого исторического явления отмечается ежегодно 24 мая. В 2013 году исполняется 1150лет со дня обретения письменности и празднуется, как великое событие, развивающее мировой прогресс,  а также, как фактор сближения, единения народов России.
В честь указанного события 20 мая 2013 года в пресс-центре ИТАР-ТАСС в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию дня славянской письменности.
За границей общество «Русский мир» проводит мероприятия по празднованию юбилея. Кроме России ряд стран тоже отмечает большое значение установления славянской письменности, обеспечивает значимое продвижение человечества по пути цивилизованности. Во многих областях России проводились организационные мероприятия. Во Владикавказе состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Славянская письменность и культура, как фактор единения России».
Именно на этих двух мероприятиях: на пресс-конференции в Москве и на практической конференции во Владикавказе прозвучали доводы, которые, как считает автор этих строчек, не соответствуют развитию прогресса, нормальным отношениям со странами, у которых в основу их письменности взята азбука не славянского народа «кириллица», а другая – «латиница».
Фактически в этой части доводы и являются проявлением национализма, суть которого – безудержно расхваливать все русское, без учета и оценки того, а является ли оно, расхваливаемое, действительно передовым в условиях современности. Но, если расхваливаемое дело по сравнению с делами зарубежными является отсталым, то это расхваливание ничего хорошего России не приносит. Просто создается ложное впечатление своей необоснованной значимости и наносит действительный ущерб  развитию страны, тормозиться ее совершенствование. Создается впечатление, что наше хорошее, а чужое все плохое, формируется впечатление какой-то определенной враждебности в отношении к чужому и объявлению его врагом.
Смысл юбилеев и торжеств в отношении определенных личностей и событий заключается в том, что действующие лица современности не только отдают дань великому прошлому, но и сами проверяют себя, насколько они соответствуют этому великому делу. А если уровень дел современности ниже общемирового, то прикрываться в текущих делах бывшим великим прошлым, при охаивании более передового, но чужого, очень опасное явление к скатыванию к застойности и стагнации, а затем к потере самостоятельности.
Отдавать дань героическому прошлому обязательное требование при движении к новым достижениям современности. Утрата достойного прошлого к хорошим результатам современности не приводит. Отмечая достойное прошлое, нужно давать объективную критическую оценку настоящего. Если она не проводится вообще или с замалчиванием отрицательных сторон своих достижений в настоящем, то неизбежна позиция мнить себя великим за прошлые заслуги, хотя в современности великим уже не значишься и постоянно не понимать передовое значение чужого. Вместо поиска сотрудничества и взаимопонимания с передовым чужим для собственного же подтягивания проявляемые нападки приводят к формированию образа врага.
В прозвучавших на пресс-конференции мнениях высказывались опасения, что угрозой «кириллице», составляющей наше великое прошлое, является «латиница». Приводятся данные, что Великая Моравия на территории Чехии тоже имела кириллицу, но утратила. На территории Германии были народы, пользовавшиеся кириллицей, и тоже утратили ее. 
Под сформированный ими образ врага попали и Сталин, и Ленин. Сделан намек, что они продавали врагам Россию. Досталось и Германии и Римскому Папе. Какая политическая близорукость, лицемерие и полное непонимание объективности развития человечества и экономики.
На земном шаре по данным  ЮНЕСКО насчитывается 5 тысяч языков. Вне сомнений, что жизнь на определенных условиях будет производить ассимиляцию. Язык меньших народов будет поглощаться родственным языком большей народности, и в этом положительность для объединения народов и для большего взаимного понимания совместных проблем.
Преждевременная ассимиляция отрицательна. Каждая нация обеспечивает права каждого человека в своей общности, но как только это может достигаться и на другой языковой базе, то для одной из них создаются условия для отмирания. При этом плач, вызванный патриархальностью, самобытностью есть проявление одной их форм национализма, предание собственного особого значения и оспаривание полноценности другого.
Выступающими не понято, что «латиница» имеет полное право на равноправное самостоятельное свое развитие. Многие другие государства пользуются «латиницей», на основе ее тоже многочисленная мировая культура и мировые достижения.
Определенное влияние на взаимное воздействие оказывает экономика.  Какие страны обладают самым мощным экономическим состоянием, то их письменность и язык имеют тенденцию к расширению своего влияния. Каждая страна стремится усилить свое влияние на других.
