Еще не потерян

   Пенсионер автобусом прибыл в областной центр. Его воображение строило картину встречи на выходе из автобуса, однако его встречающие опаздывали. Он сел на скамейку, расположенную под стеной здания вокзала, и начал выяснять по телефону, когда его заберет сын?
Во время телефонного разговора на скамейку, с другой стороны, сел мужчина. Пенсионер заметил его еще подходящего к скамейке. Это был мужчина, примерно лет тридцати. Движения его были уверенны, настроение человека, довольного обстановкой, чувствующего себя хозяином обстоятельств. В одной руке он держал банку с пивом, в другой сигареты. На щеках играли розовые пятна – свидетельство здоровья, подогретое алкоголем.
Поставив баночку из-под пива, мужчина достал мобильный телефон и стал громко разговаривать.  Он сообщил, что выбрал автомобиль за 800  долларов, были машины и за 400-500 долларов, но они действительно стары, а та, которая за 800, еще побегает. Говорил он громко, через 2-3 слова употреблял  нецензурную брань. По телефону он сообщил, что хорошо погулял. Вероятно, разговаривавший с ним,  предупреждал, чтобы тот не пропил деньги, предназначенные на покупку машины.
- Ты что, меня не знаешь? Мозги я не пропиваю!
Говорил он быстро, скороговоркой и поэтому фактически по площади непривычно лилась нецензурщина. Мимо проходили мужчины и женщины с детьми. Никто на это не обращал внимания, как будто подобная картина составляла повседневность, которая никого не будоражила и не возмущала.
В голове у пенсионера промелькнула мысль, неужели  это уже нормальная бытовая обстановка, к которой привыкли все? А если ему сделать замечание, то можно в ответ и получить угрозу? Вероятно, этим можно объяснить мотивацию безмолвной толпы, проходящей мимо?
Длительный и праздный разговор молодого человека по телефону окончен.
Пенсионер ласковым вкрадчивым голосом:
- Молодой человек, а почему у Вас в речи такое большое количество  нецензурной брани?
Он не стал спрашивать и предъявлять требования, почему он ругается в общественном месте, унижает достоинство других людей?
Нет, такой вопрос, вероятно, не был полностью справедлив, ведь проходящие мимо люди не выглядели лицами, с забранными у них человеческими достоинствами. Они одинаково себя чувствовали, как до ругани, так и после нее. Они не намеревались протестовать против складывающейся обстановки и бороться за свое достоинство. Молодой человек может сказать, что он чужое достоинство не забирал и не покушался на него.
Ответ молодого человека был оригинальным. Он не послал пенсионера на все четыре стороны и, фактически, он своим ответом признал свою вину в плохом поступке, он  оправдывал себя тяжестью его жизненной позиции. Он работает не освобожденным бригадиром в составе бригады из семи человек.
- А знаете ли, какие это тяжкие и распущенные люди? Это категория тех людей, которые нормального слова не понимает. Они приходят в осознанное состояние с необходимостью трудиться только после выслушивания отборной матерщины. А отсюда появляется привычка, которая ведет к ругани и в тех случаях, когда в ней нет потребности.
- А чему ты учишь своих подчиненных?
- Я, прежде всего, учу их справедливости, трудолюбию, чтобы указанная работа была выполнена в полном объеме и в срок.
Во время разговора мужчина ловким движением руки выбросил горящий окурок под скамейку, под стенку здания.
- Вот ты говоришь, что учишь их справедливости и трудолюбию. А сам в это время – справедлив ли и трудолюбив?
- Да, я стараюсь быть честным в отношении к ним. Свою долю работы я всегда выполняю, необоснованно ни к кому не придираюсь, требую, чтобы понимали, что работа, есть работа, ей первое внимание, а гулять и водку пить тогда, когда на это время есть, и ум не пропивать.
- Ты говоришь о хороших принципах, и если ты их применяешь, как об этом говоришь, это похвально. Применяешь эти принципы в отношении к своим близким?
- Да, они мне в настоящее время близкие, за одним столом едим, в одной комнате спим, обстановка требует делить поровну и труд, и последствие труда, фактически приходится проявлять любовь, по крайней мере не может проявляться чувство недоброжелательности или вражды.