Организация «Русский мир» за рубежом тоже преследует подобные цели. Однако, как бы не были красочно показаны достижения прошлого и убедительно организована пропаганда, экономика будет играть определяющую роль.
После образования в 1950 году Китайской Народной Республики ее экономика в подавляющих случаях была сориентирована на Советский Союз. Распад его, резкое снижение экономического уровня развития позволили Китаю снизить ориентирование на Россию. Определяющее влияние стала оказывать на Китай Америка. Число студентов, изучающих русский язык, кардинально уменьшилось. Основным иностранным изучаемым языком стал английский язык. По логике участников конференции виновным в случившемся нужно считать китайцев, предавших россиян. А в действительности подобное положение случилось в результате проявленной отсталости России.  Нужно понять, что в живом мире планеты и в органическом закон силы имеет всегда свое проявление. С учетом постоянного изменения фактор силы в большинстве постоянно находит применение.
В разрекламированной форме управления обществом демократии, считаемой, как образец современности, меньшинство подчиняется большинству. На конференции огульно дана была отрицательная критика ассимилятивному процессу и глобализации. Ведь при диалектическом подходе эти процессы в соответствующих условиях будут иметь положительное будущее.
В оценке юбилея по вопросам письменности следует не упрекать Ленина и Сталина в предательстве интересов России, а вспомнить тот огромный их вклад в ликвидацию в России безграмотности. Огромный слой крестьянства Царской России был безграмотен, не умел ни читать, ни писать. Советская власть провела в течение короткого времени ликвидацию безграмотности. При кратковременной учебе научились читать и писать.
Михаил Булгаков, будучи корреспондентом, поместил в газете «Гудок» критическую статью, в которой иронически высмеивал результаты обучения рабочего железнодорожника - неправильные ответы рабочего не могли свидетельствовать об успешном освоении грамотности. Но великое дело было сделано, положено начало учебе и интереса к печатному слову.
Для интеллигента Булгакова с высшим элитным образованием результаты учебы этого рабочего казались больше еще безграмотностью, чем начальной грамотностью. Но Булгаков, критикуя мероприятия по ликвидации безграмотности, призывал к созидательной, качественной работе.
6 апреля 1885 года исполнилось тысячелетие со дня смерти Тарасова. Печатники в Москве отмечали юбилей в трактире «Тарасов». Присутствующий на юбилее друг и помощник Льва Толстого Чертков передал поздравления от великого писателя и выразил собственные мысли:
«Еще и по сию пору у нас в России многие миллионы людей не владеют грамотностью и ограничиваются устной словесностью, сказками, песнями и разными бывальщинами, а чаще всего небылицами. Еще и посейчас в народе некоторые полагают, что весь мир создан в недельный срок, а наша грешная земля, в том числе и трактир Тарасова, где мы находимся, держится на трех китах... С неграмотных и темных людей спрос невелик. Спрашивается с нас, с интеллигенции, нам говорят: «Идите в народ, просвещайте его!..» Но чем? Какими книгами? Ведь малограмотный наш читатель сам по духу своему потребовал и сам при помощи своих «подворотных» никольских авторов создал для себя малограмотную лубочную, с позволения сказать, литературу, этот временный чертополох и пустоцвет. Есть, правда, у лубка заслуга: он развил у народа вкус к чтению. И однако лубок со всеми его дурными сторонами скоро кончится. Но мы, люди пишущие, слишком еще мало сделали для того, чтобы лубок вытеснить. Да и грамотность в стране растет не повсюду равномерно: в одних местах такие книжки, как «Шалости дочки в темные ночки» и в этом духе, изжили себя, а в других, где только впервые берутся за книгу. Задача передового русского общества - дать народу хорошую, умную, полезную книгу. Отлично то,  что народом выдвинутые из своей среды книгоиздатели вместе с нами понимают эту важнейшую цель».
Обе конференции дали должную оценку тому, что в годы советской власти население стало самым читаемым народом, и что Советский Союз издавал больше всего книг на каждого человека. Все подрастающее поколение было охвачено  обязательному образованию.
Во времена демократической власти возросло количество лиц, уклонившихся от обязательного образования и пополнивших прослойку людей с неустойчивой социальной ориентацией, создающей для общества негативные последствия.
На пресс-конференции в Москве идейную направленность и тон задали директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Софья Апфельбаум, первый заместитель руководителя Департамента культуры г.Москва Екатерина Проничева.
Надо полагать, что их позиция соответствует мнению руководителей государства и в общем положении согласована. Такую позицию старших лиц государства можно понять. Нынешнее состояние дел в государстве позволяет наскрести отдельных фактов, свидетельствующих, что сегодня намного лучше, чем вчера, но лозунг «уверенности в завтрашнем дне» - атрибут прошлого.
Российская рыночная экономика вмонтирована в американскую капиталистическую экономику со всеми превратностями шатающегося капитализма в мире. Кроме того, американская система эксплуатирует других, в том числе и Россию, имеющимися возможностями управлять финансами. Америка в этих условиях имеет большие возможности получать первой выгоду за счет спекулятивного характера капиталистической экономики.
 Россиянам фактически всем ясно, что для продвижения вперед и достижения особо значимых результатов нужна определенная идеология, национальная идея, которая влекла бы за собой всех. Однако что-то не получается с выработкой новой идеологии, обшей национальной идеи. Призывы к патриотизму ясны, но вот самого патриотизма и нет. Могут иметь место события, когда особо героического проявления патриотизма не произошло, однако журналистская братия будет гипертрофировать эти события, будет готовить материал, достойный для подражания.
В этих случаях и незначительности проявления национализма не будет подвергать оценки в своей сути, а будет восприниматься, как проявление национализма, как было сделано в Москве на пресс-конференции, посвященной письменности.
Возвратимся еще раз к событиям 1885 года в трактире Тарасова. Во время выступления Черткова рабочий-наборщик выступил с репликой, суть ее заключалась в просьбе дать народу хорошую, качественную книгу.
«Ваше сиятельство, довольно обличать во всех грехах и поучать к покаянию, послушанию и терпению. Дайте нам, господа, книгу с доступом к действительно научным познаниям. Не оглядывайтесь на мужицкую серость, а имейте в виду читателя – человека».
Если сравнивать проблемы современности в информировании широких масс народа,  то в суть, несмотря на внешние различия, связанные с течением времени, суть идентична. Современный гражданин также остро нуждается в информации «с действительно научным познанием».
Внешнее различие состоит в том, что расширились средства информирования: возросло количество книг, появились новые средства информирования: телевидение, Интернет. Однако содержание информирования не сводится к познанию жизни, к формированию человека с прогрессивным мировоззрением, а информация преследует цель зомбирования человека в определенном политическом направлении.
Десятиклассники одной из школ областного центра ничего не слышали и ничего не знают о Ленине, кто он такой. Можно оценивать его как угодно с положительной или отрицательной стороны, но не знать, кто он такой – это полное незнание истории. Даже в определении врагов социализма перевернул весь мир.
Качество и направленность смысла основной литературы, которой потчевала власть в 19 веке, население страны в оценке – «шалости дочки в темной ночке» и составляют смысл современности. Однако шалости уже продолжаются не только в темные ночки, а непрерывно в течение 24 часов в сутки и ежесуточно на протяжении целого года.
Известный шведский портной Эст изменение и движение определил следующим образом. Обнаженная женщина 19 века старалась не попадаться на глаза людям. Женщина 20 века, чем больше была обнаженной, тем больше она крутилась на глазах у людей.
Особенную негативность современности составляет интенсивная пропаганда культа насилия на экране телевизоров, наиболее мощного средства информации. В этом явлении суть его – зачем и кому нужен культ насилия, на поверхности не лежит. Большинство, выразивших свое мнение открыто, ратуют за изъятие с экранов его. Но какие силы властного характера, оставаясь в тени, продолжают этот курс?
Несколько человек уже обращались к Президенту Путину за разъяснениями происходящего. Возражений со стороны Президента не последовало, но и никаких фактически изменений не наступило. Политическое лицо Президента в основном закрыто, и поэтому много- убедительного ответа нет.
Хотя бы для минимального выяснения обратимся к древней мудрости и формальной логике, к построению одного силлогизма.
Первая посылка: когда Путину что-то не нравится или он считает  события не желательными, то  он, как Президент, решительно их устраняет.
Вторая посылка: Путин предметно осведомлен о засилии культа насилия, но мер не принимает.
Вывод: Путин остается на стороне лиц, которым выгодно засилие культа насилия.
Конечно, нельзя принимать за убедительные доказательства, но догадкой может быть серьезной. Отрицательность системного показа на экранах фильмов с частыми убийствами состоит в том, что под влиянием их с показом чрезмерной жестокости происходит формирование менталитета, характера и особенно для подрастающего поколения. Для многих жителей убийства близких людей, постоянных знакомых, когда они потрясены и находятся в негативных последствиях, редки и фактически не составляют для них постоянную среду, а телевидение постоянно многократно увеличивает эту среду и заставляет жить в ней.