- В отношении близких понятно, приходится проявлять только доброжелательные чувства. А как ты считаешь, как надо относиться ко всем гражданам, с которыми ты не состоишь ни в личных, ни  в производственных отношениях? Возможно, которых даже ты и не знаешь?
- Как-то об этом я и не думал. но считаю, что своим поведением я не должен их ущемлять в их правах и возможностях.
- Да, видно в школе или родители тебе привили хорошие принципы для нормальной жизни, но ты уже подраспустился. Ты бросил окурок в неположенном месте. Почему?
- А здесь нет урны.
- Но урна стоит с моей стороны скамейки. Ты же мог подняться, сделать два шага и бросить окурок в урну. Так что будем винить президента, что он тебе не создал удобства и не организовал урну там, где ты сидишь. Ты утверждаешь, что справедлив, трудолюбив. Позволь тебе возразить и не согласиться. В своем поступке ты начал экономить свой труд и возлагать его на уборщицу. Требуемый обществом твой труд был бы завершенным, если бы окурок бросил в урну. Подумай хорошенько, какая причина не доведения твоей работы до конца? Не можешь мотивировать, что был в тяжелейшем положении, и не хватило сил? А думал ли ты о той женщине уборщице, которая сверх своей нормы должна трудиться и за тебя? Вообще-то это зовется эксплуатацией.
Молодой человек чувствовал себя в чем-то плохом уличенным, совесть работала в этом направлении, но соглашаться сразу он не мог, и пытался приводить первые посетившие его сознание доводы для оправдания.
- Да, интересный Вы мужичок. С Вами можно было бы и за бутылочкой посидеть – может, пару уроков и преподнесли бы в нашей быстротекущей жизни?
В этот момент к пенсионеру подошли его сын и внучка, разговор прекратился, пенсионер помахал рукой и удалился.  Однако, в течение дня он неоднократно возвращался к раздумьям, вызванными встречей с молодым человеком.
Еще не потерян для нормальной жизни, главное – трудится и осознает, что надо трудиться, имеет совесть, на которую можно положительно воздействовать. Вероятно, культурная среда его не окружает, а он бы мог подчиниться ее требованиям. Не понятно, почему демократы отменили все формы общественного воздействия? Ругается, но эта низкая культура характеризует многих сегодня.
Ругань возведена в ранг «украшения» русской речи с экранов телевизоров в передаче «Русский шансон». Певец Новиков, хотя и призывает всех к живой веселой песне, и прекратить стенания о тяжести тюремной жизни, особенно тем,  кто там не бывал, иногда прибегает к крепкому словечку. А, может быть, если бы досидел избранный срок тюрьмы советской властью, то не ругался бы со сцены?
Трофимов в тюрьме не сидел, но считает, что, взбираясь по ступенькам славы, надо изумить народ своей творческой особенностью и понудить к не забвению крепкого словца.
Новоиспеченный певец Кашин, как его представляет  телевидение – прекрасная песнь с нетрадиционной лексикой.
Интересно – пострадала ли бы мировая культура, если бы на сцене не звучала б его прекрасная песня с нетрадиционной лексикой?
Далеко не все, а особенно молодое поколение, не знает историю появления на Руси ругани и той сути, которую она несет. Применяли ее монголы во время ожесточенной борьбы – разъяренный монгол гарцевал на лошади и выкрикивал самые оскорбительные слова в сторону русских. Выкрикивающий брань, фактически, оскорблял того, в адрес которого она была направлена, и желал ему зла. Кроме того, ругающийся, посылая брань,  исторгает из себя негативность, формированием которой истощается его нервная система.
Все ругающиеся вне сцены и на ней выразили свое отношение к чужой матери. Но их нужно спросить, а как они относятся к своей матери, любят ли они ее?
Современная распущенность привела к большому объему понятия ругань, рост которой определил и другое состояние сути. В быту ругань может применяться не в потребности причинить зло, унизить человеческое достоинство, а превратилась в привычку и одновременно ритмирует речевой аппарат, чтобы он лился равномерно при опоздании и задержке мысли.  Этой функции служат многочисленные слова-паразиты, составной частью которых составляет и нецензурная брань.