В последнее время чаще поговаривают о необходимость формирования роста патриотизма у населения, повышение его сознания, но увеличение фактов патриотизма в повседневной жизни не так часто. Жизнь, организованная для получения прибыли, не оставляет места патриотизму. Погоня за приобретением богатства на почве безнравственности и обуславливает, что для получения его самым распространенным средством является насильственное отбирание ее.
Для обращения к патриотизму создан фильм «Легенда номер 17». В официальной оценке, в первую очередь, размер кассовых сборов, и только потом, что зритель потянулся смотреть торжество советского хоккея. Готовится к выходу на экраны фильм про Гагарина. Это все факты героизма другой эпохи  Советского Союза, коммунистической настроенности.
Господа демократы, а где же героизм вашего времени? Почему-то его нет! И нужно это понять. Общество разодрано противоречиями между трудом и капиталом. Это противоречие является непримиримым, ограничивающим не только патриотизм, но и многие другие положительные дела и, в первую очередь, нравственность.  Вряд ли можно опровергнуть слова Ленина, что «... часто собственность разъединяет людей, а совместный труд объединяет людей».
В средствах массовой информации преобладает мнение представителей частного капитала, в первую очередь задают тон олигархи, миллионеры и миллиардеры. При одинаковых возможностях представители труда предъявили бы свои требования, свои мнения о возможном раскладе жизни, могли бы критиковать действия правящего класса.
Поэтому правящий класс может организовать фиктивный патриотизм. Подогретые факты настоящего и даже действительные факты патриотизма прошлого в противоречиях труда и капитала не позволяют достигать желаемого.
Создан лучший фильм демократической России «Легенда номер 17» про подвиги Харламова и Тарасова. Хоккеисты сборной России просмотрели фильм, повосхищались упорным трудом хоккеистов прошлого и – провалили чемпионат. Не просто проиграли, а провалили своей беспомощностью.
Создатели прекрасного фильма отдали должное требованиям современных демократов - в любом случае жизни из прошлого «лягнуть» политику Советского Союза и упомянуть о жестоких требованиях его и обиженных им.
В настоящее время создается новый фильм с надеждой способствовать росту патриотизма о первом космонавте мира Гагарине. Но и он рассказывает о событиях прошлого во времена социалистических отношений и Советского Союза. А где же, господа демократы, ваши хорошие современные дела?
Пролетарская культура сразу же после Октябрьской революции заявила о своем отношении к искусству, к обязательному пониманию его с позиций, что такое хорошо, а что такое плохо для развития общества. Цензура и запрет на определенные произведения по отдельным видам искусства под предлогом, что это плохое, по мнению представителей социалистической власти, привели фактически к отрицательным последствиям.
Общественное и политическое движения в борьбе за свободу слова и мысли находятся в положительном балансе прогрессивности. Однако это не значит, что деятели современной России не могут не определять в своей политике полезность или вредность произведений искусства для созидательной жизни.
Крайне странно в мае 2013 года выступил Президент России Путин. Обычно его глубокомысленные острые фразы наводят на размышление, по этим высказываниям поощряется безыдейность творческой интеллигенции, и безразличие к тому, чему она служит. Он пояснил, что ни в каких формах правительство не касается деятельности искусства.
Без сомнения, что такая позиция способствует наплыву разной безвкусицы, не отвечающей прогрессивности общества и особенно росту сознания подрастающего поколения.
В настоящее время среди песенного искусства господствует «Шансон» под вывеской «Мир песни, мир человеческой души». Среди положительных явлений и пошленькая «бытовуха». Все взахлеб восторгаются завоеванной свободой.
Нашелся один мужественный артист – певец Александр Маршал. В подготовке к выступлению с концертом в доме Высоцкого в своей рубрике «Мысли вслух» он заявил, что в «Шансоне» есть песни, являющиеся преступлением. Он не назвал, какие артисты являются носителями отрицательности. В конечном смысле – его дело, не захотел  иметь публичные дела с этими лицами. Но где же та власть, которая призвана вести за собой народ?
8 и 9 мая по телевидению России в рубрике «Сенат» производилось обсуждение будущности русского языка. По результатам обсуждения можно сделать категорический вывод, что в России укрепилась компрадорская буржуазия, предавая интересы России и  считает, что ничего страшного не происходит, все изменяется,  все двигается, приспосабливается к новым условиям.
Национальная буржуазия объективно понимает обстановку социального кризиса в России и ведет призрачное движение вперед. Один уз участников состоявшегося разговора привел цифры, которые вызывают опасение в успехе России, и поэтому есть призрачными
В 1960-1970 годы опубликованные статьи по научным открытиям составляли примерно 30% от всех мировых публикаций, а в настоящее время только 0,2%. Это определяет и сокращение распространения русского языка и экономического состояния среди стран. В 150 раз уменьшилось опубликование Россией научных статей. Нелегкое дело подниматься с такой ямы.
Господа демократы, а вы не хотите высказаться, кто к этому привел? Это не плата ли за вашу разнузданную свободу?
История будет искать виновных. Этот же участник утверждает, что Россия уже не поставляет культуру в мировое сообщество. На примере города Галич он утверждал, что население его борется только за выживание на самом маленьком примитиве цивилизованной нормативности. С его же мнения современники, молодежь уже классическую литературу не понимают и она им не нужна.
Государство с одной стороны объявляет борьбу с социальной несправедливостью, с другой стороны оно осуществляет политику роста определенного количества олигархов, способных навязать большинству малообеспеченных свои экономические устои. С этой целью через средства массовой информации и производится зомбирование, гипнотизирование простого зрителя по своему пути событий и видения окружающего мира. Для этого не подается информация об истине развития. Об этом еще в 1885 году говорил участник из трактира Тарасова. Просто подается информация, которая не заставляет человека думать, стимулируются бесконечные развлечения, при этом сеется раздор в обществе.
Маяковский, еще будучи футуристом, в политике советской власти очень четко формулировал цели, подлежащие достижению, и категорически выражался, что такое хорошо, и что такое плохо:
«Если бьет дрянной драчун
Слабого мальчишку,
Я такого не хочу
Даже вставить в книжку.
Этот вот кричит – не трожь
Тех, кто меньше ростом!
Этот мальчик так хорош,
Загляденье просто!»

Любимов, в свое время осуществивший редактирование передачи «Взгляд», внес свой огромный вклад в развал Советского Союза и разгром социализма, и ничего творческого, выполняющего созидательную работу сейчас не имеет. Однако поставил оперу «Князь Игорь» - события книги «Слово о полку Игореве» в 12 веке, изменив содержание всех предыдущих постановок, от советских вариантов оставил только «Половецкие пляски».
Любимов не смог дать объективную оценку событиям советской власти, а что он может выяснить о событиях 12 века? Только подтасовать события в оправдание своей предательской деятельности в отношении Советского Союза и социализма.
В отношении предрасположительности российского телевидения к уголовной тематике свидетельствует и следующее. Южноамериканский олимпийский чемпион, у которого ампутировали ноги, Оскар Писториус убил свою подругу. Его подвиг стать без ног спортсменом не вызывал  особого внимания у журналистской братии, а уголовные события жуются многократно. А заострить внимание на подвиге Писториуса было значительно полезнее, чем каждый раз показывать насилие и кровь.
В годы Великой Отечественной войны летчик Алексей Маресьев тоже остался без ног, но через свое огромное упорство и трудолюбие добился, что стал летать. Писатель Борис Полевой по биографии Маресьева написал книгу «Повесть о настоящем человеке» и благодаря ей многие мальчишки тоже в результате своего упорства полетели в небо, а многие хотя и не стали летчиками, но стали порядочными людьми, а не ворами и убийцами.
Причины засоренности средств массовой информации событиями, отвлекающими от истины жизни, еще в 1905 году рассмотрел пролетарский писатель Горький, прибывая в Америке. В серии «Мои интервью» 6 памфлетов. Способ отображения не существовавших героев очень оригинален. Указанных лиц нет, но через их отсутствие в жизни показательны принципы жизни, а гипертрофирование их с особой силой подчеркивает существование отрицательного, гнусного.

Раскрывающим эту тему об информировании населения составляет «Жрец морали».
Пересказать Горького с сохранением глубины сути невозможно, предстоит прибегнуть к цитированию.