Мыслительная способность и речевой механизм, воспроизводящий результаты мыслительной деятельности, являются разными явлениями функциональной деятельности человека, они как бы соединены последовательно. Продукт одной функции поступает в обработку другой функции. Мыслительная функция имеет более замедленный ритм, а речевая больший, и появляется потребность для работы в общем комплекте в речевом аппарате производить слова, которые на тот момент не являются результатом мыслительной деятельности.
О чем это может свидетельствовать?  Мыслительная деятельность – естественный физиологический процесс, в своей сути частично независимый от человека. Он создан природой, но одновременно он может доформироваться средой обитания и специальными приемами целенаправленной тренировки. Чем скорее мышление, тем более способный, продвинутый человек, тем он более ценен для общества за его способность иметь большие результаты труда. И наоборот, чем медленнее протекает мыслительная деятельность, тем менее способен человек.
Вероятно, мыслительную деятельность совершенствует в ускорительном варианте чтение книг. Речевой аппарат, и в случае не произнесения речи вслух, как более  бегущий конвейер, поставляя свою продукцию на мыслительный конвейер, понуждает принимать его ритм и совершенствоваться. Новое вытесняет старое, для движения по пути прогресса, серьезный механизм нового должен появиться, но не для того, чтобы понижать уровень влияния чтения литературы, знание ее.
Давая оценку тридцатилетнему мужчине, пенсионер успокоился – предельных высот в мыслительской деятельности он не достигнет, но тем не менее, он не лишен ее в разумной мере и сохранил в себе состояние совести, связанной с критической оценкой своего миросостояния, с проявлением всех эмоций. Ведь некоторые считают, что есть и потерянное поколение.
Летом его обозрению представилась картина: невдалеке, возле гаражей, в тени многолетней липы, шестеро мальчиков, закончивших учебу в первом классе, играли в карты. В этом уединении и увлеченности игрой в карты, они не увидели приблизившегося к ним мужчину. Разговор их был дружественный, но сопровождался произнесением большого количества мата. Через несколько слов произносилась брань с четкой ритмичностью. Пенсионер и тогда сделал выводы, если его схематичность взаимодействия мыслительного и речевого аппаратов приведет сейчас хоть в чем-то к истине, то первый класс они не закончат, либо сами были виноваты, либо учебный процесс был не надлежащим.
Полученный дефект будет производным в еще больший недостаток и человек обеднит свои возможности для исполнения своих же потребностей и общества.


P.S.  Во время подготовки материалов для печати на канале «24, Россия» появилась информация, имеющая непосредственное отношение к освещаемой теме: англичанка жаловалась на лояльное отношение английских властей на поведение  мусульман. Выходец из Пакистана, на территории Англии, зарегистрировал брак по английским законам с одной из   женщин, а по мусульманским обычаям имеет несколько женщин, которые кроме одной, числятся женщинами-одиночками, с соответствующими вытекающими последствиями. Количество таких жен не указывалось, а, фактически, мусульманин является биологическим отцом 15 детей. У матерей-одиночек дети пользуются льготами: пособием и жильем.
Информация о жилье очень заинтересовала, и пришлось попытаться проверить достоверность информации о предоставлении матерям-одиночкам жилья. Вывод из предложенной Интернетом информации ;  женщинам-одиночкам всего мира живется тяжело, с горьким привкусом унижений и оскорблений.
Заботы в разных странах о матерях-одиночках тоже разные. В Южной Корее одной матери-одиночке длительное время пришлось длительное время проживать в бомбоубежище. В Англии мать-одиночка еженедельно получает пособие, но многие утверждают, что оно недостаточное для нормальной жизни, а отдельные считают, что вполне приличное. А самое главное – мать-одиночка имеет правоочередное право на получение социального жилья. Предоставляется оно бесплатно, ежемесячным платежам не подвергается, а через пять лет мать-одиночка может его выкупить за половину стоимости.
Если бы женщины-одиночки России имели надежду на получение жилья, как матери-одиночки, то состояние  здоровья рождаемых детей улучшилось бы, а количество отказов от собственного ребенка уменьшилось.

Октябрь 2012г.


Рецензии