- Мораль необходима для вас – это нужно помнить! Почему она необходима? Потому, что она ограждает ваш личный покой, ваши права и ваше имущество – иначе сказать, она защищает интересы «ближнего». «Ближний» - это всегда вы и более никто, понимаете? Если у вас есть красивая жена, вы говорите всем окружающим вас: «Не пожелай жены ближнего твоего», если у человека есть деньги, волы, рабы, ослы и сам он не идиот – он моралист. Мораль вы – она для вас, когда вы имеете все, что вам нужно, и желаете сохранить это для себя одного; она невыгодна, если у вас нет ничего лишнего, кроме волос на голове.
Он погладил рукой свой голый череп и продолжал:
- Мораль – это страж ваших интересов, вы стараетесь поставить его в души людей, окружающих вас. На улицах вы ставите полицейских и сыщиков, внутрь человека вы вызываете целый ряд принципов, которые должны врасти в его мозг и связать в нем, задушить, уничтожить все враждебные вам мысли, все угрожающие вашим правам желания. Мораль всего строже там, где экономические противоречия нагляднее. Чем больше у меня денег, тем более я строгий моралист. Вот почему в Америке, где так много богатых, - ими исповедуется мораль во сто лошадиных сил. Понятно?
- Да, - сказал я, - но зачем же бюро?
- Подождите! – возразил он, внушительно подняв руку. – Итак, мораль имеет целью внушить всем людям, чтобы они оставили вас в покое. Но если у вас много денег – у вас множество желаний и полная возможность осуществить их, - так? Однако большинство желаний ваших нельзя осуществить, не нарушая принципов морали... Как же быть? Нельзя проповедовать людям то, что отрицаешь сам, это и неловко, да и люди могут не поверить. Ведь они не все глупы... Например: вы сидите в ресторане, пьете шампанское и целуете очень красивую женщину, хотя она не жена вам с точки зрения, которую вы считаете обязательной для всех, - подобные занятия являются безнравственными. Но лично для вас – такая трата времени необходима: это ваша милая привычка, она дает вам массу наслаждений. И пред вами встает вопрос: как примирить проповедь воздержания от сладких пороков с вашей любовью к ним? Другой пример: вы говорите всем – не укради! Ибо вам крайне будет неприятно, если вас начнут обкрадывать, - не так ли?
Но в то же время, хотя у вас и есть деньги, - вам нестерпимо хочется украсть еще немного. Третий: вы строго исповедуете принцип – не убий! Потому что жизнь вам дорога, она приятна, полна наслаждений. Вдруг в ваших угольных копях рабочие требуют увеличения платы. Вы невольно вызываете солдат,  и – трах! – несколько десятков рабочих убито. Или: вам некуда сбывать товар. Вы указываете на этот факт вашему правительству и убеждаете его открыть для вас новый рынок. Правительство любезно посылает небольшую армию куда-нибудь в Азию и исполняет ваше желание, перебив несколько сотен или тысяч туземцев... Все это плохо гармонирует с вашей проповедью человеколюбия, воздержания и целомудрия. Но, избив рабочих или туземцев, вы можете оправдать себя указанием на интересы государства, которое не может существовать, если люди не станут подчиняться вашим интересам. Государство – это вы, и вы богатый человек, разумеется. Вам гораздо труднее в мелочах, - в разврате, воровстве и прочем. Вообще, позиция богатого человека – трагическая позиция. Ему положительно необходимо, чтобы все любили его, все воздерживались от покушений на целость его имущества, чтобы никто не нарушал его привычек и все относились целомудренно к его жене, сестре, дочерям. В то же время для него не только нет необходимости любить людей, воздерживаться от воровства, целомудренно относится к женщинам и так далее – напротив! Все это только стесняет его личную деятельность и, безусловно, вредно для успеха его работ. Обычно вся его жизнь сплошное воровство, он грабит тысячи людей, целую страну, это необходимо для роста капитала, то есть для прогресса страны, - вы понимаете? Он развращает женщин десятками, это очень приятное развлечение для праздного человека. И кого ему любить? Ведь люди делятся для него на две группы – одну он обворовывает, другая конкурирует с ним в этом занятии.
Довольный своим знанием вопроса оратор улыбнулся и, бросив окурок сигареты в угол комнаты, продолжал:
- Итак: мораль полезна богатому и вредна всем людям, но, в то же время, она ему необходима для всех. Вот почему моралисты стараются вколотить принципы морали внутрь людей, а сами всегда носят их снаружи, как галстуки и перчатки. Далее: как убедить людей в необходимости для них подчинения законам морали? Никому не выгодно быть честным среди жуликов. Но если невозможно убедить – гипнотизируйте! Это всегда удается...
Он утвердительно кивнул головой и, подмигнув мне, повторил:
- Невозможно убедить – гипнотизируйте!
Затем он положил свою руку на колено ко мне, заглянул в лицо мое и, понизив голос, продолжал:
- Дальнейшее – между нами, хорошо7
Я кивнул головой.
- Бюро, в котором я служу, занимается гипнозом общественного мнения. Это одно из оригинальнейших учреждений Америки – прошу заметить! – с гордостью сказал он.
Я еще раз наклонил голову.
- Вы знаете, что наша страна, - говорил он, - живет только одним стремлением делать деньги. Здесь все хотят быть богатыми, и человек для человека только материал, из которого всегда можно выжать несколько крупинок золота. И вся жизнь есть процесс выжимания золота из мяса и крови человека. Народ в этой стране – как и везде, я слышал – руда, из которой добывают желтый металл, прогресс – это концентрация физической энергии масс, то есть кристаллизация мяса, костей и нервов человека в золото. Жизнь построена очень просто.
- Это ваш личный взгляд? – спросил я.
- Это? Конечно, нет! – сказал он с гордостью. – Это просто чья-то фантазия. Я не помню, как она попала в мою голову... Я пользуюсь ею, только когда говорю с людьми ненормальными... Продолжаю. Народу здесь некогда заниматься пороками – для этого не остается свободного времени. Часы напряженной работы так истощают человека, что он уже не имеет ни сил, ни желания согрешить в час отдыха. Людям некогда думать, у них нет силы желать, они живут только работой, для работы, и это делает их жизнь очень нравственной. Разве иногда, в праздник, несколько ребят повесят пару негров, но это – не против морали, потому что негр – не белый, к тому же их здесь много, этих негров. Все ведут себя более и менее прилично, и на общем сером фоне этой неподвижной жизни, забитой в тесные рамки пуританской морали, всякое нарушение ее принципов выступает резко, как пятно сажи. Это – хорошо, но это – дурно. Высшие классы общества могут гордиться поведением низших, но в то же время такое поведение стесняет свободу действий богатых. Они имеют деньги – значит, они имеют право жить, как хотят, не считаясь с моралью. Богатые – жадны, сытые – чувственны, праздные – порочны. Бурьян растет на жирной почве, разврат – на почве пресыщения. Что же делать? Отрицать мораль? Это – невозможно, ибо это – глупо. Если тебе выгодно, что были нравственны, - умей скрывать свои пороки... Вот и все! В этом не много нового.
Он оглянулся и еще понизил голос.
- И вот представители высшего общества в Нью-Йорке напали на одну удивительно счастливую мысль. Они решили учредить в стране тайное общество для явного нарушения законов морали. Был собран, путем вкладов, солидный капитал, и в разных городах страны открыты негласно, разумеется – бюро для гипноза общественного мнения. Наняли разных людей, вроде вашего покорного слуги, и возложили на них обязанность совершать преступления против нравственности. Во главе каждого бюро стоит надежный и опытный человек, руководящий действиями служащих и распределяющий занятия... обыкновенно он редактор какой-нибудь газеты.
- Я не понимаю целей бюро! – тоскливо сказал я.
- Очень просто! – отозвался он. И вдруг его лицо приняло выражение тревоги нервозного ожидания чего-то. Он встал и, заложив руки за спину, начал медленно ходить по комнате.
- Очень просто! – повторил он. – Я уже сказал вам, что низшие классы, по недостатку времени, мало грешат. А ведь необходимо, чтобы нравственность нарушалась – нельзя же оставлять ее бесплодной старой девой. Нужно, чтобы всегда кричали о нравственности, это оглушает общество, не позволяя ему слышать правду. Если в реку набросать массу мелких щепок, среди них может незаметно для вашего глаза проплыть большое бревно. Или если вы неосторожно вытащили бумажник из кармана вашего соседа, но своевременно обратите внимание публики на мальчишку, который украл горсть орехов, - это может спасти вас от скандала. Только кричите громче – вор! Наше бюро занимается тем, чтобы создавать массу мелких скандалов для прикрытия крупных преступлений.
Он подошел к окну, осторожно взглянул на улицу и снова сел на стул, продолжая тихим голосом:
- Бюро ограждает высший класс американского общества от суда народа и,  в то же время постоянными криками о нарушении законов морали забивает народу голову мелкими скандалами, организованными для прикрытия порочности богатых. Народ находится всегда в состоянии гипноза, ему нет времени думать самостоятельно, и он только слушает газеты. Газеты принадлежат миллионерам, бюро организовано ими же... Вы понимаете? Это очень оригинально.
Он замолчал, задумался, низко наклонив голову.
- Благодарю вас! – сказал я ему. – Вы сообщили мне очень много интересного.
Он поднял голову и уныло взглянул на меня.
- Д-да, это интересно, конечно! – медленно и задумчиво произнес он. – Но меня это утомляет. Я семейный человек, три года тому назад я построил себе дом... мне хочется немного отдохнуть. Это трудное дело – моя служба. Поддерживать в обществе уважение к законам морали – о! это, право, нелегко! Вы подумайте, мне вреден алкоголь, но я должен напиваться, я люблю жену и тихую жизнь в семье -  и должен ходить по ресторанам, скандалить... и постоянно видеть себя в газетах... хотя под чужим именем, конечно, но все-таки... однажды откроется мое собственное имя, и тогда... придется уехать из города. Я нуждаюсь в совете... Я пришел к вам узнать ваше мнение по моему делу... очень запутанное дело!
- Говорите! – предложил я.
- Видите ли что, - начал он, - за последнее время среди представителей высших классов общества в южных штатах заводят любовниц – негритянских девушек... По две и по три сразу. Об этом начали говорить. Жены недовольны поведением мужей. В некоторых газетах получены письма женщин с разоблачением деятельности их мужей. Возможен громкий скандал. Бюро немедленно же принялось за организацию ряда «контрафактов», как это у нас называется. Тринадцать агентов – и в их числе я – немедленно должны завести любовниц-негритянок по две и даже по три сразу...
Он нервно вскочил со стула и,  приложив руку к карману сюртука, заявил:
- Я не могу сделать это! Я люблю жену... и она мне не позволит, вот что главное. Наконец – если бы одна!
- Откажитесь! – посоветовал я.
Он посмотрел на меня с сожалением.
- А кто же мне уплатит пятьдесят долларов за неделю? И награду в случае успеха? Нет, этот совет вы оставьте для себя... Американец не отказывается от денег даже на другой день после своей смерти. Посоветуйте что-нибудь другое.
- Мне трудно! – сказал я.
- Гм! Почему трудно? Вы, европейцы,  очень легкомысленны в вопросах нравственности и ваша развращенность нам известна!
Он сказал это с твердой уверенностью в правде своих слов.
- Вот что, - продолжал он, наклоняясь ко мне, - вероятно, у вас есть знакомые европейцы? Я уверен, что есть!
- Зачем вам? – спросил я.
- Зачем? – Он отступил от меня на шаг и встал в драматическую позу. – Я положительно не могу взять на себя дело с негритянками. Судите сами: жена мне не позволит, и я ее люблю. Нет, я не могу...
Он энергично потряс головой, провел рукой по своей лысине и вкрадчиво продолжал:
- Может быть, вы могли бы мне рекомендовать на это дело европейца? Они отрицают нравственность, им все равно! Кого-нибудь из бедных эмигрантов, а? Я плачу десять долларов в неделю, хорошо? Я буду сам ходить по улицам с негритянками... вообще я все сделаю сам, он должен позаботиться только о том, чтобы родились дети... Вопрос нужно решить сегодня же вечером... Вы подумайте, какой скандал может разгореться, если это дело в южных штатах не завалить своевременно разным хламом! В интересах торжества нравственности – необходимо  торопиться...
...Когда он убежал из комнаты, я подошел к окну и приложил ушибленную о его череп руку к стеклу, чтобы охладить ее.
Он стоял под окном и делал мне какие-то знаки.
- Что вам угодно? – спросил я, открывая раму.
- Я забыл взять шляпу! – сказал он скромно. Подняв с полу котелок, я выбросил его на улицу.
И, закрывая окно, услыхал деловой вопрос:
- А если я дам пятнадцать долларов в неделю? Это хорошая плата!

Больше столетия прошло со времени определения Горьким засоренности средств массовой информации пошлостью, бытовым хламом и хроникой уголовных происшествий. Однако они остаются абсолютно пригодными и верными для капиталистической сущности развития России.

Ноябрь 2013г.


Рецензии
"два византийских миссионера создали для славян азбуку, то есть решили вопрос письменности для многочисленного славянского народа." - дальше можно не читать опус жертвы постперестройки.

Ольга Не   19.08.2014 23:29     Заявить о нарушении